Статья с канала «Колёса: настоящее вчера» на яндекс-дзене.
Венгерский автопром славится в первую очередь классическими автобусами Ikarus, и в меньшей степени – грузовиками производства Csepel. Собственных же легковушек в стране было мало, хотя предпринималась не одна попытка создать венгерскую малолитражку. И вот результат первой из них – Pente-600.
История нашего героя началась еще до войны: венгерский конструктор Янош Пентелени успел вдохновиться первыми автомобилями Volkswagen «Жук», о которых я писал здесь, и пытался создать венгерский аналог этого автомобиля. Однако из-за боевых действий проектирование шло медленно, и лишь в 1946 г. первый автомобиль, получивший обозначение Pente-500, вышел на испытания.
Конструктивно автомобиль был очень прост, но при этом соответствовал тогдашней автомобильной моде. Сужающийся капот, широкие «крылья», отсутствие острых углов и две двери, отрывающиеся против движения, — все это основные внешние черты венгерского первенца. Как и у Volkswagen «Жук», багажник автомобиля был спереди, а капот сзади. Под капотом был установлен простейший мотоциклетный мотор объемом 500 куб. см и мощностью 15 л. с., охлаждавшийся с помощью воздухозаборников наподобие знаменитый «ушей» ЗАЗ-966, только расположившихся сверху. В салоне же был только нужный минимум – необходимые приборы, простой руль и рычаг КПП на рулевой колонке.
После испытаний конструкторы продолжали модернизировать свое детище: в 1947 г. появилась окончательная версия с индексом 600. Но даже после этого сохранилась главная концепция автомобиля – простота и дешевизна, что полностью соответствовало послевоенному времени. Сами создатели машины уверяли, что венгерская малолитражка дешевле в производстве, чем миниатюрный итальянский Fiat Topolino, о котором я писал здесь.
Однако дальнейшая судьба машины не сложилась. Автомобиль был высоко оценен и создателями, и простым народом, и уже успело начаться его мелкосерийное производство. Однако в 1948 г. прошла национализация всех венгерских предприятий, и проект малолитражки был закрыт.
После этого в угоду интеграции стран СЭВ в Венгрии собственные легковушки не создавались, и внимание стало уделяться мотоциклам, грузовикам и конечно же автобусам. Pente-600 же остался мелкосерийным автомобилем и быстро забылся. До наших дней дожил только один такой автомобиль, он находится в Музее транспорта в Будапеште:
Pente-600 – автомобиль, которому не повезло, хотя он полностью соответствовал своему времени. Тем не менее, он стал одним из символов предприимчивости народов восточноевропейских стран, восстанавливавшихся после войны и даже после полного восстановления экономики не забывших о собственной промышленности.
источник: https://dzen.ru/a/ZuY8PGCttEKPNMw2