Последний из многих. Истребитель и гоночный самолет Hawker Hurricane (PZ865/G-AMAU) в 1950-60-х годах. Часть 1
Предисловие редакции: Июль 1944 года стал значительным в судьбе компании Hawker Aircraft Ltd. В этом месяце была закрыта одна из самых важных глав в истории компании и в то же время начиналась история отдельного самолета, который уже в течение шестидесяти лет остается напоминанием многочисленных достижений одного из её величайших созданий – вездесущего истребителя Hurricane. Ник Струд (Nick Stroud) освещает подробности истории эксплуатации «голубого с золотом» – последнего построенного экземпляра. В 1950-60-х годах этот самолет неоднократно участвовал в Королевских авиагонках и, став кинозвездой, вновь «одел военную форму».
22 июля 1944 года в Лэнгли (Langley), графство Бакингемшир (Buckinghamshire), на заводе компании Hawker на истребитель Hurricane IIC (военный номер PZ865) – прежде чем в соответствии с обычной процедурой самолет сойдет с производственной линии и отправлен в свой первый полет – были нанесены завершающие штрихи. Однако эта машина не была простым «харрикейном». Это был 14 533-й и последний экземпляр знаменитого истребителя конструкции сэра Сидни Кэмма.
Соответственно во время производства самолету было дано имя «Последний из многих» (The Last of the Many) [1], которое было нанесено по обеим сторонам фюзеляжа чуть ниже кабины пилота. Вскоре после первого полета PZ865 стал почетным гостем на состоявшейся в Лэнгли церемонии «крестин», которая отметила конец эпохи. Это была эпоха, в которой истребитель компании Hawker показал себя одним из самых ценных британских самолетов из когда-либо созданных. На церемонии в Лэнгли были представители компаний Rolls-Royce, Rotol и de Havilland; первая из них обеспечивала «харрикейны» надежными двигателями Merlin, которые приводили в движение различные винты последних двух [2]. Знаменательным является тот факт, что летчик-испытатель компании Hawker П.У.С. «Джордж» Балмен (P.W.S. «George» Bulman), в ноябре 1935 года поднявший в небо первый прототип «харрикейна», в это день совершил показательное выступление по спортивному пилотажу на последнем серийном экземпляре, показавшее, почему самолеты данного типа стали бесценной частью вооружений Королевских ВВС.
В Королевских ВВС карьера последнего «харрикейна» была очень короткой: 7 декабря 1944 года PZ865 был выкуплен компанией Hawker. На удивление мало известно о подробностях эксплуатации самолета в течение первых пяти лет. Некоторые источники говорят, что с 1945 по 1950 год PZ865 находился на хранении. Однако точно известно, что в начале 1950 года компанией Hawker было принято решение зарегистрировать «Последний из многих» в качестве гражданского самолета для агитационно-пропагандистской работы, участия в показательных выступлениях и, возможно, даже для участия в гонках по замкнутому маршруту, которые были столь популярны в послевоенное время.
В датированном 13 марта 1950 года отчете, составленном директором завода в Лэнгли для главного инспектора компании Hawker (офис в Кингстоне [Kingston]) г-на Дж. Льюиса (Mr J. Lewis) утверждается, что у самолета в Лэнгли нет формуляров Королевских ВВС на двигатель и винт PZ865 [3], однако имеется полная история работ, проводившихся с самолётом в период его нахождения в Лэнгли (к сожалению она, по-видимому, была впоследствии утеряна). Далее в докладе говорилось, что
«общее состояние самолета является хорошим, но на стальных деталях появились признаки коррозии».
Льюис добавил, что
«если ставится задача получения сертификата летной годности, то для удовлетворения требований комитета технической инспекции и регистрации летательных аппаратов (Air Registration Board – ARB) над этим самолетом необходимо провести значительный объем работ независимо от того будет ли он классифицирован в качестве прототипа или в качестве серийного самолета».
Затем Льюис перечислил 12 пунктов, которые необходимо выполнить для регистрации самолета в качестве гражданской машины. Среди этих требований были полное удаление всего военного оборудования, полная переборка двигателя, испытания системы подачи топлива, выпуск диаграммы распределения веса и перекраска самолета в невоенную окраску с нанесением номера гражданской регистрации (G-AMAU).
Пока документы, пыхтя как паровоз, путешествовали от одного ведомства, ответственного за присвоение PZ865 сертификата летной годности, к другому, «Последний из многих» перед своим публичным дебютом на проходившем 14 мая 1950 года под открытым небом приеме Королевского общества аэронавтики (Royal Aeronautical Society) был с большим вкусом окрашен в схему из ярко-синего и золотого цветов. Оформление бумаг как обычно затянулось, и запрос на разрешение на полеты (вместе с пятью шиллингами на почтовые услуги) был отправлен в Министерство гражданской авиации, которое должным образом оформило двухдневное разрешение на выполнение транзитных перелетов и демонстрационных полетов. 18 мая 1950 года в выпуске журнала «Flight» было отмечено, что
«в своей синей ливрее с золотисто-бронзовыми обтекателем втулки винта и регистрационным номером «Последний из многих» был с гордостью представлен Тревором Уэйдом (Trevor Wade)».
Покровительство большой королевской печати
Полноценный сертификат летной годности был получен 23 мая 1950 года. Самолет был зарегистрирован как прототип в специальной категории в подразделах «гоночные и рекордные полеты» (f) и «демонстрационные полеты» (h). Самолет оснащался стандартным двигателем Merlin 20, и представители ARB настаивали, чтобы перед выдачей сертификата сотрудники компании Rolls-Royce полностью проверили мотор и подписали соответствующий документ.
В следующем месяце для увеличения дальности полета в каждой консоли крыла «харрикейна» были установлены дополнительные топливные баки емкостью по 12,5 галлонов (57 л), а в августе вместе с заменой двигателя Merlin 20 его усовершенствованным вариантом Merlin 24 были усилены моторная рама и фюзеляж самолета.
Однако ещё до замены двигателя у компании Hawker появилась первая возможность опробовать G-AMAU в воздушных гонках по замкнутому маршруту. Первые большие авиационные состязания 1950 года состоялись в Вулвергемптоне (Wolverhampton) в выходные 17-18 июня; это были проводились соревнования на Кубок короля Георга (King’s Cup) и на приз компании Goodyear (Goodyear Trophy). Схема окраски «Последнего из многих» в ярко-синий цвет [4] стала особенно уместной, когда в апреле было объявлено, что Её Королевское Высочество принцесса Маргарет (HRH Princess Margaret) будет спонсировать полет G-AMAU в гонке на Кубок короля. В этих соревнованиях пилотировать машину, получившую название Royal Hurricane, должен был групп-капитан (полковник авиации) Питер Вулдридж Таунсенд (Gp Capt Peter Wooldridge Townsend). В войну Таунсенд сражался на машинах данного типа, а в мирное время летчик был конюшим (шталмейстером) короля Георга VI и тогдашним кавалером юной принцессы.
Трасса представляла собой четырехугольник с периметром 100 км (62 мили); согласно регламента гонок необходимо было пролететь три круга на высоте примерно 800 футов (245 м) и совершать развороты на высоте менее 200 футов (60 м). Длина трассы была специально выбрана таким образом, чтобы попытки установления самолетами-участниками всех категорий рекордов скорости на замкнутом контуре длиной 100 км были официально подтверждены хронометристами Международной авиационной федерации (Federation Aeronautique Internationale – FAI [ФАИ]). Как и следовало ожидать, утро субботы 17 июня выдалось с низкой облачностью, но во второй половине дня, когда должна была начаться гонка, погода улучшилась, и первые участники стартовали в 14:30. Уравнивание шансов различных самолетов, максимальные скорости которых сильно отличались между собой, было организовано таким образом, что самые медленные самолеты стартовали первыми. Вслед за ними более быстрые машины стартовали по командам в соответствии с графиком, тщательно разработанным экспертами из числа организаторов гонки.
Питер Таунсенд был 34-м в очереди на взлет и должен был подняться в воздух, когда первые самолеты завершали прохождение второго круга. Когда была дана отмашка флагом, Таунсенд взлетел и устремился в погоню за лидерами. Это была нелегкая задача, поскольку ему предстояло пролететь два «лишних» круга за то время, когда они проходили третий, заключительный. После него стартовали лишь два «спитфайра» – двухместный Tr.8 и Mk VB (на последнем летела пилот вспомогательной воздушной транспортной авиации [Air Transport Auxiliary] мисс Р.М. Шарп [Miss R.M. Sharpe]). Все самолеты летели над толпой, оживленно дискутировавшей относительно будущего победителя. 22 июня 1950 года в журнале «Flight» был описан последний круг гонки:
«Волнение было очень большим, и хронометристы пересмотрели расчеты скоростей и сравнили результаты с последним сообщениям с точек разворота. Победу был готов одержать Royal Hurricane, но в последний момент оснащенному 130-сильным двигателем и окрашенному в кембриджский синий самолету [Miles] Hawk Trainer Эдварда Дея (Edward Day; до начала гонки Дей предполагал, что G-AMAU настигнет его) удалось сохранить свое превосходство над «харрикейном», летевшим за ним с вдвое большей скоростью».
Таким образом, Royal Hurricane занял второе место, хотя корреспондентом журнала «Flight» было высоко отмечено летное мастерство Питера Таунсенда:
««Харрикейну» принцессы Маргарет удалось значительно сократить свой отрыв, что, несомненно, связано с безупречным летным мастерством групп-капитана (полковника авиации) Таунсенда. При нахождении воздуха в довольно турбулентном состоянии его средняя скорость на малой высоте 283 миль/ч (455 км/ч) превосходила скорость «спитов» несмотря на их аэродинамическую чистоту. Во время полета Merlin «харрикейна» издавал громкий треск из своих округлых выхлопных патрубков».
Также интересно отметить, что изготовленный из дюралюминия участок передней кромки левой консоли крыла, расположенный у его корневой части, оставался неокрашенным, в то время как самолет был выкрашен в ярко-синий цвет. Это объясняется установкой в крыло несущего маслобака, имевшего емкость 9 галлонов (41 л) и предназначенного для улучшения охлаждения.
Сильнее нажимать на газ
После замены в начале августа двигателя Merlin 20 на Merlin 24 самолет был готов участвовать в гонке на приз Кимсли (Kemsley Trophy Race), проходившей в выходные 19-20 августа 1950 года на базе Королевских ВВС Фейрвуд-коммон (RAF Fairwood Common), полуостров Гоуэр (Gower), недалеко от Суонси (Swansea), Южный Уэльс. Под управлением Невилла Дюка (Neville Duke) «харрикейн» с гоночным номером «41» прошел три круга трассы [5] со средней скоростью 295 миль/ч (475 км/ч) и финишировал третьим. Дюк не имел возможности обогнать победителя гонки – многоцелевой легкий самолет Miles Gemini Фреда Дюнкерли (Fred Dunkerley).
Последними из числа крупных авиагонок были сентябрьские соревнования на переходящий приз газеты Daily Express (Daily Express Challenge Trophy). Данные соревнования были организованы Королевским аэроклубом, и их трасса представляла собой многоугольник длиной 201 милю (323 км). Трасса начиналась в аэропорте Хам (Hum Airport), графство Хэмпшир, затем шла на восток вдоль южного побережья, разворачивалась вместе с ним на северо-восток и затем резко поворачивала на Бродстэрс (Broadstairs), графство Кент; после Бродстэрса трасса разворачивалась на запад, и начинался финальный участок с финишем у пирса Херн Бэй (Herne Bay Pier).
В соревнованиях на переходящий приз газеты Daily Express (в них приняли участие 67 самолетов) «харрикейном» управлял кавалер Креста «За выдающиеся лётные заслуги» главный заводской летчик-испытатель сквадрон-лидер (майор авиации) Фрэнк Мерфи (Sqn Ldr Frank Murphy DFC). Согласно регламента в гонках принимали участие самолеты разных классов, и для выравнивания их шансов более скоростные машины должны были стартовать позднее; в соответствии с этим «Последний из многих» должен был взлетать спустя час после начала гонок. В тот день стояла сплошная облачность (уровень 6–9 баллов) с облаками на высоте более 2000 футов (610 м), сильным юго-западным ветром, повышавшим у земли скорость и в то же время создававшим турбулентность. В 14:00 после взмаха стартового флага de Havilland Gipsy Moth г-на Р.Э. Манна (Mr R.A. Mann) стал прокладывать себе дорогу в небо. Вскоре после этого в небо поднялся рой машин; боковой ветер вынудил ряд легких машин изменить положение во время затяжного группового взлета. Спустя 67 минут после взлета Gipsy Moth «харрикейн», имевший гоночный номер «76», молнией пролетел низко над деревьями, оставляя за собой дымный след выхлопных газов. Гонка обещала быть весьма интересной.
После длительной борьбы за позицию среди нескольких отдельных участников (начиная с миниатюрного Chilton D.W.1 и кончая разоруженным бомбардировщиком Handley Page Halifax). Percival Proctor под управлением г-на Н.У. Чарльтона (Mr N.W. Charlton) первым пересек финишную черту, а «харрикейн» – несмотря на то, что во время гонки показал самую высокую среди участников скорость 300 миль/ч (483 км/ч) – занял довольно разочаровывающее двадцатое место. Среднее время полета первых десяти финишировавших машин составляло 1 час 45 минут; Мерфи пролетел трассу за 40 минут 5 секунд.
Зимой 1950/51 годов – в первый год применения «Последнего из многих» в качестве гоночного и демонстрационного самолета – G-AMAU находился в Лэнгли, где машину готовили к различным мероприятиям 1951 года. Первым из них должно было стать участие 5 мая 1951 года в проходившем под открытым небом в Уайт-Уолтеме (White Waltham) приеме Королевского общества аэронавтики. На данном мероприятии ответственным за «харрикейн» был заводской летчик-испытатель Фрэнк Баллен (Frank Bullen), который представил гораздо более необычное выступление, чем от него ожидали. 11 мая 1951 года в выпуске журнала «Flight» написали, что
«г-н Баллен выполнил на «харрикейне» бескомпромиссную серию фигур высшего пилотажа – с выпущенными шасси. Шасси самолета вышло буквально «за мгновение», и он не догадывался об источнике дополнительного сопротивления, пока не завершил серию виражей и мертвых петель».
В этом же выпуске через несколько страниц сообщалось, что
«Её Королевское Высочество принцесса Маргарет вновь примет участие в авиагонках на Кубок короля Георга».
На этот раз машины, которые спонсировала принцесса Маргарет, принадлежали четырем классам, и на одной из них, что неудивительно, должен был снова выступать групп-капитан Таунсенд. Он должен был лететь на биплане Hawker Hart (номер гражданской регистрации G-ABMR), который был окрашен в те же ярко-синий и желтый цвета, что и G-AMAU, участвовавший в гонках на кубок короля и на приз Кимсли. В июне 1951 года в Хатфилде (Hatfield), графство Хартфордшир, «Последний из многих» должен был принять участие в организованных Королевским аэроклубом соревнованиях за юбилейный приз (Jubilee Trophy) и за кубок авиационной лиги (Air League Cup). Гонки должны были стать престижной частью обширной программы мероприятий, объединенных вместе, чтобы отпраздновать амбициозный Фестиваль Британии. Однако ужасная британская погода лета 1951 года внесла свои коррективы и поставила крест на этих захватывающих перспективах: все четыре гонки были отменены.
От короля скорости в кинозвезды
11 июля 1951 года главный инспектор компании Hawker направил в ARB письмо с просьбой внести в свидетельство летной пригодности изменения: зарегистрировать как самолет обычной категории в подразделе «для частного применения» (d), поскольку
«во время выполнения своих обязанностей нашим летчикам-испытателям часто бывает необходимо срочно посещать вспомогательные подразделения и/или другие заводы».
Письмо продолжало:
«Совершенно понятно, что причиной отказа в присвоении самолету обычной категории может стать опасение возможного его попадания в неопытные руки. Однако данное утверждение можно легко опровергнуть тем фактом, что летать на данном самолете будут пилоты компании Hawker или пилоты, получившие разрешение главного летчика-испытателя компании».
Ответ ARB был коротким и отнюдь не благоприятным:
«Комитет с сожалением сообщает вам, что после соответствующего рассмотрения он не может согласиться на эту переклассификацию».
В ARB было принято решение, что все бывшие военные самолеты, которые не были построены в соответствии с требованиями к лётной годности гражданских самолётов, не могут получать обычную категорию и исключений в этом не должно быть.
К лету 1951 года, когда набирало обороты производство фильма о Битве за Британию, получившего рабочее название «Hawks in the Sun». Фильм снимался по книге винг-коммандера (подполковника авиации) Э.Дж.К. Пелэм Грума (Wg Cdr A.J.C. Pelham Groom) «What Are Your Angels Now?», который во время битвы был диспетчером сектора в Биггин-Хилл (Biggin Hill), южная окраина Лондона. Для съемок потребовалось несколько истребителей Hurricane, и продюсерская компания Templar Productions Ltd в конце весны 1951 года начала поиски возможных кандидатов. Само собой разумеется, что продюсеры вышли на руководство компании Hawker с просьбой привлечь «Последнего из многих» к съемкам фильма и в середине июля Фрэнк Мерфи написал в Министерство гражданской авиации письмо с запросом разрешения на
«полеты на этом самолете с обозначениями, не соответствующими требованиям законодательства».
Датированное 13 июля письмо Мерфи объясняло, что
«из-за нехватки самолетов данного типа нас попросили оказать содействие. Во время съемок фильма самолет должен иметь стандартный камуфляж Королевских ВВС зеленого и земляного цветов, опознавательные знаки Королевских ВВС, фиктивные номер эскадрильи (US-B) и серийный номер P2619, нанесенные на обе стороны фюзеляжа за кабиной пилота и ближе к хвостовому оперению соответственно.
Во время съемок фильма на самолете будут летать летчики-испытатели компании Hawker. Министерство авиации окажет полную поддержку этому фильму, обеспечивая его персоналом и самолетом. Регистрационные номера должны быть внесены в реестр на случай, что если самолет попадет в аварию или если пилотом будут нарушены летные правила; в этом случае он будет опознан по нанесенным на борт номерам и опознавательным знакам. Полеты с вновь нанесенными опознавательными знаками будут выполняться между Лэнгли и Кенли (Kenley) на над юго-восточной Англией».
G-AMAU использовался компании с несколькими другими «харрикейнами», включая пять экземпляров, предоставленных португальскими ВВС [6]. Во время съемок «Последний из многих» в основном летал под управлением летчика-испытателя компании Hawker Билла Бедфорда (Bill Bedford), который для фильма, вышедшего в марте 1952 года под наименованием «Angels One Five», выполнил впечатляющую серию полетов.
Одновременно со съемками фильма «Angels One Five» G-AMAU ненадолго появился на праздновании пятидесятилетия газеты «Daily Express». Празднование проводилось в течение длинных выходных (включая и понедельник) 19-21 июля и сопровождались летными выступлениями. 27 июля в выпуске журнала «The Aeroplane» было указано, что
«из присутствовавших самолетов только один был с опознавательными знаками времен Второй Мировой войны – это был «харрикейн». Закрашенные пулеметные порты, шесть выхлопных патрубков с каждой стороны фюзеляжа и небольшие неточности в окраске кодовых букв были теми погрешностями, которые не давали «Последнему из многих» стать полностью идентичным «харрикейнам» времен Второй Мировой войны. Тем не менее, любой «харрикейн» лучше, чем ничего!»
«Последний из многих» – Hurricane IIc G-AMAU – летит над облаками. Снимок этого окрашенного в синий и золотой цвета самолета был сделан в 1950 году после переоборудования его в гражданскую машину
Прошедшая в Лэнгли церемония «крестин» самолета
«Последний из многих», блестя своей новой темно-синей окраской и золотыми буквами номера гражданской регистрации, плавными линиями и обтекателем втулки винта, ловил на себе взгляды тысяч глаз во время своего публичного дебюта на проходившем под открытым небом приеме Королевского общества аэронавтики; Уайт-Уолтем, 14 мая 1950 года
Чрезвычайно редкий цветной снимок на пленку Dufaycolor, сделанный 14 мая 1950 года в Уайт-Уолтеме, был сделан с точки, расположенной у хвостового оперения легкого самолета Hawker Tomtit (номер гражданской регистрации G-AFTA). Hawker Tomtit был окрашен по той же схеме, что и Hawker Hurricane. Необычным является тот факт, что снимок был сделан с правого борта, показывая, что надпись «The Last of The Many» в ранние годы эксплуатации «Последнего из многих» в качестве гражданского самолета была нанесена только на его левый борт
«Приготовиться!» Групп-капитан (полковник авиации) Таунсенд ожидает взмаха стартового флага чтобы принять участие в 19-х гонках на Кубок короля Георга, состоявшихся в Вулвергемптоне 17 июня 1950 года. В свои 36 лет Таунсенд был опытным летчиком-истребителем и был хорошо знаком с «харрикейнами», командуя эскадрильей истребителей данного типа (85-я эскадрилья) в Битве за Британию
Команда летчиков-испытателей компании Hawker, регулярно летавших на G-AMAU в 1950-х годах и сфотографированных в Дансфолде в начале 1960-х годов. Сверху вниз: Хью Меривезер (Hugh Merewether), Дж.Ф. «Фрэнк» Баллен, сквадрон-лидер (майор авиации) Фрэнк Мерфи, сквадрон-лидер Невилл Дюк и Э.У. «Билл» Бедфорд
Таунсенд выполняет разворот с большими перегрузками во время гонок на Кубок короля Георга. «Харрикейн» и управлявший им групп-капитан (полковник авиации) Питер Таунсенд учасвовали в гонке благодаря спонсорской поддержке принцессы Маргарет. В этих гонках Таунсенд занял второе место, пропустив вперед Miles Hawk Эдварда Дея
Постоянным участником британских авиашоу 1950-х годов был флот самолетов, спроектированных сэром Сидни Кэммом. Данная группа (на снимке показаны от ближайшего к дальнему) состояла из Hawker Hart G-ABMR (в настоящее время выставлен в Хендоне в музее Королевских ВВС), Hawker Tomtit G-AFTA (находится в музее-коллекции Ричарда Шаттлворта [Shuttleworth Collection] и до сих пор пригоден к полетам), Hawker Cygnet G-EBMB (в настоящее время находится в музее Королевских ВВС в Косфорде [Cosford]) и Hawker Hurricane G-AMAU
Питер Таунсенд выруливает на «Последнем из многих», на киль которого нанесен гоночный номер «41»; Вулвергемптон, 1950 год. Три месяца спустя «харрикейн» участвовал в гонках на переходящий приз газеты Daily Express и нес гоночный номер «76»
Один из летчиков-испытателей компании Hawker подвел G-AMAU почти вплотную к камере фотографа компании Сирила Пекхэма (Cyril Peckham), чтобы показать плавные линии «харрикейна», подчеркнутые элегантной сине-золотой схемой окраски. Первоначальная схема включала одну тонкую золотую линию, начинавшуюся примерно на четверти длины хорды и заканчивавшуюся у руля направления (прерывалась лишь номером гражданской регистрации), и две верхние сужающиеся полосы, которые заканчивались у самой задней точки направляющих фонаря кабины
«Харрикейн» в военной форме. В июле 1951 года G-AMAU получил камуфляжную окраску на время съемок в фильме, посвященном Битве за Британию – «Angels One Five». Во время съемок закамуфлированный «харрикейн» появился на состоявшемся 21 июля 1951 года праздновании пятидесятилетия газеты «Daily Express». Самолет нес фиктивный серийный номер P2619 и принадлежавший 56-й эскадрильи код US-B
- [1] возможно, это имя было дано самолету с намеком на название фильма, рассказывавшего о создании истребителя Spitfire – «Первый из немногих» (The First of The Few)
- [2] винты также изготавливала компания de Havilland Propellers – подразделение компании de Havilland
- [3] в соответствии с процедурой Министерства авиации формуляры в 1944 году были отправлены в архив и по истечение шести месяцев были уничтожены
- [4] дословно «королевский синий» (royal blue)
- [5] трасса гонок на приз Кимсли представляла собой семиугольник периметром 27,66 миль (44,5 км)
- [6] в Португалии истребители Hawker Hurricane применялись до середины 1954 года
источник: NICK STROUD «THE LAST OF THE MANY. HAWKER HURRICANE PZ865/G-AMAU, 1950-60» // The Aviation Historian, вып. 05, с. 26–36