Еще одна интересная статья Сергея Махова.
Содержание:
«Тактика действий под чужим флагом — это как вообще? Ведь это же обман! Вы что, говорите о пиратах или разбойниках?» — спросит нас неискушённый читатель. Да, и пираты, и разбойники использовали эту военную хитрость. Но речь в статье пойдёт про корабли регулярных европейских флотов.
«В любой непонятной ситуации…»
Понятно, что поднятие чужого флага используется, когда надо обмануть врага относительно национальной принадлежности корабля и внезапно атаковать — или получить возможность убежать от более сильного противника.
Такую тактику — да не покажется это странным — широко использовали в Эпоху паруса. Но примерно с XVII века на использование чужого флага начали накладываться определённые ограничения.
Во-первых, чужой флаг нельзя было нести во время боя. То есть прямо перед первым выстрелом его следовало спустить, а свой национальный — поднять. Вести бой под чужим флагом считалось не только актом трусости, но и военным преступлением, которое каралось смертью. В одной из книг («Командир и штурман») про вымышленного капитана Джека Обри авторства Патрика О’Брайена есть такой диалог:
— Мы его захватим?
— Было бы неплохо. Может, и захватим.
— Поднять испанский флаг, мистер Бабингтон, — скомандовал Джек Обри. Оглянувшись, под ноком гафеля Стивен увидел флаг с жёлтыми и красными полосами.
— Мы же плывем под чужим флагом, — прошептал Стивен. — Разве это не подло?
— Что-что?
— Разве это законно?
— Господь с вами, сэр. В море мы всегда так поступаем. Но можете быть уверены: в самую последнюю минуту, прежде чем выстрелить из пушки, мы поднимем свой флаг. Так полагается. Но вы посмотрите на этого иностранца. Он выбросил датский вымпел. Бьюсь об заклад, что он такой же датчанин, как моя бабушка».
Но это художественная литература, а что в реальности? Вот что говорит статья 11 королевского свода законов испанского флота (1805 год):
«Не допускается приветствие чужого корабля и бой под чужим флагом. В случае использования чужого флага вы можете только ответить на приветствие, но не приветствовать сами. В случае нарушения данного пункта офицер, допустивший это, увольняется из флота и подвергается наказанию, предусмотренному дисциплинарным уставом. Чужой флаг можно использовать, чтобы обмануть противника при сближении или при неясной ситуации. При первых же проявлениях враждебности чужой флаг должен быть сменен на свой».
То есть второе условие, которое мы видим, — использование чужого флага, как ответ на приветствие неприятельского корабля. Именно ответ в непонятной ситуации, но ни в коем случае не приветствие по собственной инициативе.
Реальные случаи
Приведём несколько примеров использования чужого флага в реальных ситуациях.
Томас Кокрейн на бриге «Спиди» использовал датский флаг, чтобы не вступать в бой с гораздо более мощным испанским кораблём. Он же сблизился с шебекой «Эль Гамо», используя американский флаг, а потом, подняв уже британский вымпел, дал бой и захватил испанца. Испанский линкор «Сантиссима Тринидад» после неудачной для испанцев битвы при Сент-Винсенте поднял британский флаг, показывая, что его якобы захватили англичане, и ушёл в Кадис на ремонт. Корабль не стали преследовать, поскольку думали, что призовая команда ведёт его в Гибралтар.
Осада Данцига, 1734 год. Увидев паруса французской эскадры, русские фрегаты «Митау» и «Россия» подняли шведские флаги, дабы уйти от столкновения.
Опять Томас Кокрейн. Во время чилийской войны 1818–1821 годов, чтобы войти на рейд Вальдивии, он поднял на своём фрегате «Хиггинс» испанский флаг.
Использовалась тактика чужого флага и в более позднее время. В 1865 году, во время первой Тихоокеанской войны подобным трюком не раз пользовался чилийский командующий Хуан Уильямс Реболледо. На своем корвете «Эсмеральда» в первой фазе битвы у Папудо он поднял британский флаг. Фрегат «Герона», проданный Чили, вообще захватили испанцы под британским флагом; позже его «владелец» Эдвард Монтгомери поднял в прессе большой шум — мол, корабль до прибытия в чилийский порт был «нейтральным», поэтому испанцы не имели права его захватывать. На эти выпады спокойно ответил испанский капитан Бенито Руис де Эскалера — при осмотре корабля он обнаружил, что львиная часть экипажа была чилийцами и поэтому счёл захват вполне законным.
Тысяча восемьсот девяносто пятый год, японско-китайская война. Японцы решили купить чилийский крейсер «Эсмеральда». Проблема была в том, что Чили объявила себя нейтральной страной и не могла официально продать ни Японии, ни Китаю никакого военного снаряжения или оружия. Однако чилийцам очень хотелось избавиться от дорогого в обслуживании крейсера, поэтому они придумали следующее — Чили продаёт «Эсмеральду» Эквадору за 200 тысяч фунтов стерлингов, а Эквадор, не имевший подобных обязательств, — Японии, за 300 тысяч фунтов стерлингов. Казалось, все не в накладе.
Этот хитрый план разрушился совершенно случайно. «Эсмеральда» зашла в Эквадор, сменила чилийский флаг на эквадорский, там её продали Японии, и далее она вышла к Токийскому заливу.
Так вот, эквадорский флаг на японский попросту… забыли сменить!
И получилось, что крейсер пересёк Тихий океан под эквадорским флагом. При этом все члены команды корабля были… чилийцами. Разразился дикий дипломатический скандал. К тому же президент Эквадора, который, как оказалось, был вообще не в курсе сделки, узнав об инциденте, отправил по всем посольствам телеграммы следующего содержания:
«Сообщите всем заинтересованным, что крейсер «Эсмеральда» никогда не приобретался Эквадором у Чили. Эквадорский флаг был поднят на крейсере в Вальпараисо по ошибке».
В результате инцидента с «Эсмеральдой» в Эквадоре возник политический кризис, и президент страны Луис Кордеро Креспо ушёл в отставку.
Наше время
Случаи использования чужого флага зафиксированы и в Первой, и во Второй мировых войнах. Так, немецкий вспомогательный крейсер «Корморан», маскируясь под голландское торговое судно и неся голландский флаг, смог вплотную сблизиться с британским лёгким крейсером «Сидней» и вступить в бой, который оказался последним для обоих кораблей. «Сидней» утонул у берегов Австралии, а «Корморан» из-за повреждений был затоплен собственным экипажем.
Не чурались подобного и англичане во Вторую мировую. Эсминец «Кэмпбелтаун» они переделали так, чтобы визуально он напоминал немецкий миноносец и нёс в начале рейда на Сент-Назер флаг кригсмарине. «Кэмпбелтаун» сменил чужой флаг на британский, только сблизившись с береговой обороной немцев на расстояние в 1,6 километров, — то есть когда уже вступил в бой.
От использования чужих флагов не отказываются и сейчас. Хотя, конечно же, в наше время операции «под чужим флагом» — это, в первую очередь, прерогатива спецслужб разных стран.
источник: https://warhead.su/2019/08/23/pod-chuzhim-flagom-kak-na-flote-obmanyvali-protivnikov