В довесок к серии коллеги Евгения Аранова о транспортных самолетах Японии. На днях переворачивал книжную полку и нашел книгу "Авиация стран ОСИ во Второй мировой войне" и случайно открыл страницу, где была маленькая заметка о самолете Хитачи LXG1, где было написано, что он применялся для доставки личного состава на авианосцы и обратно. Самолет второй мировой войны, при этом американцы свой первый палубный транспортник TBM-3R создали только во время войны в Корее.
Для начала как такового Hitachi LXG1 не существовало, в этом и была проблема в поиске информации; все, что я нашел – это только две маленькие заметки, которые повторяли то, что я видел в книге, а именно:
С началом боевых действий для нужд морской авиации было реквизировано большое количество легких пассажирских самолетов «Чидори», разработанных в 1935 году фирмой «Хитачи» («Хитачи кокуки кабусики каиса»). Серийный выпуск этого самолета-биплана, рассчитанного на перевозку трех пассажиров, осуществлял завод «Токио гасу денки». Самолет был доработан и под обозначением LXG1 применялся в качестве связного, а также для транспортировки личного состава с авианосцев на берег и обратно.
Сначала я так и не понял, о каком «Чидори» идет речь: единственный самолет, который подходит под описание – это Gasuden KR (который по сути был тем же DH.83 Fox Moth), но ни о каком «большом количестве реквизированных самолетов» речи быть не может. Дело в том, что было выпущено только 19 самолетов двух модификаций – KR-1 (7) и KR-2 (12) соответственно, отличались только тем, что на второй модификации была уменьшена их площадь и установлены новые законцовки на крыльях, а также верхнее крыло было изготовлено изогнутым на 3 градуса назад. Три экземпляра более распространенного KR-2 летали в авиакомпании Tokyo Airlines и один в компании «Корейские авиалинии» и использовались для экскурсионных полетов и как воздушные такси, два были в составе Yomiuri Shimbun, один из них использовался приморской полицией Yingkou.
Gasuden KR-2
Теперь вернемся к транспортным, которые якобы летали с авианосцев. Честно говоря, подумал, что это фейк, пока не увидел эту фотографию:
Тот самый самолет, который обозвали Hitachi LXG1, на палубе.
Копание в японоязычном интернете дало следующее. Под названием Chidori (千鳥号) скрывались те же KR-1 и KR-2, но его официально не использовали, ВМФ действительно применяли последний с авианосцев. Шесть самолетов из последней серии были заказаны ВМФ именно как транспорт для связи авианосца с берегом, тогда и получили обозначение LXG. Применение этих самолетов инициировал вице-адмирал Нагумо (надо же как-то из дома на работу добираться)))). Производство закончилось в 1939 году.
Все изменения в конструкции заключались только в увеличении площади руля направления, не было даже посадочного крюка, с пробегом в 120 метров посадка не проблема. На постоянной основе в состав авиагрупп их практически не включали, действовали с береговых аэродромов в интересах 1-го воздушного флота, летали практически до конца войны.
Тем не менее речь идет о первом палубном самолете, который изначально строился именно для транспортных операций и применялся пусть и в малом количестве.
Хотя LXG (именно без порядкового номера, потому что LXG1 обозначали Grumman G-21 Goose) был первым в своем роде, работы по таким аппаратам шли и ранее. Например, французы садили на свой Bearn двухмоторный восьмиместный Potez 565 (он же Potez 56E), наверное, что-то было и у британцев, может и у американцев, но на практике не использовали, предпочитая перевозить людей кораблями, либо запихивая народ в боевую машину. Если что знаете, делитесь.
ТТХ LXG:
Размах крыла, м – 9,20
Длина, м – 7,71
Высота, м – 2,70
Площадь крыла, м² – 17.60
Масса пустого самолета, кг – 570
Масса нормальная взлетная, кг – 980
Тип двигателя – ПД Gasuden Jimpu 3
Мощность, л.с. – 1×150
Максимальная скорость, км/ч – 216
Крейсерская скорость, км/ч – 180
Практическая дальность, км – 750
Практический потолок, м – 4500
Экипаж, чел. – 1
Полезная нагрузка: до 3 пассажиров