Первый броненосец Империи. Эскадренный броненосец «Бразил». Бразилия

12

Бразильская империя, как уже неоднократно упоминалось, флоту уделяла значительное внимание. Поэтому новинки европейского судостроения в виде первых английских и французских броненосцев мимо внимания бразильских чиновников не прошли. В 1862 году имперский министр флота контр-адмирал Хоаким Раймундо де Ламар направил делегацию в Европу для ознакомления с достижениями эпохи брони и пара.

Первый броненосец Империи. Эскадренный броненосец «Бразил». Бразилия

Миссия вернулась в марте 1863 года с грандиозными планами, документацией на броненосный корвет и речные канонерки, которые планировалось заказать во Франции.

Финансирование для заказа первого броненосца Бразильской империи собирали по народной подписке, объявленной 10 января 1863 года. Собрано было порядка 60 тысяч ф.ст. 5 января 1864 года был заключен контракт на постройку казематного броненосного корвета с французской фирмой «Societe Nouvelle de Forges et Chantiers de la Mediterranee» (Ла Сен). Вскоре корабль был заложен, 23 декабря его спустили на воду.

Броненосец получил гордое имя «Бразил», в честь названия страны.

Как было тогда принято, броненосец сохранил парусное вооружение типа баркентины. Вооружение-восемь пушек Уитворта: четыре 68-фунтовых и четыре 70-фунтовых, а также одна 12-фунтовая десантная пушка на сухопутном лафете.

13 декабря 1864 года началась Парагвайская война и французы арестовали строящийся для одно из воюющих сторон броненосец. Однако бразильским дипломатам удалось добиться снятия ареста. Европейцы никоим образом не симпатизировали Парагваю и не имели стимула жестко соблюдать требования «международного права».

2 марта 1865 года броненосец был принят бразильцами во главе с капитаном Антонио Энрике Баптиста.

1 июля 1865 года корабль под салют французских кораблей покинул Тулон вместе с рабочими верфи на борту, которые продолжали на ходу достройку броненосца. На Мадейре рабочие пересели на сопровождавший паром и вернулись во Францию.

29 июля 1865 года корабль прибыл в Рио. 31 июля после торжественной церемонии он вошел в состав имперского флота. Уже после этого броненосец продолжил программу сдаточных испытаний, законченную 23 августа. 3 августа броненосец посетил император дон Педру.

В сентябре 1865 года корабль прибыл на фронт.

В отличие от большинства остальных бразильских броненосцев, имевших британское или отечественное, бразильское, происхождение, он входил в немногочисленную французскую фракцию.

Первый броненосец Империи. Эскадренный броненосец «Бразил». Бразилия

 

«Бразил» «Brasil» «Societe Nouvelle de Forges et Chantiers de la Mediterranee», Ла Сен, Франция. Заложен 1864. Спущен на воду 23 декабря 1864. Закончен 2 марта 1865 года. Вступил в строй 31 июля 1865. В 1879 переклассифицирован в плавбатарею. Списан 1890.

Водоизмещение 1518 тонн (1494 длинных тонны). Длина 63,41 м. Ширина 10,75 м. Осадка 3,81 м.

Машина одинарного расширения, 2 котла, 250 л.с.; площадь парусов 550 м2. Скорость хода 10,5 узлов (испытания — 11,7 узлов). Запас угля 170 тонн (167 длинных тонн)

Бронирование(железо): пояс — 90…114 мм, батарея — 102 мм, пояс и батарея на 230-мм деревянной подкладке.

Вооружение: 4х178-мм 70-фунтовых орудия Уитворта , 4х68-фнт, 1х12-фнт.

Броненосец имел деревянный корпус с таранным форштевнем. Помимо паровой машины на 250 л.с. у него было парусное вооружение площадью 550 квадратных метров с тремя мачтами и бушпритом. Силовая установка была одновинтовой.

Бронирование состояло из полного пояса по ватерлинии из кованого железа, толщина на миделе 114 мм, в оконечностях 90 мм. Толщина стен каземата 102 мм. Подложка и пояса и каземата- 230 мм дерева, крепление броневых плит- на болтах.

Вооружение состояло из четырех 70-фунтовых нарезных дульнозарядных орудий Whitworth и четырех гладкоствольных 68-фунтовых пушек. Кроме того имелась одна 12-фунтовая десантная пушка на сухопутном лафете. Артиллерия английского производства устанавливалась, видимо, уже после ухода броненосца из Франции, возможно уже в Бразилии.

         Бразил под парусами


Бразил под парусами

Парагвайская война началась вторжением хорошо подготовленной и вооруженной парагвайской армии в бразильский штат Мату-Гросу, а затем и в Аргентину.

Первый бой «Бразил» принял 23 марта 1866 года, он начал перестрелку с канонерской лодкой «Гуалегуай» парагвайцев. Правда канонерка после нескольких выстрелов успешно покинула поле боя.

Первый броненосец Империи. Эскадренный броненосец «Бразил». Бразилия
         Бразильские корабли у Итапиру. Справа - Байя и Бразил (гравюра)


Бразильские корабли у Итапиру. Справа — Байя и Бразил (гравюра)

23 марта «Бразил» участвовал в обстреле форта Итапиру, 26 марта прикрывал огнем высадку бразильцев в Пасо да Патриа, а 16 апреля-десант у Туюти. С этого момента войска союзников перенесли боевые действия в Парагвай. 20 мая броненосец вытащил из-под огня на буксире потерявшую ход канонерскую лодку «Маже».

Одним из основных эпизодов войны стала осада форта Курупаити с 4 по 22 сентября. Броненосец вел артиллерийские дуэли с батареями форта. Хотя чугунные ядра парагвайских пушек пробить броню не могли, но десятки ядер снесли ему все шлюпки и мачты. После падения Курупаити, «Бразил» отправили в ремонт.

      Броненосцы Бразил и Лима Баррос обстреливают Курупайти (гравюра)


Броненосцы Бразил и Лима Баррос обстреливают Курупайти (гравюра)

Путь союзникам к столице Парагвая прикрывала мощная крепость Умаита на реке Парагвай. На ее осаду войскам Тройственного альянса понадобилось более года. Береговые батареи парагвайцев простреливали реку на протяжении нескольких километров и преодолеть их можно было только броненосцам.

«Бразил» вернулся на фронт в марте 1868 года, а с 10 апреля присоединился к обстрелам Умаиты. После падения крепости он зачищал от парагвайских войск бассейн реки Парагвай вверх по течению (бои в заливе Вера; у Тимбо, у Ангостуры) .

После победы над Парагваем в 1870 году броненосный корвет «Бразил» служил до 1879 года, после чего был переклассифицирован в плавбатарею и списан в 1890.

В современном бразильском флоте имя «Бразил» носит учебный корабль «Brasil» U-27 ( 3.168 — 3.729 тонн. Размеры (метры): 131,3 x 13,5 x 4,2. Скорость (узлы): 16. Запас хода (узлы): 7.000 при 15 узлах. Вооружение: 2 артил. уст. Bofors 40 мм. и 4 артил. уст. 47 мм. (для салютов) Дальность 7000 миль. Экипаж: 224 человека + 201 курсант). Он один из самых частых визитеров в Санкт-Петербург. На август 2011 года таких визитов было 13.

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account