Обзор боевых кораблей, внесших свой вклад в победу антигитлеровской коалиции, будет крайне неполным, если не упомянуть о флоте страны, пусть и не продемонстрировавшей ратных успехов на морях, но по количеству уничтоженных военнослужащих стран «оси» занимающей почетное второе место. Более того, первый бой эта страна дала наступающей тьме задолго до того, как это стало мейнстримом. Речь о Китае, основным противником которого стала милитаристская Япония. Еще с 1931 года.
Китай после Синьхайской революции 1911 года вступил в период длительной нестабильности. После падения империи Цин власть перешла в руки милитаристов, военных лидеров, нарезавших в Китае себе собственные «княжества». Движение за освобождение Китая возглавил доктор Сунь Ят Сен, объединивший революционные националистические силы в партию Гоминьдан. Первоначально Гоминьдан ориентировался на сотрудничество с китайскими коммунистами и СССР, от которого получал разнообразную помощь, в том числе оружием и советниками. После смерти Сунь Ят Сена в 1925 году власть в Гоминдане переходит к военному крылу, возглавляемому Чан Кай Ши. В 1927 году он добился формального восстановления единства страны, порвал с коммунистами и стал ориентироваться на веймарскую Германию.
Одной из основных целей Чан Кай Ши стало укрепление вооруженных сил, в том числе и флота. Амбициозная программа по строительству линейного флота, естественно, не выдержала испытания реальностью, но постройкой новых, пусть и небольших кораблей для китайского флота будущий генералиссимус озадачился.
Традиционно для эпохи брони и пара основным типом китайских боевых кораблей были канонерские лодки различных форматов, иногда именуемые в документах бронепалубными или легкими крейсерами. Эти относительно небольшие корабли были способны выполнять различные боевые задачи как в акваториях Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, так и на полноводных китайских реках Янцзы и Хуанхэ.
Программой перевооружения флота, принятой к исполнению, предусматривалось строительство нескольких канонерских лодок. В мае 1928 году в Шанхае на верфи «Цзяннань» была построена довольно удачная канонерка Yung Sui (650 тонн, 18,5 узлов, 4000 л.с, одно 152-мм орудие, одно 120-мм орудие, три 76-мм и четыре 57-мм зенитных орудия, экипаж 152 человека). Она стала основой для проектирования более крупного корабля.
Проект был разработан китайскими конструкторами, строительство было поручено той же шанхайской верфи «Цзяннань». 1650 тонный корабль китайцы классифицировали уже как легкий крейсер. Крейсер получил имя «Ят Се́н» в честь основателя партии Гоминьдан и лидера китайского революционного движения Сунь Ят Сена. В связи с различием китайских диалектов, особенно кантонского, считается, что название Yi Hsien («И Сиань»), которое корабль носил в составе флота Тайваня по сути обозначает то же самое (逸仙).
Казне крейсер обошелся в 3 миллиона юаней (890 тысяч американских долларов по курсу 1930 года, примерно 10,6 миллионов современных американских долларов). Он стал одним из крупнейших кораблей, построенных на китайских верфях в межвоенный период. От прототипа, канонерской лодки, его отличали усовершенствованная форма корпуса, увеличенное водоизмещение и чуть более сильное вооружение (140 мм орудие вместо 120 мм на корме). Зато при той же мощности машин скорость достигла уже 20 узлов.
Успешное завершение строительства и испытаний нового крейсера вдохновило китайских адмиралов на дальнейшее развитие проекта. Однотипный «Ят Се́ну» корабль должен был быть построен на той же шанхайской верфи и немного увеличиться в размерах-1731 тонна водоизмещения, длина 87, ширина 10,3 и осадка 5,5 метра. Крейсер успели заложить, но после начала японо-китайской войны и захвата Шанхая японцами проект, разумеется, приказал долго жить. Верфь «Цзяннань» перешла под управление Mitsubishi и занялась совершенно другими работами.
«Ят Се́н» Yat Sen (китайский: 逸仙, Мандерин Пиньинь —«И Сянь» Yi Hsien ). Верфь Цзяннань и инженерный завод , Шанхай, Китай.
Заложен в январе 1930 года. Спущен на воду 12 ноября/ 12 декабря 1931 года. Введен в эксплуатацию 10 октября 1934 года. Списан 1 июня 1958 года. Продан на слом 19 мая 1959 года
Водоизмещение 1520 /1650 т (1624 длинных тонны). Длина 82,3 м. Ширина 10-10,5 м. Осадка 3,4- 3,8 м.
Силовая установка: Двухвальные поршневые двигатели, 3 угольных котла, 4000 л.с. .Скорость 19-20 узлов. Дальность плавания 10 000 миль экономичным или 4220 миль полным ходом. Экипаж 182 человека (22 офицера)
Вооружение (как построено)-1 × 152 мм (6 дюймов) пушкаType 41, 1 × 140 мм (5,5 дюйма) пушка 3rd Year Type, 4 × 75-мм (3 дюйма) орудияType 41, 2 (2×1) 47-мм орудия Hotchkiss .
После японской реконструкции-1 × 120-мм (5 дюймов) орудие DP, 2 × спаренные 40-мм (2 дюйма) пушки типа 91 «HI», 5 × 25-мм орудий типа 96 AA, 6 × 7,7-мм пулеметов
Корпус крейсера имел длинный полубак , примерно 40 % общей длины, и двухтрубный силуэт с двумя мачтами. Основная надстройка занимала центральную часть корпуса от полубака до кормы, а в носовой части располагалась трехуровневая надстройка с рубкой, мостиком и системами управления, интегрированная с фок-мачтой.
Корпус был полностью изготовлен из мягкой судостроительной стали и бронирования не имел. На борту крейсера было две гребные шлюпки и два моторных катера.
Двухвальная силовая установка с тремя паровыми котлами, работающими на угле, имела мощность 4000 л.с. Запас угля составлял 280 тонн, что позволяло пройти 10 000 миль на 10 узловом ходу или 4220 миль на 20 узлах.
Все вооружение было закуплено в Японии. Основное вооружение крейсера-два орудия в одиночных установках на носу и в корме. Только носовое калибра 152 мм, а кормовое 140 мм. Логика 80 уровня. 152-мм морское орудие Type 41( модифицированное 150 мм орудие Армстронга экспортной версии Pattern Z1). Максимальная дальность стрельбы — 18-21 км, начальная скорость снаряда — 850 — 855 м/с, скорострельность — 6 выстр/мин., фугасный снаряд весом 45,36 кг.
Эту пушку японцы использовали для вспомогательной артиллерии линкоров и основной для легких крейсеров. Также применялась в береговой артиллерии. На вооружении она с 1914 года, а появление на свет связано с желанием японского командования получить орудия с более легкими снарядами для не очень могучих японских канониров.
Максимальная дальность стрельбы — 15,8 км, начальная скорость снаряда — 850 м/с, скорострельность — 6-10 выстр/мин., снаряды полубронебойные, осветительные и учебные весом 38 кг.
Четыре 76 мм пушки размещались на верху основной надстройки, 47 мм — на палубе полубака по бокам от носовой надстройки. 76-мм орудия Type 41 были клонами британского 12-фунтового орудия QF Mk I, только с укороченным стволом. Оно фактически было универсальным. Максимальная дальность стрельбы — 10,7 км, начальная скорость снаряда — 680 м/с, скорострельность — 15 выстр/мин., фугасный снаряд весом 5,67 кг.
Классические 47 мм Гочкиссы выпускались в Японии как Yamanouchi. Кроме того британскую версию Гочкисса-2½-фунтовое 30 калиберное орудие завода Elswick японцы тоже доработали под себя и выпускали как Yamanouchi Mk I. Максимальная дальность стрельбы — 4,5 км, начальная скорость снаряда — 701 м/с, скорострельность — 20 выстр/мин., осколочно-фугасный снаряд весом 2,6 кг.
Кораблю пришлось несколько раз переходить из рук в руке и дважды проходить модернизацию.
Особенно серьезные изменения были проведены после включения его в состав Японского Императорского флота. После захвата в 1937 году японцами корабль был переоборудован ими в учебный корабль военно-морской академии.
Была восстановлена силовая установка, на новой фок-мачте разместили радар и гидролокатор, смонтировали новый мостик. После перевооружения корабль имел три 76-мм/40 орудия Type 11 и две спаренные зенитные установки из 13,2-мм пулеметов Type 93. Кроме того японцы добавили полуют для размещения кают курсантов академии.
В конце 1930 года крейсер был спущен на воду. Еще до завершения и проведения испытаний он использовался для обучения моряков китайского флота. В 1933 году «Ят Се́н» впервые вышел на патрулирование Желтого моря. 5 августа 1933 года крейсер перевели в район Бохайского моря, к устью реки Янцзы.
В 1935 году «Ят Се́н» доставил губернатора провинции Фуцзянь на Тайвань для участия в международной выставке, посвященной сорокалетию колониального правления Японии на Тайване. Япония демонстрировала достижения своего колониализма в экономике, культуре и социальной сфере. Китайцы были вынуждены дипломатично присутствовать.
Ввиду обострения японо-китайских отношений крейсер получил приказ отслеживать передвижения японского флота в районе Фуджоу. 7 июля 1937 года вторая японо-китайская война началась. Крейсер нес боевое дежурство на Янцзы, в районе Нанкина. В сентябре 1937 года он огнем поддерживал оборону города Цзянъинь под Нанкином.
После потопления японской авиацией крейсеров Ping Hai и Ning Hai, к Yat Sen перешли функции флагмана китайского флота. Но 25 сентября 1937 года и он подвергся массированной атаке японских самолетов с авианосца IJN Kaga. Два из 16 атакующих самолетов ему удалось сбить, но погибло 14 моряков, а поврежденный крейсер пришлось посадить на мель.
Наступающими японцами после падения крепости Киангинь корабль был захвачен, снят с мели, отбуксирован в Японию, отремонтирован и модернизирован в качестве учебного корабля при военно-морской академии для подготовки экипажей подводных лодок. Корабль переименовали в «Атада» IJN Atada ( 阿多田). В кормовой части был оборудован полуют, установлены получила радар, гидролокатор и новое японское вооружение
После поражения Японии крейсер был захвачен союзниками и 9 августа 1946 года вернулся в Шанхай. Естественно, союзники передали корабль гоминьдановскому флоту, ROCN, название было возвращено старое-Yat Sen.
Кроме результатов проведенной японцами модернизации гоминьдановцам достался и неожиданный бонус— роскошная деревянная отделка и мебель из кают японского броненосного крейсера IJN Yakumo, разобранного на металл.
«Ят Се́н» после возвращения в Китай отметился участием в гражданской войне с коммунистами, в битве при Хулудао в 1949 году. Гоминьдановцы переклассифицировали его как корвет и переименовали в «И Сиань» I Hsien с бортовым номером FF78.
После эвакуации гоминьдановцев на Тайвань корвет в основном занимался патрулированием Тайваньского пролива. В строю он был до 1 июня 1958 года, а затем продан на слом 19 мая 1959 года за 2,7 млн. юаней.
Крейсер отслужил во флотах трех государств-Китайской Республики, Японской империи и Тайваня (формально тоже Китайская республика), переименовывался в учебный корабль IJN Atada и корвет ВМС Тайваня I Hsien, прошел две модернизации-японскую и тайваньскую.