«Плетёнка Тача», Часть V

3

 

Продолжение интересного цикла статей из жж уважаемого Николая Колядко ака midnike.

19 апреля 1942 г. капитан 3-го ранга Джон Тач наконец обзавёлся первым подчинённым, это был только что выпущенный из лётной школы лейтенант Роберт Дибб. В обычной обстановке командир эскадрильи вряд ли смог бы уделять столько времени одному-единственному новичку, но поскольку других пока не было, он плотно занялся его индивидуальной подготовкой. Спустя неделю в 3-й истребительной появилось ещё два лётчика, представители сравнительно малочисленной категории пилотов американской морской авиации, принадлежащей не к офицерскому, а к старшинскому и мичманскому составу, так называемых NAP (Naval Aviation Pilot), мичманы Дойл Барнс и Том Чик, уже успевшие получить боевой опыт на АВ «Энтерпрайз» в ходе недавнего рейда Дулиттла.  

Четыре пилота – это уже два звена. Теперь командир 3-й истребительной получил возможность учить своих подчинённых не только пилотажу, «укороченным» посадкам и своей любимой стрельбе «по конусу», но и отрабатывать тактические приёмы, включая придуманную им «траверзную оборонительную позицию». Для этого, правда, пришлось привлекать «спарринг-партнёров», пару армейских «Кёртис» P-36 «Хок» с авиабазы Уиллер. С их начальством Тач «расплачивался», одалживая армейцам флотский самолёт с конусом для отработки стрельбы с упреждением. В дополнение к подготовке личного состава, Джона Тача, как самого опытного пилота-истребителя из имевшихся тогда в Пёрл-Харборе (а также бывшего лётчика-испытателя), загрузили ещё одной важной задачей.

«Плетёнка Тача», Часть V

Командир 3-й истребительной эскадрильи со своими новыми пилотами (а также двумя временно прикомандированными пилотами пикировщиков SBD «Донтлесс»). Слева направо: мичман Т. Чик, мичман Д. Барнс, старший лейтенант Н. Бергер (SBD), лейтенант Р. Дибб, капитан 3-го ранга Дж. Тач, старший лейтенант Ч. Конэстер (SBD). Пёрл-Харбор, начало мая 1942 г.

Ещё 26 апреля командующий авианосными силами Тихоокеанского флота вице-адмирал Фредерик У. Хэлси, убедившийся в том, насколько просела дальность полёта новой модели «Уайлдкэта», отправил командованию ВМС и Управлению аэронавтики письмо о необходимости ускорения разработки подвесного бака для этой машины. Поскольку на оперативность родной промышленности особой надежды не было, в Пёрл-Харборе решили разобраться с этой проблемой собственными силами. Менее чем за 10 дней специалисты из авиаремонтной мастерской авиабазы разработали и изготовили опытные образцы 44-галлонного (166,5 л) подвесного бака. С 9 по 20 мая капитан 3-го ранга Тач провёл серию испытаний нового оборудования, включавшую взлёты и посадки с баком, переключение в полёте с подвесного бака на встроенные и обратно, а также сброс в различных условиях. Конструкция была им оценена как удовлетворительная и требующая срочного запуска в производство.

20 мая эскадрилья получила, наконец, давно обещанное пополнение в виде 7 молодых лейтенантов из того же выпуска, что и Роберт Дибб. Несмотря на то, что ещё с начала 1941 г. курс подготовки был сокращён с 12 до 7 месяцев (из которых собственно учёба составляла 6), молодые пилоты морской авиации того периода к моменту завершения базового курса и получения звания имели порядка 200 часов налёта, а отобранные в палубную авиацию проходили ещё и дополнительный курс «усиленной авианосной подготовки» (Advanced Carrier Training), включающий в себя ещё 75-100 часов учебного налёта. Цифры достаточно внушительные, однако по стандартам Джона Тача требовалось ещё не менее 80 учебных лётных часов в составе подразделения для того, чтобы научить их пилотированию незнакомых самолётов «первой линии» (а не устаревших бипланов, на которых они учились) и посадкам на авианосец, подтянуть стрелковую подготовку, а также обучить азам командной тактики.

«Плетёнка Тача», Часть V

Устаревшие «Грумман» F2F и F3F, на которых будущие пилоты-истребители летали в ходе «усиленной авианосной подготовки» в 1942 г.

Для начала командир 3-й истребительной сосредоточился на ознакомлении молодых пилотов с новой моделью «Уайлдкэта» и обучении их стрельбе с упреждением, которую он считал самым важным элементом подготовки. До прибытия заканчивающей ремонт и модернизацию «Саратоги» оставалось совсем немного времени (оно ожидалось в середине июня), поэтому Джон Тач очень рассчитывал, что ему вернут «одолженных» на «Лексингтон» опытных пилотов его первого состава, совместно с которыми можно будет привести молодое пополнение в более или менее боеспособное состояние, восстановив таким образом 3-ю истребительную, как боевую единицу. Однако люди предполагают, а война располагает.

4-8 мая 1942 г. в расположенном между Австралией и Новой Гвинеей Коралловом море произошло первое в военно-морской истории сражение авианосцев. Впоследствии это сражение будет справедливо расценено как стратегическая победа американских сил, но на момент его окончания оценки были далеко не так однозначны. С одной стороны, главная задача – срыв захвата японцами столицы австралийской Новой Гвинеи, Порт-Морсби – была выполнена, и это был первый успех подобного рода с начала войны, однако достигнуто это было ценой потерь, серьёзно превышающих потери противника. Американские оперативные соединения потеряли эскадренный авианосец «Лексингтон», танкер «Неошо» и эсминец «Симс», таким образом суммарный тоннаж потопленных за эти четыре дня кораблей ВМС США более чем втрое превысил аналогичный показатель потерянных японцами лёгкого авианосца «Сёхо», устаревшего эсминца «Кикудзуки» и трёх тральщиков (45 000 т против 13 000 т). И это не считая повреждений, полученных авианосцем «Йорктаун» от прямого попадания и близких промахов авиабомб, а также потери 67 (то есть более половины из имевшихся на обоих авианосцах) палубных самолётов и 656 человек личного состава.

«Плетёнка Тача», Часть V

Один из взрывов на борту CV-2 «Лексингтон» (на горизонте виден CV-5 «Йорктаун»). Коралловое море, 8 мая 1942 г.

Среди этих потерь были и четверо пилотов 3-й истребительной из числа прикомандированных к «Лексингтону». А восемь оставшихся (плюс трое из состава 2-й истребительной) по не совсем понятным причинам были вместе с остальным снятым с «Лексингтона» экипажем доставлены в Нумеа (о. Новая Каледония), посажены на транспорты и 19 мая 1942 г. отправлены на западное побережье США, а не в Пёрл-Харбор, где назревал серьёзный дефицит опытных пилотов-истребителей. Одновременно с этим все три оставшихся на Тихом океане американских авианосца – «Энтерпрайз», «Хорнет» и повреждённый «Йорктаун» – были срочно отозваны из южной части океана в Пёрл-Харбор. Хотя к тому моменту Главкому Тихоокеанского флота адмиралу Честеру Нимицу ещё не удалось убедить командование ВМС в том, что согласно данным его разведотдела следующий удар японцы нанесут не на юге, а в районе Гавайев, он, тем не менее, уже начал стягивать силы для отражения этого удара.

26 мая 1942 г. 16-е оперативное соединение вице-адмирала Хэлси, построенное вокруг авианосцев «Энтерпрайз» и «Хорнет», прибыло в главную базу Тихоокеанского флота для того, чтобы, срочно пополнив припасы, уже через двое суток опять выйти в море, теперь под командованием контр-адмирала Рэймонда Спрюэнса, заменившего заболевшего Хэлси. 27 мая до Пёрл-Харбора добралось 17-е оперативное соединение контр-адмирала Фрэнка Флетчера, и оставлющий за собой след из мазута «Йорктаун» был сразу же направлен в сухой док №1, где уже были выставлены кильблоки. К вечеру док был осушен и специалисты начали обследование повреждений. Прибывший в док адмирал Честер Нимиц выслушал диагноз своего начальника службы судоремонта капитана 2-го ранга Пфайнстега о том, что на ремонт потребуется более месяца, после чего спокойным голосом проинформировал присутствующих, что корабль должен выйти в море через трое суток. Присутствующим не оставалось ничего, кроме ответа «Есть, сэр!»

«Плетёнка Тача», Часть V

Ремонт авианосца CV-5 «Йорктаун» в сухом доке №1. Пёрл-Харбор, 29 мая 1942 г.

Однако была ещё одна проблема – авиагруппа «Йорктауна» пребывала в ещё худшем состоянии, чем сам корабль, а единственным оставшимся в Пёрл-Харборе резервом пилотов и самолётов были находившиеся в стадии комплектования три палубные эскадрильи для «Саратоги». Наиболее потрёпанные 5-я разведывательная и 5-я торпедоносная эскадрильи «Йорктауна» были заменены 3-й бомбардировочной и 3-й торпедоносной с «Саратоги». 5-ю бомбардировочную заменять было нечем, поэтому она была оставлена на авианосце, пополнена и временно переименована в 5-ю разведывательную. Но сложней всего было с 42-й истребительной «Йорктауна». На момент прибытия в Пёрл-Харбор в ней насчитывалось 19 F4F-3, включая несколько машин с «Лексингтона», и 18 пилотов с довоенной подготовкой и боевым опытом, из которых 9 были кадровыми офицерами. В то время как 3-я истребительная капитана 3-го ранга Тача, как мы помним, на тот момент состояла из 21 новенького F4F-4 и 11 пилотов, 8 из которых всего пару месяцев назад были выпущены из лётной школы.

Из всего этого нужно было создать истребительную эскадрилью нового штата, складывающиеся плоскости F4F-4 позволяли увеличить их количество на эскадренном авианосце с 18 до 27 самолётов, а опыт Кораллового моря наглядно показал, что истребителей много не бывает. Логичней всего было бы переоснастить новыми самолётами 42-ю истребительную, доукомплектовав её новичками. Но поскольку ни один из пилотов этой эскадрильи никогда не летал на F4F-4, а времени на сколь-нибудь серьёзное знакомство с новой машиной не оставалось, то было принято довольно неоднозначное решение. Командир 42-й и его заместитель, как и Джон Тач двумя месяцами ранее, были отправлены на берег, чтобы воссоздавать свою эскадрилью с нуля, а оставшиеся 16 пилотов были переведены в 3-ю истребительную капитана 3-го ранга Тача, которую пополнили недостающими шестью F4F-4, только что доставленными из Штатов. Таким образом командиру 3-й истребительной предстояло за три дня сколотить боеспособное подразделение из очень разнородного личного состава, большая часть которого была ему незнакома и не имела опыта пилотирования самолётов, на которых им вскоре предстояло пойти в бой.

«Плетёнка Тача», Часть V

Авиамеханики обслуживают новые «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт» 3-й истребительной эскадрильи, одна из машин находится в противоосколочном укрытии. На левом истребителе с тактическим номером F-5 во время сражения при Мидуэе будет летать мичман Том Чик и фото этого самолёта мы ещё увидим. Хорошо видны пулемётные порты, всё ещё закрытые заводской консервацией. Пёрл-Харбор, авиабаза Канэохе, 29 мая 1942 г.

Как ни странно, справиться с этой сложной задачей Тачу во многом помог вездесущий военно-морской бардак. Как уже упоминалось в предыдущий части, его бывший заместитель капитан 3-го ранга Дональд Лавлейс ушёл на повышение – его назначили командиром формирующейся 10-й разведывательной эскадрильи, и он убыл на материк. Но после сражения в Коралловом море командование решило использовать опытного пилота-истребителя по его основной специальности – Лавлейса назначили командиром 2-й истребительной эскадрильи потопленного «Лексингтона» и отправили обратно в Пёрл-Харбор, где он должен был воссоздать понёсшее потери подразделение. Однако прибыв 28 мая в главную базу Тихоокеанского флота, Дональд Лавлейс обнаружил, что уцелевшие пилоты 2-й истребительной, как уже было сказано выше, в этот момент плыли вовсе не в Пёрл-Харбор, а на западное побережье США. Самым логичным было вернуться обратно на континент, но, узнав о проблемах своего старого друга и бывшего командира, капитан 3-го ранга Лавлейс вызвался на время предстоящей операции пойти на понижение и вернуться на свою предыдущую должность заместителя Джона Тача.

Таким образом командир 3-й истребительной получил опытного пилота и командира дивизиона, а также человека, на которого он мог скинуть многочисленные организационные вопросы, снабжение и прочую бумажную работу, а самому сосредоточиться на личном составе. В результате все прикомандированные пилоты 42-й истребительной получили возможность как минимум облетать новую модель «Уайлдкэта». Лётчики оценили значительно возросшее качество сборки самолётов, а вот серьёзно просевшие лётные характеристики потяжелевшей машины их ожидаемо не порадовали, поскольку они уже на личном опыте, полученном в Коралловом море, знали на что способны японские «Зеро». Одновременно с этим, с особенностями F4F-4 – прежде всего с его складывающимися плоскостями – были ознакомлены как авиамеханики «Йорктауна», так и палубные диспетчеры (Plane Directors) с «капитанами» самолётов (Plane Captains), которым предстояло научить своих подчинённых из палубной команды авианосца с этими складывающимися плоскостями работать.

«Плетёнка Тача», Часть V

Члены палубной команды CV-5 «Йорктаун» учатся складывать плоскости новенького «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт» 3-й истребительной эскадрильи. На этой машине с тактическим номером F-1 капитан 3-го ранга Джон Тач будет летать во время сражения при Мидуэе пятью днями позже. Пёрл-Харбор, авиабаза Канэохе, 29 мая 1942 г.

Тем временем круглосуточно работавшие на «Йорктауне» судоремонтники выполнили казавшуюся невозможной задачу, поставленную Главкомом Тихоокеанского флота. Ремонт выполнялся без каких-либо чертежей, заплатки размечали «по месту» с помощью шаблонов из фанеры, по которым затем изготавливали их из металла. В результате уже через двое суток корпусные работы были завершены, корабль покинул сухой док и встал у стенки, где параллельно с заправкой и пополнением припасов продолжился ремонт внутренних помещений, повреждённых прямым попаданием 250-кг авиабомбы. Утром следующего дня, 30 мая 1942 г. наскоро залатанный АВ «Йорктаун» и его эскорт в составе двух тяжёлых крейсеров и пяти эсминцев начали выход из гавани. По понятным причиным практически никто на борту этих кораблей не знал, куда направляется 17-е оперативное соединение, хотя ограниченное количество моряков слышали об оптимистично названной «Удача» (Point Luck) точке рандеву с 16-м ОС, и только командование кораблей знало, что эта точка находится в 350 милях [648 км] северо-восточней «объекта Бальза», авиабазы ВМС США на крохотном тихоокеанском атоле Мидуэй.

«Плетёнка Тача», Часть V

Повреждения внутренних помещения CV-5 «Йорктаун» (между 3-й и 4-й палубами в районе миделя), полученные в результате прямого попадания 250-кг бронебойной авиабомбы 8 мая 1942 г. в ходе сражения в Коралловом море.

Во второй половине дня, когда соединение вышло из гавани и «Йорктаун» набрал ход, началась переброска авиагруппы. Три ударные эскадрильи перелетели на авианосец без происшествий, в случае же 3-й истребительной всё не заладилось с самого начала. Ещё на подлёте к соединению у «Уайлдкэта» старшего лейтенанта Дюрана Мэттсона заглох двигатель. Как выяснилось впоследствии, персонал авиабазы Канэохе просто забыл дозаправить самолёт после учебных полётов. К счастью, пилот успел понять, в чём дело, переключиться на резервный 27-галлонный [102 л] бензобак и перезапустить двигатель в воздухе. Но главные неприятности произошли уже на лётной палубе «Йорктауна». Севший первым из эскадрильи Джон Тач не успел остановить членов палубной команды, которые лихо сложили крылья его «Уайлдкэта» ещё до того, как он успел убрать закрылки. В беглом инструктаже по обращению с новой машиной об этом нюансе им попросту забыли рассказать, и в результате закрылки обеих плоскостей были безнадёжно сломаны. Пулей выскочивший из кокпита командир 3-й истребительной бросился громко, доходчиво и не стесняясь в выражениях объяснять палубной команде, что больше так делать не надо.

Однако и это было ещё не самым страшным. Вскоре началась посадка третьего дивизиона. Его командир, заместитель командира эскадрильи капитан 3-го ранга Дональд Лавлейс сел первым и вырулил за аварийный барьер, тот был опять поднят и на посадку пошла машина его ведомого, лейтенанта Роберта Эванса. Недавний выпускник лётной школы слишком опустил нос и его посадочный гак пролетел над тросами аэрофинишёров, удар шасси о палубу подбросил самолёт, и тот, что случалось достаточно редко, перепрыгнул аварийный барьер и приземлился прямо на севшую перед ним машину. Вращающийся на минимальных оборотах винт оказался над кокпитом оказавшегося снизу истребителя, раздробил череп находившегося там Дональда Лавлейса и залил всё вокруг кровью из его разорванных сонных артерий. Таким образом, за считанные минуты и в пока ещё небоевой обстановке 3-я истребительная эскадрилья потеряла три самолёта и одного опытного пилота. Теперь в её составе имелось лишь 25 боеспособных истребителей и 27 пилотов, из которых 5 были кадровыми офицерами (4 выпускника Военно-морского училища в Аннаполисе и один – гражданского вуза! [1]), 20 офицеров резерва (USNR) и 2 мичмана.

«Плетёнка Тача», Часть V

Вечером того же дня заместитель командира корабля по авиации капитан 2-го ранга Мурр Арнольд собрал командиров эскадрилий и в общих чертах проинформировал их о том, что предстоит в ближайшие дни, включая разведданные о предположительно четырёх или пяти японских авианосцах в составе соединения, которое будет наносить удар по Мидуэю. После чего командиры ввели в курс дела уже свой личный состав. В случае 3-й истребительной капитан 2-го ранга Тач планировал лично возглавить истребители эскорта, что будет сопровождать ударные самолёты. Поэтому особый упор в своём инструктаже он сделал на задачах остающихся на авианосце истребителей. А именно, защитить корабль от вражеской авиации, особенно торпедоноcцев, «любой ценой, включая таран». В этом месте пилоты-новички заулыбались, решив, что «старик» таким образом просто накручивает их перед боем; однако улыбки пропали, когда они увидели лица своих старших коллег, уже имевших возможность убедиться в убийственной эффективности японских палубных ударных самолётов в Коралловом море. В том, что всё предельно серьёзно, их окончательно убедила подробная лекция командира на тему «как грамотно таранить торпедоносец».


[1] Cтарший лейтенант Артур Брассфилд, сбивший при Мидуэе 6 самолётов противника. До поступления в авиацию ВМС работал школьным учителем. Никого не напоминает, кстати? 🙂

Продолжение следует, а желающие поддержать трудовым рублём, баксом или шекелем 🙂 – могут сделать это здесь.

Использованная литература:

  1. U.S. Naval Institute, “The Reminiscences of Admiral John S. Thach, U.S. Navy (Retired)”, 1977.
  2. John B. Lundstrom, “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984.
  3. Tom Cheek, “The Ring of Coral”, 1999.
  4. Interview with Cmdr. Tom Cheek, “Internet Modeler”, 2002.
  5. Steve Ewing, “Thach Weave: The Life of Jimmie Thach”, 2004.

источник: http://midnike.livejournal.com/39947.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account