Недавняя демонстрация Китаем прототипа перспективного истребителя 6-го поколения на ежегодном авиашоу в Чжухае, разумеется, породила множество споров — в первую очередь, насколько он близок к реализации? Представленный государственной корпорацией AVIC (англ. — Aviation Industry Corporation of China) макет под названием «Байди» (кит. 白帝 — белый император) выглядел настолько новаторски, что многие усомнились в его реалистичности.
И как выяснилось сегодня — скептики были не вполне правы.
Двадцать шестого декабря 2024 года, неизвестный прежде китайский военный самолет был замечен в воздухе в сопровождении истребителя J-20 (предыдущего, пятого поколения). Обе машины шли на небольшой высоте, и позволили зрителям себя заснять в достаточно хорошем качестве. Достаточно хорошем, чтобы убедиться; хотя представленный самолет и не имеет почти ничего общего с «Байди», он также является радикально новым шагом в развитии военной авиации.
Итак, что же можно сказать о китайском прототипе 6-го поколения?
* Это весьма крупный многоцелевой истребитель, по крайней мере, сопоставимый размерами с J-20 (который считается самым большим и массивным из принятых на вооружение самолетов 5-го поколения). Массивное шасси с двойными колесами указывает на значительный вес, вероятно, превышающий 40-50 тонн.
* Его крыло имеет необычную для современных самолетов форму «двойная дельта» (или «составная дельта») — треугольное с характерным «изломом» в передней части. Такая форма улучшает подъемную силу на больших углах атаки, обеспечивает более плавный переход звукового барьера и лучшую управляемость на малых скоростях.
* Китайский самолет не имеет вертикального оперения — все управление осуществляется с помощью развитой системы элевонов на задней кромке крыла. На фотографиях можно выделить по крайней мере пять отдельных подвижных элементов с каждой стороны, а также винглеты (управляемые законцовки крыла). Высказывается мнение, что такая сложная система может быть китайским подходом к перспективной идее активного управления воздушным потоком.
* Некоторые источники предполагают, что он может иметь трёхдвигательную конфигурацию — на фото в профиль виден дополнительный центральный воздухозаборник, выступающий сверху корпуса за кабиной пилота. Возможно, таким образом Китай пытается обойти известную проблему с производством высокоэффективных авиационных двигателей (усилия Китая в этом направлении до сих пор оцениваются с определенным скепсисом), установив три менее мощных, но более надежных двигателя.
Однако, стоит отметить, что это может объясняться и другими причинами: например, желанием снизить ЭПР в нижней проекции. Воздухозаборники являются одними из главных «нарушителей» радарной малозаметности самолета, и идея вместо пары крупных воздухозаборников на брюхе поставить два небольших и третий на спине выглядит достаточно убедительно.
UPD:
Доступный наземный снимок плохого качества подтверждает трехдвигательную конфигурацию самолета.
* Судя по всему, огромное внимание уделено снижению радиолокационной заметности самолета — отсутствие вертикального оперения, максимальное «вписывание» фюзеляжа в крыло. Значительное расстояние между двумя боковыми двигателями, вероятно, предназначено для размещения объемистого отсека вооружения — таковой является характерной чертой, например, J-20.
* Назначение машины пока еще неясно, но многие предполагают, что новый китайский самолет является логичным развитием J-20 — тяжелый многоцелевой истребитель-бомбардировщик с приоритетом ударных функций.
P.S. Не могу отделаться от ощущения, что китайцы вдохновлялись шведским истребителем SAAB «Draken» — наиболее известным обладателем «двойной дельты» крыла:
UPD: только что выяснилось, что китайцы сегодня подняли в воздух ЕЩЕ ОДИН прототип бесхвостого истребителя:
Эта машина существенно отличается от предыдущей, имеет более «традиционную» конфигурацию, но сходные общие черты — треугольное крыло большой площади, вписаный в крыло фюзеляж, отсутствие вертикального оперения.
Два прототипа самолета шестого поколения разных схем в один день. Надо сказать, впечатляет! Очень впечатляет! Особенно с учетом, что у американцев их собственные работы все еще концептуализируются…
источники