Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.
Содержание:
К началу Первой Балканской войны самой сильной сухопутной армией среди стран антиосманской коалиции обладала Болгария. Напротив, её военно-морской флот был крайне немногочисленным, однако именно в этой войне ему довелось проявить себя наиболее ярко.
Плоды коррупции
К 1912 году самым крупным болгарским кораблём являлся построенный во Франции крейсер «Надежда» — по сути, канонерская лодка водоизмещением в 717 т, вооружённая двумя 100-мм орудиями и в лучшие времена дававшая 18 узлов. Главной же ударной силой болгарского флота являлись шесть миноносцев типа «Дерзкий», построенные во Франции в 1907–1908 годах.
Заказ этих кораблей стал классическим примером коррупции: в 1896 году Болгарии удалось получить французский кредит на перевооружение армии и флота, но его условием стала закупка техники исключительно во Франции, а также французский контроль над болгарским флотом. Осенью 1897 года командующим болгарским флотом был назначен глава французской морской миссии лейтенант Поль Пишон (по совместительству племянник французского посла в Болгарии), который сразу же получил чин капитана 2-го ранга.
За первые шесть лет его руководства флотом единственным заказом стала постройка «Надежды», прибывшей в Болгарию в 1898 году. Россия была готова бесплатно передать Болгарии ряд устаревших кораблей, но она отказалась от такой услуги — официальным поводом стало нежелание попадать в слишком сильную зависимость от Российской империи. Предложения о закупках малых кораблей в Англии или Германии также были отвергнуты.
Только в 1903 году началась работа над первой серьёзной программой усиления болгарского флота. При этом Пишон предлагал заказать маленькие 15-тонные миноноски с одним торпедным аппаратом, которые можно было бы перевозить по железной дороге, болгарские же моряки настаивали на покупке «истребителей» в 240 т по образцу русских кораблей типа «Сокол». В итоге был найден компромисс: решили заказать 100-тонные миноносцы с мощным торпедным вооружением и достаточной скоростью, но слабой мореходностью и невысокой дальностью хода. По «чудесному совпадению», именно в этот момент такие корабли, известные как «38-метровые миноносцы», активно строила Франция, как для себя, так и на экспорт.
В феврале 1905 года болгарское правительство наконец подписало контракт с французской фирмой «Шнейдер» о строительстве трёх миноносцев и трёх 17-тонных «торпедных плотов», а также поставке двух 100-мм орудий с комплектом из 2000 снарядов. Общая сумма контракта составила 1 900 500 франков, то есть каждый миноносец обходился примерно в 600 000 франков. Это было очень дорого. Для сравнения, эскадренные миноносцы (истребители) типа «Лейтенант Бураков», строившиеся во Франции для России в то же самое время, обходились по 1,5 млн франков за корабль или всего лишь в 2,5 раза дороже. А ведь это были полноценные мореходные корабли с полным водоизмещением 400 т, без проблем развивавшие контрактную скорость в 26 узлов.
Правда, по спецификации миноносцы для Болгарии тоже должны были давать 26 узлов, а на испытаниях во Франции они показали целых 27,7 узла. Но такой скорости удалось достичь лишь при предельном облегчении кораблей, без боезапаса и с минимальным количеством топлива и воды, а также при использовании лучшего английского угля. Позднее в Болгарии при полном вооружении и на местном угле миноносцы развивали не более 22 узлов хода. Для транспортировки корабли выполнялись разборными, после испытаний они размонтировались и по железной дороге отправлялись в Болгарию, где вновь собирались в Варне.
В январе 1906 года, когда шла сборка первых трёх кораблей, болгарское правительство дополнительно заказало фирме «Шнейдер» ещё три таких же миноносца. Они прибыли в Варну на французских пароходах весной 1908 года, вместе с ними во Франции были закуплены 197 якорных мин. Интересно, что одновременно (в 1906–1907 годах) та же фирма «Шнейдер» построила четыре таких же миноносца для Османской империи. Причём эти корабли (типа «Демирхисар») по отзывам турок оказались надёжными, мореходными и вдобавок несли по две запасные торпеды.
Миноносцы и политика
Первые три миноносца вошли в строй болгарского флота в январе 1908 года, следующие три — осенью того же года. Корабли имели нормальное водоизмещение 97,5 т, полное — 103 т, наибольшую длину — 40,17 м и вертикальную паровую машину тройного расширения, работавшую на один вал. Вооружение состояло из одного неподвижного 450-мм торпедного аппарата в носу и одного двухтрубного поворотного на корме, причём трубы последнего были развёрнуты в разные стороны: в то время о залповой стрельбе ещё не думали, и считалось, что такая установка позволит стрелять на оба борта без полного поворота всего аппарата. Кроме того, по обе стороны первой трубы стояли две 47-мм пушки Гочкиса. Корпуса кораблей были предельно облегчены, толщина обшивки составляла 3–4 мм. Экипаж каждого миноносца состоял из 25 человек, включая двух офицеров, дальность плавания определялась в 500 миль.
Одновременно с вступлением миноносцев в строй в Болгарии разразился политический кризис. В январе 1908 года правительство Народно-либеральной партии ушло в отставку, а на смену ему пришёл кабинет пророссийской Демократической партии. В стране стал разгораться скандал: почему за такие большие деньги были приобретены слабые корабли явно устаревшей конструкции? Раздавались голоса, призывавшие к ликвидации военно-морского флота, — в декабре 1908 года за это предложение в Национальном собрании проголосовал 51 депутат.
В этих условиях летом 1908 года болгарские власти потребовали от фирмы «Шнейдер» компенсацию за выявленные недостатки миноносцев и возбудили уголовное дело против морских офицеров, принимавших участие в подготовке заказа. 1 августа командующий флотом Пишон предусмотрительно покинул страну, а болгарские офицеры в итоге были признаны невиновными в растрате с корыстным умыслом.
Чтобы укрепить свою власть, князь Фердинанд, формально являвшийся вассалом османского султана, воспользовался младотурецким переворотом в Османской империи. В сентябре 1908 года князь объявил о независимости Болгарии и формальной аннексии Восточной Румелии (де-факто она была присоединена к Болгарии ещё в 1886 году). 22 сентября (5 октября по новому стилю) он провозгласил себя царём Фердинандом II.
Провозглашение независимости вызвало в Болгарии национальный подъём, однако великие державы заявили, что готовы признать её, как и присоединение Восточной Румелии, только при условии выплаты Турции денежной компенсации. Царь Фердинанд согласился, чем вызвал возмущение населения и оппозиции и новый виток политического кризиса в стране. На этом фоне обострение противоречий с Турцией становилось неизбежным.
Следующим шагом к войне стало создание в марте 1912 года союза между Сербией и Болгарией — традиционными конкурентами за влияние на Балканах. В мае того же года к соглашению присоединилась Греция — так возник Балканский союз, который вскоре объявил войну Османской империи.
Турецкий флот у берегов Болгарии
Болгарское наступление на Константинополь представляло для империи наибольшую опасность. Поэтому уже 17 октября 1912 года (4 по старому стилю), за сутки до объявления войны, османское морское командование выслало к черноморским берегам Болгарии мощную эскадру: броненосцы «Хайраддин Барбаросса» и «Тургут-Рейс» в сопровождении турбинного эсминца «Муавент-и Миллие» и истребителя «Ташоз». В море туркам удалось захватить два болгарских угольщика, которые были отосланы в Константинополь.
19 октября 1912 года, на следующий день после объявления Болгарией войны, османские броненосцы обстреляли из 280-мм орудий болгарские позиции в районе мыса Игнеада. Затем броненосцы демонстративно прошли мимо Варны, а на следующий день обстреляли позиции болгарской артиллерии в Галата-Бурну, выпустив 45 снарядов главного калибра. Болгарские миноносцы «Храбрый» и «Летящий» вышли в море и пытались атаковать турецкие корабли, но турки этой атаки даже не заметили.
С 21 по 29 октября к болгарскому побережью были направлены крейсеры «Хамидие» и «Меджидие» в сопровождении турбинных эсминцев «Ядигар-и Миллет» и «Нюмунэ-и Хамийет». Они дошли до румынской Констанцы, по дороге обстреляв позиции береговой артиллерии в Варне и батареи Галата-Бурну, а также порты Каварна, Бургас и берег у мыса Калиакрия. Был нанесён некоторый ущерб портовым строениям, уничтожен маяк на мысе Эмина между Бургасом и Варной, а также перерезан телеграфный кабель между Варной и Севастополем. Но главное — турки убедились, что они господствуют на море и могут беспрепятственно предпринимать любые действия. «Храбрый» и «Летящий» вновь выходили в море, пока остальные болгарские миноносцы стояли в гавани.
На суше болгарские войска одержали несколько побед, осадили крепость Адрианополь (Эдирне) и развернули наступление на Константинополь, поэтому внезапная атака с моря вызвала настоящую панику. Для обороны морского побережья пришлось снимать часть войск с фронта, началось спешное укрепление Варны. Страх перед возможным турецким десантом был настолько силён, что болгары стали углублять канал, ведущий из гавани Варны в Девнинское озеро, чтобы можно было увести туда гордость своего флота — крейсер «Надежда». Впрочем, ещё перед войной оба 100-мм орудия с крейсера были сняты и установлены на береговых батареях.
Таким образом, единственными хоть сколько-то боеспособными кораблями болгарского флота оставались шесть миноносцев, составлявших «Подвижную оборону» под командованием капитан-лейтенанта Ковачева. Если бы вместо шести малых миноносцев во Франции за ту же цену были заказаны, например, два эсминца, они могли бы угрожать турецкому судоходству далеко в море.
Убедившись в бессилии и бездействии болгарского флота, турки установили постоянное сообщение с румынской Констанцей. Это стало единственной линией связи Османской империи с внешним миром: через Румынию доставлялись закупаемые за рубежом оружие и боеприпасы (Германия предоставила туркам кредит). При этом пароходы шли по кратчайшему маршруту — вдоль болгарских берегов.
Одновременно началась переброска османских войск из Анатолии по Чёрному морю, причём транспорты разгружались на необорудованное побережье прямо у линии фронта в районе Мидье. Выгрузку поочерёдно охраняли броненосец «Барбаросса» и крейсер «Меджидие» в сопровождении миноносцев. Уже 2 ноября болгары заняли Мидье, и выгрузку пришлось перенести восточнее. Кроме того, османские корабли регулярно обстреливали приморский фланг болгар. Обычно этим занимались полностью устаревшие броненосцы времён Русско-турецкой войны, иногда их приходилось доставлять к огневым позициям на буксире. Из-за отсутствия у болгар мореходных минных кораблей эти операции были признаны абсолютно безопасными.
Болгарские миноносцы выходят в море
Справедливости ради стоит отметить, что один раз болгарские миноносцы всё же пытались перехватить суда, шедшие из Констанцы в Константинополь. 12 ноября, получив от военного атташе в Бухаресте известие, что в Констанце на турецкие пароходы грузятся 80 орудий, штаб сухопутной армии приказал флоту перехватить их. Вскоре после полуночи на 14 ноября миноносцы «Храбрый», «Летящий», «Шумный» и «Дерзкий» под общим командованием лейтенанта Серафимова вышли к мысу Калиакрия и провели поиск возле него, но к 7 часам утра были вынуждены вернуться (официально — из-за начавшегося шестибального шторма).
Тем не менее после этого выхода командующий «Подвижной обороной» был снят и заменён капитаном 2-го ранга Дмитро Добревым, участником Русско-японской войны. Ранее Добрев командовал крейсером «Надежда», своей неуживчивостью, принципиальностью и пророссийской позицией нажил себе много врагов и в 1911 году был уволен в отставку, откуда вернулся буквально накануне войны. Рано утром 16 ноября отряд из пяти миноносцев совершил свой первый выход в море под новым командованием («Смелый» стоял на чистке котлов и выйти не смог).
Увы, сразу же выяснилось, что в открытом море в свежую погоду скорость миноносцев столь мала, что невозможно вести погоню даже за коммерческими судами. При этом лучший ход держал флагманский «Летящий». Тем не менее около 7 часов утра миноносцы остановили и осмотрели итальянский пароход «Эсперо» (военной контрабанды на нём не нашли).
На следующее утро береговые посты сообщили, что у мыса Калиакрия замечен крейсер «Хамидие», одновременно разведка из Констанцы донесла, что здесь видели «Меджидие», а в порту турецкие суда грузят боеприпасы. Несмотря на шторм, 17 ноября в 17 часов Добрев вывел в море все шесть миноносцев, направившись на перехват османского конвоя. К 23 часам корабли достигли мыса Тузла, но никого в море не обнаружили. При этом из-за неудачного маневрирования «Шумный» был протаранен миноносцем «Храбрый» (оба корабля получили повреждения, хотя и не слишком значительные). Выяснилось, что ночная связь с помощью фонарей Ратьера при шторме на малых кораблях работает крайне плохо, так как постоянный свет из-за качки может быть принят за мигающий. Именно неправильная расшифровка сигнала на «Шумном» и вызвала столкновение.
В действительности турецкие крейсера в эти дни в Чёрном море не появлялись: с 7 ноября они находились в Мраморном море, 13–15 ноября обстреливали болгарские войска в районе Силиври, а затем вместе с остальным флотом собрались в бухте Бююк-Чекмедже для обороны Константинополя. Судя по всему, болгарская агентура в Констанце высасывала свои донесения из пальца, чтобы создать видимость работы — обычная практика в разведках того времени.
Турецкий рейд на Варну
К 9 ноября османские войска отступили на Чаталджинские позиции, отсюда до столицы империи оставалось 40 км. В середине ноября 1912 года у Чаталджи развернулось кровопролитное сражение, наконец-то принёсшее туркам победу. К 18 ноября все атаки болгарских войск были отбиты, наступавшие понесли огромные потери и были вынуждены отказаться от наступления на Константинополь. На фронте наступило затишье.
После этого османское командование вновь обратило внимание на Черноморский театр: уже 19 ноября к берегам Болгарии был выслан минный крейсер «Берк-и Сатвет». Он должен был отследить действия болгарских миноносцев — видимо, турки получили сообщения о повышении их активности.
Поскольку болгарских миноносцев обнаружено не было, утром 21 ноября для атаки Варны направили мощную эскадру — крейсера «Меджидие» и «Хамидие» в сопровождении истребителя «Ярхисар» и большого миноносца «Берк-Эфшан». Оба крейсера несли по два 150-мм и восемь 120-мм орудий. Руководителем операции был назначен юз-баши Хуссейн Рауф-бей, командир крейсера «Хамидие» — энергичный молодой офицер и активный сторонник младотурок.
Тем временем 20 ноября болгары получили из Констанцы известия о выходе к Босфору больших транспортов «Ак-дениз» и «Кара-дениз». Отметим, что на этот раз информация была абсолютно верна — именно следующей ночью эти пароходы под охраной минного крейсера «Берк-и Сатвет» должны были отправиться в Константинополь.
Для перехвата вражеского конвоя вышли все четыре исправных болгарских миноносца. Капитан Добрев вновь поднял свой вымпел на «Летящем», за флагманом в строю кильватера двигались «Смелый», «Строгий» и «Дерзкий». Ночь была лунная, спокойная, над водой стояла лёгкая дымка — идеальные условия для действий миноносцев.
В 23:25 (здесь и далее указано болгарское время) миноносцы обошли северный фланг оборонительного минного заграждения и двинулись на восток-юго-восток. Через час в 15 милях от Варны наблюдатели обнаружили впереди по пеленгу 35° силуэт большого военного корабля, быстрым ходом двигавшегося на север. Это был «Хамидие», расстояние до него составляло примерно 15 каб. Добрев приказал кораблям атаковать.
Атака!
На подходе к Варне миноносец «Ярхисар» был направлен в патрулирование побережья от Канчи до Балчика к северу от Варны, поэтому в охранении крейсеров остался только миноносец «Берк-Эфшан». Обстреливать порт предстояло «Меджидие», а флагман отряда должен был осуществлять его прикрытие. Болгарские миноносцы проскочили вперёд, не заметив второй крейсер и оставив его у себя за кормой (по другим данным, «Меджидие» остался сзади и появился у Варны лишь ближе к рассвету: возможно, на нём опять произошли неполадки с машинами).
Все имеющиеся описания этой атаки крайне противоречивы. Турки уверяют, что обнаружили противника на расстоянии 2500 м (13,5 каб) и сразу же открыли огонь. Тем не менее миноносцам удалось сблизиться с турецким крейсером на расстояние в 500 м. Болгары уверяют, что для обмана противника включили все ходовые огни, из-за чего на турецком крейсере их приняли за своих и замешкались со стрельбой. Эта версия выглядит не очень правдоподобно: у турок было лишь два миноносца, которые действовали раздельно. Существует и третья версия: болгары приняли крейсер за торговое судно и хотели просто его досмотреть, поэтому не скрывали огней.
Так или иначе, болгарам удалось сократить дистанцию, и в 0:43 шедший головным «Летящий» выпустил торпеду из поворотного аппарата, развёрнутого на левый борт. По утверждениям болгар, только после этого турки открыли огонь.
Первая торпеда прошла мимо, и «Летящий» отвернул вправо, чтобы выйти из-под огня, развернуться и атаковать противника с другого борта. Строй миноносцев рассыпался — теперь каждый атаковал самостоятельно, имея приказ подходить к противнику как можно ближе. «Смелый» сумел приблизиться на 300 м, но опять промахнулся, а конструкция поворотного аппарата не позволяла сразу же выпустить вторую торпеду. Вдобавок эсминец был накрыт осколками от разорвавшегося рядом 150-мм снаряда и, пытаясь увернуться от огня, сделал слишком резкий поворот вправо. В результате этого на «Смелом» заклинило руль, и корабль ушёл в циркуляцию.
В 0:45 с дистанции всего около кабельтова торпеду выпустил «Строгий». Из-за нервного напряжения боцман сделал это по команде «товсь», а не «пли», и торпеда прошла перед крейсером. Двигаясь на большой скорости, миноносец разминулся с противником, при этом болгарские моряки даже успели всадить в него один 47-мм снаряд.
Чтобы избежать попаданий, командир «Хамидие» совершил самый логичный манёвр — повернул влево, навстречу противнику и его торпедам. В результате крейсер едва не протаранил шедший концевым «Дерзкий». Миноносец отвернул влево и в 0:46 с 200 м попытался выпустить торпеду из аппарата, развёрнутого вправо прямо по траверзу. Однако аппарат дал осечку и выстрелил только со второй попытки, когда между кораблями было около сотни метров. Торпеда угодила в правый борт крейсера на 2 м ниже ватерлинии. Интересно, что по турецким данным это случилось чуть позже — в 1:04 в точке 43°9’45’’ с.ш., 28°21’5’’ в.д. Если бы расстояние было ещё меньше, торпеда просто не успела бы взвестись.
Взрыв торпеды вызвал восторг на болгарском миноносце. Матросы, оторвавшись от своих занятий, прыгали по палубе и кричали «ура!», поэтому никто не заметил несущийся навстречу «Строгий», развернувшийся после атаки влево и теперь пытавшийся догнать противника. Лишь в последний момент стоявшему у руля командиру мичману Купову удалось отвернуть, поэтому корабли лишь соприкоснулись бортами. В результате на «Дерзком» была разбита левая шлюпка, на «Строгом» — помят левый борт. Куда большей неприятностью стало то, что на последнем от удара случилось короткое замыкание, из-за чего фонарь Ратьера вспыхнул непрерывным белым светом. Приняв это за сигнал командира отряда к сбору, «Дерзкий» развернулся и вслед за «Строгим» ушёл на север.
Тем временем флагманский «Летящий» оказался сильно мористее. Капитан Добрев пытался повторить атаку и также включил непрерывный белый свет для сбора своих кораблей, однако привлёк этим лишь огонь с «Хамидие». В ходе боя турецкий крейсер выпустил 16 снарядов калибра 150 мм, 75 калибра 120 мм и семь десятков 47-мм.
Чтобы выйти из-под обстрела, Добрев выключил огни и двинулся к северу. В 1:40 он увидел шедший навстречу корабль и вновь включил огни, но это оказался турецкий миноносец «Берк-Эфшан», который открыл огонь из 37-мм орудий. Правда, на свет явился и «Смелый», успевший исправить рулевое управление, впрочем, попав под вражеский огонь, он развернулся и ушёл в Варну. На турецком миноносце считали, что вели бой сразу с тремя миноносцами болгар.
С 2 часов «Летящий», маневрируя галсами, пытался искать в море другие миноносцы, но обнаружил их только около 4 часов утра, когда турецкие корабли уже ушли. К 7:40 все болгарские миноносцы вернулись в Варну. Турки считали, что получили торпеду со «Строгого», однако болгары позднее отыскали выброшенные на берег невзорвавшиеся торпеды, и подтвердилось, что не хватает торпеды именно с «Дерзкого».
На борту «Хамидие»
Тем временем на турецком крейсере шла упорная борьба за живучесть. Взрыв произошёл в передней половине корпуса между носовым котельным отделением и 150-мм погребом. В наружной обшивке образовалась пробоина длиной 12 и высотой 6 м, оказались затоплены носовые погреба, а также угольные ямы и переднее котельное отделение.
Экипаж крейсера работал на удивление быстро и слаженно. Крен на правый борт был парирован контрзатоплением отсеков по левому борту, хотя в результате нос корабля погрузился в воду вплоть до основания бакового орудия. Крейсер сохранил ход, хотя скорость упала до пяти узлов. На корабле погибло восемь человек, было ранено 32.
С момента попадания торпеды «Хамидие» вёл огонь по отходящим миноносцам, прекратив его лишь в 2:30. К этому времени он уже вновь находился на ровном киле и начал отход к Босфору. Тем временем «Берк-Эфшан» прекратил погоню за болгарами и находился рядом, чтобы при необходимости снять с крейсера команду. Получив сообщение, что опасности больше нет, он с вместе с «Ярхисаром» остался у берега до рассвета. Одновременно минный крейсер «Берк-и Сатвет» получил по радио приказ отправить конвоируемые им пароходы обратно в Констанцу, а самому направиться к Варне, осматривая побережье.
В 11:30 броненосец «Тургут-Рейс» встретил повреждённый крейсер возле Карабурну и сопровождал его до Босфора. Затем из Босфора был выслан спасательный буксир «Интибах», купленный в Англии накануне войны.
Около полуночи на 23 ноября «Хамидие» на буксире у «Интибаха» вошёл в Золотой Рог и встал на якорь в военной гавани. Тем временем «Меджидие» оставался у Варны. Повреждения «Хамидие» оказались не очень тяжёлыми, для их устранения хватило пяти-шести недель, и уже 4 января 1913 года корабль вышел в новый боевой поход.
Итоги боя
Всего болгарские корабли выпустили четыре торпеды, хотя в сумме имели 12 торпедных аппаратов. Носовые неподвижные торпедные трубы оказались неудобны в использовании, поскольку при тогдашней дистанции торпедной стрельбы времени на прицеливание корпусом не оставалось. Французская схема, согласно которой трубы поворотных аппаратов смотрели в разные стороны, сыграла злую шутку: повторить атаку в условиях ночного боя оказалось невозможно, а днём миноносцы не имели на успех ни единого шанса.
Тем не менее болгары считали (и продолжают считать), что ночная атака на «Хамидие» заставила турок проводить свои транспорты из Констанцы не ближе 200 миль от берега, что якобы серьёзно уменьшило поставки оружия из-за границы. В действительности османское морское командование, убедившись, что болгарские миноносцы не могут выходить дальше мыса Калиакрия, вообще прекратило конвоирование транспортов боевыми кораблями и отдало им распоряжение ходить мимо болгарского берега в одиночку.
Болгарское морское командование, окрылённое успехом атаки, предложило перебазировать миноносцы поближе к Босфору: в залив Игнеада или даже в Мидье, откуда до Чаталдждинских позиций было всего 20 миль, а до входа в Босфор — около 50 миль. С учётом формальных характеристик миноносцев это вполне позволяло им совершать ночные рейды к Босфору и до рассвета возвращаться обратно. Однако на практике болгарские миноносцы за всю войну ни разу не удалялись от своей базы на такое расстояние. К тому же, армия заявила, что не может выделить артиллерию для обороны новой базы, а без этого она сразу же стала бы жертвой атаки крупных турецких кораблей. В результате миноносцы остались в Варне и до конца войны занимались охраной минного заграждения и проводкой судов. 3 и 8 февраля, а также 24 марта 1913 года они выходили в море для перехвата турецких транспортов, о которых сообщала разведка, но так никого и не нашли. Вдобавок к концу марта в Варне кончились запасы угля.
Впрочем, в итоге миноносцам всё-таки пришлось совершить дальний поход. Это случилось 11 июля 1913 года, когда после начала Второй Балканской войны к Варне подошла румынская кавалерия. Чтобы не сдаваться, крейсер «Надежда» и все шесть миноносцев вышли в море и на следующее утро прибыли в Севастополь, где были интернированы. После окончания войны, 2 сентября 1913 года, корабли вновь вернулись в Варну.
Литература
-
-
- Болгария в XX веке. Очерки политической истории. М.: Наука, 2003
- Балканская война 1912-1913 годов на море. Сборник. СПб.: ЛеКо, 2005
- П. Никель. Бронепалубный крейсер «Хамидие» // Морская Кампания, 2011, №7 (44)
- И. Янков, А. Вычков, Р. В. Лапшин. «Дерзкий» и другие. Болгарские миноносцы 38-метрового типа // Морская Кампания, 2011, №7 (44)
- Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy 1828-1923. London, Conway Maritime Press, 1995
-
источник: https://warspot.ru/12634-pervaya-balkanskaya-voyna-na-more-deystviya-bolgar