Почему польский военный грузовик СТАР-266 долго был незаменимым в Советском Союзе

6

В продолжение темы посвящённой опытной польской колёсной 122-мм САУ, предлагаю вашему внимание интересную статью, посвящённую грузовику, на базе которого она была построена. Как оказалась машина очень неординарная и достойно подробного рассмотрения.

Почему польский военный грузовик СТАР-266 долго был незаменимым в Советском Союзе

Это военный грузовик STAR-266, и он выпускался в городе Староховице, что был в Польской Народной Республике. И как вы можете видеть, он трёхосный, полноприводный и бескапотный. Разрабатывать его начали в 1971 году, а в 1973 уже начался его массовый выпуск. И разумеется самой Польше он был нужен меньше, чем Советскому Союзу. А всё потому, что у этого грузовика на протяжении десяти лет в СССР не было конкурентов, и фактически он был незаменимым.

Почему польский военный грузовик СТАР-266 долго был незаменимым в Советском Союзе

Бескапотной компоновкой в 70-х годах мог похвастаться разве что ГАЗ 66, но он хоть и оснащался полным приводом, но был двухосным, у него была меньшая грузоподъёмность, и у него не было спальника в кабине.

К тому же СТАР-266 оснащался дизельным двигателем мощностью 150 л. с., и поэтому польский военный грузовик получился довольно экономичным — всего лишь 27 литров солярки на 100 км. При этом его грузоподъёмность была 3,5 т на грунте и 5 т на твёрдом покрытии.

А что там было у ЗиЛа-131?

Ну, для начала его расход бензина в 40-45 л на 100 км как бы намекал на его прожорливость. А ещё у 131-й модели ЗиЛа не было спальника. Но зато был капот.

Почему польский военный грузовик СТАР-266 долго был незаменимым в Советском Союзе

Кстати о капоте.

Капот на военном грузовике, также как и его отсутствие, это вопрос глубоко философский. Вот едет допустим грузовик со скоростью 60 км/ч, и наезжает на взрывное устройство. Отсюда возникает вопрос: когда оно сработает — сразу или же через доли секунды?

Если сразу, то лучше конечно же капотный грузовик. А если через доли секунды, то кабина успеет проскочить, и тогда бескапотный предпочтительнее с точки зрения выживаемости.

Почему польский военный грузовик СТАР-266 долго был незаменимым в Советском Союзе

Так вот, любовались советские военные на этот польский СТАР и тоже такой хотели. Но завозить его массово партийная верхушка не позволила, ограничились лишь 4000 машинами, потому что свои 131-е ЗиЛки тоже нужно было активно использовать. И Уралы 375Д тоже, хоть они и были прожорливые.

И так продолжалось на протяжении 10 лет, пока с конвейера КамАЗа не сошла первая военная бескапотная модель 4310. Его опытные испытания закончились в 1981 году, потом военная приёмка, и только в 1983 году в Советскую Армию хлынули долгожданные военные КамАЗы. И на этом незаменимость польского СТАРА в Стране Советов подошла к концу.

Почему польский военный грузовик СТАР-266 долго был незаменимым в Советском Союзе

КамАЗ 4310 получился более мощным, более тяжёлым и грузоподъёмным, чем СТАР. Он брал до 7 т груза на твёрдом покрытии, а также имел дизельный двигатель мощностью 210 л. с., и поэтому быстрее разгонялся. Радовал военных и расход солярки 28-32 л на 100 км.

Однако сам факт того, что Советский Союз смог построить бескапотный армейский трёхосный грузовик на 10 лет позже, чем это сделала Польша, вызывает недоумение.

Почему польский военный грузовик СТАР-266 долго был незаменимым в Советском Союзе

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account