Подвижная батарея «Улучшенная черепаха». Проект САУ С.П. Навроцкого
Статья Кирилла Рябова с сайта TOPWAR.
Во время Первой мировой войны на полях сражений и появилась многочисленная техника новых типов и классов. Бронемашины, боевые самолеты и т.д. позволяли серьезно влиять на ход боя, эффективно решая поставленные задачи. Результатом этого стало появление массы новых проектов перспективной военной техники. Естественно, не имевшие необходимого опыта конструкторы нередко допускали ошибки, а некоторые их проекты можно считать исключительно техническими курьезами. Не миновала такая участь и российских инженеров. Далеко не все их проекты смогли заинтересовать военных, не говоря уже о строительстве опытных машин.
В апреле 1917 года комиссия Главного военно-технического управления (ГВТУ) Русской императорской армии рассмотрела очередной «прожект» конструктора-энтузиаста. С самого начала войны ГВТУ стало получать массу писем с самыми смелыми предложениями, большая часть которых, по объективным причинам, не могла дойти до стадии реализации. В этот раз специалистам пришлось рассматривать один из самых оригинальных проектов того времени. Инженер-механик С.П. Навроцкий, работавший на заводе «Рихард Ноле» в г. Воронеже предложил интересный проект боевой машины, которую по современной классификации следовало бы отнести к самоходным артиллерийским установкам.
Поскольку подобной техники в то время не существовало, автор проекта придумал название класса и машины самостоятельно. Его проект носил название «Подвижная батарея «Улучшенная черепаха». Навроцкий предлагал построить крупную и хорошо защищенную машину с мощным артиллерийским вооружением. Подобная техника могла бы выдвигаться на передний край и, не обращая внимания на огонь противника, уничтожать его пулеметы, артиллерию, укрепления и пехоту. Для выполнения подобных задач новая машина, по задумке автора, должна была нести несколько орудий разных калибров.
По предложению Навроцкого, «Улучшенная черепаха» должна была атаковать противника при помощи двух гаубиц калибра 203 мм, двух 152-мм орудий, четырех пушек калибра 102 мм и восьми 76-миллиметровых. Кроме того, в разных частях корпуса предлагалось установить десять пулеметов винтовочного калибра. Таким образом, имея 16 пушек и 10 пулеметов, предлагаемая машина полностью соответствовала термину «подвижная батарея».
Автор проекта понимал, в каких условиях придется работать новой машине. Поэтому он предложил некоторые идеи и технические решения, которые, как тогда казалось, могли бы обеспечить приемлемую подвижность и проходимость машины. Так, в составе ходовой части гигантской самоходки должен был присутствовать крупный сферический передний каток и два полусферических задних колеса. Предполагалось, что такой движитель позволит машине преодолевать различные препятствия, в том числе рвы и траншеи.
Передний каток предлагалось поместить между двумя полусферическими спонсонами, в которых располагалась часть вооружения. Сами спонсоны, в свою очередь, крепились к передней части корпуса сложной формы. По имеющимся данным, лобовая часть корпуса имела прямоугольные обводы или изогнутые в связи с использованием катка. Корма корпуса должна была иметь изогнутую цилиндрическую форму. Там предусматривались несколько амбразур для орудий и пулеметов. Крыша корпуса, по задумке Навроцкого, должна была иметь выгнутую форму: наклонную в передней части и полусферическую в задней. В верхней точке крыши предусматривался погон для пулеметной башни.
Точные сведения о габаритах предлагавшейся «подвижной батареи» отсутствуют. В большинстве источников утверждается, что, по расчетам автора, предложенная машина должна была весить около 192 т. Кроме того, в некоторых источниках приводятся примерные габариты машины. Так, диаметр переднего катка должен был достигать 6,5 м, задних колес – 2,5 м. При этом общая высота машины превышала 8,5 м. Нетрудно представить, как «Улучшенная черепаха» выглядела бы на поле боя.
По некоторым данным, корпус машины предлагалось изготавливать из броневых листов толщиной до 20-30 мм, что могло обеспечить защиту от стрелкового оружия и некоторых артиллерийских орудий. В экипаж самоходки предлагалось включить не менее 60 человек, которые должны были обслуживать все пушки.
К необычной конструкции «прилагалась» не менее оригинальная компоновка. Так, для экономии места внутри корпуса С.П. Навроцкий предложил поместить двигатель внутри переднего катка. Внутри корпуса предусматривались две площадки с вооружением и верхняя башня. Расчеты орудий должны были располагаться рядом со своим вооружением на нижней и верхней «палубах», а также в передних спонсонах корпуса.
По бокам от переднего катка, в спонсонах, предлагалось поместить установки для двух 203-мм пушек. Таким образом, «главный калибр» боевой машины мог вести огонь только в пределах определенного сектора передней полусферы. Тем не менее, имелась возможность использовать поворотные установки, обеспечивающие сравнительно большие углы горизонтальной наводки. Также в передней части машины можно было поместить пулеметы. Прочие пушки располагались в установках, размещенных в кормовой части корпуса. За счет индивидуальных систем наведения можно было обстреливать несколько целей одновременно.
Следует отметить, проект С.П. Навроцкого представлял собой лишь техническое предложение самого общего характера, без подробностей. Вероятно, заниматься проработкой подобных «незначительных нюансов» предполагалось позже, после получения одобрения военных. Из-за этого в проекте отсутствовали конкретные предложения относительно силовой установки, типах применяемых орудий, размещении боеприпасов, топлива и т.д.
Большой проблемой проекта было отсутствие реальных предложений относительно силовой установки. Обеспечение приемлемой подвижности 190-тонной машины и сейчас является нетривиальной задачей. Век назад ее решение было почти невозможным. Тем не менее, автор «Улучшенной черепахи» не обратил внимания на столь важную часть проекта, ограничившись лишь основными компоновочными решениями. По его мнению, двигатель или двигатели должны были располагаться внутри переднего крупного катка.
Отсутствие проработанного проекта силовой установки не позволяло даже строить предположения о подвижности предлагаемой боевой машины. Предметом споров и сомнений могли быть и иные особенности проекта.
В апреле 1917 года специалисты ГВТУ рассмотрели проект С.П. Навроцкого и, вполне ожидаемо, отправили его в архив за ненадобностью. Предложенная «подвижная батарея» имела массу минусов, которые полностью перевешивали все кажущиеся плюсы. К положительным чертам самоходки можно было отнести солидное бронирование и мощнейшее вооружение в виде 16 орудий и 10 пулеметов. Все это позволяло эффективно выполнять поставленные задачи на переднем крае, уничтожая позиции, живую силу и технику противника.
Тем не менее, эти положительные качества полностью нивелировались массой проблем. Главная из них была связана с силовой установкой достаточной мощности, которая отсутствовала даже в планах. Для обеспечения приемлемой подвижности требовалась силовая установка мощностью не менее 1500-1700 л.с. К примеру, колесный «Царь-танк» Лебеденко при весе на уровне 60 т имел два двигателя мощностью по 240 л.с. Таким образом, его удельная мощность равнялась 8 л.с. на тонну. Для достижения такой же удельной мощности «Улучшенной черепахе» требовался, как минимум, 1500-сильный двигатель.
Поводом для серьезных сомнений стала т.н. лафетная компоновка корпуса, уже опробованная на неудачном «Царь-танке». Подобная архитектура машины усложняла конструкцию и затрудняла эксплуатацию, но не давала никаких заметных преимуществ. Наконец, военных смутили большие размеры предложенной «подвижной батареи». Не отличаясь высокой скоростью, столь крупная боевая машина могла стать легкой мишенью для артиллерии противника, а от массированного обстрела не спасла бы даже 30-мм броня.
Очередной фантастический «прожект» был отклонен. Несмотря на оригинальность идей и основные положительные черты, предложенная машина была чересчур сложной, дорогой и не слишком удобной в эксплуатации. Вся документация по «подвижной батарее» С.П. Навроцкого отправилась в архив. Несколько десятилетий спустя о проекте «Улучшенная черепаха» вспомнили вновь. Однако на этот раз никто уже не рассматривал его всерьез. Теперь оригинальное предложение конструктора-энтузиаста является исключительно примером того, какие смелые и нежизнеспособные идеи могут появляться при отсутствии применимого на практике опыта и общепринятых концепций техники.
По материалам:
-
-
- http://aviarmor.net/
- http://bronetechnikamira.ru/
- http://armor.kiev.ua/
- http://plam.ru/
- Федосеев С.Л. Танки Первой мировой войны: Иллюстрированный справочник. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
-
источник: https://topwar.ru/81292-podvizhnaya-batareya-uluchshennaya-cherepaha-proekt-sau-sp-navrockogo.html