Попаданцу на заметку: Забытое изобретение, помогавшее Наполеону завоевывать Европу
Историки уже пару столетий спорят, что же помогло в свое время Наполеону так успешно воевать в Европе. Тактические нюансы разобраны очень подробно и вроде уже как сложились в канонический список. Но вот в вопросе стратегии единодушия нет. Все сходятся на том, что существовал комплекс разнообразных факторов, но вот состав их каждый ученый определяет на свой лад. Правда, где-то мнения и совпадают. Особенно, что касается скорости прохождения важной информации от границ империи до столицы. Именно детальное понимание обстановки и своевременная оценка угрозы дают тот шанс, что помогает справиться с серьезной угрозой при дефиците сил.
Долгое время скорость прохождения информации из-за слабо развитых технических средств ограничивалась скоростью самого спешного транспорта. Соответственно, на море это был парусный корабль10 узлов при хорошем ветре, но в среднем не более 8-9), а на суше – лошадь (не более 30 км/ч). Правда, еще со времен античности придумывались и воплощались различные варианты (главным образом оптических) телеграфов, но все они страдали одной врожденной болезнью – ограниченным арсеналом условных знаков. Поэтому сообщить о нападении врага на приграничье еще можно при помощи дыма или солнечных зайчиков (водяных систем, сигнальных фонарей и проч.), но вот обрисовать интересные подробности события – едва ли.
Клод Шапп демонстрирует принцип работы своего изобретения. Гравер: G. Burgun
Действительно эффективную технологию передачи подробных сообщений на расстоянии придумали в конце XVIII столетия французские братья Шапп: Игнатий и Клод. Собственно, мозговым центром в этом тандеме являлся Клод. Именно он генерировал идеи и добивался их натурного появления. Но этим все и ограничилось бы, не будь у него в союзниках брата Игнатия. Который оказался пробивным, деятельным малым и брал на себя всю организаторскую сторону вопроса – представлял, ходил, уговаривал, настаивал. Талант администратора в таких делах тоже многое решает. Так что изобретение Клода Шаппа вошло в историю именно как семафор (это слово в употребление тоже впервые ввели братья) братьев Шапп. И Игнатий, помимо прочего, сумел устроить четко работающую сеть таких оптических телеграфов, покрывших сначала всю Францию, а потом – и Европу. Также Игнатий стал первым директором телеграфного департамента.
Впервые Клод Шапп соорудил рабочую модель в 1780 году. Но доказать полезность новинки чиновному люду долго не удавалось. И первая телеграфная линия заработала в 1790-м. В этой первой модели передающим элементом служил большой диск наподобие часового. Оператор менял положение стрелок, и различные комбинации их давали тот или иной набор символов. Башни с циферблатами располагались на удалении. Незначительном, поскольку передача шла от одной станции к другой – оператор промежуточной установки считывал отправленное сообщение и повторял его, передавая, точно эстафету, по линии. Пока оно не достигнет адресата.
1790-е, адъютант (1), солдат инженерных войск, комиссар-представитель от Конвента и республиканские генералы (4,5,6) у телеграфа Шаппа. Иллюстратор: Liliane and Fred Funcken
Первый опыт оказался совсем неудачным. Как всегда туповатые, но очень патриотично настроенные горожане решили, что установки служат для передачи секретных данных врагам революции (роялисты не дремлют!) и разгромили их в инициативном порядке. Так что пришлось изготавливать новую модель в 1791 году для демонстрации национальному собранию. И на этот раз от циферблата отказались. Его заменила поворотная мачта с перекладиной, менявшей наклон. На концах же этой перекладины крепились подвижные шесты.
Клод Шапп лично опробовал систему и отобрал 74 наиболее считываемых комбинаций взаимного положения элементов передающей системы. И на основе их разработал кодификатор. В котором присутствовали и все буквы алфавита, и наиболее употребляемые словосочетания. На демонстрации сообщение передавали при помощи временных установок. На прохождение депеши 1000 км потребовался час времени. По тогдашним меркам неслыханная скорость! И это при необученном персонале! Позднее сообщения от границ Франции до Парижа доходили минут за семь. А для самой протяженной линии в Германии – 10 минут.
По итогам демонстрации во Франции развернули спешное строительство сети башен-передатчиков. Клода назначили главным инженером новой структуры, а Игнатию достался пост директора.
Народ избавляется от «вражеских» происков. Гравер: G. Burgun
Семафор имел свои недостатки. Были сложности с передачей в ночное время, туман и дождь блокировали прохождение сообщений. Башни приходилось строить довольно часто, а каждая из них требовала для работы пары операторов – один при помощи подзорной трубы считывал сообщение, а второй через систему тросов и рычагов повторял их на своей установке. Смен на каждую станцую требовалось как минимум две (уже четыре человека), так что затея оказалась довольно дорогостоящей. Тем не менее необходимость и полезность такой сети все признавали. И операторы станций получали неплохое жалование. Правда, и ответственность на них лежала немаленькая. За искажение депеши или какую-то серьезную ошибку оператора могли упрятать и в тюрьму.
В основном семафоры братьев занимались пересылкой распоряжений и директив правительства. Но коммерческая составляющая тоже присутствовала. И по определенному тарифу можно было отправить вполне гражданское сообщение личного характера (вспомним Дюма и его страдальца Эдмона Дантеса). Что несколько снижало финансовую нагрузку на департамент.
Довольно скоро начались усовершенствования системы. И заимствования. Сначала число кодов увеличили до 196. Потом систему из мачты и перекладины заменили мачтой с набором крыльев. И в основном именно эта вариация стала распространяться по миру. И вскоре вся Европа обзавелась подобными игрушками. Правда, систему управления всяк норовил установить свою. Но принцип оставался прежним. В результате появилась куча дельцов, которые настаивали на своем исключительном вкладе в разработку системы. Пошли разбирательства и подлинный автор идеи, Клод Шапп, не вынеся пустых нападок, впал в уныние и покончил с собой в 1805 году.
Семафор Шаппа в Алжире. Иллюстрация из учебника XIX века «Les Merveilles de la Science»
Интересно, что в России такой телеграф появился позднее всех в 1820-х. Это притом, что Иван Кулибин уже в 1794 разработал свой вариант изобретения братьев, применив оригинальную систему блоков и тросов и дополнив обычные механические указатели системой фонарей с особыми отражателями, что позволяло сократить количество промежуточных трансляторов на линии и сделать телеграф почти всепогодным. Денег на воплощение не нашли и рабочую модель сдали в Кунсткамеру – на хранение.
Первая линия в России связывала столицу и Шлиссельбург. Позднее систему применили для военно-морских баз на Черноморском побережье. Забавно, что когда уже весь мир переходил на электрические системы связи, в России продолжали массово использовать систему братьев Шапп. Вплоть до 1860-х. То есть дольше всех в мире.
Сегодня о семафоре братьев Шапп мало кто помнит. Хотя время от времени о башнях вспоминают писатели и кинематографисты – для создания исторического антуража. У Терри Пратчетта, к примеру, сеть таких установок перекрывает весь Плоский мир. Уж очень необычно и колоритно в век электричества и ракет смотрятся такие архаичные механические устройства.