Поплавковые гидросамолеты-разведчики Curtiss SC Seahawk. США
Во время Второй мировой войны военно-морские силы США широко использовали палубную авиацию и гидросамолеты для ведения разведки и наблюдения в светлое время суток. Эти летательные аппараты предоставили авиации ВМС США довольно интересное средство для ведения разведки. Следует отметить, что ближе к концу войны авиация американского флота получила самолет наблюдения, который при необходимости можно было переоборудовать в поплавковый гидросамолет. Выпускавшиеся серийно, эти самолеты в течение некоторого времени принимали участие в боях на Тихом океане. Этими самолетами были Curtiss SC Seahawk.
После битвы в Коралловом море в мае 1942 года в штабе ВМС США пришли к выводу о необходимости нового палубного легкого самолета для ведения разведки и наблюдения, который должен был заменить гидросамолеты-бипланы Curtiss SOC Seagull. Несмотря на признанные качества прочности конструкции и продолжительности полета эти гидросамолеты-бипланы часто становились жертвой японских палубных истребителей. Поэтому американские адмиралы требовали создания самолета разведчика со скоростными характеристиками, близкими к характеристикам истребителя, и с экономичной конструкцией, предназначенной для массового производства в условиях военного времени. В то же время многие в ВМС США считали, что гидросамолет-разведчик Vought OS2U Kingfisher отслужил свое и должен быть сменен новым самолетом.
Как это не покажется странным, но мало кто из производителей авиационной техники предложил проекты управлению воздухоплавания. Свои проекты передали только компания Curtiss и авиастроительный завод ВМС (Naval Aircraft Factory – NAF). Первый проект получил обозначение XSC, а второй – XSN. Если самолет компании Curtiss был новым проектом, то проект NAF был дальнейшим совершенствованием пикирующего бомбардировщика NAF SBN-1 (изначально Brewster Model 38, он же XSBA-1), построенного очень малой серией для ВМС США.
Против проекта NAF играла плохая репутация пикирующего бомбардировщика SBN-1, и поэтому XSN не пошел дальше чертежной доски. Таким образом победителем конкурса стал проект Curtiss XSC. В августе 1942 года был заключен контракт на два опытных образца и пять предсерийных самолетов. Из двух опытных самолетов один прототип должен был оснащаться колесным шасси и был палубным самолетом, а второй прототип должен был получить поплавковое шасси.
Первой разработанной машиной стал самолет с колесным шасси. Он представлял собой одномоторный одноместный свободнонесущим моноплан с низкорасположенным крылом. Силовая установка самолета состояла из одного девятицилиндрового радиального двигателя воздушного охлаждения Wright R-1820-60 Cyclone, развивавшего мощность 1350 л.с. и вращавшего четырехлопастный металлический винт изменяемого шага. Одной из особенностей самолета было классическое шасси с фиксированными основными стойками и широкой колеей. Вооружение Curtiss XSC состояло из установленных в центроплане крыла двух фиксированных 12,7-мм пулеметов Browning и 300 кг бомб, подвешиваемых на двух подкрыльевых держателях. В фюзеляже было предусмотрено место для перевозки раненого, лежащего на носилках. Именно в такой конфигурации прототип совершил с вой первый полет 16 февраля 1944 года.
Через несколько недель за ним последовал второй прототип, изготовленный в варианте поплавкового гидросамолета-амфибии. От первого прототипа второй отличался типом шасси: вместо колесного шасси машина получила расположенный под фюзеляжем центральный поплавок и боковых подкрыльевых поплавка. Основной поплавок был оснащен небольшим съемным шасси с двумя основными и хвостовой стойками. Фактически работы по пяти предсерийным самолетам была разработка системы перехода от палубного самолета с колесным шасси к гидросамолету-амфибии и обратно. Именно в такой комплектации самолеты Curtiss SC и были запущены в серийное производство. Машина получила официальное название Seahawk в честь истребителя-биплана Curtiss F7C. Первые серийные самолеты поступили на оснащение боевых частей в конце октября 1944 года. Машины изготавливались с колесным шасси и в случае необходимости на базах морской авиации США и на авианосцах переоборудовались либо в гидросамолеты-амфибии, либо в чистые поплавковые гидросамолеты.
Первые самолеты были введены в эксплуатацию на тихоокеанском ТВД в начале декабря 1944 года в ходе операции по захвату острова Лейте. Однако свою репутацию самолета наблюдения Curtiss SC-1 Seahawk заработали в боях за острова Иводзима (февраль 1945 года) и Окинава (два месяца спустя). Даже в варианте поплавкового гидросамолета машина была очень маневренной, а пара 12,7-мм пулеметов позволяли им выходить из многих опасных ситуаций.
Однако во время боев за остров Борнео самолеты-разведчики Curtiss SC-1 Seahawk понесли тяжелые потери от японской противовоздушной обороны, невзлюбившей эти маленькие гидросамолеты. Вероятнее всего японские военные проанализировали слабые места этих машин. За четыре месяца боев за северный Борнео было потеряно около тридцати SC-1.
С прекращением боевых действий в августе 1945 года дальнейшее развитие самолетов SC Seahawk было прекращено. Хотя инженеры компании Curtiss разработали немного улучшенную версию SC-2, официальные лица ВМС США не разместили на нее никаких заказов.
В конечном итоге самолеты-разведчики Curtiss SC-1 Seahawk оставались на вооружении ВМС США до конца 1949 года. Хотя эти машины были приняты на вооружение еще совсем недавно, они внезапно устарели. Американские адмиралы увлеклись новым типом летательных аппаратов – вертолетами. Эти машины были более универсальными, чем легкие гидросамолеты.
В общей сложности было изготовлено более 570 самолетов Curtiss SC Seahawk, включая прототипы и предсерийные машины. В настоящее время один самолет данного типа в варианте поплавкового гидросамолета находится в музее авиации ВМС США в Пенсаколе, штат Флорида.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Curtiss SC-1 Seahawk
Назначение: самолет-разведчик и самолет наблюдения
Статус: серийное производство
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Wright R-1820-62 Cyclone, развивавший мощность 1350 л.с. и вращавший четырехлопастный металлический винт изменяемого шага
Размеры:
размах крыла 12,5 м
длина 11,08 м
высота 4,88 м
площадь крыла 26,01 м²
Масса:
пустого самолета 2867 кг
нормальная взлетная 4082 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 8700 метров 505 км/ч
крейсерская скорость 210 км/ч
практическая дальность 1006 км
максимальная скороподъемность 762 м/мин
практический потолок 11370 м
Вооружение:
стрелковое – два 12,7-мм пулемета Browning
бомбовое – 300 кг бомб
имелась возможность перевозки носилочного раненого
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Самолет-разведчик/пикирующий бомбардировщик Brewster XSBA-1/NAF SBN-1. США
источники:
-
- текст – https://www.avionslegendaires.net/avion-militaire/curtiss-sc-seahawk/
- таблица ЛТХ и часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/sww2/sc1.html
- часть фотографий – https://ru.wikipedia.org/wiki/Curtiss_SC_Seahawk