Первенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 Putbus
На нашем сайте уже выкладывался материал о японском гидроплане-бомбардировщике М6А1 Сейран. Этот элегантный и современный аппарат стал вершиной эволюции самолётов, специально созданных для базирования на подводных лодках. А сегодняшний материал посвящён его далёким предкам, тем неуклюжим машинам, с которых эта эволюция начиналась…
Ещё задолго до 1914 года в Германии существовали две авиационные фирмы с похожими названиями: L.F.G. (Luftfarhzeug Gesellschaft, читается «Эль-эф-ге») со штаб-квартирой в Берлине и L.V.G. (Luft Verkehrs Gesellschaft, или «Эль-фау-ге») также из Берлина. Возникающая из-за этого путаница особенно беспокоила первую из них, выросшую из предприятия Flugmaschine Wright G.m.b.H., которое до 1912 года выпускало для Европы самолёты по лицензии американцев братьев Райт. В конце концов фирма решила эту проблему, зарегистрировав для своих самолётов торговую марку Roland, под которой самолёты L.F.G. и были известны в последующие годы. Примерно в начале 1918-го название Roland стало постепенно выходить из обихода, но это уже другая история.
Фирма L.F.G. была одной из двух (наряду с Hansa und Brandenburg Flugzeug Werke, где работал начинающий тогда конструктор Эрнст Хейнкель), к которым в апреле 1917 года обратился кайзеровский флот (в лице его авиационной составляющей Marine-Flieger) с заданием на миниатюрный гидросамолёт-разведчик, использовать который предполагалось с новых подводных лодок 3000-тонного водоизмещения. Самолёт должен был быть одноместным, основными требованиями к нему были малые размеры и возможность быстрой сборки-разборки: составные части аппарата должны были укладываться в пять герметичных контейнеров цилиндрической формы на палубе субмарины. Конструкция – возможно более простая, но устойчивая к воздействию солёной воды. Надо сказать, что до поражения Германии тогда было ещё далеко. Несмотря на постоянно ухудшающуюся экономическую и политическую ситуацию в стране и вступление в войну США в том же апреле 1917-го, армия, флот и авиация Германии по-прежнему отличались высокой боеспособностью и техническим оснащением, а во многих отношениях и превосходили войска стран Антанты. Так, на вооружение пехоты поступила невиданная вещь – пистолеты-пулемёты Bergmann, строились передовые по конструкции подводные лодки и даже цельнометаллические самолёты.
Заказ на самолёт для подводных лодок первой получила фирма Hansa-Brandenburg, имевшая, пожалуй, наибольший опыт в проектировании гидросамолётов. По этому заданию Эрнст Хейнкель разработал не один, а целых три проекта. Первый – поплавковый биплан – был отклонён ещё на «бумажной» стадии осенью 1917 г., так и не получив собственного типового обозначения. Второму проекту – летающей лодке W.20 повезло несколько больше: её построили в трёх экземплярах, несколько отличавшихся друг от друга, но ни один из них в разобранном виде не умещался в упомянутых пяти контейнерах… В 1918-м Хейнкель предложил третий проект – цельнометаллическую летающую лодку-моноплан; но и он не соответствовал требованиям по складыванию, поэтому реализован не был и собственного обозначения также не получил.
В этих условиях флот весной 1918 года обратился к фирме L.F.G. Roland, а точнее – к её дочернему предприятию в Штральзунде, возглавляемому морским инженером Готтхольдом Баатцем (Gotthold Baatz). Он избрал для решения задачи оригинальный подход. Всё в его самолёте – цельнодюралевом двухпоплавковом моноплане – было простым до примитивности: монококовый фюзеляж – фактически труба с вырезом для кабины, капот простейшей цилиндрической формы (по некоторым данным, свёрнутый из стального листа), полусвободнонесущее двухлонжеронное крыло небольшой стреловидности. Самолёт проектировался с учётом того, чтобы после разборки его составные части можно было уложить в 5 цилиндрических контейнеров диаметром 70 см и длиной 4 – 4,5 м. Была разработана и схема укладки. В цилиндры №№ 1 и 2 укладывались поплавки и более длинные из их стоек; цилиндр № 3 вмещал хвостовую часть фюзеляжа и более короткие стойки поплавков; цилиндр № 4 – одну консоль крыла, стабилизатор с подкосами, киль и металлический передний обтекатель кабины; наконец, цилиндр № 5 – вторую консоль, рули высоты и направления и винт (деревянный, двухлопастный, диаметром 2,40 м). Поскольку консоли крыла из-за большой хорды нельзя было уложить целиком в 70-сантиметровые цилиндры, Баатц сделал их складными вдоль (!) – причём в двух местах каждую, в плоскостях обоих лонжеронов. Все съёмные узлы (крылья, оперение, рули, поплавки и их стойки, противопожарная перегородка) для упрощения сборки были снабжены установочными шипами. Двигатель (ротативный 9-цилиндровый Oberursel Ur.II мощностью 110 л.с.) в сборе с капотом, противопожарной перегородкой, топливным и масляным баками как единый агрегат укладывался в трюме подлодки.
Всю эту головоломку пятёрка хорошо обученных механиков могла извлечь из контейнеров, собрать и подготовить к вылету в течение получаса. Разборка и укладка в контейнеры занимала и того меньше времени – 15 минут. По крайней мере, такие результаты были достигнуты при испытаниях на земле; на палубе подлодки в открытом море, по-видимому, времени понадобилось бы несколько больше.
Самолёт, получивший индекс V.19 и имя Putbus в честь портового города на острове Рюген, был окончен постройкой в сентябре 1918 г. и вскоре облётан где-то на Балтике (точная дата неизвестна) Испытания, неоднократно прерываемые различными переделками и доработками, продолжались до конца войны. Командование Marine-Flieger заказало три серийных V.19, но построить их уже не успели.
Интересно, что после окончания войны сотрудникам завода в Штральзунде удалось спрятать V.19 от союзной комиссии по разоружению и даже втайне продолжить работы! Более того – самолёт продолжал летать вплоть до 1923 года; для него была придумана «легенда», согласно которой он являлся абсолютно мирной машиной для разведки косяков рыбы. Но в 1923-м продолжение работ потеряло смысл: самолёт устарел, частично подвергся коррозии, рыбаки не имели средств на подобную технику и слабо представляли себе её использование, а военно-морской флот фактически перестал существовать. Как итог – V.19 разобрали и отдали на слом.
Самолёт L.F.G. Roland V.19 не окрашивался и имел натуральный цвет дюраля и стали. Лишь поплавки были окрашены специальной герметизирующей и стойкой к воздействию солёной воды синей краской. В качестве опознавательных знаков использовались простые чёрные кресты на верхней и нижней поверхностях крыла и на руле направления
Модель L.F.G. Roland V.19
Лётно-технические характеристики:
Размах – 9,56 м
Длина – 6,62 м
Высота – 3,11 м
Масса пустого – 480 кг; взлётная – 690 кг
Двигатель – 1х Oberursel Ur.II, 88 кВт (110 л.с.)
Максимальная скорость у земли – 180 км/ч; крейсерская – 155 км/ч
Потолок – 1800 м
Дальность – 360 км
Источник: Miroslav Balous. L.F.G. (Roland) V.19 Putbus. // Letectvi+Kosmonautika 1/2011, с.40-41. – (Letadla 14-18). Чертёж – Petr Kolmann.