Последние FRAM’ы; несостоявшаяся модернизация американских «Гирингов» в 80-ых
Содержание:
Капитальные модернизации военных кораблей чаще всего являются инициативой моряков с целью обойти те или иные ограничения, наложенные правительством. Но бывает и наоборот; когда капитальная модернизация является инициативой государственных чиновников, «проталкиваемой» через сопротивление моряков.
«Нет ничего более постоянного, чем временное» — этот лозунг как нельзя лучше подходил к американским эсминцам военной постройки, модернизированным в 1960-ых по программе FRAM (англ. Fleet Rehabilitation And Modernization — Восстановление И Модернизация Флота). Задуманная изначально с целью «подновить» стареющий флот на пять-восемь лет активной службы, на деле она растянулась до конца 1970-ых.
Главной причиной такого положения дел, разумеется была война во Вьетнаме. Во-первых, она потребовала от американского флота значительно большего оперативного напряжения — и, соответственно, задействованных кораблей — чем в мирное время. Во-вторых, огромные военные расходы привели к значительному сокращению кораблестроительных программ. В течении почти десятилетия с 1965 по 1975 год, американцы не ввели в строй ни единого нового эсминца.
Все это привело к тому, что эсминцы программы FRAM оставались в строю куда дольше, чем предполагавшиеся изначально пять-восемь лет. И моложе они, естественно, не становились. Исходный план предполагал капитальный ремонт всех FRAM’ов каждые четыре года, но из-за бюджетных ограничений и общей нехватки кораблей, старый эсминец мог ожидать ремонта в среднем по пять лет и более. Качество проводимых работ тоже непрерывно ухудшалось; нехватка средств и ограничения по времени часто приводили к тому, что FRAM’ы возвращались в море с частично-бездействующим оборудованием. Начиная же с 1976 года, ремонтные работы на FRAM’ах было решено ограничить лишь необходимыми для их безопасной — но не полноценной — эксплуатации.
После завершения войны во Вьетнаме, флот FRAM’ов начал стремительно сокращаться. С 1972 по 1978 были списаны практически все корабли программы FRAM-II (ограниченная модернизация) и большая часть кораблей FRAM-I (полная модернизация). И все же к 1978 году в составе ВМФ США все еще числились двадцать семь эсминцев типа «Гиринг», модернизированных по программе FRAM-I. Все эти корабли состояли в Резервных Морских Силах (англ. Naval Reserve Force — NRF), то есть были укомплектованы лишь небольшим «ядром» кадровых офицеров, а большую часть команды составляли проходившие обучение резервисты. В отличие от чисто учебных кораблей, они, впрочем, считались полностью боеспособными единицами, но не были приписаны к конкретным боевым группам.
Однако и в NRF дни эсминцев постройки Второй Мировой были сочтены. Как учебные единицы к концу 1970-ых они были хуже, чем бесполезны — навыки работы с их устаревшим оборудованием только мешали резервистам переучиваться на современное. С точки зрения адмиралов, небольшие современные тральщики были куда более практичными (и дешевыми) резервными единицами, нежели древние изношенные эсминцы. В январе 1979 года, командование ВМФ США уведомило Конгресс, что планирует списать двадцать из двадцати семи оставшихся FRAM’ов в 1980-ом бюджетном году, а оставшиеся семь — в 1981-1982.
И тут Конгресс задался вопросом: а нельзя ли извлечь еще что-либо из этих старых эсминцев?
КОНЦЕПЦИЯ
Планы флота списать разом два десятка старых эсминцев вызвали изрядное беспокойство американских политиков. Конгрессмены прекрасно знали, что после войны во Вьетнаме флот испытывает хронический недостаток эскортных единиц — на 1979 год в наличии имелось лишь 65 фрегатов и эскортных миноносцев из 132 необходимых (FRAM’ы в это число не входили). Многие опасались, что флот совершает большую ошибку. Как следствие, в конце 1979 года Палата Представителей распорядилась приостановить уже начатый процесс списания FRAM’ов. А кроме этого — потребовала изучить возможность модернизировать часть старых эсминцев с той целью, чтобы продлить сроки их активной службы по крайней мере до конца 1980-ых.
Разумеется, речь не шла об использовании FRAM’ов как полноценных эсминцев. Было очевидно, что они попросту слишком малы и ограничены в возможностях по сравнению с кораблями современной постройки. Инициатива Конгресса заключалась в том, чтобы продлить их эксплуатацию как океанских эскортов.
За образец взяли фрегаты типа «Нокс», как наиболее близкие по размерам и функциям. Старые FRAM’ированные эсминцы предполагалось модернизировать так, чтобы они были эквивалентны «Ноксам» по возможностям и исполняемой роли. Конгрессмены исходили из того, что капитальный ремонт и модернизация позволит эсминцам прослужить еще 6-10 лет.
Предварительная оценка дала следующие результаты. Из имевшихся в NRF двадцати семи FRAM’ов три были уже назначены на списание в бюджетном 1979 году, и Конгресс не стал задним числом отменять это решение. Из двадцати четырех оставшихся семь уже запланировали передать союзникам по НАТО и SEATO; Конгресс опять-таки не стал создавать дополнительной неразберихи на международном уровне. Таким образом, для потенциальной модернизации оставалось семнадцать старых эсминцев:
Из этих семнадцати кораблей, три — «Уильям С. Лоув», «МакКин» и «Коон» — находились в плохом состоянии, и планировались следующими на списание. Распоряжение Конгресса приостановить процесс списания старых эсминцев вынудил правительство также выделить 13 миллионов долларов на внеплановый ремонт этих кораблей в декабре 1979, чтобы сохранить их по крайней мере работоспособными.
Инициатива Конгресса была встречена флотом двояко. С одной стороны, флот действительно испытывал дефицит эскортов, и перспектива капитально модернизировать старые единицы за счет Конгресса — который будет вынужден выделить на свою инициативу средства сверх уже утвержденных планов! — выглядела привлекательно. С другой, флот испытывал существенный дефицит кадров, и комплектование устаревших эсминцев стало бы масштабной головной болью.
В конце 1979 года, Комитет по Ассигнованиям палаты представителей Конгресса составил предварительную оценку стоимости проекта модернизации для каждого из FRAM’ов. В основу ее были положены озвученные выше соображения «сделать корабли аналогичными «Ноксам». Программа предусматривала капитальный ремонт кораблей, обновление радиолокационного и акустического оборудования, улучшение условий обитаемости и установку ПРК «Гарпун» на общую сумму в 17.6 миллионов долларов за единицу. Оппонировала им Счетная Палата Правительства (англ. Government Accountability Office — GAO), представившая собственную смету — куда менее оптимистичную, и оценивавшую общую стоимость модернизации в 39,1 миллионов долларов за единицу.
В начале 1980, свои оценки по проекту представил и флот. В отличие от расчетов Конгресса, адмиралы исходили, в первую очередь, из требований обеспечить модернизируемым кораблям адекватную боевую устойчивость и боеспособность. Их план модернизации был куда более комплексным, и предусматривал замену артиллерийского вооружения, установку автопушки «Вулкан-Фаланкс» и т.д. Оппонировала им, опять-таки, GAO. По мнению счетной палаты, многие «хотелки» моряков были избыточны, или как минимум далеко выходили за пределы требований Конгресса.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Первым пунктом в обеих планах стоял ремонт и продление эксплуатации эсминцев (англ. SLEP — Service Life Extension Program). Аудиторы GAO посетили шесть из семнадцати эсминцев, и сделали следующие выводы относительно их материально-технического состояния; четыре эсминца были сочтены «адекватными», один «приемлемым», и один («Джонстон») в настолько плохом состоянии, что не мог уже безопасно выходить в море.
По мнению комиссии, все корабли требовали замены не менее чем 10-12% обшивки, а особо запущенные — 25-30%.
В не менее плачевном состоянии находилась и проводка. Используемый в 1960-ых изолятор под действием влажности и перепадов температур затвердел и стал хрупким. Комиссия заключила, что если проводку не трогать, то она сможет удовлетворительно проработать еще лет пять, но любой ремонт «побеспокоит» хрупкую изоляцию и потребует полной замены всей проводки вообще:
В отношении силовой установки эсминцев точка зрения флота и GAO разошлась. Моряки считали, что котлы эсминцев ненадежны и склонны к поломкам; аудиторы GAO же считали, что большая часть поломок приходится на известные производственные дефекты в клапанах, которые так и так предполагалось заменить.
В чем и флот и GAO полностью сошлись во мнении, так это в том, что эсминцы Второй Мировой не соответствуют современным стандартам бытовых условий — и как-либо исправить это невозможно ввиду нехватки места. При этом, возникли, правда, разногласия по поводу «personnel costs» (стоимости персонала); выяснилось, что никто не может объяснить аудиторам, как именно она на флоте рассчитывается.
Неожиданным открытием для аудиторов стало то, что не все эсминцы были оснащены системой очистки сточных вод (необходимой для заходов во многие иностранные порты). Средства на это были выделены Конгрессом еще в середине 70-ых, и правительство пребывало в полном убеждении, что весь флот оснащен соответствующим образом; на деле же оказалось, что на многих старых эсминцах к установке системы очистки даже не приступали, «сдвигая вправо» начало работ до тех пор, пока планируемая дата не оказывалась позже планируемого списания корабля.
И Конгресс и флот сходились в необходимости вооружить эсминцы ударным ракетным вооружением — противокорабельными ракетами RGM-84 «Гарпун». Две счетверенные контейнерные пусковые установки Mk-141 — по одной направленной через палубу на каждый борт — были стандартным оснащением практически всех американских кораблей.
Однако данное решение было не единственным возможным. На фрегатах типа «Нокс», под запуск «Гарпунов» были переделаны две крайние ячейки пусковой установки противолодочных ракет ASROC. Так как все эсминцы FRAM-I оснащались ракетами ASROC, возможным решением было бы поступить аналогично:
Артиллерийское вооружение кораблей было той частью проекта, которая, по мнению флота, нуждалась в немедленной замене. Обсуждаемые эсминцы были все еще оснащены спаренными 127-мм/38-калиберными артустановками Mk-38, времен Второй Мировой Войны. Эффективность этих установок в 80-ых стремилась к нулю, да и на других кораблях их уже почти не осталось.
Американские адмиралы хотели избавиться от всех оставшихся 38-калиберных пушек к середине 80-ых. Помимо того, что поддержание этих древних установок обходилось все дороже, они еще и требовали большого расчета из 26 человек. Поэтому план модернизации старых FRAM’ов предусматривал замену обеих артиллерийских установок — носовой и кормовой — новыми 127-мм/54-калиберными орудиями Mk-45 с автоматическим заряжанием. Такая модернизация, хотя и трудоемка, была вполне реальна и была в опытных целях выполнена на экспериментальном корабле «Нортон Саунд».
Аудиторы GAO, однако, не согласились с этой оценкой. Согласно требованиям Конгресса, FRAM’ы нужно было привести в соответствие с фрегатами типа «Нокс» — а фрегаты оснащались только одной 127-мм пушкой. Поэтому расчеты GAO исходили из демонтажа обеих старых артустановок, но замены их лишь одной новой, в носовой позиции.
Разошлись мнения также в вопросе о системе управления огнем, необходимой для замены имеющегося оптического директора Mk-37 с РЛС Mk-25. Это винтажное оборудование времен Второй Мировой не могло уже использоваться для наведения новых 54-калиберных орудий по скоростным воздушным целям, и нуждалось в замене. Но чем именно?
Моряки считали целесообразным установить лучшее из доступного — цифровую систему управления огнем Mark 92 Mod 1, использовавшуюся на больших куттерах береговой охраны. Эта система представляла собой упрощенную версию базовой Mark 92, разработанной для фрегатов типа «Оливер Х. Перри». В отличие от базовой, Mod 1 не могла наводить зенитные ракеты, но в остальном практически не уступала ей по возможностям.
GAO же считало, что СУО Mark 92 слишком хороша для устаревших кораблей и выходит за рамки обозначенной Конгрессом задачи: сделать эсминцы аналогами фрегатов типа «Нокс». В качестве альтернативы, аудиторы предложили использовать СУО Mark 67/68, стоявшую на «Ноксах» и других легких единицах.
Значительным вопросом стало вооружение самообороны. Когда программа FRAM реализовывалась в 1960-ых, вопрос самообороны эскортных кораблей от ракетных атак все еще не считался достаточно важным; предполагалось, что целью ракетной атаки в открытом океане скорее станут сопровождаемые транспорты, нежели защищающие их эсминцы. Однако, за двадцать прошедших лет ситуация значимо изменилась.
В качестве системы самообороны предполагалось использовать новейший зенитный комплекс «Вулкан-Фаланкс», основанный на автоматически наводимой 20-мм шестиствольной автопушке. Американский флот возлагал на этот комплекс большие надежды как на средство эффективного поражения низколетящих крылатых ракет — особенно «дострел» прорвавшихся сквозь внешние эшелоны ПВО.
Технически, установить «Вулкан-Фаланкс» на FRAM’ы было простой задачей. Комплекс был «самодостаточен», его достаточно было просто привинтить к палубе и обеспечить электропитанием и связью с корабельной СУО. Некоторые FRAM’ы, переданные союзникам США, прошли подобную модернизацию у новых владельцев. Флот не уточнял специально, где будет располагаться «Вулкан-Фаланкс», но с учетом намерения флота сохранить две орудийные башни и пусковую ASROC, выбор места был существенно ограничен.
Противолодочное вооружение оставалось прежним по простой причине — ничего лучшего ВМФ США не имел. Разработанные еще в начале 1960-ых противолодочные ракеты RUR-5 ASROC и трехтрубные 324-мм торпедные аппараты были вполне адекватны ситуации и в 1980-ых (естественно, с учетом модернизаций) и не нуждались в замене.
Крупной проблемой в разработке планов модернизации стало авиационное оснащение эсминцев. Эсминцы программы FRAM не предназначались для базирования полноценного вертолета. Хотя они и оснащались вертолетной площадкой и ангаром, но рассчитанным только на использование беспилотного вертолета QH-50 DASH. Который, изначально замышлявшийся как основа всей программы FRAM, имел в американском флоте проблематичную карьеру и в 1970-ых был списан.
Заменой беспилотного DASH на кораблях стал пилотируемый вертолет SH-2 «Seasprite». Ограничения, вызванные необходимостью упихивать противолодочный вертолет в ангар, рассчитанный на беспилотный, привели к тому, что первая итерация была «полуавтономной»; вертолет нес на борту гидроакустический комплекс и противолодочное вооружение, но применять их самостоятельно не мог. На борту просто не хватило места для размещения аппаратуры управления огнем, способной преобразовать данные ГАК в огневое решение. В итоге, данные от ГАК и акустических буев вертолета передавались по радиоканалу на корабль-носитель, где анализировались, и уже готовое огневое решение пересылалось на вертолет.
Но это было только частью проблемы. Главным же было то, что эсминцы типа «Гиринг» вообще не могли использовать пилотируемые вертолеты. Их кормовые площадки были меньше, чем у тех же «Ноксов», и для размещения на них SH-2 «Seasprite» эсминцы пришлось бы значительно модернизировать. Вдобавок, палубные вертолеты у флота тоже были в дефиците.
Наконец, в модернизации нуждалось радиоэлектронное и гидроакустическое оснащение эсминцев. Установленные на эсминцах РЛС различных типов предлагалось привести к единому стандарту AN/SPS-40B — тем более, что на некоторых из FRAM’ов она уже стояла.
В отношении гидроакустического комплекса единственным возможным решением была модернизация килевого гидролокатора AN/SQS-23 до стандарта AN/SQQ-23 PAIR. Активный гидролокатор в этом варианте дополнялся пассивной антенной, улучшавшей прием сигнала и позволявшей осуществлять полностью пассивную акустическую триангуляцию положения неприятельской субмарины. Заменить сонар на более современный не представлялось возможным ввиду ограниченных размеров подкорпусного обтекателя (увеличить который было невозможно без переделки корпуса).
В плане средств радиоэлектронной защиты, эсминцы планировалось оснастить станциями радиоразведки и предупреждения об облучении AN/SLQ-32(V)2 (аналогичными стоявшим на «Ноксах») и пусковыми установками радарных/инфракрасных ложных целей Mark 36 SRBOC. Такое оснащение должно было обеспечить эсминцам адекватный уровень боевой устойчивости.
Наконец, важным пунктом стало положение дел со снабжением и обеспечением кораблей. Тут аудиторов GAO ожидал несколько неожиданный результат; обеспеченность FRAM’ов запчастями для сиюминутного ремонта оказалась даже несколько лучше, чем в среднем по флоту. Впрочем, аудиторы не преминули отметить, что во многом связано это было с наличием большого количества выведенных из состава флота старых эсминцев, которые втихую разбирали на запчасти для действующих кораблей — не дожидаясь прохождения всех официальных инстанций.
ФИНАЛ
Обобщив все данные, GAO вынесло вердикт, что сохранение и дальнейшая модернизация эсминцев программы FRAM не представляется ни желательными, ни осмысленными. Модернизация по планам Конгресса — приведение кораблей в соответствие с фрегатами типа «Нокс» (тоже уже не новыми) — по мнению флота, не имела смысла, так как полученные корабли не были бы адекватно вооружены и оснащены для современных боевых действий. Модернизация же по проекту флота была чрезмерно дорогой; каждый модернизируемый эсминец обошелся бы дороже нового фрегата типа «Перри», при этом уступая ему по возможностям.
Вдобавок, ВМФ США пересмотрел свои требования к количеству эскортов, и пришел к выводу, что для обеспечения операций ему необходимо (минимально) всего 92 корабля. Что было значительно ближе к 65 имеющимся чем предыдущая цифра (132) и снижало остроту проблемы. Тем более, что с учетом затрат времени на модернизацию, отреставрированные FRAM’ы всяко вернулись бы в состав флота не раньше второй половины 1980-ых — и к этому времени проблема нехватки эскортов так и так была бы уже решена за счет нового строительства.
Рассмотрев все обстоятельства, Конгресс согласился с выводами GAO. Флот (изначально скептически относившийся к инициативе) также не проявил ни малейшего желания выступить в защиту программы, и в 1980-ом планы на модернизацию старых FRAM’ов были отменены. В сентябре, Конгресс официально снял мораторий на списание старых эсминцев, и к началу 1981 года в NRF оставалось только восемь «Гирингов», постепенно заменямых фрегатами типа «Нокс».
Последние два «Гиринга» в составе ВМФ США — USS «Харольд Дж. Эллисон» и USS «Уильям С. Лави» — были списаны в один день, 1 октября 1983 года. Первый продолжил службу во флоте Пакистана. Второй был потоплен в качестве мишени на учениях в 1999 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инициатива Конгресса в области еще одной модернизации эсминцев военной постройки — уже в 1980-ых! — представляет интерес в плане понимания «когда именно модернизация теряет смысл?» В данном случае имелось, по сути дела, три позиции:
* Предложенная Конгрессом ограниченная («дешевая») модернизация, имевшая целью выжать из имеющегося ресурса — устаревших эсминцев — еще несколько лет активной службы, путем приведения их к стандартам не самых новых фрегатов.
* Предложенная флотом масштабная (и дорогая) модернизация, имевшая целью привести корабли к полностью боеспособному состоянию и обеспечить им срок службы хотя бы до конца десятилетия.
* Попытка Счетной Палаты привести обе позиции к некоему консенсусу, «урезая» пожелания флота с оглядкой на позицию Конгресса.
Результат, как это часто бывает, не устраивал ни одну из сторон. Проект Конгресса отвергался флотом на том основании, что минимально модернизированные эсминцы не будут пригодны для полномасштабного участия в боевых действиях. Проект флота был с точки зрения Конгресса слишком дорогим, да и сам флот, собственно, не проявлял в отношении него ровно никакого энтузиазма — моряки вообще не хотели модернизировать еще раз старые FRAM’ы. Итог всем усилиям подвела Счетная Палата, которая указала на экономическую несостоятельность проекта и рекомендовала от него отказаться.
Насколько реалистична была бы такая модернизация с технической точки зрения? Определенно, это был далеко не предел возможностей старых «Гирингов»; тайваньские FRAM’ы модернизировались значительно более масштабно и благополучно прослужили до конца 1990-ых. Предлагаемая же американцами модернизация была бы достаточно умеренной по объему.
Вероятнее всего — будь проект все же реализован — в качестве основы была бы выбрана программа флота с коррекциями Счетной Палаты. Ограничение артиллерийского вооружения одной современной 127-мм пушкой позволило бы не только сэкономить вполне существенные средства, но и освободило бы корму корабля во-первых для установки зенитного комплекса «Вулкан-Фаланкс», а во-вторых — для потенциального расширения вертолетной площадки (чтобы корабли могли хотя бы принимать и дозаправлять современные вертолеты).
Хотя этот вопрос и не обсуждался, представляется вполне вероятным, что от размещения «Гарпунов» в контейнерных установках отказались бы в пользу модернизации вращающейся пусковой ASROC под противокорабельные ракеты. Оперирующий в океане эскортный корабль едва ли рисковал оказаться в ситуации, когда ему бы потребовался полный 4-ракетный залп ПКР. Двух «Гарпунов» в переоборудованных ячейках ASROC (с учетом возможности перезарядки) вполне хватило бы для противодействия потенциальной надводной угрозе.
Также вполне вероятным представляется, что в итоге эсминцы решили бы оснастить ЗРК самообороны RIM-7 «Си Спэрроу». Демонтаж кормовой артустановки оставлял вполне достаточно места для размещения как «Вулкан-Фаланкса» (в этом случае — на приподнятом пьедестале, для лучших углов обстрела), так и контейнерной пусковой для «Си Спэрроу». Такое дополнение существенно улучшило бы шансы эсминцев в случае ракетной атаки.