По мотивам статьи с канала «Колёса: настоящее вчера» на Яндекс-дзене.
Венгерская автомобильная индустрия знаменита, прежде всего, своими классическими автобусами Ikarus, а также, в меньшей степени, грузовиками марки Csepel. Собственных легковых машин в стране было немного, хотя предпринимались неоднократные попытки создать венгерский малолитражный автомобиль. Первым таким результатом стал Pente-600.
История этого автомобиля началась еще до войны, когда венгерский инженер Янош Пентелени вдохновился первыми моделями Volkswagen Beetle, о которых я уже упоминал, и стремился создать их венгерский аналог. Однако из-за войны проект развивался медленно, и только в 1946 году первый автомобиль под названием Pente-500 прошел испытания.
В конструктивном плане машина была крайне простой, но придерживалась тогдашнего автомобильного стиля. Узкий капот, широкие крылья, отсутствие острых углов и две двери, открывающиеся против хода движения, были основными внешними особенностями этого венгерского авто. Как и у Volkswagen Beetle, багажник находился впереди, а моторный отсек — сзади. Под капотом располагался простой мотоциклетный двигатель объемом 500 куб. см, мощностью 15 л. с., который охлаждался при помощи воздухозаборников, напоминающих знаменитые «уши» ЗАЗ-966, но расположенных сверху. В интерьере имелся только необходимый минимум — базовые приборы, простой руль и рычаг переключения передач на рулевой колонке.
После испытаний разработчики внесли изменения в своё творение:После испытаний инженеры продолжили улучшать свою разработку: в 1947 году была выпущена финальная версия с индексом 600. Тем не менее, основная идея автомобиля — доступность и простота — оставалась неизменной, что полностью подходило для послевоенного периода. По утверждению создателей, венгерская малолитражка в производстве обходилась дешевле, чем компактный итальянский Fiat Topolino, о котором я уже упоминал.
Однако дальнейшая судьба машины не сложилась. Автомобиль был высоко оценен и создателями, и простым народом, и уже успело начаться его мелкосерийное производство. Однако в 1948 г. прошла национализация всех венгерских предприятий, и проект малолитражки был закрыт.
После этого в угоду интеграции стран СЭВ в Венгрии собственные легковушки не создавались, и внимание стало уделяться мотоциклам, грузовикам и конечно же автобусам. Pente-600 же остался мелкосерийным автомобилем и быстро забылся. До наших дней дожил только один такой автомобиль, он находится в Музее транспорта в Будапеште:
Pente-600 – автомобиль, которому не повезло, хотя он полностью соответствовал своему времени. Тем не менее, он стал одним из символов предприимчивости народов восточноевропейских стран, восстанавливавшихся после войны и даже после полного восстановления экономики не забывших о собственной промышленности.
источник: https://dzen.ru/a/ZuY8PGCttEKPNMw2