Первые советские бронедрезины: «Матваль»
Ижорский "Матваль"
Одна из интереснейших страниц советского автобронестроения связана с названием "Матваль". Нет, это не французское слово, — просто так назывались продукты совместного творчества Севастьяна Севастьяновича Вальднера, талантливого конструктора-изобретателя и его соавтора -командира по фамилии Матиссон. Из этих фамилий и сложилось слово "Матваль". Первым продуктом совместного творчества стала созданная реверсивная коробка передач для дрезин с бензомоторами, запатентованная авторским коллективом в 1915 году. После революции, оставшись без соавтора, он продолжил работы по созданию железнодорожных систем, разогнал дрезину до 90 км/ч — чем привлек внимание самого Дзержинского. Благосклонное, уточню, внимание.
Сормовский "Матваль" 1920 года
27 декабря 1919 года при промвоенсовете создается "Бюро по постройке моторных дрезин системы Матваль", или по принятой тогда в РСФСР традиции словотворчества путем сокращений, — "Матвальбюро". Первый вариант, созданный совместными усилиями Путиловского (шасси) и Ижорского (бронекорпус) заводов оказался малоудачным. Перетяжеленная машина с никакими секторами обстрела из многочисленного вооружения (37-мм пушка и четыре пулемета "Максим") военных не обрадовала, поэтому в 1920 году к работе подключили Сормовский завод в Нижнем Новгороде. Там не стали мудрствовать лукаво, и поставили на железнодорожный ход четыре БА "Шеффилд-Симплекс", купленные еще при царе в Англии. Великобританские машинки оказались неспособны двигаться по российским дорогам, а вот по железной дороге — запросто. Избавившись от всяких там рулевых систем они, броневички эти, еще и полегчали. Выигрыш в массе дала и замена каркаса из деревянного бруса на стальную конструкцию. Плюс к тому, на них поставили более надежные задние мосты от грузовиков Уайт. В итоге, с мотором в 22 лошадки, они бегали по железнодорожной колее со вполне приличной скоростью 50км/ч — с каковой и отправились в сторону Юго-Западного и Западного фронтов.
Доп. двери для экипажа
Разумеется, на этом работы не остановились, и с 1921 года на Ижорском заводе начался выпуск машин уже более серьезной конструкции. Промучавшись с попытками собрать бронедрезины из оставшегося после круговерти революции и Гражданской войны хлама, решили не выдумывать велосипед — в серийном режиме было собрано еще четыре штуки бронедрезин из тех же "Шеффилд-Симплексов", оснащенных — в отличие от сормовских импровизаций — нормальными железнодорожными буферами и сцепными устройствами, доп дверьми для экипажа и довольно забавной "фишкой": Перед колесами были установлеными спец ще(ое)тки, которые обеспечивали чистоту рельсов под колесами. Мелочь, но в боевых условиях легкая (5.5-6 тонн) машина запросто может соскочить с рельсов из-за какого-нибудь камня или ветки, заброшенных взрывом на рельсы. Так что предусмотрительность нелишняя. Кроме того, ижорские бронедрезины имели более современную форму башни — видимо, партия БА была немного другой.
Cпец. ще(ое)тки
В строю эти машинки, фактически — импровизации — продержались необычайно долго. И, хотя в начале 30-х их уже перевели в разряд учебных — окончательно списаны "Матвали" были только в конце 1938 года, а одна из дрезин ухитрилась проработать в учебных подразделениях НКВД аж до 1942 года.
Одна из ижорских машин поработала в 1925 году операторской площадкой на съемках фильма "СЭП" ("Сборная экспериментальная программа №1") режиссера Арманда. Фильм снимался и монтировался довольно долго, и в свет вышел только в 1929 году под маркой студии "Госвоенкино".
http://strangernn.livejournal.com/251699.html