Пионеры авиации. Гидросамолеты Теодора Кобера

11

Пионеры авиации. Гидросамолеты Теодора Кобера

Статья из августовского выпуска 2012 года журнала «Klassiker der Luftfahrt», которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

100 лет полетам гидросамолетов на Боденским озером

В 1912 году Теодор Кобер в Фридрихсхафене основал компанию по производству самолетов

Предисловие редакции: Сегодня Фридрихсхафен известен во всем мире благодаря дирижаблям графа Цеппелина и летающим лодкам Клаудиуса Дорнье. У истоков развития океанских гидросамолетов на Боденском озере стоял Теодор Кобер (Theodor Kober) со своей авиастроительной компанией Friedrichshafen GmbH, основанной им 17 июня 1912 года. Юрген Блейблер из расположенного в Фридрихсхафене Музея Цеппелина почтил память пионера авиации.

В наши дни в значительной степени забыт тот факт, что 100 лет назад первые гидросамолеты на Боденском озере создал именно Теодор Кобер. До 1918 года его авиастроительный завод во Фридрихсхафене был одним из крупнейших авиастроительных заводов Германии. Приспособленные для полетов над открытым морем одномоторные двухпоплавковые гидросамолеты FF 33 и FF 49 и двухмоторные бомбардировщики наземного базирования FF 45 (Fdh.G.III и G.IIIa) и FF 61 (Fdh.G.IV и G.IVa) выпускались в те годы в больших количествах. В 1917/18 году компания Flugzeugbau Friedrichshafen G.m.b.H. по лицензии изготовила 855 самолетов G-класса (Großflugzeug – тяжелый самолет). В общей сложности было изготовлено 435 поплавковых гидросамолетов FF 33. В 1918 году немецкие бомбардировочные эскадрильи на 61 процент состояли из самолетов G-класса производства авиационного завода на Боденском озере. Также компания изготовила 42 процента всех гидросамолетов для Императорского флота (Kaiserliche Marine).

Теодор Кобер родился 13 февраля 1865 года в Берге, недалеко от Штутгарта. После окончания университета Теодор Кобер сначала работал в Аугсбурге в экспериментальной мастерской Августа Ридингера (August Riedinger), которая начиная с 1890-х годов занималась проектированием самолетов. В мае 1892 года граф Цеппелин нанял молодого инженера для технической проработки своего проекта дирижабля. Хотя теоретических подготовительных работ практически не было, за два года Теодор Кобер подготовил важные технические основы более поздних дирижаблей Фердинанда фон Цеппелина.

После того, как прусское военное министерство отказало фон Цеппелину в финансировании создания его дирижаблей, Кобер в 1894 году отправился в Мюнхен и работал в компании своего друга по учебе над электрифицированными железными дорогами и электростанциями. В этот период Теодор Кобер не терял связь с графом фон Цеппелином и время от времени выступал в качестве добровольного технического консультанта. С 1907 года Кобер переехал во Фридрихсхафен в вновь устроился на работу в компанию Фердинанда фон Цеппелина. Кобер изучил многочисленные предложения по усовершенствованию дирижаблей и самолетов и среди прочего занимался использованием в дирижаблях радиотехники, что в то время многими считалось слишком опасным.

Теодор Кобер (1865-1930)

Теодор Кобер (1865-1930)

С 1909 года Кобер все больше и больше увлекался самолетами и был убежден, что их ждет большое будущее. В Манцелле, недалеко от Фридрихсхафена, в старом ангаре для дирижаблей Теодор Кобер выполнил испытания по определению подъемной силы аэродинамических профилей и изучал характеристики многопланов и самолётов с тандемным расположением крыльев.

28 марта 1910 года французу Анри Фабру (Henri Fabre) удалось совершить первый полет на гидросамолете. Теодор Кобер увидел, что у этой новинки большое будущее на гражданском рынке и в военной сфере, и захотел посвятить гидросамолетам свои технические и предпринимательские таланты. На Боденском озере Кобер провел испытания по буксировке поплавков различных форм. Чтобы получить практическое представление об авиации, Теодор Кобер в 1912 году в Берлин-Йоханнистале сдал экзамен на получение летного свидетельства. В возрасте 47 лет он стал третьим по возрасту немецким летчиком того времени.

16 июня 1912 года с Боденского озера вылетел первый гидросамолёт – им был американский самолет Curtiss A-1 Triad, купленный Кобером в США в качестве основы для собственных разработок. Пилотом, совершившим первый полет над Боденским озером и, таким образом, ставший первым пилотом пролетевшего над Германией гидросамолёта, был работавший в компании Curtiss американский летчик К. К. Уитмер (C. C. Witmer). К сожалению, на сегодняшний день ни одной фотографии с этого исторического полета не опубликовано.

Первым гидросамолетом на Боденском озере стал Curtiss A-1

На тот момент Curtiss A-1 был самым практичным гидросамолетом того времени и представлял собой биплан с хвостовым оперением ферменной конструкции из дерева и бамбука, с центральным поплавком, с рулями высоты в передней и задней частях и с элеронами, расположенными между крыльями. Управление элеронами осуществлялось вильчатым рычагом за счёт бокового смещения сиденья пилота, руль направления – отклонением ручки управления, а руль высоты – поворотом установленной на ручке управления рулевого колеса. С восьмицилиндровым V-образным двигателем Curtiss мощностью 75 л.с. (55 кВт) самолет развивал скорость 96 км/ч, полетная масса составляла 714 кг.

эпоха полетов гидросамолётов над Боденским озере началась 16 июня 1912 года с самолета-амфибии Curtiss A-1 Triad. К сожалению, фотография исторического полета до сих пор не опубликована

эпоха полетов гидросамолётов над Боденским озере началась 16 июня 1912 года с самолета-амфибии Curtiss A-1 Triad. К сожалению, фотография исторического полета до сих пор не опубликована

17 июня 1912 года, на следующий день после первого исторического полета, Теодор Кобер основал компанию Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH (FF). Это была первая немецкая авиастроительная компания, деятельность которой изначально была сосредоточена на создании гидросамолетов. Граф фон Цеппелин, который был в восторге от всех разработок в области авиационной техники, помог Теодору Коберу основать компанию FF. Фон Цеппелин передал Коберу старый ангар для дирижаблей в бухте Манцеллер и взял на себя функции заместителя председателя наблюдательного совета молодой компании.

16 ноября 1912 года в воздух поднялась первая собственная разработка молодой компании – гидросамолет FF 1. Как и Curtiss A-1, это был биплан с центральным поплавком и с хвостовым оперением ферменной конструкции. Первый полет совершил швейцарец Роберт Гселл (Robert Gsell), который до начала Первой Мировой войны был самым известным летчиком компании FF. Роберт Гселл устроился на работу в компанию Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH 1 ноября 1912 года. Впервые нанятый Дорнером (Dorner) в Йоханнистале, Гселл в 1912 году в Ахене летал на самолете конструкции Ганса Рейсснера, имевшем аэродинамическую схему «утка» с гоширование крыла. Роберт Гселл прославил компанию FF многочисленными рекордными полетами. Так, например, в сентябре 1913 года он с тремя пассажирами пролетел над Боденским озером в течение 3 часов 11 минут и 14 секунд.

FF 1, созданный на базе Curtiss A-1, имел лишенный обшивки ферменный фюзеляж и один центральный поплавок. Снимок сделан в 1913 году перед ангаром для дирижаблей

FF 1, созданный на базе Curtiss A-1, имел лишенный обшивки ферменный фюзеляж и один центральный поплавок. Снимок сделан в 1913 году перед ангаром для дирижаблей

FF 1, пролетающий над Боденским озером, был первой разработкой компании Flugzeugbau Friedrichshafen. 16 ноября 1912 года гидросамолет впервые поднялся в воздух

FF 1, пролетающий над Боденским озером, был первой разработкой компании Flugzeugbau Friedrichshafen. 16 ноября 1912 года гидросамолет впервые поднялся в воздух

FF 9 был создан на базе FF 1 и был построен для участия в соревнованиях гидросамолетов над Боденским озером (Bodensee-Wasserflug), которые проходили в Констанце с 29 июня по 5 июля 1913 года. Согласно действовавшим в то время требованиям Имперского военно-морского ведомства (Reichsmarineamt) FF 9 был самолетом-амфибией. В этих первых авиационных состязаниях на Боденском озере авиастроительная компания Flugzeugbau Friedrichshafen выступила в качестве новичка в условиях жесткой конкуренции. В числе прочих в соревнованиях участвовали самолеты компаний Albatros, Aviatik, AGO, Gustav Otto и Gothaer Waggonfabrik. В Гран-при Боденского озера Роберт Гселл летал на FF 9 и лишь немного уступил Гельмуту Хирту (Hellmuth Hirth), летевшему на моноплане компании Albatros и опередившему Гселла на 34 секунды. В категории легких самолетов Герберту Конерту пришлось довольствоваться вторым местом своего FF 8: он также уступил моноплану компании Albatros. Самолет FF 8 был создан на базе спортивных самолетов FF 2 и FF 4. Все три гидросамолета имели поплавки с резиновыми амортизаторами, созданными по приобретенному Кобером патенту швейцарской компании Grandjean.

еще не покрытый обшивкой спортивный моноплан FF 4 во время своих первых рулежечных испытаний. На заднем плане видна расположенная в бухте Манцелле производственная площадка со старым ангаром для дирижаблей

еще не покрытый обшивкой спортивный моноплан FF 4 во время своих первых рулежечных испытаний. На заднем плане видна расположенная в бухте Манцелле производственная площадка со старым ангаром для дирижаблей

Благодаря двум вторым местам, завоеванным в состязаниях Bodensee-Wasserflug, германские ВМС обратил внимание на хорошие характеристики самолетов компании FF. После неудовлетворительных результатов проведенного в Хайлигендамме (Heiligendamm) в 1912 году первого немецкого соревнования гидросамолетов, ВМС Германии продолжили разработку гидросамолетов, которые можно было бы использовать в Северном море.

спортивный гидросамолет FF 8 спускают на воду для участия в состязаниях Bodensee-Wasserflug 1913 года. В кабине сидит Герберт Конерт, занявший второе место

спортивный гидросамолет FF 8 спускают на воду для участия в состязаниях Bodensee-Wasserflug 1913 года. В кабине сидит Герберт Конерт, занявший второе место

FF 9 также занял второе место в состязаниях Bodensee-Wasserflug. В соответствии с требованиями военных FF 9 был спроектирован как самолет-амфибия

FF 9 также занял второе место в состязаниях Bodensee-Wasserflug. В соответствии с требованиями военных FF 9 был спроектирован как самолет-амфибия

гидросамолеты FF 8 (на снимке) и FF 9 заработали компании Flugzeugbau Friedrichshafen хорошую репутацию, и позднее она стала основным поставщиком самолетов для авиации Императорского флота

гидросамолеты FF 8 (на снимке) и FF 9 заработали компании Flugzeugbau Friedrichshafen хорошую репутацию, и позднее она стала основным поставщиком самолетов для авиации Императорского флота

Еще одним выдающимся достижением перед началом Первой Мировой войны стал дальний перелет пилота Генриха Дама (Heinrich Dahm) и его механика Крамера (Krahmer) на FF 9. С Боденского озера он отправился в путь 22 сентября 1913 года через Базель и вниз по Рейну до Амстердама. Оттуда маршрут пролегал через Эмден и Куксхафен в Гамбург. Генрих Дам планировал продолжить полет в Данциг через Киль, но 3 октября гидросамолет сломался в Альтоне.

С помощью своих одномоторных двухпоплавковых гидросамолетов FF 17 (первоначально FF 17 оснащался одним центральным поплавком) и FF 19, который впервые поднялся в воздух в апреле 1914 года, заложила основу для создания своих выдающихся гидросамолетов 1914-1918 годов. Компания FF не пережила окончания войны и ее последствий для авиационной промышленности Германии. В 1923 году компания была ликвидирована, и в ее производственные мощности в Манцелле были заняты компанией Dornier Metallbauten GmbH. Филиал компании FF в Варнемюнде позднее стал ядром авиастроительной компании Arado. Теодор Кобер скончался 20 декабря 1930 года во Фридрихсхафене.

поплавковый гидросамолет FF 19; 1914 год. В начале Первой Мировой войны пять FF 19 и три AGO были единственными пригодными морскими гидросамолетами Императорского флота

поплавковый гидросамолет FF 19; 1914 год. В начале Первой Мировой войны пять FF 19 и три AGO были единственными пригодными морскими гидросамолетами Императорского флота

источник: Jürgen Bleibler «100 Jahre Wasserflug am Bodensee» «Klassiker der Luftfahrt» 2012-08, Seiten 56-59

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-pionery-aviacii-gidrosamolety-teodora-kobera

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account