Первые проекты авианосцев: несостоявшийся авианосец кайзера «Ausonia»
Раз пошла такая пьянка – еще один авианосец, который так и не был построен, на этот раз немецкий. Проект I 1915 года. Натырено с форумов и википедии.
В общем, у меня получился еще один цикл; это 3 статья.
Предыдущие:
1. Авианосец Мациевича и Канокотина
2. Авианосец «Фудр»
«Авианосец I» (Flugzeugdampfer I — авианосный пароход I) — первый немецкий проект авианосца, созданный в 1915—1916 годах на базе корпуса недостроенного лайнера «Аузония». Построен не был. В 1922 году корпус корабля продан на слом.
Корабль проекта «Авианосец I» водоизмещением 12 585 тонн предназначался для несения как 10 колесных истребителей, так и 19 гидропланов. По данным военно-морского историка Эриха Гронера, корабль был рассчитан на перевозку 13 гидросамолетов с неподвижным крылом или 19 со складным крылом, а также около 10 колесных самолетов. Рене Грегер оценил авиагруппу от восьми до десяти истребителей, в сочетании от пятнадцати до двадцати бомбардировщиков и торпедоносцев-гидросамолетов.
Интересно при этом отметить, что в проекте уже в то время были воплощены идеи авианосца со сплошной палубой и надстройкой у правого борта, несколько позже осуществленные на авианосце «Furious». Это, впрочем, нисколько не претендует на первенство немецких инженеров, так как подобные мысли в британском флоте также могли появиться и ранее, но только осуществлены позже.
Схема авианосца «Ausonia»
Базирование авиации предполагалось в двух 82-метровых ангарах для колёсных самолетов и расположенном под ними 128-метровом ангаре гидропланов. Все ангары и лётная палуба создавались как надстройка.
Корабль имел верхнюю лётную палубу длиной 128,5 и шириной 18,7 метров и дополнительную короткую стартовую палубу на носу на уровне верхних ангаров длиной 30 и шириной 10,5 метров. Из нижнего ангара гидросамолеты предполагалось выводить через специальные ворота на открытую кормовую палубу, с которой самолеты двумя мощными кранами опускались бы за борт, а после посадки таким же образом поднимались на палубу. Колесные самолеты, напротив, через другие ворота предполагалось выводились в нос прямо на взлетную стартовую палубу длиной 30 метров и шириной 10,5 метров.
Размещение самолетов на борту авианосца.
Садиться колесные самолеты должны были на открытую посадочную палубу в корме и средней части, ширина которой (18,7 метра) практически равнялась ширине корабля. После посадки самолеты должны были подруливаться к носовому срезу палубы и специальными кран-балками опускаться на боковые крылья стартовой палубы, с которых их можно было закатить в ангар.
Энергетическая установка судна практически не предусматривала изменений — те же 2 паротурбинных агрегата фирмы «Blohm und Voss»с зубчатой передачей на два вала. Паропроизводительность котельной установки предполагалось незначительно увеличить, что позволило бы турбинам развить большую мощность. Вооружение на корабле предусматривалось только авиационное, никакой артиллерии на судне не должно было быть.
«Аузония» представляла собой пассажирский лайнер водоизмещением 12 585 тонн, строившийся для итальянской компании на верфях Гамбурга.
После начала войны работы на корабле остановились. Тогда же возник первый проект перестройки корабля в авиаматку, не получивший поддержки из-за недоверия адмирала Альфреда фон Тирпица к аппаратам тяжелее воздуха и наличия у флота большого количества цеппелинов.
Тем не менее, флот продолжил проект, предполагая его использование как носителя истребителей-гидропланов Hansa-Brandenburg W.12. Последующий ход войны доказал высокую ценность гидропланов и авиации тяжелее воздуха для флота.
В 1917-1918 годах «воздушный» отдел морского министерства разработал и предложил на рассмотрение проект перестройки в авиаматку (Flugzeugmutterschiff) броненосного крейсера «Roon»; в то же время по заданию командующего морской авиацией корабельный инженер Римпель разработал проект «I» перестройки «Аузонии» в комбинированный авианосец-гидроавианосец, имеющий как полетную палубу для колесных самолетов, так и оснащение для гидропланов.
Специальный палубный истребитель Fokker M.1
Из-за нехватки у флота кораблей, подходящих для переделки в гидроавианосцы и достаточно быстроходных, чтобы взаимодействовать с флотом, как сами немцы отмечали, проект «I»
«перетянул все другие проекты».
Проект полностью завершили в октябре 1918 года, и даже успели начать работы на судне, получившем строительный заказ № 236, однако вскоре их пришлось прекратить из-за недостатка средств. Фирма «Blohm und Voss», которая вела эти работы, не смогла справиться с финансовым кризисом в Германии.
Немалую роль в отказе от переоборудования судна сыграл тот факт, что большая часть ресурсов была направлена на строительство подводных лодок.
Так Проект «I» и остался первой попыткой создания корабля-носителя для колесных самолетов Германии.
Еще одна реконструкция корабля.
Предполагаемые ТТХ авианосца «Ausonia»:
Водоизмещение: 12 500 т
Длина: 158,5 м
Ширина: 18,5 м
Осадка: 7,43 м
Высота борта: 10,40 м
Двигатели: 2 редукторные турбины «Blohm und Voss»
Мощность контрактная (для лайнера): 14.000 л.с.
Мощность проектная (как авианосец): 18.000 л.с.
Скорость хода: 21 узел (как лайнер 20 узлов). Запас угля: 1500 т
Экипаж: до 1720 человек
Авиационная группа: до 10 самолётов с колёсным шасси и 19 гидропланов
Самолетные ангары (ширина 18,5 м): 2