0

В 1925 г. турецкое правительство заключило договор с фирмой Флендер-верке (Любек) о постройке плавучего дока грузоподъемностью 25 000 т. Его установили в Исмиде, куда 20 декабря 1925 г. был отбуксирован "Явуз Селим" («Гебен»). На нем французская фирма Панэт (Сен-Назер) произвела ремонт и модернизацию "Явуз Селима". В 1929 г. на корабле была установлена новая французская система управления артиллерийским огнем и "Явуз Селим" бвл введен в боевой состав турецкого военно-морского флота.

Наличие "Гебена" в строю турецкого военно-морского флота побудило Советское правительство в 1929-30 гг. перевести с Балтики на Черное море линейный корабль "Парижская Коммуна" (б."Севастополь") и легкий крейсер "Профинтерн", чтобы уравновесить силы флотов на Черном море.

Полутяжелый недокрейсер  Флагман ВМФ Грузии в МГК

В связи с вышеперечисленными событиями грузинский королевский флот, оказался в плачевном состоянии. Имея в своем составе два устаревших корабля береговой обороны постройки 1903-04 г.г. и два крейсера (1 бронепалубный 1897 г.,  второй бывший австро-венгерский турбинный легкий крейсер 1910 г.) он уже не мог эффективно решать вопросы противодействия флотам вероятного противника. Остро встал вопрос усиления флота, однако сложившаяся общемировая экономическая ситуация, а также непомерные расходы страны в Первую Мировую, и последующие войны на Южном Кавказе, очень сильно ограничивали ресурсы страны.

В то же время, на другом конце света в. Аргентине, в 1926 году была принята десятилетняя программа обновления флота, в рамках которой предполагалось строительство 3 тяжёлых крейсеров. Не располагая развитым кораблестроением, Аргентина объявила международный конкурс, в котором приняли участие традиционные поставщики аргентинского флота из Великобритании и США. Однако, к удивлению общественности, конкурс выиграла итальянская компания Odero-Terni-Orlando. 5 мая 1927 года в Лондоне был подписан официальный контракт. OTO получила заказ на два корабля, «Альмиранте Браун» обошёлся Аргентине в 1 123 тысячи фунтов стерлингов, его систершип в 1 225 тысяч. Третий крейсер, был заложен в 1930, но в связи с ухудшением после Великой Депрессии финансового положения Аргентины его строительство было приостановлено. В конце концов Аргентина отказалась от строительства этого корабля, выплатив соответствующую неустойку. Руководство компании Odero-Terni-Orlando стало искать потенциального покупателя на этот крейсер, предлагая его за 950 тысяч фунтов стерлингов.

При сложившейся ситуации, по ряду показателей (особенно по критерию стоимость/эффективность) итало-аргентинский крейсер просто идеально подходил грузинскому флоту.

Надо заметить что и эта сумма оказалась для Грузии мягко говоря великовата, но тут пришло на помощь итальянское правительство предоставив кредит в 300 тысяч фунтов сроком на 5 лет, пойти на этот шаг Муссолини подвигло две причины.

Во первых таким образом поддерживалось собственное судостроение.

Во вторых таким жестом показывало особое расположение к Грузии как возможному союзнику в регионе.

Кстати правительство Италии так же повлияло дипломатическим путем, на турок что бы они более не менее лояльно отнеслись к проходу крейсера через Босфор.

Полутяжелый недокрейсер  Флагман ВМФ Грузии в МГК

"Петре I Багратиони" после вступления в строй

Появление нового крейсера на Черном море не очень радовало руководство СССР. Из крейсеров Черноморского флота противостоять новому грузинскому крейсеру мог только вошедший в строй в 1932 году "Красный Кавказ" и то относительно.

Надо заметить, что официально Грузия не считалась врагом, но являясь  капиталистическим государством с монархической формой правления время от времени припоминалось в советских газетах как оплот буржуев и империалистических разжигателей войны в регионе.

Так, что советское руководство от нового тяжелого крейсера в Черном море было в целом, не в восторге. 

Контракт на достройку третьего систершипа аргентинских тяжелых крейсеров был заключен осенью 1930 г. Крейсер получил название «Петр I Багратион» (ради этого пришлось переименовать находившийся в составе ВМФ Грузии бронепалубный крейсер в «Иверию»)

Корпус и архитектура

Крейсера типа «Альмиранте Браун» имели корпус полубачного типа с клиперным форштевнем и носовым бульбом. Корпус имел небольшой подъём к носовой части, полубак занимал более 70 %. Отношение длины к ширине составило 9,66. Система набора была смешанной: продольная в районе цитадели и поперечная в оконечностях. Шпангоуты крепились со шпацией 90 см. Вследствие низкого корпуса, машинно-котельные отделения доходили до верхней палубы, которая, в результате, оказалась единственной сплошной палубой крейсеров. Батарейная и жилая палубы фактически являлись платформами и прерывались отсеками энергетической установки. На большей части корпуса имелось двойное дно, переходившее в двойной борт.

Для архитектуры крейсеров были характерны функциональность и лаконичность. Доминирующими элементами силуэта стали носовая надстройка и массивная дымовая труба. Носовая надстройка включала в себя три яруса на которых размещались ходовой мостик, штурманская рубка и боевая рубка. Ходовой мостик был закрытого типа, с покатой крышей и остеклением и имел крылья, не доходившие до бортов. Находившаяся вверху боевая рубка была увенчана бронированным командно-дальномерным постом.

Кормовая надстройка была полтора-ярусной с кормовым мостиком и резервным пунктом управления огнем. В этой же надстройке располагалась хозяйственные помещения: камбуз, прачечная, баня. Крейсера несли по две треногие мачты, на площадках которых располагались дальномеры, прожекторы и сигнальное оборудование.

Энергетическая установка

Энергетическая установка крейсеров располагалась по линейной схеме. Два турбозубчатых агрегата системы Парсонса имели номинальную мощность 85 000 л.с. при давлении в котлах 21 атм. Турбины запитывались паром из шести водотрубных котлов системы Ярроу. При номинальной мощности формулярная скорость составляла 32 узла. На испытаниях «Петр I Багратион» разогнался до 34,2 узлов при форсировании турбин до мощности 116 000 л.с. Движение обеспечивалось двумя трёхлопастными винтами, диаметром 4,06 м.

Топливо хранилось в носовых и кормовых цистернах, междудонном пространстве и отсеках двойного борта. Его общий запас составлял 1800 тонн, при максимальной загрузке — 2300 тонн. Этот показатель примерно соответствовал более крупным «Тренто», но заметно меньшая мощность турбин давала дальность 8030 миль при скорости 14 узлов.

Бронирование

Броневая защита крейсеров типа «Альмиранте Браун» стала подобием применённой на типе «Тренто». Её основой стал бортовой броневой пояс толщиной 70 мм. Он простирался от барбета носовой башни главного калибра до барбета кормовой. Его длина составляла 108,5 м, высота — 2,6 м. При этом, при нормальном водоизмещении, под водой находилось лишь 0,6 м брони и 1 м при полном водоизмещении, что не давало надёжной защиты при попаданиях с недолётом. Выше главного пояса шёл 25-мм противоосколочный, высотой также 2,6 м. Не обеспечивая серьёзной защиты, он, по мысли конструкторов, вынуждал противника использовать только бронебойные снаряды, что должно было снизить масштаб разрушений при попаданиях.

Главный броневой пояс замыкался траверсами, толщиной от 40 до 60 мм. Сверху на главный пояс накладывалась плоская 25-мм броневая палуба. Её толщина была совершенно недостаточной и не давала серьёзной защиты от снарядов на больших дистанциях. Башни главного калибра и барбеты башен защищались тонкой 50-мм броней со всех сторон. Боевая рубка, командно-дальномерный пост и коммуникационная труба между боевой рубкой и броневой палубой имели 65-мм бронирование. В целом, броневая защита примерно соответствовала стандартам первого поколения тяжёлых крейсеров и частично защищала лишь от огня лёгких крейсеров и эсминцев, совершенно не давая защиты от огня орудий, аналогичных собственным.

Вооружение

Главный калибр

Хотя проект разрабатывался на базе типа «Тренто», установить весьма массивные 203-мм орудия в достаточном количестве не представлялось возможным. Поэтому выбор пал на калибр 190 мм. 190-мм/52 орудия были разработаны итальянской компанией «Одеро-Терни» вскоре после окончания Первой мировой войны и представляли собой версию 190-мм/50 пушек MK.IV, производства британской компании «Виккерс», которыми вооружались первые в мире тяжёлые крейсера типа «Хокинс».

Сами орудия, по оказавшейся неудачной итальянской практике тех лет, имели чрезмерно форсированную баллистику, приводившую к быстрому износу стволов. Начальная скорость снаряда составляла 959 м/с. Использовалось два типа снарядов: бронебойный, массой 90,9 кг и фугасный, массой 90,05 кг. Общий боекомплект достигал 120 снарядов на ствол. Максимальная дальность стрельбы при возвышении стволов 46° — 27 300 м.

Орудийные башни проектировались на основе башен крейсеров типа «Тренто». Башни вращались гидравлическим приводом и имели углы обстрела по 150° на каждый борт. Углы вертикальной наводки колебались от −7° до +45°, но заряжание орудий было возможно лишь при углах возвышения от 0° до +12°[18]. Практическая скорострельность могла достигать 3,2 выстрелов в минуту. Сами орудия устанавливались, как и на прототипах в общей люльке, с расстоянием между осями стволов лишь 81 см, что по опыту итальянского флота должно было отрицательно сказаться на меткости стрельбы, за счёт взаимного влияния воздушных потоков от снарядов.

Универсальный калибр

Для крейсеров разработали оригинальную спаренную установку. Новая артсистема, созданная конструкторами OTO, базировалась на 102-мм пушке «Шнейдер-Армстронг» образца 1918 года и производилась в Италии по лицензии компанией «Ансальдо».

Артиллерийская часть для новой системы была взята без изменений, но для применения пушек по воздушным целям пришлось разработать новый станок, обеспечивавший подъём стволов на угол до +80. При этом, высота осей цапф достигла 2 м и для заряжающих пришлось сделать специальные площадки. Орудия стреляли снарядами массой 13,74 кг с начальной скоростью 850 м/с. Горизонтальная дальность достигала 15 000 м, скорострельность — 7 выстрелов в минуту, что являлось весьма скромным показателем для зенитного орудия. Шесть спаренных установок разместили по бортам, в средней части кораблей. Управление огнём велось с помощью трёх пятиметровых оптических дальномеров, два из которых размещались на фок-мачте, а третий на кормовой надстройке.

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение крейсеров было представлено двумя 533-мм трёхтрубными торпедными аппаратами, которые размещались на верхней палубе, перпендикулярно борту. Длина аппаратов не позволила поместить их симметрично и они располагались со смещением по отношению друг к другу. В борту были устроены специальные порты, через которые выдвигались трубы аппаратов. Помимо торпед в самих аппаратах, имелось ещё по три запасных, хранившихся неподалёку.

Поскольку аппараты не поворачивались, нацелить их можно было лишь установкой гироскопов или же целиться самим кораблем. Опыт боевых действий итальянских крейсеров, вооружённых подобным образом, показал, что применение таких способов является практически нереальным в морском бою. В итоге, торпедное вооружение крейсеров типа «Альмиранте Браун» можно считать фактически бесполезным и опасным для самих носителей грузом.

Авиационное вооружение

Военно-морская теория межвоенного периода требовала оснащения крупных артиллерийских кораблей гидросамолётами с катапультным стартом. Крейсера типа «Альмиранте Браун» также получили возможность нести самолёты. Изначально размещение авиационного вооружения полностью повторяло тип «Тренто». Пневматическая катапульта размещалась в носовой части, перед башнями главного калибра, подпалубный ангар под ней. Для извлечения самолётов из ангара использовался съёмный кран, который в походном положении укладывался на палубу. Хотя теоретически подобное размещение оборудования представлялось выгодным с точки зрения удобства взлёта самолётов, практика показала, что эксплуатация носовой катапульты сопряжена со многими трудностями. Самолёт, установленный на катапульте, заливало водой, а сам он мешал стрельбе.

Что касается самих гидросамолётов, то первоначально крейсер нес два поплавковых самолета, но фактически использовался лишь один.

Мореходность

Итальянские стандарты судостроения предусматривали создание кораблей для условий Средиземного моря, что предполагало сравнительно невысокие требования к мореходности. Что вполне соответствовало условия Черного моря где планировалось использование крейсера «Петр I Багратион».

Никаких изменений конструкции по сравнению с аргентинским прототипом не было, поскольку это повлияло бы на стоимость корабля.  В качестве основного самолета использовали поплавковый Hawker Osprey.

Окончательно крейсер вошел в состав грузинского флота только в 1934 году, сразу став флагманским кораблем, а крейсерский дивизион преобразовали в бригаду.

 

Полутяжелый недокрейсер  Флагман ВМФ Грузии в МГК

 

Полутяжелый недокрейсер  Флагман ВМФ Грузии в МГКВнешний вид в 1934-41 г.г.

 

Полутяжелый недокрейсер  Флагман ВМФ Грузии в МГК

Внешний вид в 1941-46 г.г.

В 1937 году крейсер с королем Иванэ I на борту отправился на морской парад по случаю коронации короля Великобритании Георг VI. (Интересно,  что в Турции грузинский тяжелый крейсер принимали с огромным радушием и торжественно, вероятно это было связано с попыткой наладить отношения со своими соседями).

В колонне гостей первым шел линкор «USS New York», за ним французский линкор «Dunkerque», затем аргентинский корабль «Moreno», советский линкор «Марат», германский броненосец «Admiral Graf Spee», затем грузинский крейсер, греческий броненосный крейсер «Георгиос Авероф» и голландский легкий крейсер «Java» и т. д.

До начала войны жизнь крейсера ничем примечательным не отличалась. В 1940 году он посетил Севастополь и принял участие в совместном с кораблями Черноморского флота смотре.

Полутяжелый недокрейсер  Флагман ВМФ Грузии в МГК"Петр I Багратиони" на смотре в Севастополе 1940 г.

Там он встретился с крейсером «Ворошилов» который, по мнению грузинских адмиралов во многом выигрывал у их флагмана.

Войну корабль встретил в составе оперативной дивизии с базированием на Поти. Крупных надводных кораблей у противника не было поэтому для главного калибра, крейсера достойных целей не нашлось.

Единственным применением для него стала проводка конвоев транспортов. Весной 1943 года корабль одержал своё первую победу сбив Не-111. После того как «Кавкасиони» был поврежден немецкой авиацией, «Петр I Багратиони» использовали для обстрелов немецких войск в районе Новороссийска (единственный случай применения ГК), но 12 сентября 1943 года возвращаясь с позиции крейсер получил попадание авиаторпеды в носовую часть , затопление оказалось не большим, но в результате корабль поставили на модернизацию и ремонт. Добавили 4 британских автоматов Vickers QF 2 pounder Mark VIII, поставили наконец то американскую РЛС, а устаревшие Hawker Osprey заменили на американские же Воут OS2U «Kingfisher» (правда через год и катапульту и самолеты сняли).

До конца войны корабль активно не использовали, планировалось что корабль войдет в соединение, которое убудет для военной операции против Японии, но война окончилась раньше чем соединение было сформировано.

После войны корабль спокойно вел службу, иногда выходя в Средиземное море. В 1955 на нем проводили эксперименты с применением вертолета,  но штатным винтокрыл на корабле не стал.

К 60-м корабль стал для флота избыточным , а его содержание слишком дорогим, да и тяжелые крейсера в других странах постепенно выводились из состава флотов (аргентинские систершипы списали в 1960-61) . В итоге было принято решение списать корабль и 1966 крейсер «Петр I Багратион» вывели из состава флота и перепродали итальянской фирме для разделки на металл. 

ГОРЕЦ
Подписаться
Уведомить о
guest

22 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account