Последние броненосцы для Аргентины: эскадренные броненосцы типа «Maipu»

17

Содержание:

В 1900-ых первая масштабная гонка морских вооружений между Чили и Аргентиной подходила к своему — промежуточному — финалу. После разгрома Перу во Второй Тихоокеанской Войне (1879-1883) у чилийского флота больше не было конкурентов на Тихом Океане. Бразильский же флот, ослабленный неудачной попыткой государственного переворота (1893-1894)и страдающий от нехватки финансирования, не был серьезным соперником для Аргентины.

Оставшись друг против друга, два сильнейших флота Южной Америки естественным образом начали готовиться к противостоянию. Тем более, что точек соприкосновения и поводов для конфликта между Чили и Аргентиной более чем хватало. А поскольку Чили ни Аргентина не обладали сколь-нибудь значимым кораблестроением, то ставку они делали на заказы военных кораблей у иностранных производителей.

К началу 1900-ых обе стороны провели уже больше десятилетия, лихорадочно заказывая небольшие броненосцы, броненосцы береговой обороны, но в основном — броненосные и бронепалубные крейсера. Финальный этап гонки наступил в 1901 году, когда Аргентина заказала в Италии еще два тяжеловооруженных броненосных крейсера типа «Гарибальди» («Ривадавия» и «Мариан Морено»), вдобавок к четырем уже имеющимся. Чилийцы, пытаясь компенсировать аргентинский количественный перевес — качественным, в том же 1901 году заказали в Великобритании два быстроходных броненосца 2-го класса, «Конститусьон» и «Либертад», изначально спроектированные как «истребители Гарибальдей».

И тут, наконец, не выдержали британцы. Чилийско-аргентинская гонка вооружений, хоть и приносила хороший барыш британским верфям, но вызывала изрядное беспокойство британских политиков и экономистов. Конфликт в водах Огненной Земли самым пагубным образом сказался бы на судоходстве в регионе, где Великобритания имела стратегические экономические интересы. Попытка же Британии вмешаться в кризис угрожала конфликтом с США, которые рассматривали Южную Америку как свою сферу интересов.

Критическим же фактором было то, что размах гонки морских вооружений все больше и больше втягивал Чили и Аргентину в ловушку невозвратных затрат. Новые военные корабли требовали все больших затрат и жертв — так, чтобы заплатить за «Конститусьон» и «Либертад», чилийцам пришлось расстаться с немалой частью национального золотого запаса! Существовал вполне реальный риск, что оказавшаяся первой на грани экономического краха сторона развяжет войну просто чтобы противник не сумел воспользоваться ее будущей слабостью.

Чтобы не допустить такого развития событий, Британия выступила посредником, и в 1902 году организовала мирную конференцию между Чили и Аргентиной. По результатам которой, сторонам удалось прийти к компромиссу по ряду наиболее острых противоречий (включая территориальные), а также договориться о «замораживании» гонки вооружений на текущем уровне. Это означало, что обеим сторонам придется отказаться от последних заказанных кораблей — Аргентине от броненосных крейсеров «Ривадавия» и «Мариан Морено», Чили от броненосцев «Конститусьон» и «Либертад». Аргентинские корабли в итоге нашли новый дом под японским флагом (и «неплохо» отметились во время русско-японской войны), чилийские же броненосцы выкупило британское правительство (главным образом из опасения, что иначе их купит Россия и использует против Японии…).

Однако, в этой цепочке событий есть пропущенное звено. Аргентинцы вовсе не были уверены в успехе организованных британцами переговоров. И, желая подстраховаться на случай (вполне вероятного) провала дипломатии — начали заранее готовить следующий шаг в гонке морских вооружений…

БРОНЕНОСЦЫ ТИПА «MAIPU»

Аргентинским ответом на чилийские «Конститусьон» и «Либертад» стал заказ в Италии двух новых кораблей. Но это уже должны были стать не броненосные крейсера или броненосцы 2-го класса. Аргентинцы хотели получить два полноценных эскадренных броненосца, спроектированных и оснащенных по последнему слову техники — и способных гарантированно уничтожить в бою чилийских оппонентов.

Заказанные итальянской фирме «Ансальдо», эти броненосцы должны были получить имена «Маипу» («Maipu») и «Чакабуко» («Chacabuco»). Это были вполне полноценные, перворанговые броненосцы водоизмещением около 14.500 тонн — лишь немногим меньше мирового стандарта.

Согласно имеющимся данным, фирма «Ансальдо» проектировала их на основе строившихся для итальянского флота броненосцев «Регина Маргерита», последних кораблей, спроектированных знаменитым инженером Бендетто Брином. Имеющаяся реконструкция исходит из этого предположения — хотя ряд деталей более характерен для позднего итальянского типа «Регина Елена»:

Основное вооружение кораблей должно было состоять из четырех 305-мм/40-калиберных орудий Виккерса, предположительно, модели Mark IXv. Эти орудия стреляли 386-кг бронебойным снарядом с начальной скоростью 780 метров в секунду на дистанцию до 14.260 метров. Орудия размещались по стандартной схеме, в двухорудийных башнях на носу и корме корабля.

Промежуточное вооружение состояло из шести 203-мм/45-калиберных орудий EOC 8-inch 45, образца 1897 года. Эти орудия стреляли 116-кг снарядом с начальной скоростью 790 м/с на дистанцию до 18.000 метров (при угле возвышения +30 градусов, использовавшимся в итальянских корабельных установках). Предположительно, орудия промежуточного калибра должны были размещаться в одноорудийных башнях — по три на борт — расположенных двумя ярусами. Концевые башни каждого борта располагались на уровне верхней палубы, а центральные были приподняты до уровня палубы полубака. Такое расположение позволяло оптимизировать сектора обстрела центральных башен, обеспечив броненосцам погонный/ретирадный огонь в шесть орудий. Впрочем, такая реконструкция является лишь предполагаемой:

Альтернативная компоновка, с размещением 203-мм орудий в казематах

Альтернативная компоновка, с размещением 203-мм орудий в казематах

Вспомогательное вооружение должно было состоять из двенадцати 152-мм скорострельных орудий Cannone da 152/40 A Modello 1891 (экспортная Эльсвикская пушка Pattern Z), располагавшихся в бронированных казематах на верхней палубе. На каждый борт стреляло по шесть орудий. Противоминное вооружение (для защиты от неприятельских миноносцев) должно было состоять из шестнадцати 76-мм орудий в палубных щитовых установках. Кроме того, броненосцы типа «Маипу» должны были получить четыре подводных 45-см торпедных аппарата, по два на борт.

Бронирование предположительно должно было изготавливаться из цементированной стали Круппа. Основной броневой пояс тянулся по ватерлинии на всю длину корабля, его толщина составляла 152 миллиметра (шесть дюймов). Над ним, примерно на 2/3 длины корабля проходил верхний пояс, вероятно, сопоставимой толщины. Барбеты и башни главного калибра, скорее всего, имели сопоставимую толщину. Поверх главного пояса проходила плоская броневая палуба толщиной 80 миллиметров. В целом, бронирование хотя и выглядело несколько облегченным, но было достаточно полноценным для броненосца 1-го ранга, и обеспечивало надежную защиту от 254-мм/45-калиберной пушки (стоявшей на чилийских броненосцах) на дистанции более 10.000 метров.

Силовая установка кораблей типа «Маипу» должна была развивать 18.500 л.с. — на треть больше, чем у чилийских оппонентов — что позволило бы кораблям развивать скорость до 21-22 узлов. Питание котлов, вероятно, должно было быть чисто угольным, запас угля закладывался в 1000 тонн.

ОЦЕНКА ПРОЕКТА

В целом, броненосцы типа «Маипу» должны были стать более чем адекватным ответом на чилийские корабли типа «Либертад». Имея большую скорость и более мощное основное вооружение чем чилийские оппоненты, они могли диктовать ход сражения — и выступать авангардом для основной линии аргентинского флота, планировавшейся как шесть броненосных крейсеров типа «Гарибальди». Для региональной державы вроде Аргентины, восьмерка тяжелых кораблей была сильной заявкой на доминирование.

А равно как и мощным дестабилизирующим фактором. Оказавшись перед угрозой мощного неприятельского флота — два эскадренных броненосца и шесть броненосных крейсеров у Аргентины против двух броненосцев 2-го ранга и трех броненосных крейсеров в Чили — чилийцы были бы вынуждены искать некий ответ. Финансовые ресурсы Чили были ограничены: ответить на аргентинские корабли новыми заказами они уже не могли.

С другой стороны… новые аргентинские броненосцы типа «Маипу», будучи заложенными в 1902 году, вступили бы в строй не ранее 1907-1908 (исходя из средних сроков постройки аналогичных по водоизмещению кораблей итальянскими верфями). То есть после чилийских «Конститусьон» и «Либертад», которые — строившиеся британскими верфями — должны были войти в состав флота в 1904-1905 году. Таким образом, у чилийцев появлялось «окно», в течении которого их флот все еще будет несколько сильнее аргентинского… и прямой стимул развязать войну до того, как броненосцы типа «Маипу» вступят в строй. Та самая ловушка невозвратных затрат, которой столь опасались британцы.

Соглашение 1902 года, приостановив на время гонку морских вооружений (до тех пор, пока Бразилия не инициировала ее вновь, на этот раз посредством дредноутов) устранило призрак почти неизбежной чилийско-аргентинской войны. Контракт на постройку броненосцев типа «Маипу» был отменен летом 1902 года, еще до закладки. По ряду данных, материалы и компоненты, изначально заказанные для кораблей типа «Маипу», были использованы фирмой «Ансальдо» для постройки броненосца «Рома», типа «Регина Елена».

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/276354.html

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account