Поиск выхода из тупика. Часть 29. Швейцарские наследники Гёбеля. Schreitkufenwagen VIAG. 1922. Возрождение мифа
Предисловие автора: История развития швейцарских шагоходов VIAG, последователей немецкого конструктора Гёбеля.
В 1914-году немецкий изобретатель и по совместительству финансовый аферист Фридрих Вильгельм Гёбель (Friedrich Wilhelm Goebel) по собственному патенту построил подвижный прототип шагохода, который уверенно мог взбираться на высокую горку и был оснащен всего 5-ти сильным двигателем. Сорвав изготовление нескольких проектов для военных, признанный сначала банкротом, а потом и объявленный в розыск за мошенничество в 1918 году съехал в Швейцарию. На новом месте жительства он снова занялся собиранием денег под проекты «Корабля пустыня», пока его не остановила полиция уже на этот раз Альпийской республики. Но дело Гёбеля в Швейцарии не умерло, его продолжили Рихард Венцлафф и братья Вальтер и Артур фон Мумм.
Можно конечно предположить, что швейцарские рационализаторы самостоятельно разработали схему шагохода, но можно исходить и из «теории заговора», что схема была позаимствована у Гёбеля, или напрямую, или методами патентного поиска. По крайней мере первый прототип Schreitkufenwagens от компания VIAG, которая и должна была заниматься развитием проекта компаньонов был по схеме похож на гёбелевские шагоходы. Если вспомнить, что свои работы немецкий конструктор начал в 1918-м году и от него остались, как писали — собранная рама, то можно предположить с некоторой долей вероятности что «концессионеры» VIAG могли иметь отношение к «Кораблю пустыни» Гёбеля. В 1922-м году, используя раму и двигатель 3-х тонного грузовика Dürkopp, возможно серии Typ L 80 компания VIAG (Venzlaff-Industrie A.G.) показала свой Schreitkufenwagens публике.
В 1923 году Рихард Венцлафф и братья Вальтер и Артур фон Мумм получили патент на автомобиль со перемещающимися салазками. Движитель представлял собой два шагающих устройства с парой салазок каждая. Используя привод с помощью зубчатых колес рычаги, на которых крепились полозья перемещались по замкнутой траектории внутри направляющих. По верхней ветви направляющих рычаги перемещались быстрее чем по нижней. Сам грузовик перемещался по роликам на верхней части рычагов. Каждая из двух лыж шагающего устройства участвовала в цикле: стоит на земле и по ее ролику перекатывается рама машины, поднимается, быстро перемещается по верхней направляющей вперед, опускается. Такая схема позволяла сократить время в ходе которого машина опирается только на две направляющих.
Планировалось, что изготовленное транспортное средство можно будет использовать при перемещении груза, там где не пройдет даже гусеничный транспорт. По проекту транспортное средство VIAG должно было преодолевать уклоны до 45 ° и траншеи шириной до 1,2 м, камни, стволы деревьев, подниматься по склонам, и делать все это с грузом до 5 тонн. Автомобиль должен был с 40-ка сильным двигателем перемещаться с о скоростью 8-10 км/ч. Коробка передач и демультипликатор обеспечивали 8 передач вперед и 2 назад. Первый прототип имел размеры: длина — 6 м, ширина — 2 м. Четыре лыжи-полозья длиной 4 м были шириной 14 см. От грузовика Дюркопа остался фактически только двигательный отсек и коробка передач, консольно размещенные на раме.
В 1923 году о швейцарском шагоходе написали в американском журнале Popular Science, где он был описан как изобретение немецкого инженера, основанное на «концепции танка». Отношение американской прессы к точности информации общеизвестно, а 20-е годы вообще были разгулом «желтизны», да и «Попьюла Сайнс» был скорее рекламно-пропагандистским журналом, чем научно-техническим. Машина VIAG всё таки имела существенные отличия от образцов Гёбеля и нет никакой информации об его участии в реализации этого проекта. В 1925-м году был произведен второй образец, который концептуально ничем не отличался о первого. Это была последняя машина от швейцарцев.
Несмотря на первоначальную привлекательность и кажущуюся вездеходность движитель из переступающих полозьев даже после десяти лет развития не смог исправится от прирожденных недостатков, самым главным из которого является управляемость. Точнее её отсутствие. Для малейшего поворота требовалась система при которой одна пара движется вперед, а вторая назад. Ничего подобного замечено на изготовленных образцах и в патентах не было. Отсутствие подвески и низкий клиренс делали вездеходность машины условной. А движение поперек склона сразу выводило машину из строя, перекашивая всю конструкцию. Русский тезис: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги», отлично подходит к шагоходам. Но тем менее легенда о первом германском изобретателе танка Фридрихе Гёбеле жива до сих пор и пользуется большой популярностью в «альтернативной вселенной».
Schreitkufenwagens/Шагоход
Страна: Швейцария
Производитель: VIAG (Venzlaff-Industrie A.G.)
Год выпуска: 1922-1925 гг.
Кол-во выпущенных: 2 экз.
Шасси: Dürkopp Adler GmbH
Нагрузка: 5 тонн
Двигатель: 40 л.с./6300 см3
Экипаж: 2 человека