Поплавковые гидросамолеты-разведчики и бомбардировщики CMASA (FIAT) RS-14. Италия

15
Поплавковые гидросамолеты-разведчики и бомбардировщики CMASA (FIAT) RS-14. Италия

Поплавковые гидросамолеты-разведчики и бомбардировщики CMASA (FIAT) RS-14. Италия

В 1922 году в небольшом приморском курортном городке Марина-ди-Пиза была основана компания Societa di Costruzioni Meccaniche di Pisa. Создание компании было инициировано немецкой авиастроительной компанией Dornier, которая после окончания Первой Мировой войны не могла строить тяжелые самолеты у себя на родине. Также компания Dornier обеспечивала загрузку производственных мощностей вновь образованной итальянской компании. В Марина-ди-Пиза Клаудиусом Дорнье изготавливались знаменитые летающие лодки Dornier Wal, пассажирские летающие лодки Dornier Delphin, а также более поздние типы Do E и Do F. В 1930 году компания была приобретена концерном FIAT и преобразована в его филиал Costruzioni Meccaniche Aeronautiche S. A. (CMASA), который иногда называли CMASA-FIAT. Филиал занимался разработкой и производством гидросамолетов, однако в 1933 году основной продукцией CMASA по-прежнему были летающие лодки Dornier Wal, выпускавшиеся теперь под обозначением MF-5 (MF – Marina-FIAT). Затем компания CMASA изготавливала многоцелевые бипланы G-8 конструкции инженера Джузеппе Габриэлли, а в годы Второй Мировой войны выпускала учебные истребители FIAT G.50B (Bicomando – двойное управление) и изготовила экспериментальный истребитель G.50V, оснащенный двигателем жидкостного охлаждения DB 601 A. Также в компании CMASA был создан прототип истребителя-поплавкового гидросамолета FIAT CR-42, получившего обозначение ICR-42.

Однако наиболее известным типом, созданным компанией CMASA, является двухмоторный цельнометаллический двухпоплавковый гидросамолет-разведчик и бомбардировщик RS-14. Этот гидросамолет был создан творческим тандемом инженеров Челестино Розателли и Манлио Стиавелли, работавших в сотрудничестве с инженером Луцио Лаццарино (Lucio Lazzarino). Однако основным разработчиком считался Манлио Стиавелли, и потому его фамилия вошла в типовое обозначение самолета (RS – Ricognitore Stiavelli; разведчик [конструкции] Стиавелли). В целом гидросамолет RS-14 можно считать одной из самых удачных итальянских разработок того времени. Первый полет первого прототипа (номер военного регистра MM380) состоялся в мае 1939 года под управлением заводского летчика-испытателя Ф. Трояно (F. Trojano). Машина поражала не только простотой и изяществом форм, но и отличными летно-техническими характеристиками. Командование авиации (Regia Aeronautica) немедленно заказало гидросамолеты RS-14 для разведывательных и противолодочных частей.

RS-14 представлял собой цельнометаллический среднеплан с экипажем из 4-5 человек. Силовая установка гидросамолета состояла из покрытых капотами НАКА двух 14-цилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения FIAT A-74 RC-38, развивавших мощность 870 л.с. (640 кВт) и вращавших трехлопастные металлические винты изменяемого шага. В богато остекленной веретенообразной носовой части фюзеляжа не было никакого вооружения. В верхней части фюзеляжа размещалась турель Lanciani Delta E с одним 12,7-мм пулеметом Scotti (боезапас 350 патронов; еще 300 патронов были в запасе). Опытные образцы (номера военного регистра с MM.380 по MM.383) были невооруженными, но установка турелей была запланированной. Машины первой серии (военные номера с MM.35386 по MM.35397) построены в период с мая по декабрь 1941 года (неофициально были обозначены RS-14A) и в некоторых из них в невооруженной носовой части фюзеляжа были установлены подвижные 7,7-мм пулеметы Breda-SAFAT. Двенадцать машин первой серии использовались в основном для испытаний и обучения экипажей.

В период с апреля по июль 1942 года были построены машины второй серии (военные номера с MM.35401 по MM.35422), неофициально называвшиеся RS-14B. Гидросамолеты второй серии, предназначавшиеся для выполнения противолодочных и противокорабельных задач, в том же 1942 году попали в подразделения, действующие в Тирренском и Ионическом морях, в южной части Адриатики и на Сардинии. Самолеты второй серии отличались длинной съемной подфюзеляжной гондолой. Гидросамолеты могли нести две 160-кг глубинные бомбы, либо четыре 100-кг бомбы, либо шесть 40-кг или 50-кг бомб. Оборонительное вооружение гидросамолетов было усилено парой подвижных 7,7-мм пулеметов Breda-SAFAT, установленных в бортах фюзеляжа на уровне задней кромки крыла и имевших боезапас по 500 патронов. Некоторые машины летали без подфюзеляжной гондолы и использовались для ведения разведки (в фюзеляже была установлена камера AGR-90) или для сопровождения конвоев, направлявшихся в Северную Африку. При сопровождении конвоев в число задач гидросамолетов RS-14 входило обеспечение ПВО.

Самой многочисленной была третья серия (военные номера с MM.35639 по MM.35788), экземпляры которой выпускались с июля 1942 по сентябрь 1943 года. Неофициально машины этой серии обозначались RS-14C. Внешне они ничем не отличались от машин второй серии, но некоторые экземпляры имели упрощенный состав оборудования. Гидросамолеты третьей серии оснащались оборудованием для спасения сбитых над морем летчиков, и многие из них не несли подфюзеляжную гондолу.

В сентябре 1943 года, когда Италия объявила о капитуляции, 39 гидросамолетов RS-14 всех модификаций были разбросаны по различным подразделениям авиации итальянского флота. Двенадцать из них остались в оккупированной немцами северной части Италии, и после того как под руководством Муссолини в октябре 1943 года была создана так называемая Итальянская Социальная Республика, северные RS-14 поступили в состав авиации этого псевдогосударства (Aviazione della RSI) и как следствие под контроль немецких ВВС. Другие двенадцать вместе со своими экипажами повиновались призыву маршала Бадольо и отправились на юг, чтобы присоединиться к союзникам. Позднее десять из них использовали в качестве базы порт Таранто. После окончания боевых действий гидросамолеты были переданы вновь образованным военно-воздушным силам Италии (Aeronautice Militare).

В 1942 году успешное применение гидросамолетов типа RS-14 привело к использованию их в качестве самолетов наземного базирования. Так был создан оснащенный убирающимся колесным шасси AS-14, который рассматривался в качестве среднего бомбардировщика и штурмовика. К сожалению, в 1943 году прототип AS-14 разбился и восстанавливать самолет не стали.

схема поплавкового гидросамолета-разведчика и бомбардировщика CMASA (FIAT) RS-14

схема поплавкового гидросамолета-разведчика и бомбардировщика CMASA (FIAT) RS-14

размещение двух 7,7-мм пулеметов Breda-SAFAT в фюзеляже гидросамолета CMASA (FIAT) RS-14

размещение двух 7,7-мм пулеметов Breda-SAFAT в фюзеляже гидросамолета CMASA (FIAT) RS-14

кабина пилотов и бомбардира-наблюдателя в носовой части фюзеляжа гидросамолета CMASA (FIAT) RS-14

кабина пилотов и бомбардира-наблюдателя в носовой части фюзеляжа гидросамолета CMASA (FIAT) RS-14

поплавковый гидросамолет-разведчик и бомбардировщик CMASA (FIAT) RS-14 третьей серии на воде

поплавковый гидросамолет-разведчик и бомбардировщик CMASA (FIAT) RS-14 третьей серии на воде

первый прототип гидросамолета CMASA (FIAT) RS-14 (MM380) на выкатной тележке

первый прототип гидросамолета CMASA (FIAT) RS-14 (MM380) на выкатной тележке

первый прототип гидросамолета CMASA (FIAT) RS-14 (MM380) выполняет взлет

первый прототип гидросамолета CMASA (FIAT) RS-14 (MM380) выполняет взлет

техническое обслуживание

техническое обслуживание

поплавковый гидросамолет-разведчик и бомбардировщик CMASA (FIAT) RS-14 третьей серии из состава 170-й эскадрильи в полете

поплавковый гидросамолет-разведчик и бомбардировщик CMASA (FIAT) RS-14 третьей серии из состава 170-й эскадрильи в полете

представленный поплавковый гидросамолет-разведчик и бомбардировщик CMASA (FIAT) RS-14 третьей серии (RS-14C) действовал в составе 170-й эскадрильи, базировавшейся на базе Аугуста. Как и у других машин данного типа его верхние и боковые поверхности были выкрашены в темно-зеленый цвет, а нижние поверхности – в светло-серый цвет. Передние кромки консолей крыла выкрашены в темно-зеленый цвет. Крыльевые опознавательные знаки образца 1940 года были маскировочного типа (черная окантовка и три стилизованные фасции без белого наполнения). Фюзеляжная кокарда образца 1926 года (фасция на синем фоне) находилась под кабиной пилота и закрывалась двигателем. Белый крест был нанесен на выкрашенный в черный цвет руль направления. На поплавках заметны следы воздействия морской воды

Представленный поплавковый гидросамолет-разведчик и бомбардировщик CMASA (FIAT) RS-14 третьей серии (RS-14C) действовал в составе 170-й эскадрильи, базировавшейся на базе Аугуста. Как и у других машин данного типа, его верхние и боковые поверхности были выкрашены в темно-зеленый цвет, а нижние поверхности – в светло-серый. Передние кромки консолей крыла выкрашены в темно-зеленый цвет. Крыльевые опознавательные знаки образца 1940 года были маскировочного типа (черная окантовка и три стилизованные фасции без белого наполнения). Фюзеляжная кокарда образца 1926 года (фасция на синем фоне) находилась под кабиной пилота и закрывалась двигателем. Белый крест был нанесен на выкрашенный в черный цвет руль направления. На поплавках заметны следы воздействия морской воды

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: CMASA (FIAT) RS-14

Назначение: поплавковый гидросамолет-разведчик и бомбардировщик

Статус: серийное производство

Компания-производитель: Costruzioni Meccaniche Aeronautiche S. A. (CMASA-FIAT), Марина-ди-Пиза

Экипаж: 4 человека (два пилота, бортрадист, наблюдатель-бомбардир)

Силовая установка: двух 14-цилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения FIAT A-74 RC-38, развивавших на взлете мощность 870 л.с. (640 кВт) и вращавших трехлопастные металлические винты изменяемого шага Fiat-Hamilton диаметром 3,20 метра

Размеры:

размах крыла 19,54 м
длина 14,10 м
высота 5,51 м
площадь крыла 50,00 м²

Масса:

пустого 5410 кг
нормальная взлётная 8200 кг
максимальная взлётная 8470 кг

Объём топливных баков: 2950 л

Лётные характеристики:

максимальная скорость
• на высоте 100 метров 320 км/ч
• на высоте 4500 метров 382 км/ч
скорость сваливания 115 км/ч
дальность полета
• практическая (на низкой высоте при скорости 290 км/ч) 1900 км
• перегоночная 2500 км
практический потолок 6000 м
абсолютный потолок 6400 м
время набора высоты
• 1000 метров – 1 мин 40 с
• 3000 метров – 8 мин 30 с
• 5000 метров – 17 мин 10 с

Удельная нагрузка (при нормальной взлётной массе):

на крыло 164 кг/м²
на мощность 154 Вт/кг

Вооружение:

стрелково-пушечное:

• 1 × 12,7 мм пулемёт Scotti с 350 патр. в верхнефюзеляжной точке
• 2 × 7,7 мм пулемёта Breda-Safat с 500 патр. каждый в боковых окнах

бомбовое:

• 2 × 160 кг
• 4 × 100 кг
• 6 × 50 кг или 40 кг

Количество изготовленных: 186 экземпляров (2 прототипа + 12 машин 1-й серии + 22 машины 2-й серии + 150 машин 3-й серии)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опытный истребитель FIAT G.50V. Италия

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account