Противолодочные торпеды уже давно стоят на вооружении авиации, как НАТО, так и его противников. Однако это оружие имеет целый ряд ограничений по применению. В ходе борьбы с ними и появилась так называемые планирующие торпеды речь о которых пойдёт ниже. Что любопытно, данные вид оружия появился ещё в 30-е годы прошлого века у нас в стране (и об этом есть статья на страницах нашего ресурса), но на том технологическом уровне его не смогли довести до серийного образца. Однако в этой статье речь пойдёт совсем не об этом.
Морская авиация ВМФ США довела до стадии начальной оперативной готовности комплект оборудования HAAWC. Он предназначается для базовых патрульных самолетов P-8A Poseidon и должен дополнять штатное противолодочное вооружение в виде легких торпед Mk 54. При помощи таких комплектов планируется избавиться от ряда объективных ограничений и расширить боевые возможности самолетов.
Содержание:
Противолодочные ограничения
Патрульный / противолодочный самолет P-8A несет разнообразное поисковое оборудование и гидроакустические буи, предназначенные для поиска и обнаружения подводных целей. Для поражения таких целей используются глубинные бомбы или торпеды типа Mk 54 Lightweight Torpedo. Вооружение перевозится на пяти узлах подвески во внутреннем отсеке и на шести внешних.
Авиационная торпеда Mk 54 оснащена парашютной системой, снижающей скорость спуска и обеспечивающей безопасный вход в воду. Однако максимальная высота сброса ограничена – при ее превышении скорость спуска будет чрезмерной и приведет к повреждению или разрушению торпеды.
Соответственно, перед сбросом торпеды «Посейдон» должен покинуть рабочую высоту патрулирования и снизиться до допустимого предела. Вследствие этого резко сокращается дальность наблюдения, связи и т.д. Кроме того, за время выхода на заданную высоту самолет может потерять контакт с целью, а его восстановление связано с определенными трудностями. Подъем на рабочую высоту также занимает время.
Выход из такой ситуации очевиден: самолету требуется система противолодочного вооружения, позволяющая сбрасывать торпеды с высоты патрулирования. Насколько известно, подобные вопросы прорабатывались еще на стадии разработки будущего P-8A, но до определенного времени эта тема не получала всего необходимого внимания.
Удачное решение
Разработка новой противолодочной системы, способной оптимизировать применение имеющихся торпед, стартовала в середине десятых годов. Контракт на ее создание получила компания Boeing, ранее создавшая самолет P-8A. Проект получил флотское обозначение HAAWC (High Altitude Anti-Submarine Warfare Weapon Capability – «Высотные возможности противолодочного вооружения»).
На создание нового проекта потребовалось несколько лет. Компания «Боинг» разработала устройство ALA (Air Launch Accessory – «Принадлежность для воздушного запуска»), предназначенное для установки на торпеду Mk 54. Также прошла работа по интеграции новых компонентов в комплекс вооружений «Посейдона».
В конце десятых годов ВМС и Boeing приступили к испытаниям как отдельных средств, так и всей системы HAAWC в целом. После предварительной проверки осуществлялся сброс торпед с «аксессуаром» типа ALA. В целом испытания прошли успешно, и по их результатам систему рекомендовали к принятию на вооружение.
В середине августа 2022 г. ВМС США выдали компании «Боинг» официальный контракт на полномасштабное серийное производство HAAWC с целью перевооружения строевых частей. Количество заказанных комплектов не сообщалось. При этом уточнили, что подрядчик будет поставлять готовую продукцию, а также сопровождать ее в ходе эксплуатации, обслуживать и совершенствовать.
22 ноября компания Boeing сообщила о выходе системы HAAWC на уровень начальной оперативной готовности. За счет серийного производства изделиями нового типа удалось укомплектовать одну из эскадрилий патрульной авиации, и теперь она может использовать торпеды Mk 54 без старых ограничений. В обозримом будущем ожидается переход первого подразделения на полную оперативную готовность. Кроме того, аналогичное оружие получат 11 оставшихся эскадрилий на «Посейдонах».
Впрочем, система пока не готова к полноценной эксплуатации во всех условиях и на всех режимах. По известным данным, ВМС и Boeing еще не проверили ее на всех предполагаемых высотах. Оставшиеся испытания со сбросом торпед с максимальных высот, вплоть до потолка носителя, пройдут в ближайшем будущем.
Планирующая торпеда
Задачей проекта HAAWC было обеспечение безопасного спуска и входа торпеды в воду. Существующая парашютная система или ее аналоги не справлялись с такой задачей, и был выбран планирующий вариант спуска. Он реализован при помощи устройства AL, превращающего торпеду в своеобразный летательный аппарат.
Изделие ALA представляет собой безмоторный беспилотник, выполненный на основе агрегатов существующих ракет таких как AGM-84H/K SLAM-ER. Оно имеет продолговатый плоский фюзеляж, на днище которого размещены крепления для подвески торпеды. В центральной части фюзеляжа имеется раскладное крыло, в хвосте – оперение со стабилизатором и килем. Длина изделия не превышает 3 м при примерно таком же размахе крыла.
В составе изделия ALA используются системы управления, заимствованные у авиабомб семейства JDAM. Бортовой автопилот работает по данным инерциальной и спутниковой систем навигации и выдает команды рулевым машинкам в оперении. Предусмотрена двусторонняя связь с носителем для приема команд и передачи телеметрии.
Под таким «беспилотником» подвешивается торпеда Mk 54 в исходной конфигурации, включающей тормозной парашют. Легкая торпеда имеет калибр 324 мм и длину 2,72 м; масса – 276 кг. Торпеда оснащена тепловым двигателем на жидком топливе, за счет которого достигается скорость более 40 узлов; дальность – более 9 км. Используется активное и пассивное акустическое наведение. Торпеда несет заряд массой 44 кг.
Торпеда Mk 54 с устройством ALA помещается на внутреннюю или внешнюю подвеску самолета P-8A. Какая-либо доработка подвесок не требуется. Кроме того, отсутствует потребность в серьезном изменении бортовых приборов носителя или их программного обеспечения.
Точные летные характеристики системы HAAWC пока не сообщались. Согласно техническому заданию, оно должно обеспечивать безопасный спуск торпеды в широком диапазоне высот, но конкретные числа не публиковались. Дальность полета торпеды с ALA должна превышать 20 морских миль.
Принцип действия комплекта HAAWC достаточно прост. Обнаружив подводную цель, экипаж самолета вводит в устройство необходимые команды и данные. После выхода на рубеж применения оружия осуществляется сброс торпеды с ALA. Летательный аппарат доставляет торпеду в заданную точку, где сбрасывает ее с небольшой высоты. Далее торпеда при помощи парашюта опускается в воду и начинает работу по стандартной программе. Более не нужное изделие ALA падает в стороне и тонет.
Новые возможности
Заказчик и разработчик указывают, что принятие HAAWC на вооружение позволяет патрульной авиации избавиться от нескольких характерных трудностей, а также получить новые возможности. Главный результат – возможность сброса торпеды практически в любой момент полета, без необходимости предварительного снижения.
За счет этого самолет не теряет время и может атаковать подводную цель как можно быстрее после ее обнаружения. Также появляется возможность сопровождения цели практически до момента ее поражения торпедой – с фиксацией результата применения вооружения. При этом сокращаются риски потери цели, а также упрощается восстановление контакта с нею.
В отличие от «обычных» Mk 54, «планирующие» торпеды могут сбрасываться с большого расстояния. За счет этого, а также благодаря высокой маневренности устройства ALA упрощается доставка торпеды в оптимальную точку погружения и старта поиска цели. Решение таких задач силами самолета может быть не столь эффективным.
Система HAAWC имеет возможность перенацеливания в полете. При изменении тактической обстановки, уточнении целеуказания и т.д. самолет-носитель может сформировать новое полетное задание и перенаправить торпеду в другую точку.
В ближней и средней перспективе единственным носителем HAAWC останется патрульный самолет P-8A. Интеграция с другими самолетами пока не планируется. Тем не менее, не исключается возможность использования таких комплектов в составе полномасштабной эшелонированной противолодочной обороны. В таком случае Poseidon с Mk 54 / ALA будет работать по целеуказанию сторонних средств. Планирующий полет позволит более полно использовать потенциал такой многокомпонентной системы.
Начальная готовность
Таким образом, в распоряжении патрульной авиации ВМС США появляется новое средство, упрощающее борьбу с подлодками. Пока речь идет только о начальной оперативной готовности в одной из эскадрилий и продолжении испытаний для определения всех характеристик. Тем не менее, программа HAAWC продвигается вперед, и в течение нескольких следующих лет ожидается получение всех результатов в виде требуемых характеристик и развертывания оружия в частях.
Эти процессы представляют определенную опасность для подводных сил третьих стран. Очевидно, что флоты потенциальных противников США следят за развитием патрульных самолетов P-8A и их вооружения, а также готовят необходимые ответные меры. Как именно планируют бороться с «планирующими торпедами», пока неизвестно, но такие средства будут найдены.