Последний из многих. Истребитель и гоночный самолет Hawker Hurricane (PZ865/G-AMAU) в 1950-60-х годах Часть 2
Часть 1
Содержание:
Возвращение на «гражданку»
После завершения участия в съемках «Последний из многих» вновь был окрашен в ставшие уже привычными ярко-синий и золотой цвета. Однако новая цветовая схема была вариантом оригинальной и отличалась от нее тремя золотыми полосами, начинавшимися сразу после передней кромки крыла и тянувшимися по всей длине фюзеляжа и прерывавшимися номером гражданской регистрации. В первоначальной схеме также были три полосы, начинавшиеся примерно на четверти длины хорды, но верхние две суживались и заканчивались у самой задней точки направляющих фонаря кабины, и лишь третья золотая линия тянулась до руля направления.
22 сентября 1951 года Мерфи на «харрикейне» вновь принял участие в гонках на переходящий приз газеты Daily Express. Победителем соревнований стал Хью Кендалл (Hugh Kendall), летавший на Chilton D.W.1, в то время как Мерфи занял на этот раз лишь 28 место. Вероятно, в данных гонках желание организаторов уравнять шансы привело к заметному смещению баланса в сторону легких самолетов. Подтверждением этому может послужить тот факт, что несмотря на участие в соревнованиях Мерфи на «харрикейне» и Джеффри Куилла (Jeffrey Quill) на Spitfire 22, первые пятнадцать мест заняли легкие самолеты с маломощными двигателями.
В течение 1951–1952 годов дела шли обычным порядком: «харрикейн» под управлением летчиков-испытателей компании Hawker регулярно выступал на авиашоу и участвовал в различных авиационных мероприятиях. Вне всякого сомнения, пилоты, так же как и общественность, наслаждались этими выступлениями. 14 июня 1952 года в Рерсби (Rearsby), графство Лестершир, G-AMAU под управлением Билла Бедфорда участвовал в ежегодном авиационном параде. Билл Бедфорд планировал посадить самолет на аэродром летного клуба Остера (Auster Flying Club), но из-за обычной летней мелкой мороси и сплошной облачности с видимостью не более 300 футов (91 м) он не смог найти аэродром и был вынужден отправиться обратно на юг для дозаправки. После дозаправки погода улучшилась, и Бедфорд получил второй шанс – он прибыл как раз вовремя для показа самолета.
К счастью, 31 августа, когда в Уайт-Уолтеме проходили гонки самолетов винтажного аэроклуба (Vintage Aeroplane Club), погода была гораздо лучше. В этом состязании принял участие принадлежавший компании Hawker флот старинных самолетов: Cygnet, Tomtit, Hart и Hurricane. Три последних выиграли соревнования по слетанности и групповому пилотажу во многом благодаря значительному отклонению закрылков и большим углам атаки «харрикейна».
В следующем году события развивались подобным же образом, и флот старинных самолетов компании Hawker регулярно появлялся на различных авиационных выставках и мероприятиях. Одной из самых необычных задач, вставших перед G-AMAU в 1953 году, было использование «Последнего из многих» в качестве машины для связи с Невиллом Дюком, установившем в сентябре того года мировой рекорд скорости на Hunter WB188. 7 сентября Невилл Дюк установил новый абсолютный рекорд скорости (727,6 миль/ч [1170 км/ч]), а тринадцать дней спустя – рекорд скорости на замкнутом маршруте длиной 100 км, пролетев от Дансфолда (Dunsfold) до южного побережья и обратно со скоростью 709,2 миль/ч (1141 км/ч). Hunter пролетал над точками маршрута, и Hurricane следовал за ним. Задачей G-AMAU была проверка возможных нарушений трассы полета модифицированным «хантером» (самолет должен был следовать маркерам) и в случае таковых сбрасывать белые картонки. К счастью, нарушений ни в одной точке не было и рекорд был подтвержден.
В июне 1954 года во время состоявшихся в Ковентри национальных авиагонок недавно капитально отремонтированный «харрикейн» выступил в компании последнего (из числа 2391 изготовленных) экземпляра палубного торпедоносца Fairey Swordfish (NF389). Они участвовали в качестве живых картин, изображавших эпизоды Второй Мировой войны. Помимо «последнего из многих» и NF389 в показе приняли участие Hawker Hart, Gloster Gladiator (G-AMRK), Spitfire V (AB910) и бомбардировщик Avro Lancaster с макетом прыгающей авиабомбы, который впоследствии использовался при съемках фильма «The Dam Busters». В ноябре того же года Дункан Симпсон (Duncan Simpson) был принят на работу в компанию Hawker в качестве летчика-испытателя и присоединился к летавшей на «харрикейне» пилотажной группе. В 1955 году он участвовал в ряде мероприятий, среди которых были проходившие в сентябре на базе Королевских ВВС Тангмир (RAF Tangmere) недельные торжества в честь Битвы за Британию.
К лету 1956 года «Последний из многих» стал постоянным участником многочисленных авиационных мероприятий и показов. Типичным примером было участие в проходившем под открытым небом приеме Королевского общества аэронавтики (RAeS Garden Party), во время которого G-AMAU выступил вместе – а точнее в качестве противника – со «спитфайром» Джеффри Куилла. 20 июля в журнале «Flight» было написано об этом, прошедшем пятью днями ранее в Уисли (Wisley), графство Суррей, событии:
«Едва Куиллу удалось ликвидировать неисправность в виде наполовину убранной правой стойки шасси, как сине-желтый Hawker Hurricane Билла Бедфорда ворвался на сцену. Двигатель «харрикейна» пел насмешки над воинственным танцем «спитфайра», и битва сразу же была начата. Многие стали свидетелями мужественной борьбы и отчаянного пилотирования двух истребителей, пилоты которых боролись за позицию со всей мрачной серьезностью. У нас есть заверение Куилла, что этот незабываемый рыцарский поединок не планировался и с самого начала был весьма неожиданным».
Представьте себе, если бы сегодня разрешили такое высокоскоростное выступление!
Обратно в камуфляж
Благодаря регулярному техническому обслуживанию, позволявшему избегать различного рода поломок, «харрикейн» в течение нескольких следующих лет продолжал участвовать в различных авиационных показах. К январю 1957 года «Последний из многих» и другие винтажные самолеты компании Hawker были переведены из Лэнгли на 30 миль (48 км) южнее – на завод компании в Дансфолде, графство Суррей. В этом же году подача заявок на продление свидетельств летной годности самолетов Hurricane и Hart была перенесена с июня на март. К этому времени «Последний из многих» налетал в общей сложности 199 часов 40 минут без каких-либо заметных технических проблем. Первая крупная механическая поломка за семь лет демонстрационных полетов произошла 18 июня 1957 года, когда главный инспектор компании Hawker из Блэкпула (Blackpool) отправил своему коллеге в Кингстоне сопроводительное письмо следующего содержания:
«При этом, как и обещал, сообщаю, что контакты левого магнето «харрикейна» привели к неисправности двигателя на авиашоу в Блэкпуле. Мы пытаемся получить другой комплект, но это не так легко; если его возможно достать в Кингстоне, то мы будем крайне признательны, если вы отправите его нам как можно скорее».
Вероятно, проблема была устранена достаточно оперативно, и «Последний из многих» вернулся в Дансфолд для возобновления ежедневной работы. Однако показательные выступления G-AMAU стали, по-видимому, менее частыми. В выпуске за 4 января 1957 года журнала «Flight» в статье Дэвида Огилви (David Ogilvy), посвященной проверке состояния исторических самолетов, заметил, что
«Hurricane G-AMAU, окрашенный в темно-синий и золотой цвета компании Hawker, в настоящий момент находится в Дансфолде и слишком редко участвует в показательных выступлениях».
Это наводит на мысль, что «Последний из многих» выступал тогда не так часто, как это было в предыдущих сезонах.
В 1957-58 годах ещё несколько раз были проведены показательные воздушные бои между «Последним из многих» и «спитфайром» Джеффри Квилла. Это, а в особенности «неподходящая» сине-золотая гражданская окраска G-AMAU, вызвало ярость у обозревателя журнала «Flight» Роджера Бэкона («Roger Bacon»), который 4 июля 1958 году разразился гневной статьей «Straight and Level»:
«Мало что радует меня больше, чем хорошо отреставрированный старый самолет. Например, мне доставил огромное удовольствие Gloster Gladiator на проходившем под открытым небом приеме Королевского общества аэронавтики. В компании Gloster уделили большое внимание аутентичности нанесенных на него эмблем эскадрильи. Я до сих пор надеюсь, что близкая компании Gloster компания Hawker сделает нечто подобное со своим «харрикейном», «Последним из многих», который в своей сине-желтой ливрее и с номером гражданской регистрации выглядел так неуместно, когда вел учебный воздушный бой со «спитфайром», закамуфлированным по образцу 1940 года».
Удалось ли поколебать руководство компании Hawker убедительными посланиями журнала «Flight» относительно гражданской окраски G-AMAU или нет, но шестнадцати месяцев оказалось вполне достаточно, чтобы вернуть самолету первоначальный камуфляж. В датированном 4 ноября 1959 года письме главного конструктора завода главному инспектору говорилось, что
«Спецификацией для камуфляжной схемы окраски будет DTD 772. Предполагается, что буквы номера гражданской регистрации будут повторно нанесены уже белой краской».
К январю 1960 года план перекраски «Последнего из многих» стал более или менее полным. В датированном 5 января 1960 года письме летчик-испытатель Фрэнк Баллен подтвердил, что
«Министерство авиации дало разрешение на перекраску «харрикейна» в камуфляж с нанесением первоначального серийного номера. Также на самолет должен быть нанесен номер гражданской регистрации; буквы должны иметь высоту 6 дюймов (152 мм) и располагаться под стабилизатором. В дополнение к номеру гражданской регистрации должна появиться табличка с именем собственника, и полеты самолета будут ограничены только территорией Великобритании».
Также Фрэнк Баллен просил, чтобы номер гражданской регистрации был нанесен черными, а не предусмотренными белыми буквами. На данную просьбу главный инспектор ответил, что
«данное отклонение от правил»
будет зависеть от настроения инспектора ARB. Последний, по-видимому, был в тот день в хорошем настроении, и номер гражданской регистрации был нанесен черными буквами в тени под стабилизатором. Помимо прочего, в ARB была передана новая окраски самолета (Drawing E.116520), которая, однако, была отклонена и 18 марта 1960 года сдана в архив. Имя самолета «Последний из многих» было сохранено и так же, как и на протяжении всей гражданской карьеры, находилось на левом борту фюзеляжа чуть ниже кабины пилота. Однако на сей раз оно было нанесено желтыми буквами.
Так закончились дни, когда «Последний из многих» был окрашен в красивые сине-золотые цвета. PZ865 продолжал посещать авиашоу и участвовать в захватывающих учебных воздушных боях со «спитфайром» Джеффри Куилла, не было никаких сомнений, что после нанесения камуфляжа интенсивность его применения возросла.
В 1969 году «Последний из многих» снялся в еще одном фильме про войну – «Battle of Britain», – а в 1972 году PZ865/G-AMAU был передан входящему в состав Королевских ВВС звену памяти Битвы за Британию. В этом звене «Последний из многих» продолжает летать – спустя почти 70 лет с момента церемонии крещения в Лэнгли!
По мнению автора стильная выдержанная в сине-золотой гамме гражданская окраска, которую самолет нес на протяжении 1950-х годов, была для измученной войной нации долгожданным переходом от боевых действий, когда самолет воспринимался в качестве средства уничтожения, к новой мирной деятельности, в которой вместо труда рук человеческих будут повергаться рекорды. Может быть, станет возможным хотя бы на один сезон вернуть «Последнему из многих» элегантную королевскую схему? Я с нетерпением буду ждать этого…
После завершения съемок фильма G-AMAU был перекрашен по сине-желтой схеме с тремя золотыми линиями, тянувшимися до руля направления. Также в новой схеме надпись «The Last of The Many» была нанесена на обе стороны фюзеляжа и без примененной ранее золотой полосы
Красочные программки двух авиационных мероприятий лета 1951 года
Фрэнк Баллен в кабине G-AMAU. Судя по схеме окраски, снимок был сделан после съемок фильма «Angels One Five». «Последний из многих» был оснащен трехлопастным деревянным винтом изменяемого шага Rotol RS 5/10 с диаметром лопастей 11 футов 3 дюйма (3,42 м)
Групповой пролет винтажных самолетов компании Hawker – Tomtit, Hart и Hurricane – регулярно выполнялся летчиками-испытателями компании во время проведения британских авиапоказов начала 1950-х годов. Летчики-испытатели компании Hawker неоднократно получали награды за слетанность и групповой пилотаж. Диапазоны скоростей самолетов очень сильно отличались, и для сохранения «харрикейном» своего положения в плотном строю приходилось усиленно работать закрылками. Представленный на снимке демонстрационный полет был выполнен в Уайт-Уолтеме 31 августа 1952 года
Данный снимок был сделан 23 июня 1951 года в Хатфилде, графство Хартфордшир, во время (отмененных в последний момент) национальных авиагонок. Самолет окрашен по схеме с тремя длинными золотыми полосами. Однако есть доказательства того, что в начале июня G-AMAU нес камуфляжную окраску: машина использовалась для завершения съемок фильма «Angels One Five», после чего была снова перекрашена в «новую» схему!
«Последний из многих» на национальных авиагонках, проходивших в Ковентри в 1954 году. Во время данного соревнования G-AMAU выступал совместно с последним экземпляром палубного торпедоносца Fairey Swordfish (NF389), представляя самолеты-участники Второй Мировой войны. Хотя данная фотография используется для доказательства окраски руля направления «харрикейна» в различные цвета, на самом деле это лишь игра света, падающего на глянцевую краску отклоненного руля
Летчик-испытатель компании Hawker Билл Бедфорд
G-AMAU на одном из многочисленных авиашоу 1950-х годов. Хотя гражданский вариант окраски «харрикейна» подходит для элегантных линий этого самолета, ряд комментаторов в прессе считал, что было бы более уместным вернуть машине ее первоначальную камуфляжную окраску. В конечном итоге данное пожелание сбылось
Тепло одевшийся пилот в кабине «Последнего из многих» выруливает на ВПП авиабазы Королевских ВВС Страдишолл (RAF Stradishall), графство Суффолк; сентябрь 1959 года. В это время в компании Hawker обсуждалась и была одобрена идея вернуть «Последнему из многих» камуфляж. Данный снимок – один из последних, на котором G-AMAU в гражданской окраске
«Последний из многих» в полете с возвращенной камуфляжной окраской, 1960 год. Данный самолет и по сей день летает в составе звена памяти Битвы за Британию (подразделение Королевских ВВС). В настоящее время «Последний из многих» несет на себе обозначения истребителя Hurricane IIC (HW840) 34-й эскадрильи, на котором летал канадец флайт-лейтенант (капитан авиации) Джимми Уэйлен (Flt Lt Jimmy Whalen), погибший в апреле 1944 года в битве за Кохиму
источник: NICK STROUD «THE LAST OF THE MANY. HAWKER HURRICANE PZ865/G-AMAU, 1950-60» // The Aviation Historian, вып. 05, с. 26–36