Последняя победа Императорского флота Японии.

1

 При разработке этой альтернативы были применены два допущения:

— Американские подводные лодки не смогли достичь таких успехов как в РИ. ИМХО, при нормально поставленном противолодочном патруле, японцы могли не потерять свои лучшие корабли от ударов из под воды.

— «Унрю» и «Амаги» смогли ввести в строй несколько раньше РИ. Переподготовить береговых лётчиков на действия с авианосцев было вполне реальной задачей. (см. воспоминания Сабуро Сакаи)

Последняя победа Императорского флота Японии.

Альтернатива замоделированна с помощью варгейма «War in the Pacific”, поэтому возможно что то из происходящего в ней может оказаться не совсем реальным, но при исторических действиях японского флота, в этом варгейме получался исторический результат.

10 июня 44 года. Штаб Флота на легком крейсере «Ойода». Где то в районе Филиппинского архипелага.

Адмирал Тойода просматривал разведданные: радиоперехват, данные с подводных лодок и гидросамолетов – по всему выходило, что против Марианских островов готовится крупная операция. И судя по всему шансов победить в генеральном сражении у Японии было очень и очень немного – американцы располагали не менее чем 12 авианосцами из них 7 были тяжелые, и это не считая эскортных которые американцы тоже наверняка задействуют в этой операции. У Японии же было лишь 9 авианосцев при этом полноценных ударных лишь 3.. Авиагруппы же были не в пример слабее американских. Какой то шанс оставался на взаимодействие с береговой авиацией на Марианских островах, но флот сможет подойти к островам не раньше 17 июня, а что к тому времени останется от авиации было примерно ясно… Как показывал опыт – против американской авианосной группы у береговой авиации нет не малейших шансов. Тойода ещё раз пробежал глазами по разведданным, окинул взглядом карту Филиппинского моря, а потом стал отдавать приказания штабным офицерам.

Через десять минут в эфир полетели указания.

10 июня 44 года. Сайпан.

Адмирал Какута вертел в руках приказ только что полученный из штаба флота. Приказ больше походил на какую то дезинформацию подкинутую американцами, но после проверок и запрашивания подтверждения никаких сомнений не осталось. Командующий хотел, чтобы все исправные самолеты с Сайпана, Тиниана, Гуама – были переброшены на авиабазы находящиеся на островах Палау, Яп, Улити. При этом это надо было сделать немедленно. И это после того как гидросамолет обнаружил американский флот двигающийся к Сайпану.

Через четыре часа на Марианских островах не осталось исправных самолетов, кроме нескольких летающих лодок. Пехотинцы и техники не могли понять, почему перед самым сражением их неожиданно оставили без воздушного прикрытия.

12 июня 44 года. Одна из авиабаз Филиппинского архипелага.

Перед строем летчиков спешно переброшенных с разных аэродромов стояло несколько старших офицеров во главе с каким то капитаном первого ранга.

Он откашлялся и начал:

Я капитан первого ранга Комонага Дзёити. Командир авиагруппы авианосца Амаги.

Как вы знаете вас собрали здесь на переподготовку. Вы лучшие летчики береговой авиации. Знаю, многих из вас учили садиться на авианосец, но посадка и взлет это ещё не все что нужно знать пилоту авианосной авиации. Империя требует, чтобы через шесть недель два новейших авианосца Унрю и Амаги были готовы вступить в бой, поэтому забудьте об отдыхе и легкой службы. Через шесть недель вы должны быть лучшей авиагруппой на Тихом Океане!

12 июня 44 года. Сайпан.

Страшный авиаудар обрушился на аэродромы Сайпана. Не менее 400 самолетов штурмовали взлетные полосы, ангары, плохо замаскированные цистерны с горючим, казармы. Вот только основной цели удара – японской авиации на Сайпане не нашлось. Лишь у берега американские пилоты уничтожили шесть гидросамолетов, да на одной из запасных площадок сожгли десяток поврежденных бомбардировщиков.

Адмирал Митшер был в полном недоумении, слушая доклады пилотов. Никакого сопротивления авиации оказано не было. Он готовился к тяжелому бою, потерях в авиации, а возможно и в кораблях, но японцы не оказывали не малейшего сопротивления. Лишь один бомбардировщик не вернулся на Хорнет сбитый зениткой.

13 июня 44 года. Сайпан.

Пока летчики Митшер радовались отсутстствию сопротивления в воздухе, морской пехоте адмирал Тернера было не до смеха. Не смотря на то, что высадку поддерживали семь линкоров и авиация с четырнадцати эскортных авианосцев, высадка обернулась тяжелыми потерями. За четыре часа боя пехота смогла едва-едва закрепиться на берегу, и продвинуться вглубь острова на пятьсот метров. Сопротивление японцев было очень упорным, и хотя Тернер не сомневался что Сайпан в конце концов падет, потери сильно превышали предполагаемые, каждый метр вглубь острова морской пехоте приходилось оплачивать кровью.

14-17 июня.

На Сайпане морская пехота с трудом продвигалась вперед расширяя плацдарм. Её поддерживали огнем линкоры и крейсера, в воздухе потоянно висели несколько самолетов с эскортных авианосцев. А море вокруг кишело от транспортных кораблей, десантных барж остоянно доставляя подкрепление и боеприпасы.

TF58 медленно крейсировало восточнее Марианских островов, выжидая ответных действий японцев.

18 июня. 12:00 Филиппинское море.

Адмирал Одзава стоял на мостике флагманского корабля — новейшего авианосца «Тайхо». Он только что открыл запечатанный пакет, в котором предписывалось избегать решающего сражения и сосредоточиться на уничтожении транспортов противника. Ну что же — Одзава был согласен с этим решением, командующего Объеденным Флотом. Несмотря на то что у Японии никогда до этого не было такого мощного флота — 9 авианосцев, на палубах которых стояли четыреста самолетов, ввязываться в бой с 7 Эссексами и толпой легких авианосцев с тысячью самолетов было равносильно самоубийству.

Одзава шел полным ходом, с тем чтобы остаться в недосягаемости авиации противника до заката, а утром оказаться на расстоянии авиаудара по кораблям у острова Сайпан. По заверениями адмирала Тойоды, и командующего авиацией на Марианских островах Какуты, на следующий день у американских авианосцев будет занятие поинтереснее чем авианосный бой. Ну что же будем на это надеяться, хотя честно говоря особо не верится.

18 июня.15:00 О Яп.

От гула десятков авиационных двигателей закладывало уши. На всех взлетных площадках готовились к взлету множество самолетов. Бегали пилоты и техники. К самолетам прицепляли подвесные топливные баки. Туда-сюда сновали топливозаправщики.

Адмирал Какута вместе со своим штабом заходил в транспортный самолет, переоборудованный в штабной. Судя по данным с Тиниана и Гуама, на складах, несмотря на постоянные атаки с воздуха, ещё оставалось топлива и боеприпасов на 2 или 3 вылета имеющихся самолетов. И завтра воздушный флот Марианских островов должен был вступить в бой с противником, совсемстно с авианосной авиацией.

Старый офицер прекрасно знал какой ад будет твориться на Гуаме завтра, но не остался в тылу, а для себя поклялся, что если завтра Япония потерпит поражение, то на последнем оставшемся самолете поднимется в воздух и пойдет в бой без шансов остаться в живых.

18 июня.19:00 О Гуам.

Мл.Лейтенант Джон Канингхем сидел в кокпите Эвенджера. Это был уже не первый его рзведвылет у Марианских островах и как все последние дни всё было тихо и спокойно.

Ни кораблей, ни самолётов все эти дни он не видел, поэтому сейчас он просто любовался волнами в котрых играли лучи заходящего солнца. Неожиданно в наушниках раздалось какое то восклицание. Что такое, Фрэнк? — переспоросил он у своего стрелка-наблюдателя.

-Самолеты! Много! — почти заорал тот в ответ.

Джон Канингхем заложил вираж и увидел над Гуамом цепочки самолетов заходящих на посадочные полосы. Их было не один или два… даже не несколько десятков… Скорее сотня или даже две. Пожалуй оставаться здесь было опасно, да и время патрулирования заканчивалось. Он толкнул ручку от себя, и разогнавшись в пикировании полным ходом пошел к своему авианосцу.

18 июня.20:00 100 миль восточнее Сайпана. TF 58. авианосец Лексингтон.

Адмирал Митшер только что получил разведданные от пилотов совершающих последние перед закатом вылетов. Неожиданно он оказался перед угрозой боя в совершенно не выгодных для него условиях: Только что на островах Гуам и Тиниан были замечены десятки японских самолетов, судя по всему спешно переброщенные из тылов. Конечно самолёты требуют топлива и боеприпасов, но полной уверенности что его пилоты смогли уничтожить все склады на островах у него не было, тем более не видя вражеских самолетов летчики явно расслабились. Кроме того были обнаружены японские авианосцы приближающиеся с северо-востока к Сайпану и при этом экипаж самолета разведчика клялся, что их было не меньше пятнадцати. Врёт конечно, но похоже здесь весь японский авианосный флот. И самое последнее — на востоке были обнаружены японские линкоры и крейсера.. Конечно возможно что летчик перепутал и это был всего лишь какой то конвой, например экадренный танкер и несколько эсминцев, но полностью сбрасывать со счетов этот контакт не стоило. Проведя короткое совещание с офицерами штаба, он решил что не имеет права рисковать лучшими кораблями США, ведя завтра утром бой на два или три фронта с возможно превосходящим противником, и решил отойти южнее Гуама, до выяснения обстановки. Он лишь приказал передать на корабли прикрывающие высадку на Сайпан быть готовым к воздушным атакам и атакам надводных кораблей.

18 июня. 20:00 Японской Флот. Авианосец «Тайхо».

Адмирал Одзава составлял план на завтрашний бой. Он был доволен. Только что пришла радиограмма с Гуама, что на аэродромах Марианских островов стоят готовые к бою двести пятьдесят самолетов. Теперь можно даже ввязаться в бой с американским авианосным флотом, когда он будет вынужден отвлечь часть своих сил на подавление береговых аэродромов. Но если он как и предполагается отойдет или займется только подавлением береговых аэродромов, то американским войскам у Сайпана останется только молиться своим богам.

19 июня. 2:00 о Гуам

На аэродромах Гуама сегодня не спал никто. Только летчики пытались как то поспать под крыльями своих самолетов и в палатках, а техники всю ночь работали в поте лица, приводя самолеты в порядок после долго перелета, перебирая двигатели и перетаскивая на аэродромы из дальних, не разрушенных складов бомбы, торпеды, снаряды для авиапушек… Завтра с первыми лучами солнца самолеты должны быть в полной боевой готовности.

19 июня 4:00

Почти одновременно, ещё затемно, и американцы, и японцы подняли разведчиков, с тем чтобы с первыми лучами Солнца они уже были в зонах патрулирования.

19 июня 6:30 Севернее Сайпана. Японский флот.

Уже час как Солнце взошло и самолеты разведчики начали тщательно обследовать свои сектора, как и предполагалось большое скопление противника было у острова Сайпан, а авианосцев пока что найденно не было. На палубах всех авианосцев уже стояли заправленные, увешанные оружием самолеты, готовые по первому сигналу взмыть в небо и устремиться к противнику. На мостик Тайхо поднялся посыльный и протянул адмиралу расшифрованную радиограмму. Одзава пробежал её глазами, и сказал — ударным самолетам и эскорту нанести удар по скоплению кораблей и судов у острова Сайпан.

19 июня 8.30 О. Сайпан

Это было кошмарное утро для американских войск. Это был почти разгром.

Час назад операторы радоров обнаружили множественную воздушную цель приблжающиеся со стороны Гуама и Тиниана, сейчас же с эскортных авианосцев были подняты истребители, завязался яростный воздушный бой. Не менее сотни бомбардировщиков пмод прикрытием не меньшего количества истребителей атаковали американский флот. Американские пилоты делали все возможное, но их было слишком мало. Один за одним подбитые самолеты падали вниз, и хотя почти каждый сбитый успевал прихватить с собой японца, японские торпедоносцы один за другим выходили на цели и сбрасывали свой смертоносный груз, неожиданно операторы доложили ещё об одной групповой воздушной цели, на этот раз с Севера. Лишь два десятка истребителей можно было выделить для отражения этой атаки, но японские палубные самолеты, смели этот заслон даже не сломав строй… И стали заходить для атаки на разбросанные вокруг острова корабли. Линкоры Колорадо и Пенсильвания получили по бомбе, повреждения были не сильные, но кораблям явно предстоял ремонт в доке, три эскортных авианосца «Копахии», «Вайт Плэйс», «Бретон» полыхали по всей длинее, каждый из них получил по две-три торпеды и было ясно что спасти их не удастся, транспорт с боеприпасами получив три торпеды взорвался, взметнув к небу огромный столб пламени, ещё четыре транспорта утонули, а количество сожженных и утопленных десантных и танкодесантных барж просто не поддавалось учету. Сбросив бомбы и торпеды самолеты зашли на второй заход, и обстреляли из пулеметов сложенные на берегу боеприпасы, гаубичную батарею, скопления пехоты… Одновременно с этим в глубине острова японские солдаты с криком «Банзай!» бросились в атаку, и остановить их получилось лишь ценой больших жертв среди морской пехоты.

19 июня 12:00 о Гуам

Возвращающиеся с налета на Сайпан самолеты были встречены над взлетными полосами десятками американских палубных истребителей, вылетевших с аваносцев TF58. И так поврежденные самолеты стали легкой добычей для американских пилотов. Лишь 47 самолетов смогли вренуться без повреждений. Ещё 32 село, но поврежденные, оставшиеся остались гореть в джунглях или упали в море. Ещё несколько самолетов было сожженно шткрмовой авиацией после посадки, когда их не успели вовремя откатить под прикрытие деревьев. Но дело было сделанно.

Японский же флот полным ходом уходил обратно к Филиппинским островам.

Авиагруппы почти не понесли потерь, на авианосцах царило праздничное настроение, это была победа, хоть и не такая громкая как могла бы быть если бы получилось разбить вражеское авианосное соеденение, но американским войскам на Сайпане было нанесен тяжелый удар и неизвестно когда теперь они смогут полностью взять остров под свой контроль, и смогут ли вообще.

Последняя победа Императорского флота Японии.

19июня — 15 июля

На Сайпане идут тяжелые бои. После того как был нанесен серьезный урон от авианалета наступление на две недели вообще прератилось на острове наступило некое равновесие, но американским войскам в конце концов подошло подкрепление и 3 июля последняя взлетная полоса оказалась у них в руках. Тем не менее японское сопротивление на острове не прекратилось. Оставшиеся войска рассредоточились по острову, и постоянно беспокоили американцев — то обстреляют пост, то вырежут дозор, а то вообще из несколькихуцелевших минометов обстреляют взлетные полосы и ангары.

Высадку на Тиниане и Гуаме пришлось отложить.

«Колорадо» и «Пенсильвания» ушли в Пёрл Харбор» и встпли на ремонт.

TF58 неторопясь крейсировало вокруг Марианских осторвов готовясь к новым сюрпризам со стороны японцев, но по данным разведки, японский флот проводил учения у берегов Филиппинского архипелага переходя из базы в базу. Это не создавало непосредственной угрозы войскам на Сайпане, но не позволяло ответсти флот. Радиоразведка исправно перехватывала японские перговоры, и на исчезновение из эфира четырёх эсминцев никто не обратил внимание. Скорее всего они просто встали на ремонт. Но в действительности было не так…

15 июля. Филиппинское море. Японский флот.

В восточной части Филиппинского моря экономичным ходом шел флот. Авианосцы, крейсера, эсминцы. Ещё вчера все корабли были на месте, но сегодня многие моряки обратили внимание, что 2 лучших авианосцев — проверенных в бою «Сёкаку» и «Дзуйкаку», и два крейсера разведки «Тоне и «Тикума» ночью изменили курс и куда то ушли полным ходом. А вчера на «Тайхо» было проведено совещание, на котором командирам этих кораблей были вручены запечатанные пакеты. Тем не менее позывными этих кораблей теперь пользовались четыре эсминца.

15 июля. Филиппинское море.

Четыре корабля японского флота двигались на юг, рассекая прозрачную воду своими форштевнями. Отдельная Ударно-Диверсионная дивизия Объеденного флота двигалась в полном радиомолчании. В случае обнаружения они должны были повернуть обратно , но в случае успеха ход кампании за Марианские острова мог изменится.

16-20 июля

Уйдя сильно южнее островов Палау, Отдельная Ударно-Диверсионная дивизия прошла ночью через лабиринт Каролинского архипелега и вышла на линию Сайпан — Маршаловы острова, по которой американские силы перебрасывали на Сайпан подкрепление и снабжение. Утром поднявшиеся с крейсеров «Тоне» и «Тикума» самолеты разведчики обнаружили целых три цели — идущий к Сайпану в 150 милях конвой, группировку крейсеров и эсминцев примерно в 200 милях, и совсем близко, чуть дальше 70 миль обратный конвой идущий от Сайпана, с пустыми транспортами, прикрытый несколькими эсминцами и тремя эскортными авианосцами. Конечно, заманчивее всего было атаковать первый конвой, но лишнее время проведенная в этих водах отрицательно склазвалось на шансах успешного возвращения, поэтому было принято решение атаковать ближайший конвой.

Американцы до последнего момента не ожидали атаки. Появившийся несколько часов назад гидросамолёт скорее всего принадлежал какому то американскому крейсеру, на него почти не обратили винамания. Даже когда наблюдатели заметили целый рой приближающихся самолетов никто не объявлял воздушной тревоги, до тех пор пока первый из самолетов не бросился в пике. Конвой был разгромлен в несколько минут: Было потопленно два эскортных авианосца, несколько десантных кораблей, два транспорта. Истребители с палуб эскортных авианосцев так и не успели взлететь.

А японцы потеряв от зенитного огня 6 торпедоносцев и 2 бомбардировщика через пол-часа приземлились на палубы своих кораблей, которые полным ходом ушли на юг.

Последняя победа Императорского флота Японии.

15 июля — 15 августа.

Сайпан пал окончательно. Американцы не смотря на потери и поблемы со снабжением смогли закрепится на нем и даже перебросить самолеты. Теперь они явно готовились к продолжению операции — высадке на Тиниан или Гуам.

Теперь адмирал Тойода решил дать американскому флоту генеральное сражение. И считал что у него есть все шансы на успех. Теперь авианосный флот адмирала Одзавы имел в своём составе 11 авианосцев — к нему присоеденились два новейших корабля — «Амаги» и «Унрю», хотя они были и с неполностью готовыми авиагруппами, это давало лишний шанс. После рейда «Журавлей», рассуждал Тойода, американцы должны выделить серьезные силы для защиты своих коммуникаций, поэтому TF58 скорее всего будет занчительно ослабленно. Для того чтобы гарантировано отвлечь часть сил Тойода выделил 3 старых эскортных авианосца «Уньйо», «Шиньйо», «Кайо», на их палубы были погружены истребительные авиагруппы с островов Палау. Конечно мало кто из береговых пилотов мог посадить свой самолёт на крошечную палубу этих недоавианосцев, но для большинства из них это и так был рейд в один конец, и пилоты, так же как и старшие офицеры этих кораблей знали это. Это соеденение должно было изобржать из себя ударную авианосную группу, и повторить рейд «Сёкаку» и «Дзуйкаку» с тем отличием, что вернуться скорее всего не получится.

17 августа

Флот Одзавы двитгался к Марианским островам. И это было совсем не так, как было два месяца назад. Разница была даже не в том, что теперь на два авианосца было больше, а в том что у пилотов и экипажей кораблей после двух побед появилось уверенность. Теперь флот шел побеждать а не тонуть.

18 августа. Восточнее Сайпана. TF58

Только что Митшер получил Данные разведки — южнее Каролинских островов обнаружено соеденение авианосцев двигающихся на Запад. Между тем с баз на Маршаловых островах уже вышли транспорты с десантом на Тиниан. Их перехвата нельзя было допустить не в коем случаем. Так же нельзя было и оставить без прикрытия Сайпан, обеспечивающий фланг операции. С него тоже планировалась переброска десанта. И в этот момент он принял роковое для себя решения. Оставшись прикрывать Сайпан с авианосцами «Лексингтон», «Хорнет», «Йорктаун», «Энтерпрайз», и легкими авианосцами «Белью Вуд», «Батаан», «Сан Джасинто», «Принстон» , он отправил «Банкер Хилл», «Уосп», Монтерей», Кэбот», «Эссекс», Лэнгли», «Коупенс» для защиты транспортов с маршаловых островов.

19 августа

Одзава, понимая, что что потеря любого корабля для Империи невосполнима решил навязать бой, на как можно более дальней дистанции. У японских самолетов радиус действия несколько превышает радиус действия американских, поэтому он держал курс сильно севернее предполагаемого расположения противника.

20 августа. 9:00 юго-западнее Марианских островов.

На японские эскортные авианосцы обрушилась мощь половины TF58. Три десятка истребителей успели подняться в воздух, но что они могли сделать против ста пятидесяти истребителей и сотни ударных самолетов. Через пол-часа все было кончено «Уньйо», «Шиньйо», «Кайо» были потоплены, эсминцы сопровождения уходили к Улити, а остаки авиагруппы пытались долеть до Гуама.

Но эйфория на мостиках американских кораблей быстро уступила место понике, как только они опросили летчиков. Конечно некоторые заявляли, что утопили не иначе как «Дзуйкаку», «Секаку» и «Тайхо», но более опытные доложил, что были утоплены всего лишь три эскортника, с донельзя слабыми авиагруппами. Соеденение полным ходом пошло к Сайпану, но было поздно.

20 августа. Где то на Востоке от Тиниана.

На уполовиненную TF58 обрушилась вся мощь японского объедененного флота. Против трёх тяжелых и четырех легких авианосцев действовало 7 тяжелых и 4 легких авианосца. Американские пилоты были явно опытнеее японских, но потеряв треть авиагруппы в бою с истребителями оставшиеся обрушились на корабли. Бомы и торпеды попали во все четыре тяжелых авианосца. «Лексингтон», штаб адмирала Митшера — горел по всей длинне, его надстройка была превращена в груду железа, сам адмирал Митшер был тяжелоно раненый эвакуирован н эсмминец, «Хорнет» стоял без хода, его крен увеличиваляся с каждой минутой, и попытки буксировки успехом не увенчались, «Йорктаун» и «Энтерпрайз» получили по несколько попаданий, но пока как то держались на плаву. Спасательные партии работали во все руки, пока на «Йорктауне» не взорвался авиабензин. Только «Энтерпрайз» смогли как то дотащить до Сайпана, где он сел на грунт в гавани. Из легких авианосцев «Белью Вуд», «Батаан», «Сан Джасинто», «Принстон» было симпровизированно ударное соеденение, которое пошло полным ходом к японцам, и успело до ночи нанести удар. Прореженные японские авиагруппы не смогли оказать серьезного сопротивления, и бомбы настигли авианосцы «Читосе», «Хийе», «Дзуйхо»., «Сёкаку». Легкий «Читосе» к полуночи скрылся под водой, «Хийе» и «Дзуйхо» получили серьезные повреждения, но до Метрополии их при удачи можно было довести — той же ночью они в сопровождении 6 эсминцев ушли на северо-запад к Японии, а «Сёкаку» бомба пробила всего лишь палубу. Повреждения были не критичиные и вместе с остльным флотом он пошёл к базе Тави-Тави.

Последняя победа Императорского флота Японии.

21 августа. Пёрл-Харбор

Адмирал Нимиц рвал и метал. Этот клочок земли — Сайпан уже два месяца стоял у него как кость в горле. Он не стоил и десятой части пролитой за неё крови. А теперь ещё и потеря трёх авианосцев.. Да и четвертый неизвестно когда получится ввести в строй.

Всё. С меня хватит, решил Нимиц, и подписал приказ об эвакуации Сайпана.

США снова вернулись к стратегии от «пальмы-к-пальме», выколупывая один японский за другим. Наносить удары в середине оборронительного приметра американцы ещё долго не рисковали.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

77 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account