Поплавковые гидросамолеты-истребители Rumpler 6B-1 и 6B-2. Германия
Расположенная в пригороде Берлина Йоханнистале [1] авиастроительная компания Rumpler Flugzeugwerke GmbH (Rumpler) в годы Первой Мировой войны прославилась своими двухместными бипланами (многоцелевые вооруженные боевые самолеты – категория «С»). Самым известным из них был Rumpler C.IV. Этот самолет имел такой практический потолок, что на нем был практически неуязвим для истребителей союзников.
Менее известно, что компания Rumpler строила прототипы истребителей и морских самолетов – как поплавковых гидросамолетов, так и летающих лодок. Но если прототипы истребителей с колесным шасси не выдержали конкуренции со многими производителями и так и не увидели серийного производства, то поплавковые истребители-бипланы типов 6B-1 и 6B-2 строились серийно и воевали и на Балтике, и на Черном море.
Конструкция поплавкового истребителя была разработана в соответствии с техническими требованиями командования Императорских военно-морских сил (Kaiserliche Marine; немецкий флот) весной 1916 года. Немецкому флоту требовался одноместный морской истребитель, способный сопровождать более крупные гидросамолеты.
Компания Rumpler приняла условия и начала опытно-конструкторские работы. Чтобы сэкономить дефицитное на войне время конструкторское бюро компании взяло за основу новой машины, получившей обозначение 6B-1, уже хорошо себя зарекомендовавший легкий бомбардировщик-разведчик Rumpler С.I. Оба биплана имели одинаковые двигатели – 160-сильные (118 кВт)шестицилиндровые рядные моторы жидкостного охлаждения Mercedes D III – и одинаково расположенные радиаторы охлаждающей жидкости – перед передней кромкой центроплана верхнего крыла.
Тем не менее, были и отличия от базовой модели. Гидросамолет-истребитель получил обтекатель втулки винта, лучшую капотировку двигателя, вынос верхнего двигателя (у C.I выноса верхнего крыле не было). Стреловидность консолей крыльев оставалась прежней, не отличались и законцовки крыльев с элеронами, установленными только на верхнем крыле.
Конструкция гидросамолета 6B-1 была в основном деревянная; из стальных труб изготавливались силовой набор хвостового оперения и поперечные элементы жесткости фюзеляжа. В качестве обшивки в основном использовалось полотно; исключение составляла передняя часть фюзеляжа, где в районе двигателя и кабины пилота были применены листы алюминия и фанера.
Поскольку гидросамолет-истребитель 6B-1 должен был быть одноместным, то у новой машины была удалена задняя кабина стрелка. Пилот истребителя 6B-1 сидел за двигателем и был вооружен одним синхронизированным 7,92-мм пулеметом Maxim LMG 08/15, расположенным на левой стороне фюзеляжа. Для компенсации изменения продольной устойчивости, вызванной установкой самолета на поплавки, руль направления был увеличен по сравнению с рулем легкого бомбардировщика-разведчика Rumpler С.I. Двухреданные поплавки имели цельнодеревянную конструкцию с фанерной обшивкой и были установлены на систему профилированных стоек, соединявших поплавки друг с другом, с фюзеляжем и нижним крылом.
Постройка прототипа гидросамолета-истребителя Rumpler 6B-1 была завершена в начале лета 1916 года. Для своего времени это был очень красивый гидросамолет. Два прототипа (номера 787 и 788) была переданы компанией Rumpler немецкому флоту в июле 1916 года, а в августе их получила морская авиация.
Серийное производство гидросамолетов-истребителей Rumpler 6B-1 началось спустя несколько месяцев после постройки прототипов. От своих предшественников с номерами 787 и 788 серийные машины отличались уменьшенным горизонтальным оперением и сбалансированными элеронами.
Первая производственная серия была поставлена с ноября 1916 года по начало февраля 1917 года (10 экземпляров; машины с номерами 890-899). Вторая производственная серия из десяти гидросамолетов (машины с номерами 1037-1046) была передана морской авиации в феврале 1917 года. Последние 25 машин (номера 1047-1061) были сданы заказчику в феврале-мае 1917 года, хотя один гидросамолет был передан только в январе 1918 года.
В общей сложности было изготовлен 38 гидросамолетов-истребителей Rumpler 6B-1. Несмотря на свои крупные размеры, 6B-1 с расположенных на территории оккупированной Бельгии военно-морских баз (Зеебрюгге и Остенде) эффективно действовали как в проливе Ла-Манш и над Северным морем, так и при отражении налетов авиации союзников.
Метод подготовки гидросамолетов на базе в Зеебрюгге был весьма интересен: в большом бетонном подземном ангаре машина с помощью площадки загружалась на грузовую платформу, и маленький локомотив отправлял поезд к очень длинному пирсу, где самолеты краном переносились на водную поверхность. После посадки процедура проводилась в обратном порядке.
К сожалению, в отчетах обеих сторон конфликта отсутствуют сообщения о боевых успехах гидросамолетов-истребителей Rumpler 6B-1. Известно лишь, что несколько машин летали над Черным морем, действуя с базы в Варне, и якобы сбили несколько русских летающих лодок.
В январе 1917 года началась постройка первого экземпляра улучшенной версии, которая получила обозначение Rumpler 6B-2 и которая отличалась от предыдущего варианта горизонтальным оперением, позаимствованным у легкого бомбардировщика Rumpler C.IV. Испытания первого гидросамолета 6B-2 были, по-видимому, довольно затянутыми, поскольку поставка серийных машин была осуществлена с октября 1917 года по январь 1918 года в трех производственных сериях с номерами 1062-1064, 1066 (машина с номером 1065 не была поставлена), 1188-1207 и 1434-1458. Было изготовлено 50 гидросамолетов-истребителей Rumpler 6B-2, доведя общее количество построенных машин типа 6B до 88 экземпляров. С точки зрения войны количество изготовленных гидросамолетов-истребителей Rumpler 6B было небольшим, но историки авиации считают 6B важной вехой в истории авиации.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Rumpler 6B-1 и 6B-2
Назначение: гидросамолет-истребитель
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Rumpler Flugzeugwerke GmbH, Йоханнисталь
Силовая установка: один шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Mercedes D III, развивавший мощность 160 л.с. и вращавший двухлопастный винт
Размеры:
размах крыльев 12,20 м
длина 9,05 м
высота 3,50 м
площадь крыльев 36,00 м²
Масса:
пустого самолета 790 кг
взлетная 1140 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 153 км/ч
время набора высоты 3000 метров 25 мин.
Практический потолок 5000 м
продолжительность полета 4 часа
[1] с 1920 года район Берлина
источники:
текст – JIŘÍ HORNÁT Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 14-18 Rumpler 6B» «L+K» 6/92, стр.44/364
фотографии – http://www.airwar.ru/enc/fww1/rump6b.html