Послевоенные самолеты немецкого авиационного конструктора Курта Танка

14

Нельзя не признать того факта, что немецкая авиационная промышленность в первой половине сороковых годов являлась одной из лучших в мире. А это десятки компаний и сотни опытнейших инженеров и конструкторов. В результате ими было разработано большое количество самолетов различных спецификаций. Кроме того, проводился ряд исследований и на ближайшую перспективу по самым передовым направлениям (в первую очередь по реактивной тематике). Однако, чем ближе было поражение Германии и ее союзников, тем сложнее складывалась ситуация при решении тех или иных задач. А окончание Второй Мировой войны по факту означало и фактическую ликвидацию немецкой авиационной промышленности. Большая часть ее технического потенциала досталась государствам победителям. В их числе трофейные образцы экспериментальной техники, документация по перспективным исследованиям и проектам, а также непосредственно высококвалифицированные авиационные специалисты инженерного состава. Востребованность последних была достаточно высока. Многие конструкторы и инженеры покинули Германию с целью продолжить свою профессиональную деятельностью. При этом, некоторые из них направлялись и в те страны, которые пока отставали в потенциале развития своей авиастроительной отрасли. Главным направлением такой, что называется, «трудовой эмиграции» была Аргентина. Ее руководство воспользовалось моментом и сумело привлечь многих известных специалистов (к примеру Чезаре Паллавичино, Эмиль Девуатин, Реймар Хортен, Курт Танк). И именно о последнем сегодня и пойдет речь.

Авиационный конструктор Курт Танк известен тем, что в течение долгого времени являлся главным конструктором одной из крупнейших немецких самолетостроительных фирм Focke-Wulf Flugzeugbau GmbH. Именно под его руководством были разработаны и запущены в серийное производство многие знаменитые машины военных лет. Это тактический двухмоторный разведчик Focke-Wulf Fw189 Uhu, тяжелый многоцелевой самолет Focke-Wulf Fw. 200 Condor, а также фронтовой одномоторный истребитель с двигателем воздушного охлаждения Focke-Wulf Fw. 190. После прибытия в Аргентину (1947 год), Курт Танк становится одним из ведущих конструкторов Кордовского центра самолетостроения (компания FMA). Во второй половине сороковых годов, используя помощь зарубежных специалистов, аргентинцам удалось разработать несколько весьма интересных проектов. При этом были построены как классические поршневые самолеты (к примеру истребитель-бомбардировщик FMA IAe24 Calquin, экспериментальный штурмовик FMA IAe30 Nancu), так и реактивные изделия. В первую очередь, немецкому специалисту была поставлена задача по разработке перспективного реактивного истребителя нового поколения, который бы стал основой аргентинских Военно-воздушных сил. До этого, первая попытка создать подобную машину, была предпринята конструкторской группой во главе с французским специалистом Эмилем Девуатином (в свое время он разработал лучший французский истребитель во Второй Мировой войне Dewoitine D. 520). Однако самолет, получивший индекс FMA IAe27 Pulqui, оказался неудачным и остался только в разряде экспериментальных.

Для справки. Экспериментальный истребитель FMA I. Ae. 27 Pulqui. Являлся первым аргентинский реактивным самолетом национальной разработки. Его проектирование велось во второй половине сороковых годов. Конструктивно истребитель представлял собой цельнометаллический одномоторный моноплан с низкорасположенным трапециевидным крылом и классическим типом однокилевого оперения. В качестве силовой установки применялся английский турбореактивный двигатель Rolls-Royce Derwent 5, который устанавливался в задней части фюзеляжа. Шасси выполнено по трехопорной схеме с размещением основных стоек под консолями крыла. Кабина летчика была сдвинута ближе к носовой части фюзеляжа. В качестве вооружения предполагалось использовать несколько 20-мм пушек Oerlikon 20. Был построен один опытный прототип, который прошел весь необходимый цикл испытаний. Их результаты оказались неудовлетворительными (в первую очередь по полученным летным характеристикам) и программу свернули.

Вскоре, используя опыт полученный в ходе реализации этого проекта, начались изыскания по более совершенному изделию с индексом FMA IAe33 Pulqui II. Предполагалось использовать новую силовую установку, а также полностью изменить общую конструкцию и компоновочную схему истребителя. Стоит отметить, что в основу конструкции этого самолета, легли немецкие наработки военных лет по экспериментальному реактивному истребителю Focke-Wulf Ta183 (можно заметить сходство по месту расположения шасси, стабилизатора, крыла и т. д.). Новый аргентинский самолет представлял собой цельнометаллический одномоторный высокоплан со стреловидным крылом (угол стреловидности сорок градусов по передней кромке) и стреловидным однокилевым оперением (угол стреловидности пятьдесят градусов). Стабилизатор крепился в верхней части киля.

В качестве силовой установки применялся английский турбореактивный двигатель Rolls-Royce Nene II, который располагался в задней части фюзеляжа. Каркас крыла состоял из набора лонжеронов, нервюр и стрингеров. Его механизация включала в себя элероны и щитки-закрылки. Кабина истребителя была герметического типа. Шасси самолета выполнили по трехопорной схеме, но с размещением основных стоек не под консолями крыла, а в фюзеляже. Истребитель оснастили всем необходимым пилотажно-навигационным, контрольным оборудованием и специальным оборудованием. Основные функциональные системы- стандартные. Они включали в себя топливную систему, электросистему, систему управления, гидросистему и маслосистему. Вооружение состояло из четырех 20-мм пушки Oerlikon 20. В итоге, получился вполне себе классический реактивный истребитель своего времени, схожий с советскими машинами по типу серийного Ла-15 или экспериментального Ла-176.

Свой первый полет самолет совершил в июне 1950 года. Всего построили пять летных прототипов (плюс еще несколько для статических испытаний), два из которых было потеряно в ходе летных испытаний. Во время их проведения получили максимальную скорость в 1040 км/ч. Практическая дальность полета при этом составила 2030 км. В силу ряда обстоятельств, доводка истребителя с переменным успехом продолжались в течении нескольких лет. Разработчикам требовалось устранить ряд выявленных недостатков и подготовить машину к серийному производству. Планировалось построить не менее ста экземпляров. Кроме того, предполагалось создать на основе FMA IAe33 Pulqui II специализированный перехватчик, оснащенный радиолокационной станцией. Однако, в середине пятидесятых годов (после смены аргентинского правительства), большую часть работ свернули. Окончательно данная программа была закрыта в конце пятидесятых годов. Ставку тогда сделали на закупку истребителей иностранного производства. Помимо истребительного направления, Курт Танк работал в Аргентине и над другими проектами. Это многоцелевой поршневой самолет FMA IAe35 Huanquero (который довели до серийного производства) и реактивный пассажирский авиалайнер FMA IAe36 Condor. А после расторжения контракта, он продолжил свою профессиональную деятельность уже в Индии.

По изначальному плану, первым аргентинским реактивным авиалайнером собственной разработки, должен был стать самолет FMA IAe36 Condor. Работы по нему велись с 1948 года. Конструктивно он должен был представлять собой цельнометаллический двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Фюзеляж машины имел вытянутую цилиндрическую форму, с определенным расширением в кормовой части, где располагалась силовая установка. Она должна была состоять из двух английских турбореактивных двигателей Rolls-Royce Nene II. Специфичное изменение размеров задней части фюзеляжа было обусловлено как раз применением именно этого типа двигателя с центробежным компрессором. Вместимость пассажирского салона предполагалось довести до сорока человек. Однако, все работы по этому изделию остановились на этапе постройки моделей и опытного прототипа. Гораздо большее повезло проекту легкого многоцелевого самолета FMA IAe35 Huanquero, работы по которому велись в это же время.

Конструктивно он представлял собой цельнометаллический двухдвигательный низкоплан с трехопорным убирающимся шасси и двухкилевым оперением. Кабина экипажа (состоящего из трех человек) со всем необходимым пилотажно-навигационным, контрольным и специальным оборудованием располагалась в носовой части фюзеляжа. Трапециевидное крыло самолета состояло из центроплана и двух съемных консолей. В состав его механизации входили элероны и щитки-закрыли. В качестве силовой установки применялись поршневые двигатели воздушного охлаждение с трехлопастным винтом. Они крепились в мотогондолах между центропланом и консолями крыла. В средней части фюзеляжа размещался грузовой или пассажирский отсек, а также различные элементы основных функциональных систем. Машина была доведена до серийного производства, хотя и весьма ограниченного (примерно шестьдесят штук). При этом серийные экземпляры выпускались сразу в нескольких спецификациях. Это легкий транспортный вариант, санитарный вариант, разведывательный и учебно-тренировочный варианты. Несмотря на скромные объемы производства, FMA IAe35 Huanquero оставался в эксплуатации в течение нескольких десятилетий. Некоторые летно-технические характеристики этого самолета приведены на скриншоте ниже.

Основные ЛТХ самолета FMA I. Ae. 35 Huanquero:

Основной же послевоенный успех Курта Танка связан с его работой в Индии. Во второй половине пятидесятых годов руководство этой страны приступило к реализацию своих планов по развитию авиационной промышленности с прицелом на разработку и налаживание серийного производства боевых самолетов. Тогда же, в компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL), под руководством немецкого специалиста и начались реализация проекта перспективного многоцелевого реактивного истребителя. Он получил название HF-24 «Marut». Этот самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан со стреловидным крылом, трехопорным шасси, боковым типом воздухозаборников и однокилевым оперением. Он был выполнен по классической фюзеляжной схеме с двумя турбореактивными двигателями, расположенными бок о бок в задней части фюзеляжа. За неимением возможности полностью разработать все необходимые системы, истребитель оснащался иностранным пилотажно-навигационным и специальным оборудованием. В состав вооружения должны были войти 30-мм пушки, бомбы различных калибров, а также неуправляемые ракеты.

Основная проблема этого самолета заключалась в поиске подходящего двигателя. Именно это и затянуло процесс разработки. Рассматривались различные типы английских, французских и советских силовых установок. В итоге, остановились на не самом лучшем варианте в виде британского турбореактивного Bristol Siddeley Orpheus Mk. 703. В принципе, это был надежный и хорошо освоенный в производстве двигатель, но развиваемой им тяги не хватало для получения высоких летных характеристик (максимальной скорости и скороподъемности). Построенные прототипы были подготовлены для проведения летных испытаний в 1961 году. Непосредственное серийное производство HF-24 «Marut« и передача машин в строевые части началась во второй половине шестидесятых годов. До этого несколько лет самолет находился в опытной эксплуатации. Всего построили только 147 экземпляров. В целом, несмотря на некоторые недостатки (к примеру по скоростным характеристикам и избыточной отдачи орудий), истребитель получил положительные отзывы. Хотя по сути, он больше соответствовал спецификации легкого ударного самолета (да и зачастую он применялся именно как ударник). После окончания работ над этим проектом, Курт Танк вернулся в Германию. Непосредственно разработкой новых самолетов он больше не руководил. В завершение обзора приведем таблицу с основными характеристиками первого индийского реактивного истребителя.

Основные ЛТХ самолета HF-24 «Marut»:
Послевоенные самолеты немецкого авиационного конструктора Курта Танка
Источники:
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account