Первые бомбы для Первой Мировой

12

За пару лет до начала Великой войны в Германии было налажено серийное производство авиабомб для вооружения дирижаблей. Когда война началась, бомбовое вооружение потребовалось и авиации. Мы уже рассказывали про эрзац-боеприпасы, сбрасываемые с аэропланов, настала пора поговорить и о фабричных образцах.

В Германии перед войной производством бомб занимались две компании: Имперская артиллерийская испытательная комиссия (АРК, Artillerie Prufugskomission), которая разрабатывала, тестировала и закупала боеприпасы для всех видов артиллерии, и химическая компания Sprengstoff Carbonit AG (SC AG), поставлявшая взрывчатку для военных и промышленных целей.

АРК выпускала сферические бомбы. Конструкторы посчитали, что при небольшой поступательной скорости дирижабля особой стабилизации для бомбы не требуется, они получаются компактными, сброс с летательного аппарата можно легко организовать, скатывая бомбы по лотку из ящика. Небольшие бомбы снабжались скобой для переноски и ручного бомбометания. Но когда германские дирижабли начали применять сферические бомбы в начавшейся войне, оказалось, что взрыватели не срабатывали, если бомба ударялась о преграду «боком». В итоге, к 1915 году немцы от таких бомб отказались.

Сферическую авиабомбу (калибром 70 кг) собственной конструкции производили и использовали также итальянцы, но у их бомбы имелся «хвост», из-за которого она напоминала спортивный снаряд – молот. Бомба прослужила до следующей мировой войны, правда, бомбодержатель для неё был специфическим.

Компания SC AG для своих изделий выбрала каплевидную форму – благодаря смещению центра тяжести вниз бомбы были более устойчивы на траектории падения. Для переноски и подвески на держатель в «верхней» (донной) части бомбы имелась рамка из изогнутого стального прутка. Взрыватель ввёртывался в донное очко, взводился в падении с помощью ветряка. Кто и когда обозвал эти бомбы «карбонитовыми», уже и не установить, но это название стало популярным во всех странах.

Бомбу удалось испытать «заранее»: в 1913 г. в Испанском Марокко с новой силой вспыхнула национально-освободительная борьба, даже было объявлено о создании арабского государства Риф. Для подавления этих выступлений испанцы привлекли и авиацию. В качественном отношении испанская авиация в 1913 г., благодаря конфликту в Африке, вырвалась вперёд: были закуплены австрийские бипланы «Лёнер» и немецкие «карбонитовые» бомбы.

Конструкция «карбониток» была достаточно популярна: похожие авиабомбы производились в Австро-Венгрии и России. В русских бомбах Орановского и Гронова цилиндрический стабилизатор являлся частью подвесной системы бомб.

Первые бомбы для Первой Мировой


Германские сферические бомбы для вооружения дирижаблей
Первые бомбы для Первой Мировой
Подвеска под бомбардировщик итальянских сферических бомб
Первые бомбы для Первой Мировой
«Дирижабельные» (без стабилизатора) «карбонитки» малых калибров использовались и в авиации
Первые бомбы для Первой Мировой
Испанские авиаторы во время «рифовой» войны сбрасывали «карбонитки» руками, а для размещения их на борту лётчик-наблюдатель клал поперёк кабины стальную трубу, на которую за рамку «нанизывал» бомбы. Перед бомбардировкой он их просто сдвигал по одной к краю и снимал
Первые бомбы для Первой Мировой
Вскоре «карбонитки» получили цилиндрический стабилизатор, расширилась номенклатура калибров – от 4,5 кг до 300 кг. Но подвесная система осталась прежней: кольцо в хвостовой части, из-за чего бомба подвешивалась только вертикально, и приходилось изобретать различные «хитрые» системы для их размещения на самолётах
Первые бомбы для Первой Мировой
Если в дирижаблях вертикальная бомбовая подвеска была организована внутри корпуса и хорошо себя «показала», то наружная подвеска на самолётах была небезопасной, и приходилось предохранять бомбы от соударения
Первые бомбы для Первой Мировой

Для вертикальной одиночной подвески первое время использовали решётчатую кассету. Кассету легче закрепить в нужном месте, на ней проще установить замок бомбодержателя
Первые бомбы для Первой Мировой
Групповая подвеска «карбониток» вдоль борта фюзеляжа «альбатроса»: на кронштейнах устанавливался вал, который вращался за «штурвал» (находился у кабины пилота). На валу располагались крюки для подвески бомб, изогнутые «улиткой». Каждый крюк имел определённый угол «закрутки». При вращении штурвала в одну и другую стороны бомбы поочерёдно «сползали» со своих крюков
Первые бомбы для Первой Мировой
Были попытки подвесить «карбонитки» горизонтально под бомбардировщик Gotha G I. К переднему лонжерону нижнего крыла крепился замок, к которому тросовым поясом подвешивалась бомба. Между лонжеронами крыла закреплялась трубка с двумя кронштейнами. Первый кронштейн не давал ветрянке взрывателя вращаться, второй поддерживал бомбу параллельно крылу за подвесное кольцо
Первые бомбы для Первой Мировой
На самолётах Albatros C III в 1915 г. в кабине летнаба появились две бомбовые кассеты в виде перфорированных цилиндров
Первые бомбы для Первой Мировой
Диаметр цилиндра (18 см) позволял поместить в каждую кассету по одной «карбонитке» калибром 10 кг. Бомба в кассете удерживалась подвижным рычагом за край стабилизатора. Рычаг был связан тягой с педалью. При нажатии педали рычаг выходил из зацепления со стабилизатором, и бомба падала
Первые бомбы для Первой Мировой
На германских двухместных самолётах мог устанавливаться кассетный держатель на 4 бомбы
Первые бомбы для Первой Мировой
От раскачивания их предохраняли перфорированные трубы. Две крайние трубы имели диаметр 21 см и предназначались для бомб калибром до 20 кг, две средних (18 см) – для 10-кг бомб. Над ними был укреплён вал с рычагами, на которые подвешивались бомбы. На валу имелся барабан с намотанным тросом. При перемещении рукоятки бомбосбрасывателя вал проворачивался, рычаги попарно («покалиберно») отводились и освобождали бомбы
Первые бомбы для Первой Мировой
Один из первых русских бомбодержателей для бомб Орановского состоял из двух кронштейнов, крепившихся к лонжерону фюзеляжа. Задний Г-образный кронштейн цеплял бомбу за стабилизатор. В передний Л-образный кронштейн заводился головной штырёк бомбы (вкручивался вместо ушка), который удерживался подвижным штифтом. От штифта в кабину пилота был протянут тросик
Первые бомбы для Первой Мировой
В Австро-Венгрии выпускались авиабомбы Woellersdorf, которые использовала и германская авиация

источник: https://warspot.ru/6846-pervye-bomby-dlya-pervoy-mirovoy

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account