0

 На нашем сайте уже выкладывался материал о японском гидроплане-бомбардировщике М6А1 Сейран. Этот элегантный и современный аппарат стал вершиной эволюции самолётов, специально созданных для базирования на подводных лодках. А сегодняшний материал посвящён его далёким предкам, тем неуклюжим машинам, с которых эта эволюция начиналась…

Ещё задолго до 1914 года в Германии существовали две авиационные фирмы с похожими названиями: L.F.G. (Luftfarhzeug Gesellschaft, читается «Эль-эф-ге») со штаб-квартирой в Берлине и L.V.G. (Luft Verkehrs Gesellschaft, или «Эль-фау-ге») также из Берлина. Возникающая из-за этого путаница особенно беспокоила первую из них, выросшую из предприятия Flugmaschine Wright G.m.b.H., которое до 1912 года выпускало для Европы самолёты по лицензии американцев братьев Райт. В конце концов фирма решила эту проблему, зарегистрировав для своих самолётов торговую марку Roland, под которой самолёты L.F.G. и были известны в последующие годы. Примерно в начале 1918-го название Roland стало постепенно выходить из обихода, но это уже другая история.

Фирма L.F.G. была одной из двух (наряду с Hansa und Brandenburg Flugzeug Werke, где работал начинающий тогда конструктор Эрнст Хейнкель), к которым в апреле 1917 года обратился кайзеровский флот (в лице его авиационной составляющей Marine-Flieger) с заданием на миниатюрный гидросамолёт-разведчик, использовать который предполагалось с новых подводных лодок 3000-тонного водоизмещения. Самолёт должен был быть одноместным, основными требованиями к нему были малые размеры и возможность быстрой сборки-разборки: составные части аппарата должны были укладываться в пять герметичных контейнеров цилиндрической формы на палубе субмарины. Конструкция – возможно более простая, но устойчивая к воздействию солёной воды. Надо сказать, что до поражения Германии тогда было ещё далеко. Несмотря на постоянно ухудшающуюся экономическую и политическую ситуацию в стране и вступление в войну США в том же апреле 1917-го, армия, флот и авиация Германии по-прежнему отличались высокой боеспособностью и техническим оснащением, а во многих отношениях и превосходили войска стран Антанты. Так, на вооружение пехоты поступила невиданная вещь – пистолеты-пулемёты Bergmann, строились передовые по конструкции подводные лодки и даже цельнометаллические самолёты.

Заказ на самолёт для подводных лодок первой получила фирма Hansa-Brandenburg, имевшая, пожалуй, наибольший опыт в проектировании гидросамолётов. По этому заданию Эрнст Хейнкель разработал не один, а целых три проекта. Первый – поплавковый биплан – был отклонён ещё на «бумажной» стадии осенью 1917 г., так и не получив собственного типового обозначения. Второму проекту – летающей лодке W.20 повезло несколько больше: её построили в трёх экземплярах, несколько отличавшихся друг от друга, но ни один из них в разобранном виде не умещался в упомянутых пяти контейнерах… В 1918-м Хейнкель предложил третий проект – цельнометаллическую летающую лодку-моноплан; но и он не соответствовал требованиям по складыванию, поэтому реализован не был и собственного обозначения также не получил.

Первенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 Putbus

Первенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 Putbus
Первенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 Putbus

Летающая лодка Hansa-Brandenburg W.20 

В этих условиях флот весной 1918 года обратился к фирме L.F.G. Roland, а точнее – к её дочернему предприятию в Штральзунде, возглавляемому морским инженером Готтхольдом Баатцем (Gotthold Baatz). Он избрал для решения задачи оригинальный подход. Всё в его самолёте – цельнодюралевом двухпоплавковом моноплане – было простым до примитивности: монококовый фюзеляж – фактически труба с вырезом для кабины, капот простейшей цилиндрической формы (по некоторым данным, свёрнутый из стального листа), полусвободнонесущее двухлонжеронное крыло небольшой стреловидности. Самолёт проектировался с учётом того, чтобы после разборки его составные части можно было уложить в 5 цилиндрических контейнеров диаметром 70 см и длиной 4 – 4,5 м. Была разработана и схема укладки. В цилиндры №№ 1 и 2 укладывались поплавки и более длинные из их стоек; цилиндр № 3 вмещал хвостовую часть фюзеляжа и более короткие стойки поплавков; цилиндр № 4 – одну консоль крыла, стабилизатор с подкосами, киль и металлический передний обтекатель кабины; наконец, цилиндр № 5 – вторую консоль, рули высоты и направления и винт (деревянный, двухлопастный, диаметром 2,40 м). Поскольку консоли крыла из-за большой хорды нельзя было уложить целиком в 70-сантиметровые цилиндры, Баатц сделал их складными вдоль (!) – причём в двух местах каждую, в плоскостях обоих лонжеронов. Все съёмные узлы (крылья, оперение, рули, поплавки и их стойки, противопожарная перегородка) для упрощения сборки были снабжены установочными шипами. Двигатель (ротативный 9-цилиндровый Oberursel Ur.II мощностью 110 л.с.) в сборе с капотом, противопожарной перегородкой, топливным и масляным баками как единый агрегат укладывался в трюме подлодки.  

Первенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 Putbus

Первенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 Putbus

Всю эту головоломку пятёрка хорошо обученных механиков могла извлечь из контейнеров, собрать и подготовить к вылету в течение получаса. Разборка и укладка в контейнеры занимала и того меньше времени – 15 минут. По крайней мере, такие результаты были достигнуты при испытаниях на земле; на палубе подлодки в открытом море, по-видимому, времени понадобилось бы несколько больше.

Первенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 PutbusПервенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 Putbus

Самолёт, получивший индекс V.19 и имя Putbus в честь портового города на острове Рюген, был окончен постройкой в сентябре 1918 г. и вскоре облётан где-то на Балтике (точная дата неизвестна) Испытания, неоднократно прерываемые различными переделками и доработками, продолжались до конца войны. Командование Marine-Flieger заказало три серийных V.19, но построить их уже не успели.

Первенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 Putbus

Интересно, что после окончания войны сотрудникам завода в Штральзунде удалось спрятать V.19 от союзной комиссии по разоружению и даже втайне продолжить работы! Более того – самолёт продолжал летать вплоть до 1923 года; для него была придумана «легенда», согласно которой он являлся абсолютно мирной машиной для разведки косяков рыбы. Но в 1923-м продолжение работ потеряло смысл: самолёт устарел, частично подвергся коррозии, рыбаки не имели средств на подобную технику и слабо представляли себе её использование, а военно-морской флот фактически перестал существовать. Как итог – V.19 разобрали и отдали на слом.

Первенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 Putbus

Самолёт L.F.G. Roland V.19 не окрашивался и имел натуральный цвет дюраля и стали. Лишь поплавки были окрашены специальной герметизирующей и стойкой к воздействию солёной воды синей краской. В качестве опознавательных знаков использовались простые чёрные кресты на верхней и нижней поверхностях крыла и на руле направления

Первенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 PutbusПервенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 PutbusПервенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 PutbusПервенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 PutbusПервенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 Putbus

Модель L.F.G. Roland V.19

Лётно-технические характеристики:

Размах – 9,56 м
Длина – 6,62 м
Высота – 3,11 м
Масса пустого – 480 кг; взлётная – 690 кг
Двигатель – 1х Oberursel Ur.II, 88 кВт (110 л.с.)
Максимальная скорость у земли – 180 км/ч; крейсерская – 155 км/ч
Потолок – 1800 м
Дальность – 360 км


Источник: Miroslav Balous. L.F.G. (Roland) V.19 Putbus. // Letectvi+Kosmonautika 1/2011, с.40-41. – (Letadla 14-18). Чертёж – Petr Kolmann.

redstar72
Показать весь профиль

redstar72

Живу в Минске. Инженер-конструктор МЗКТ. Интересуюсь историей техники, особенно авиации. Убеждённый коммунист.

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account