Политбюро 2.0: эксперты рассказали, кто правит Россией
Президент коммуникационного холдинга Minchenko consulting Евгений Минченко и руководитель аналитического департамента Международного института политической экспертизы (МИПЭ) Кирилл Петров представили масштабный доклад "Большое правительство Владимира Путина и "Политбюро 2.0", при создании которого были опрошены более 60 экспертов — представители политической и бизнес-элиты страны. Версия исследования представлена на сайте холдинга "Минченко консалтинг".
В силу специфики обсуждаемой темы опрос экспертов проводился на условиях анонимности, целью исследования было создание непротиворечивой модели неформальной системы принятия решений, сложившейся после завершения электорального цикла 2011-2012гг. и принятия кадровых решений по новому составу российского правительства и администрации президента.
Результаты исследования свидетельствуют, что вместо тандема Россией руководит конгломерат конкурирующих кланов.
Формирование новой структуры исполнительной власти свидетельствует о новом кадровом стиле, выбранном президентом Владимиром Путиным. Традиционная схема создания системы элитных "сдержек и противовесов" была усложнена, заявляют эксперты.
Так, внутри администрации президента появился резервный по отношению к правительству "пульт управления" в лице помощников президента и контролируемых ими профильных управлений. Данная группа может конкурировать с министерствами и департаментами правительства по скорости прохождения бюрократических процедур. В.Путин сформировал ряд новых комиссий, в которые входят министры и представители администрации президента. Это указывает на тот факт, что фактически В.Путину удалось внедрить в России американскую модель, при которой президент руководит всей вертикалью исполнительной власти (своеобразное "большое правительство"), имея контроль и над правительством, и над администрацией.
"При сохранении уже существующих групп влияния В.Путин экспериментирует с введением на поле новых игроков, которые выступали бы в роли или аполитичных исполнителей-технократов, завязанных лично на него (к примеру, министр МВД В.Колокольцев и министр экономического развития А.Белоусов), или в качестве носителей альтернативных политических платформ (дихотомия "Народный фронт" — "Единая Россия", квазиоппозиционные проекты Алексея Кудрина и Михаила Прохорова, "тематические" провластные проекты Д.Рогозина, И.Холманских и В.Якеменко)", — полагают эксперты.
В сфере влияния крупных элитных кланов при поддержке президента обеспечивается автономия отдельных игроков, продолжается процесс фрагментации элитных групп и выявления в их среде новых игроков, В.Путин продолжает "демонтаж" коалиции Дмитрия Медведева образца 2006-2007гг., демонстрируя свое расположение к участникам команды премьера.
В настоящий момент правящая элита ставит своими целями обеспечение своей устойчивости на длительном временном промежутке, что предполагает конвертацию власти в собственность через новый этап приватизации и использование бюджетных средств, обеспечение передачи полученной в 1990-2000-х гг. собственности по наследству и легитимацию приобретенной собственности — как в России, так и за границей. Второй задачей элиты является укрепление действующей коалиции, отсев нежелательных членов и дозированное привлечение новых.
Перераспределение собственности будет реализовываться в рамках трех больших проектов: новая приватизация, "Большая Москва" и развитие Сибири и Дальнего Востока. Властные группировки после переизбрания В.Путина вступили в ожесточенные схватку за порядок реализации проектов.
Главными структурными противоречиями в нынешнем "большом правительстве" являются чрезмерный объем полномочий вице-премьеров, конкуренция за контроль над финансовым блоком между действующими министрами и бывшей командой Алексея Кудрина, аппаратная конкуренция за контроль над ТЭК между секретарем профильной президентской комиссии Игорем Сечиным и профильным вице-премьером Аркадием Дворковичем.
Механизмом разрешения этих и других аппаратных противоречий является неформальный орган, который эксперты окрестили "Политбюро 2.0". Действующая правящая элита может быть описана моделью советского коллективного властного органа — Политбюро ЦК КПСС, полагают эксперты.
"Подобная система коллективной власти квазиинституциональна с точки зрения национальных государств, но эффективна с точки зрения логики "естественного государства", — обращают внимание аналитики. Эта модель сформировалась в 2000-е гг. в результате перераспределения ресурсов от мелких олигархических кланов, разрушения медийных империй, ликвидации большей части региональных режимов.
Процесс властвования в современной России направлен на поддержание межкланового баланса, в которой нет так называемой вертикали власти. Современная российская власть — это конгломерат кланов и групп, которые конкурируют друг с другом за ресурсы, где В.Путин выступает в роли влиятельного арбитра и модератора. Ключевым качеством президента, помимо поста, являются его личные доверительные отношения с главными игроками внутри и вне страны и сохраняющийся рейтинг у населения.
Глава государства напрямую контролирует вопросы долгосрочных газовых контрактов, управление газовой отраслью, осуществляет контроль над системообразующими банками (ВЭБ, ВТБ, Сбербанк).
Специфика "Политбюро 2.0" заключается в том, что оно практически никогда не собирается на общие совещания, участники органа имеют формальный статус его членов, вокруг "Политбюро" сформировалось несколько элитных кругов, которые можно условно обозначить как "силовой", "политический", "технический" и "предпринимательский", которые соперничают между собой.
Полноправными членами "Политбюро 2.0" выступают лидеры крупных элитных групп, имеющие позиции как в бизнесе, так и в госструктурах. В указанный пул эксперты включают премьер-министра Дмитрия Медведева, который растерял большую часть своей коалиции второго срока. Председателю правительства на время пришлось отказаться от самостоятельных политических амбиций и лишиться ряда своих ставленников в силовых структурах, однако в силу своей позиции премьер будет выступать центром притяжения для конкурирующих бизнес-элит. Среди тех, кто сделал ставку на премьера, эксперты называют Владислава Суркова, Игоря Шувалова, Юрия Чайку.
В "Политбюро" включают также Сергея Иванова, который сохранил положение доверенной фигуры В.Путина; главу "Роснефти" Игоря Сечина, обладающего неформальным влиянием, "второй полюс" влияния в ТЭК — тандем Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука; группу Сергея Чемезова, которая являются доминирующей в ВПК; лидера номенклатурной группы Сергея Собянина, имеющего тесные отношения с несколькими уральскими губернаторами. "Новичок" в "Политбюро" Вячеслав Володин стремительно набирает влияние, отмечают эксперты: он получил контроль над проектом "Народного фронта" и частичный контроль над "Единой Россией".
Среди других влиятельных кандидатов в члены "Политбюро 2.0" эксперты выделяют Алексея Кудрина, сохранившего мощное идеологическое влияние на финансовый блок правительства; Аркадия Ротенберга, входящего в бизнес-окружение президента; Николая Патрушева, группа которого, сконцентрированная в Совбезе, представляет собой резервный силовой блок; Владислава Суркова, возглавляющего резервный идеологический блок; Александра Волошина, отвечающего за политический менеджмент "семейной группы" и имеющего серьезное влияние на чиновников среднего уровня; Романа Абрамовича, который из разряда членов "Политбюро 2.0" перешел в кандидаты, поскольку в последнее время старается переносить центр своей активности из России на Запад.
Подводя итоги, эксперты заключают, что описанная выше система нацелена в первую очередь на инерционный путь развития, и все ключевые центры силы надеются, что сильных международных потрясений не произойдет, России удастся сохранить социальную стабильность. Диверсификация управления при вернувшемся на пост Президента РФ В. Путине происходит за счет усложнения неписанной системы "сдержек и противовесов" внутри элиты.
На случай кризисных явлений у власти имеются две резервных площадки: праволиберальная и левая, народно-патриотическая. Праволиберальную сцену в случае трудностей должны будут захватить Михаил Прохоров и А.Кудрин, на левой же надежды возлагаются на ОНФ и вице-премьера Дмитрия Рогозина.
В обоих случаях команды готовы будут предложить свой вариант "спасения" правительства. Параллельно продолжаются эксперименты в существующих подконтрольных политических группах. На данный момент существует вероятность победы реакционного сценария, опасаются эксперты. В этом случае произойдет "радикальное оправославлевание" власти, силовое подавление оппозиции и курс на противостояние Западу. Однако, учитывая описанные в начале этого доклада задачи российской элиты, вероятность этого сценария невелика или время его реализации будет непродолжительным.