Полуброненосные американские родственники «Варяга». Лёгкие крейсера типа «Сент-Луис»

17

В самый разгар строительства «нового флота» ,в 1900 году были утверждены к постройке три крейсера для американского флота,требования к которым в акте Конгресса от 7 июня 1900 года ,при выделении денег на строительство, были сформулированы предельно просто- они должны иметь «самую могущественную артиллерию для кораблей этого класса, и самую высокую скорость вкупе с хорошими крейсерскими данными», то есть большой дальностью плавания. Главный конструктор флота США адмирал Хичборн заверил, что «новые крейсера обязательно смогут справиться с иностранными аналогами и доказать свое превосходство».

Полуброненосные американские родственники "Варяга". Лёгкие крейсера типа "Сент-Луис"

Что в итоге вышло -сами американцы так и не смогли понять.Во-первых получилась очень запутанная родословная- по прямой крейсер был наследником знаменитой «Олимпии»,но походил больше на «Коламбию»,при этом представлял собой слегка уменьшенный броненосный крейсер «Пенсильвания».Однако в прототипах числился и построенный в США для России «Варяг».

Еще больше путаницы получилось с классификацией кораблей. В программе крейсера числились бронепалубными (protected) крейсерами ,во время службы их называли лёгкими броненосными крейсерами (light armored cruisers) или полуброненосными (semi-armored cruiser) ,часто классифицировались как «большой бронепалубный крейсер» .В июле 1920 года они были официально переименованы в броненосные крейсера.

Регистр судов ВМС США причисляет их к бронепалубным крейсерам ( protected cruisers). На момент ввода в строй бронепалубные крейсера относились ко второму классу крейсеров и вместе с крейсерами третьего класса имели классификационную приставку «С-» ( cruiser) ,соответственно получили бортовые номера С-20, С-21 и С-22. Проблема классификации усугубилась официальным «Справочником Кораблей военно-морского флота» за 1911 год ( Ships’ Data Book), в котором тип «Сент-Луис» указан вместе с броненосными крейсерами в таблице «Крейсера первого класса». В 1920 году в результате переклассификации крейсера получили новую классификационную приставку «СА-», по которой оставались «крейсерами». Но при этом произошло изменение нумерации и они получили номера СА-18 и СА-19 (на тот момент «Милуоки» уже погиб в аварии).

Причина была в установке на создание самых сильных кораблей своего класса. 2 июля 1900 года на заседании Совета по строительству выработали предварительные характеристики: 8500-тонный корабль,способный развить 22 или 23 узлов, вооруженный двенадцатью (позже четырнадцатью) 6-дюймовыми пушками, и защищенный палубой (5 дм. скос, 2 — в горизонтальной части). Потом, по результатам изучения повреждений испанских крейсеров, было признано недопустимым строить столь крупные корабли без вертикальной поясной брони, в результате размер возрос до максимального и крейсера помимо карапасной палубы получили четырёхдюймовый пояс. Но так как американская промышленность еще
не освоила производство крупповской брони такой небольшой толщины,пришлось устанавливать гарвеевскую. От крейсера требовалась 9000 мильная дальность, поэтому полный запас топлива не мог быть меньше 1500 тонн. В результате получились крейсера максимального размера и окончательное нормальное водоизмещение превысило 9700 тонн.

Полуброненосные американские родственники "Варяга". Лёгкие крейсера типа "Сент-Луис"

С другой стороны, корабли получились даже более защищенными, чем броненосный крейсер Brooklyn (CA-3) и больше напоминали британский броненосный «Кент».

Пожелания заказчиков увеличили водоизмещение почти вдвое от «Олимпии»без вменяемого увеличения боеспособности. Ради 21-22 узловой скорости и соответственно тяжелой и мощной силовой установки, калибр орудий был уменьшен до 152 мм(правда более скорострельных),а остаток сэкономленного веса ушел на тонкий 102 мм броневой пояс.Четырнадцать 6-дюймовых орудий и восемнадцать бортовых 3-дюймовых было весьма скромно для размеров корабля корабля. 6-дюймовые(152мм) пушки располагались в передней и задней части главной палубы, и в нишах в средней части корпуса; 3-дюймовые(76мм) орудия были установлены в надстройке над верхней палубой, а также в нишах в носовой и кормовой частях корабля. При этом по водоизмещению крейсер уже догнал эскадренные броненосцы.

Подрядчика на строительство крейсеров выбирали по конкурсу.Конверты с конкурсными предложениями были вскрыты в Военно-морском департаменте США 1 февраля 1901 года. Победила компания Neafie Levy из Филадельфии предложившая построить корабль по цене $2 740 000 (конкуренты требовали всего на 1000 и 9000 баксов больше).Меня терзают смутные сомненья….

«Сент-Луис» был назван в честь американского города Сент-Луис (в переводе с французского – «Святой Людовик»), основанного французскими колонистами. В русскоязычной литературе данный тип крейсеров также известен как тип «Чарльстон» .

Головной корабль заложили 21 июля 1902 года на верфи Neafie & Levy Co. в Филадельфии (шт. Пенсильвания). Спуск на воду и наименование корабля состоялись 6 мая 1905 года, крестной матерью стала мисс Глэдис Смит (Gladys Bryant Smith) из города Сент-Луис (шт. Миссури). Корабль был принят в эксплуатацию 18 августа 1906 года.Испытания корабля продолжались до мая 1907 года у побережья Вирджинии.

«Сент-Луис»  USS  St. Louis  (С-20) с 17 июля 1920 CA-18 . Neafie and Levy Ship and Engine Building Co. (Филадельфия) — заложен 31 июля 1902 г., спущен 6 мая 1905 г., вошёл в строй 18 августа 1906 года. Исключен из списков кораблей флота США 20 марта 1930 года и 13 августа 1930 года продан на слом.

«Милуоки»  USS  Milwaukee  (С-21) Union Iron Works (Сан-Франциско) — заложен 30 июля 1902 г., спущен 10 сентября 1904 г., вошёл в строй 11 мая 1906 г. 13 января 1917 года сел на мель у берегов Калифорнии. Попытки спасти крейсер оказались неудачными и в конце 1918 года он был полностью разрушен штормом.

«Чарльстон»  USS  Charleston  (С-22) с 17 июля 1920 CA-19 . Newport News Shipbuilding ( Ньюпорт — Ньюс, штат Вирджиния) — заложен 30 января 1902 г., спущен 23 января 1904 г., вошёл в строй 17 октября 1905 года .Продан на слом 6 марта 1930, используется как плавучий волнолом в Британской Колумбии .

Водоизмещениенормальное — 9700 т (9900 т) , полное — 10 850 т. (11 013 т). Длина 129,9 м. Ширина 20,1 м. Осадка 6,9 м. (7,35 м)

Бронирование-пояс — 102 мм;
казематы — 102 мм;
палуба — 25…76 мм

боевая рубка 127 мм

Двигатели-2 вертикальные паровые машины тройного расширения ,16 котлов Babcock & Wilcox ,21 000 л. с. Движитель-2 винта. Скорость хода 22 узла .Экипаж 673 человек. Вооружение-14 × 1 — 152-мм/50 Mark 6 (Mark 8 в Милуоки ) , 18 × 1 — 76-мм/50, 12 × 1 — 47-мм/43 3-фунтовых ,8 × 1 — 37-мм 1-фунтовых Hotchkiss , 2 × 7,62 мм пулемета

*Все данные на момент вступления в строй.

К 1911 году 1-фунтовые орудия и пулеметы были демонтированы, количество 3-фунтовых уменьшено до четырех салютных пушек . Во время первой мировой войны два из 6-дюймовых орудий и все , кроме четырех из 3-дюймовых пушек были демонтированы, а два 76 мм / 50 зенитных орудия были добавлены.

Броневой пояс крейсеров был из гарвеевской брони,но улучшенного качества,она уступала крупповской по прочности лишь 10 процентов.61 метровый пояс толщиной 102 мм и высотой 2,1-2,28 м защищал машины и котлы. При нормальном водоизмещении над водой он возвышался на метр. Выше размещался более короткий- 40.5 метров -верхний пояс и бронирование батареи 152 мм орудий. Защита элеваторов к открыто расположенным орудиям и коммуникационная труба к боевой рубке имели толщину 76 мм . Броневая палуба имела толщину 51 мм в верхней части и 76 мм на скосах. Боевая рубка-127 мм.

Экипаж корабля в мирное время составлял 673 человека: из них 36 офицеров и 637 матросов, в военное увеличивался до 727 человек.

Паровые машины однотипного крейсера «Милуоки» перед установкой. Верфь Union Iron Works, Сан-Франциско, 1904 год

Паровые машины однотипного крейсера «Милуоки» перед установкой. Верфь Union Iron Works, Сан-Франциско, 1904 год

Главная энергетическая установка включала в себя шестнадцать котлов Babcock & Wilcox, и две вертикальных четырёхцилиндровых паровые машины тройного расширения, проектная мощность силовой установки: 21 000 л. с. Проектная скорость 22 узла. При мощности 27 264 л.с. «Сент-Луис» развил на испытаниях скорость 22,13 уз. ,«Милуоки» 22,22 узла при мощности 24 166 л. с. .

152 мм пушка крейсера Сент-Луис

152 мм пушка крейсера Сент-Луис

76-мм орудия левого борта. Верхняя палуба однотипного крейсера «Милуоки». Военно-морская верфь Маре-Айленд (Калифорния), 27 апреля 1916 года

76-мм орудия левого борта. Верхняя палуба однотипного крейсера «Милуоки». Военно-морская верфь Маре-Айленд (Калифорния), 27 апреля 1916 года

На вооружении конструкторы явно сэкономили . Основу вооружения составляли четырнадцать новых 152-мм пушек BL Mk.6 (Mark 8 на Милуоки ) на станках Mark 10. В боекомплект входили бронебойные, фугасные и осветительные выстрелы раздельно-картузного заряжания. Орудия обеспечивали скорострельность до 4 выстр./мин. ( на Милуоки до 6) , и посылали 45,4-47,7-кг снаряд на дальность до 13720 метров при угле возвышения +15°. Подача боезапаса к орудиям из погребов осуществлялась при помощи электрических элеваторов. 8 орудий располагались в низко расположенных казематах на главной палубе очень плотно и несмотря на 51 мм переборки одним удачным попаданием можно было вывести из строя несколько орудий. Еще четыре пушки установили палубой выше ,а две на баке и юте даже без щитов . Создание башенных установок признали бесперспективным .

Противоминный калибр крейсеров был представлен восемнадцатью 76-мм с длиной ствола 50 кал скорострельными (до 15 выстр./мин) и двенадцатью 47-мм орудиями . Тридцать пушек были размещены в спонсонах или открыто установлены равномерно по всей длине кораблей, во всех свободных местах. Расположение этих орудий вперемежку с 152-мм затрудняло управление огнём. На 76-мм артиллерию возлагалась прежде всего задача борьбы с миноносцами противника, но реалии боевых действий ясно показали, что 76-мм калибр слишком мал, чтобы эффективно поражать серьёзно выросшие в размерах эсминцы.

Восемь 37 мм пушек предназначались…непонятно для каких целей. Чтобы были.Ну или от сомалийских пиратов. И два 7,62 мм пулемета ,скорее всего Кольт-Браунинг M1895 для комплекта.

Зато в отличие от почти всех своих современников, крейсера не имели торпедных аппаратов.

При использовании в качестве войскового транспорта корабль мог принять на борт до 1740 человек с вооружением.

Крейсер «Сент-Луис».

Крейсер «Сент-Луис».

Крейсер «Сент-Луис» на стоянке. Филадельфия, 1906 год. Идущий из одной трубы дым – результат работы «вхолостую» для обеспечения энергией внутренних систем

Крейсер «Сент-Луис» на стоянке. Филадельфия, 1906 год. Идущий из одной трубы дым – результат работы «вхолостую» для обеспечения энергией внутренних систем

В начале карьеры после недолгой службы на Атлантике,«Сент-Луис» перевели в середине 1907 года на Тихоокеанский флот.

По дороге он посетил города южноамериканские порты Баия, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Пунта-Аренас, Вальпараисо, Кальяо и Акапулько.С 1911 ,после ремонта,служил учебным кораблем,стационером в зарубежных портах,наносил дружественные визиты соседям и патрулировал на востоке Тихого океана. С 14 июля 1912 года до 26 апреля 1913 года корабль действовала в интересах Орегонской военно-морской милиции (Oregon Naval Militia) !

Крейсер «Сент-Луис», 1906–07 годы

Крейсер «Сент-Луис», 1906–07 годы

В 1916 «Сент-Луис» стал первым крупным боевым кораблем, размещенным в Перл-Харборе.

После вступления США в мировую войну крейсер вернулся на Атлантику и стал перевозить и сопровождать американские войска на европейский фронт. Всего корабль совершил шесть переходов через океан, охраняя конвои и доставляя войска из Нью-Йорка в порты Британии и Франции. В среднем, крейсер имел на борту шесть рот пехоты (около 1500 человек). После подписания перемирия в 1918 году, корабль в период с 17 декабря 1918 года по 17 июля 1919 года совершил семь рейсов, перевозя американских солдат из Бреста (Франция) в Хобокен (шт. Нью-Джерси, США). Всего на St. Louis вернулись домой 8 437 американских солдат из Европы.

Крейсер «Сент-Луис» в бухте Сан-Франциско

Крейсер «Сент-Луис» в бухте Сан-Франциско

В 1920 крейсер ,уже официально ставший броненосным CA-18 , с 29 июля вошел в состав Европейской эскадры в составе крейсера St. Louis и шести эсминцев. Здесь он защищал американские интересы в Константинополе ,а 13-16 ноября 1920 года корабль совершил переход из Константинополя в Крым (Севастополь и Ялту) и обратно, доставив в Турцию беженцев из России.

По возвращении в штаты 3 марта 1922 года крейсер был поставлен в резерв. Окончательно исключен из списков кораблей флота США 20 марта 1930 года и 13 августа 1930 года продан на слом в соответствии с положениями Лондонского соглашения по ограничению и сокращению морских вооружений.

В силу быстрого технического прогресса и ошибки с выбором вооружения крейсер «Сент-Луис» во многом устарел ещё до ввода в строй, что и предопределило его судьбу в составе Военно-морского флота США. За двадцать четыре года службы корабль использовался в семи ипостасях: около года – в качестве броненосного крейсера, десять лет находился в резерве и ремонтах, а в остальное время служил представительским, учебным и патрульным кораблём, стационером и даже бронированным транспортом.

Крейсер «Сент-Луис» в Панамском канале, 1916 год

Крейсер «Сент-Луис» в Панамском канале, 1916 год

SMS-Locksun USS St. Louis на рейде Гонолулу, утро 4 февраля 1917 года. На переднем плане немецкий угольщик SMS Locksun - первый трофей ВМС США в Первой мировой войне.

SMS-Locksun USS St. Louis на рейде Гонолулу, утро 4 февраля 1917 года. На переднем плане немецкий угольщик SMS Locksun — первый трофей ВМС США в Первой мировой войне.

Крейсер «Сент-Луис» покидает Военно-морскую верфь Бостона после ремонта, 14 сентября 1917 года

Крейсер «Сент-Луис» покидает Военно-морскую верфь Бостона после ремонта, 14 сентября 1917 года

Крейсер «Сент-Луис» в порту, сентябрь 1919 года

Крейсер «Сент-Луис» в порту, сентябрь 1919 года

«Чарльстон» начал службу с турне по южноамериканским портам в дипломатических целях,с госсекретарем Elihu Root на борту .Потом перешел на Тихоокеанский флот и даже на время стал флагманом Азиатского флота.После вступления США в мировую войну вернулся на Атлантику и занимался перевозками американских войск в Европу и обратно. Всего сделал пять рейсов во Францию, перевозя новые войска и возвращаясь назад в Нью-Йорк уже с ветеранами. Крейсер был снят с эксплуатации 4 декабря 1923 года и продан 6 марта 1930 года. 25 октября 1930 года корабль был отбуксирован в Пауэлл-Ривер, Британская Колумбия , Канада , чтобы служить плавучим волнорезом . Корпус был поставлен на якорь и удерживался на плаву. В следующем году к нему присоединился корпус крейсера Huron (ранее Южная Дакота ) . В 1961 году ,в шторм, Чарльстон частично затонул, и его корпус был отбуксирован в залив Келси , на северном побережье острова Ванкувер . Корпус был выброшен на берег, чтобы служить волнорезом, где его можно увидеть и по сей день

Полуброненосные американские родственники "Варяга". Лёгкие крейсера типа "Сент-Луис"

Самая трагичная судьба ожидала «Милуоки».Вначале ничего не предвещало. Крейсер нес ненапряженную службу на тихоокеанском побережье. 5 января 1917 его отправили снять севшую на мель 14 декабря 1916 г. американскую подлодку Н-3 у Эврики,Калифорния.

13 января, пытаясь вытянуть на воду подводную лодку и не обращая внимания на предостережения местных моряков, крейсер сам сел на мель в Самоа , штат Калифорния, недалеко от Эврики. Четыреста двадцать один матрос и 17 офицеров были благополучно спасены спасательной станцией Гумбольдт-Бей и местными добровольцами.А вот попытки спасти корабль не увенчались успехом. «Милуоки» был выведен из эксплуатации 6 марта 1917 года, а шторм в ноябре 1918 года разломил корабль надвое. Его имя было вычеркнуто из Военно-морского регистра 23 июня 1919 года, а корпус продан 5 августа 1919 года.

H-3,кстати, в конечном итоге спасли и вернули на службу.

Полуброненосные американские родственники "Варяга". Лёгкие крейсера типа "Сент-Луис"

Попытка создать лучшие в своем классе корабли у американцев в очередной раз не задалась. Что то подобное они пытались через 40 лет получить на «Алясках».В итоге крейсера-переростки без существенного превосходства в скорости,со скромным вооружением и довольно символическим бронированием оказались вне концепции современного флота. Показательна чехарда с их классификацией и использование в итоге в качестве бронированных быстроходных транспортов. Явна не та цель,ради которой Конгресс выделял в свое время финансирование.

Ю. Ю. Ненахов оценивает корабли этого типа следующим образом: «…обладали недостаточной скоростью, слабым для своего класса вооружением и в качестве броненосных крейсеров были неэффективны».

Некоторые считают «Сент -Луисы» одним из худших проектов американского флота и самым неудачным в «новом флоте» начала 20-го века.Сопоставимая по размерам и более древняя японская «Асама» превосходила американцев на пару голов. «Сент-Луис» существенно уступал «современникам» по массе бортового залпа за счёт крайне неудачного расположения орудий среднего калибра. Любая попытка использовать «Сент-Луис» в качестве классического броненосного крейсера, сулившая встречу с броненосцем или крупным бронепалубным крейсером противника, могла оказаться для него фатальной.

Однако его вполне можно было использовать для защиты конвоев от малых бронепалубных крейсеров противника или на удаленных морских театрах , где отсутствовали вражеские корабли с крупнокалиберной артиллерией. Отсутствие крупнокалиберных орудий,недостаточная для борьбы с рейдерами скорость и тонкий и короткий для противоборства с броненосными крейсерами броневой пояс заставили флотское командование держать эти корабли подальше от боевых действий. Большую часть службы они провели в резерве и ремонте.

Флоту США они оказались не нужны, слишком большие для малых крейсеров и слишком слабые для больших Достоинством «маленьких больших американцев» являлась их приличная мореходность, обусловленная высоким бортом.Большая канонерка для устрашения зусулов.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/id/5cf01f060d8ac524e68e4579/polubronenosnye-amerikanskie-rodstvenniki-variagasentluis-5e35d40e1045fb5f11058721

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account