Сверхзвуковой наследник Спитфайра
Перспективные варианты. Работы 1950-1956 годов по совершенствованию принятых на вооружение истребителей. Часть 2. Проект истребителя Supermarine Type 576.
Supermarine Type 576 являлся проектом сверхзвукового истребителя, представленного в декабре 1958 года в ответ на требования к новому палубному истребителю, который в соответствии с планами штаба Королевского флота, должен был быть совершенно новым самолетом. Компания Hawker представила брошюру с описанием проекта СВВП P.1127, компания de Havilland высказала свои соображения о самолете на базе истребителя Sea Vixen, а компания Vickers Supermarine представила дополнение к своему проекту ударного самолета Type 571.
Первоначально Type 576 являлся ударным самолетом, разрабатывавшемся в одно- и двухместном вариантах. Двухместный вариант соответствовал спецификации NR/A.39, по которой был создан палубный штурмовик Buccaneer, но вскоре был представлен проект палубного истребителя. Силовая установка должна была состоять из двух двигателей RB.146, представлявших собой дальнейшее развитие RA.24 с дополнительной ступенью в компрессоре; в дальнейшем двигатели RB.146 планировалось заменить на ТРД Avon 300-й серии. Самолет должен был быть оснащен системой обдува фиксированных и складывающихся частей крыла и помимо основных фюзеляжных топливных баков получить в гаргроте дополнительные баки емкостью 450 галлонов (3046 л). Дополнительно к нижней части каждой консоли крыла у корневой части был прикреплен один узел подвески.
Вследствие отсутствия бортовой РЛС и недостаточной прицельной системы выпускавшиеся серийно палубные истребители-перехватчики Supermarine Scimitar могли выполнять свои задачи только в условиях хорошей погоды. Практический потолок Type 576 должен был составлять около 40000 футов (12192 м), на которой было возможно боевое маневрирование с перегрузкой 1,5g. Для выполнения ударных задач Type 576 должен был получить носовой радар Ferranti Airpass и автопилот Elliott, а для выполнения задач истребителя самолет должен был быть оснащен бортовым компьютером.
Вооружение палубного истребителя Type 576 должно было состоять из четырех ракет Firestreak (позднее их планировалось заменить на Red Top), размещавшихся на внутренних узлах подвески. Ракета Red Top могла атаковать цель в любом направлении за исключением небольшого сектора, находящегося в передней плоскости цели. Установленная на истребителе Scimitar батарея неуправляемых ракет воздух-воздух была сохранена на Type 576, который на внешних узлах подвески должен были нести два сбрасываемых топливных бака емкостью по 200 галлонов (909 л). Также в проекте была рассмотрена возможность модификации имевшихся на вооружении истребителей Scimitar на новой основе.
С точки зрения летных характеристик в апреле 1959 года были выполнены четыре альтернативных научно-исследовательских работы:
a) добавление двух ракетных двигателей de Havilland Spectre к бесфорсажному двигателю RB.146 с использованием надфюзеляжных баков (гаргрот) для размещения ракетного топлива (высококонцентрированная перекись водорода), объема которого достаточно для работы в течение 1,75 минуты. С половинным запасом топлива было на высоте 55000 футов (16764 м) возможно выполнение перехвата со скоростью М = 1,45 и постоянной перегрузкой 2,2g. Ракетные двигателя должны были быть расположены в фюзеляже под соплами реактивных двигателей и немного позади них и по словам производителей создавали шумы более высокого уровня, чем двигатели Avon 202 истребителя Scimitar. Однако при действии с ограничением по высоте создаваемый уровень шума был бы недостаточным для генерации повреждений конструкции самолета. Чтобы уравновесить вес ракет, расположенных позади центра тяжести самолета, требовалось удлинить законцовки крыла, что должно было привести к улучшению максимальной высоты патрулирования. Скорость М = 1,8 могла быть достигнута на высоте 65000 футов (19812 м).
b) установка на законцовках крыла гондол, содержащих в себе ракетные двигатели и топливо, и являвшихся отдельными конструктивными узлами. Данная идея уменьшила уровень шума, но не была одобрена проектировщиками, потому что если ракетные двигатели не имели одинаковую тягу, то моменты рыскания были бы большими.
c) в качестве альтернативы вспомогательным ракетным двигателям был рассмотрен оснащенный форсажной камерой двигатель RB.146, но для получения разумных сверхзвуковых характеристик было необходимо более тонкое крыло, которое на данном этапе ограничивалось внешними частями крыла от законцовок до линий складывания консолей. Этот самолет должен был иметь преимущество в более высокой скорости на начальном этапе перехвата, разгоняясь на высоте 45000 футов (13716 м) до М = 1,6, но имел меньшую скороподъемность по сравнению с вариантами с ракетными двигателями.
d) во второй версии с двигателями с форсажной камерой относительная толщина крыла от законцовок до корневых частей у гондол двигателей. Это техническое решение при таком же общем весе должно было увеличить скорость и маневренность за счет сокращения времени патрулирования.
Предварительные подсчеты для этих предложений с расчетным вводом их в эксплуатацию в 1962 году были составлены для вариантов (a), (b) и (c) спустя шесть месяцев, еще примерно через шесть месяцев был разработан окончательный проект.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Supermarine 576
Назначение: истребитель
Статус: проект
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка:
два ТРД RB.146 с тягой по 13220 фунтов (58,8 кН) и два ЖРД Spectre с тягой по 10000 фунтов (44,4 кН)
два ТРД RB.146 с тягой на форсаже по 15000 фунтов (69,8 кН)
Размеры:
размах крыла 41,2 футов (12,6 м)
длина 61,0 футов (18,6 м)
Масса:
взлетная 51500 фунтов (23360 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 66000 футов (19,8 км) М = 1,8
Вооружение: четыре управляемые ракеты воздух-воздух Firestreak или Red Top
Источник: Anthony Leonard Butller «British Secret Projects — Jet Fighters since 1950», pages 47-48
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-british-secret-projects-jet-fighters-since-1950-05-02