«Плетёнка Тача», промежуточный Эпилог

11
«Плетёнка Тача», промежуточный Эпилог

«Плетёнка Тача», промежуточный Эпилог

Продолжение (надеюсь) интересного цикла статей из жж уважаемого Николая Колядко ака midnike.

В 1974 г. адмирал в отставке Джон Тач решил повеселить тогда ещё начинающего исследователя американской морской авиации Джона Ландстрома неким, по его мнению, курьёзом. Он показал ему письмо, полученное от командира эскадрильи истребителей-бомбардировщиков «МакДоннелл-Дуглас» F-4 «Фантом II», воевавшей во Вьетнаме. В этом письме офицер рассказывал, что самостоятельно придумал и опробовал в бою тактический приём, позволяющий успешно противодействовать более манёвренным истребителям советского производства. А также о том, что он очень гордился своим вкладом в тактику воздушного боя (и даже подал по команде соответствующий рапорт), пока кто-то из командования, воевавший ещё во Вторую Мировую, не сообщил ему, что на самом деле его «инновация» – это не более чем старая добрая «плетёнка Тача». На случай, если эта история дойдёт до Тача, молодой офицер просил адмирала не считать его плагиатором, приписывающим себе чужие идеи, поскольку он и в самом деле не знал, что «изобрёл колесо».

Адмирал Джон С. Тач

Адмирал Джон С. Тач

Адмирал Джон С. Тач. Биографическая справка

190519 апреля. Родился в г. Пайн Блаф, штат Арканзас, в семье школьных учителей.
1923Поступил в военно-морское училище в Аннаполисе, штат Мэрилэнд.
1927Выпущен из училища в звании лейтенант, 494-е место среди 579-и выпускников курса.
«Плетёнка Тача», промежуточный ЭпилогНазначение на линкор BB-41 «Миссисипи», подразделение связи.
1928Переведён на линкор BB-44 «Калифорния», подразделение связи.
1929Поступил в лётную школу ВМС в Пенсаколе, штат Флорида.
1930Выпущен из лётной школы с квалификацией «военно-морской авиатор», 1-е место на курсе.
«Плетёнка Тача», промежуточный ЭпилогНазначение на авиатранспорт СМ-3 «Арустук», 1-я вспомогательная эскадрилья.
Переведён в 1-ю истребительную эскадрилью, авианосец CV-3 «Саратога».
Присвоено звание старший лейтенант.
1932Переведён на авиабазу ВМС в Норфолке, штат Вирджиния, в качестве лётчика-испытателя.
1934Переведён в 9-ю патрульную эскадрилью, гидроавиатранспорт AV-1 «Райт».
1936Присвоено звание капитан-лейтенант.
«Плетёнка Тача», промежуточный ЭпилогСтарший офицер 6-й разведывательной эскадрильи, лёгкий крейсер CL-6 «Цинциннати».
1937Заместитель по связи командира 5-й патрульной эскадрильи, авиабаза Коко Соло, Панама.
1939Заместитель по вооружению командира 3-й истребительной эскадрильи, CV-3 «Саратога».
1940И.О. командира 3-й истребительной эскадрильи, CV-3 «Саратога».
1941Командир 3-й истребительной эскадрильи, CV-3 «Саратога».
1942Присвоено звание капитан 3-го ранга.
«Плетёнка Тача», промежуточный ЭпилогБоевые походы на авианосцах CV-2 «Лексингтон», CV-3 «Саратога», CV-5 «Йорктаун».
Заместитель по огневой подготовке командира центра боевой подготовки морской авиации.
1943Присвоено звание капитан 2-го ранга.
«Плетёнка Тача», промежуточный ЭпилогУчастие в создании серии учебных анимационных фильмов для пилотов на студии Диснея.
1944Начальник оперативного отдела штаба 38/58-го ОС, авианосцы CV-16 «Лексингтон», CV-18 «Уосп».
Разработка тактики противодействия атакам камикадзе.
1945Присвоено звание капитан 1-го ранга.
«Плетёнка Тача», промежуточный ЭпилогПрисутствовал на борту линкора «Миссури» при подписании капитуляции Японии.
Директор по лётной подготовке учебного центра морской авиации в Пенсаколе, штат Флорида.
1950Командир эскортного авианосца CVE-118 «Сицилия», участвовал в Корейской войне.
1951Страший советник помощника по авиации министра ВМС США.
1953Командир ударного авианосца CVA-42 «Франклин Д. Рузвельт».
1954Командующий авиабазами 6-го военно-морского округа, командир авиабазы ВМС Джексонвиль.
1955Страший представитель ВМС в Группе по оценке эффективности вооружений при МО США.
«Плетёнка Тача», промежуточный ЭпилогПрисвоено звание контр-адмирала.
1957Командир 82-го оперативного противолодочного соединия, командир 16-й дивизии авианосцев.
1960Присвоено звание вице-адмирала.
«Плетёнка Тача», промежуточный ЭпилогКомандующий противолодочными силами Тихоокеанского флота США.
1963Заместитель по авиации начальника штаба ВМС США.
1965Присвоено звание полного адмирала.
«Плетёнка Тача», промежуточный ЭпилогГлавнокомандующий ВМС США в Европе.
1967Вышел в отставку по достижении предельного возраста (62 года).
198115 апреля скончался в возрасте 76 лет. Похоронен на военном кладбище Форт Роузкранс, г. Сан-Диего, штат Калифорния.
198218 декабря спущен на воду фрегат УРО типа «Оливер Х. Перри» FFG-43 «Тач». «Крёстной матерью» корабля стала вдова адмирала Маделин Дж. Тач.
Фрегат УРО типа «Оливер Х. Перри» FFG-43 «Тач» во время ходовых испытаний, 1984 г., а также эмблема корабля со стилизованным изображением «плетёнки Тача» вокруг якоря.

Фрегат УРО типа «Оливер Х. Перри» FFG-43 «Тач» во время ходовых испытаний, 1984 г., а также эмблема корабля со стилизованным изображением «плетёнки Тача» вокруг якоря.

Послесловие

Вот, собственно, и вся история «плетёнки Тача». Честно говоря, я совершенно не собирался растягивать её в эпопею объёмом почти в полноценную книжку – изначально планировалось ограничиться переводом любопытного документа и краткой историей появления и первого применения данного тактического приёма. Однако вскоре после публикации первой части я сразу в нескольких местах в очередной раз столкнулся с набором дежурных мифов о начальном периоде Тихоокеанской войны.

О том, что первые полгода США «не предпринимали бессмысленных контрударов, как наши, а благоразумно сидели на попе ровно в обороне и копили силы»; о том, что рейды американских авианосных соединений зимы-весны 1942 г. не имели никакого смысла ни с оперативной, ни со стратегической точки зрения, а проводились «для поддержки штанов», то бишь, исключительно для поднятия боевого духа. И так так далее, плюс стандартный уже перенос возможностей американской промышленности второй половины войны на её начало – пресловутое «у дяди Сэма ещё много».

В результате и появилась идея на конкретном примере одной отдельно взятой палубной истребительной эскадрильи показать, чем на самом деле занималась авиация ВМС США в самой сложный для неё период Второй Мировой, и с какими проблемами они при этом сталкивались.

А ещё в процессе написания меня неоднократно посещала мысль о том, как всё же хорошо, что я не пишу беллетристику и прочую фантастику, а посему не должен подчиняться принятым там правилам. Вот представьте себе, что я слегка меняю фамилии участников и тупо пересаживаю их с «Уайлдкэтов» и «Зеро» на, например, лёгкие ударные корабли (LAC) типа «Катана» и «Сабля», ну и на прочую технику из «Хонорверс» Дэвида Вебера. Ни на йоту не меняя при этом сам ход событий.

Тоже представили сколько набежало бы специалистов одновременно по всему на свете с их дежурными воплями про нелогичность, немотивированность и прочие многочисленные «рояли в кустах»? А так я могу с совершенно чистой совестью сказать: «Дорогие друзья! Мне глубоко по-барабану ваши умозрительные представления о „логичности“, „правдоподобии“ и прочем „здравом смысле“ – ничем не могу помочь, но уж где-то так оно было на самом деле.» Суровая реальность – она всегда гораздо фантастичней и интересней любой дилетантской фантазии. Аминь! 🙂

источник: https://midnike.livejournal.com/57303.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account