Плавающие танки Второй мировой войны
Немцы задумались над форсированием водных преград лишь тогда, когда в западной Европе из соперников осталась лишь Великобритания, находящаяся от недавно захваченной Франции через пролив Ла-Манш.
16 июля 1940 немецкое командование приняло план вторжения германских
войск в Англию, получивший обозначение «Морской лев» (Seelöwe). Планом, в том числе был запланирован морской десант на побережье Великобритании, а оставлять свою пехоту без танков на британском берегу немцы опасались.
Опыты по созданию плавающего танка решили проводить над легким Pz II, вооруженным двумя единицами оружия — 20 мм автоматической пушкой и пулеметом. Существовало два варианта. Один предусматривал одеваемый на танк цельный плоский понтон с вырезом посередине. Понтон имел обтекаемую носовую часть. Передвижение по воде производилось с помощью дух гребных винтов, приводимых в действие с помощью зубчатых колес, находившихся в зацеплении с гусеницами танка. Эта конструкция позволяла Pz II плыть со скоростью 12,5 км/ч. После выхода на берег поплавки сбрасывались не более, чем за полторы секунды. Но принят был другой вариант – на борта танка надевались поплавки, крепившиеся к продолжениям осей поддерживающих роликов, корпус герметизировался. Передвижение по воде со скоростью 10 км/ч осуществлялось благодаря вращению гусениц, поворот за счет остановки одной из гусениц. Машина получила название Swimmpanzer II. В 1940 переоборудовали 52 танка, однако вскоре стало ясно, что высадка в Британии отменяется. Германия устремила свой взгляд на восток – 18-й танковый полк, имевший на вооружении Swimmpanzer II воевал на центральном участке Восточного фронта. Танки применялись как обычные Pz II. Подобные опыты проводились и с чешским танком на вооружении вермахта Pz 38, однако серийно такие машины не переделывались.
Немцы хотели научить свои танки не только плавать, но и нырять. В том же 1940 году в рамках подготовки к «Морскому льву», 168 танков Pz III модификаций F, G, H, а также некоторые командирские были переоборудованы в так называемые Tauchpanzer III («ныряющий танк»), танки, оборудованные оборудованием для подводного вождения танка (ОПВТ). Предполагалось доставить танки баржами к побережью Великобритании, опустить их на дно Ла-Манша, откуда они уже своим ходом достигнут заветного берега и вступят в бой. Для этого закрывались воздухозаборники, выхлопная труба снабжалась клапаном, а все щели уплотнялись специальными резиновыми накладками. Воздух в танк поступал через шнорхель – специальная трубка с поплавком. Радиоантенна оставалась над водой. Для навигации под водой имелся гидрокомпас. Танк мог ехать по дну на глубинах до 15 м, причем перед погружением необходимо было провести разведку дна. Во время погружения заряжающий был обязан следить за содержанием окиси углерода в воздухе внутри танка. В случае превышения концентрации СО в боевом отделении экипаж должен был покинуть машину через люки и всплыть, предварительно затопив машину, дабы уравнять давление внутри и снаружи. С июля 1940 четыре отделения проходили усиленную подготовку на этих машинах на острове Зильт. С отказом от высадки в Великобритании было принято решение использовать эти танки для преодоления рек по дну в ходе предстоящей войны с СССР. На заводе в Миловицах в Чехии танки переоборудовали для форсирования рек, установив неподвижный шнорхель на крышу командирской башенки. В октябре 1940 года три из четырех подготовленных отделений вошли в состав 18-го танкового полка 18-й танковой дивизии, и еще одно в 6-й танковый полк 3-й танковой дивизии. В день нападения на СССР в 4 часа 45 минут машины 18-й танковой дивизии форсировали по дну реку Западный Буг неподалеку от Бреста. Этот момент показан в киноэпопее «Освобождение». По информации взятого в плен американцами 1 декабря 1944 в Саарбрюккене немецкого танкиста, «ныряющие» Pz III применялись также при форсировании Днепра. В том месте Днепр был 3 км шириной и 10-15 метров в глубину. Два танка увязли в грязи и временно вышли из строя.
По тому же образцу были переделаны 42 танка Pz IV (Tauchpanzer IV). Вместе с «ныряющими» Pz III они принимали участие в форсировании Западного Буга. В дальнейшем все «ныряющие» танки, как правило, использовались как обычные или же в целях исследования технологий форсирования водных преград по дну.
Исходя из успешного, но не массового применения танков, оборудованных ОПВТ, было принято решение устанавливать его на все серийные танки Германии. Танки становились все тяжелее, соответственно сокращалось число выдерживавших их мостов. Однако к моменту создания первого серийного танка Pz V «Пантера» ОПВТ для него готово не было, хотя и без него танк мог преодолевать броды глубиной до 1,9м . Командование разрешило поставить первые 50 танков без ОПВТ, пока соответствующее оборудование создавалось. Двигательное отделение герметизировалось фланцем, забор воздуха производился через телескопическую трубу. Однако вскоре выяснилось, что труба имеет протечки, а стандартный 16-тонный саперный мост вполне мог выдержать «Пантеру» и с июля 1943 года в целях удешевления эти танки стали производить без ОПВТ.
Еще более тяжелые Pz VI «Тигр» также были оборудованы ОПВТ. Воздух поступал через шнорхель, расположенный на корме танка справа, все щели герметизировались резиновыми прокладками, а перед входом в воду демонтировались радиаторы охлаждения, а радиаторные отсеки заливались водой. С таким оборудованием были выпущены первые 495 из общих 1355 машин. Двигатель и так был не в состоянии эффективно тянуть массу танка, а ОПВТ лишь ухудшало ситуацию. Многие экипажи сами демонтировали это оборудование в полевых условиях.
То же оборудование устанавливалось на несколько ранних Pz VII «Королевский Тигр» и даже планировалось установить на экспериментальный тяжеленный «Маус».
Несмотря на это, опыт применения танков с ОПВТ был использован в послевоенном танкостроении, и по сей день почти все современные танки имеют подобное оборудование.
Не только танкам немцы хотели дать возможность пересекать водоемы.
В 1936 году фирма «Райнметалл Борзиг» получила заказ на плавающий трактор (по сути – тягач-амфибия). Подразумевалось на суше использовать как тягач, а на воде – как буксир. Однако прототип был создан лишь к весне 1940 года. Машина получила индекс LWS (Land-Wasser-Schlepper— тягач для суши и воды) и представляла собой нечто вроде катера с гусеничным движителем. Передвигаться по воде позволяли два гребных винта. Двигатель «Майбах» HL120TRM мощностью 300 л.с. (такой же, как у танков Pz III и Pz IV) располагался под полом десантного отделения и позволял 13-тонной машине передвигаться по воде со скоростью 12,5 км/ч, а по суше – 35 км/ч. Запас хода по суше – 350 км. Экипаж составлял 3 человека. LWS мог перевозить 20 десантников в полной экипировке. Весной 1940 было произведено 7 машин, есть сведения об их использовании в кампании в Западной Европе. К высадке в Великобритании заказали еще 14 машин. Позже они воевали на Восточном фронте, в частности принимали участие в высадке десанта на Моозундских островах в Балтийском море, также замечены в северной Африке. Позже были созданы специальные прицепы, имевшие подобный лодке корпус с откидной задней аппарелью, через которую в прицеп мог въехать танк или грузовик массой до 20т. В 1944 году участвовали в эвакуации и снабжении немецких войск из котлов в Данциге и Пруссии.
В 1938 году на вооружение вермахта были приняты два плавающих полноприводных легковых автомобиля – «Швиммваген» (Schwimmwagen – плавающая машина) и машина Ханса Триппеля SG-6. Первый был изготовлен на базе армейского автомобиля «Кубельваген» (Kubelwagen). Корпус изготавливался из листовой стали толщиной 1 мм. Оппозитный двигатель воздушного охлаждения мощностью 25 л.с. располагался сзади. Движение по воде осуществлялось с помощью трехлопастного гребного винта, а повороты – с помощью колес. Максимальная скорость на суше – 80 км/ч, на воде – 10 км/ч. С осени 1942 по лето 1944 всего было выпущено 14300 машин «Швиммваген». Таким образом, это – самая массовая машина-амфибия в истории человечества. Помимо того, это также один из лучших легковых автомобилей Второй мировой войны. В войсках его любили за хорошую проходимость, что было особенно важно в условиях Восточного фронта. Водоходная способность, как правило, применялась лишь в мирной обстановке. Интересно, что ходили слухи, будто бы после высадки союзников в Нормандии американские офицеры давали за трофейный «Швиммваген» сразу три джипа.
«Триппель» SG-6 была разработана в 1934 году и стала первой коммерческой машиной-амфибией. Машина приводилась в движение благодаря 4-цилиндровому двигателю «Адлер» или же 6-цилиндровому двигателю от машины «Опель Капитан». На плаву SG-6 передвигался с помощью гребного винта, который в сухопутном положении приподнимался вверх на 120 градусов и убирался в выемку кузова. В задней части корпуса имелась палуба, на которой крепились якорь, два весла и спасательный круг. Автомобиль мог развить на плаву скорость до 13 км/ч, а на шоссе около 80 км/ч. Грузоподъемность составляла 1 т. В 1938 году машина была принята на вооружение, произвели 1000 экземпляров. В 1942-1944 на ее базе создавались экспериментальные плавающие бронеавтомобили «Шильдкрете» («Черепаха»), вооруженные пулеметом или 20-мм пушкой, однако в серию эти машины не пошли.
Итак, немцы не создали серийного плавающего танка, однако подарили миру концепцию ОПВТ, используемую по сей день. Справедливости ради, заметим, что чаще всего для форсирования водных преград использовались инженерные части, имевшие на вооружении танки-мостоукладчики и прочую специальную технику.
Обзор вроде полный. Прошу прощение если «боян», проверил, вроде в таком виде информации на ветке нет.