Патрульные бомбардировщики-поплавковые гидросамолеты Wight Converted Seaplane. Великобритания

12

Патрульные бомбардировщики-поплавковые гидросамолеты Wight Converted Seaplane. Великобритания

В истории авиации, особенно на ее начальном этапе, неоднократно было, что хорошо зарекомендовавший себя самолет наземного базирования оснащался поплавковым шасси для действий над морскими просторами. Бывали – хотя и не так часто – случаи обратной конверсии, когда гидросамолёт лишался поплавков, получая взамен колеса (как это, например, произошло с поплавковыми гидросамолётом Short 184, на базе которого был создан легкий бомбардировщик Short Bomber). Одним из примеров прямой конверсии является герой данной статьи.

Самолёт расположенной в Каусе компании Джона Сэмюэля Уайта получил свое название ни по имени, ни по фамилии конструктора Говарда Райта, а по тому, что он располагался на острове Уайт на юге Англии. В 1916 году компания по заказу Адмиралтейства изготовила прототип легкого бомбардировщика Wight Bomber, созданного с учетом опыта разработки и эксплуатации более раннего Wight 840. К сожалению для руководства компании Wight в то время, когда ее машина впервые поднялась в воздух ее конкурент Short Bomber уже был запущен в серийное производство на мощностях нескольких авиастроительных компаний. Кроме того, вскоре ожидался запуск в производство более мощного и совершенного бомбардировщика Handley Page O/100, и в Wight Bomber не было никакой необходимости.

Однако история на этом не закончилась. Поскольку в ходе испытаний Wight Bomber продемонстрировал хорошие характеристики, он привлек внимание Адмиралтейства, которое выдало заказ на создание поплавкового гидросамолета на базе этого легкого бомбардировщика.

Руководимые Говардом Райтом инженеры компании White удалили колесное шасси, заменив его установленными под фюзеляжем довольно длинными цельнодеревянными поплавками (конструкция легкого бомбардировщика Wight Bomber также была цельнодеревянной) и небольшими вспомогательными поплавками, прикрепленными к нижней поверхности нижнего крыла непосредственно под внешними парами межплоскостных стоек. Хвостовой костыль был заменен на небольшой поплавок, который фактически был бесполезным, поскольку гидросамолет благодаря длинным основным поплавкам поддерживался на воде почти в горизонтальном положении.

В бипланную коробку также были внесены изменения. Установленные на верхней поверхности верхнего крыла Л-образные стойки, с помощью которых в бомбардировщике Short Bomber обеспечивалась прочность больших вылетов верхнего крыла, были заменены на П-образные стойки, поскольку было обнаружено, что П-образные стойки обеспечивала лучшую жесткость, а элероны одностороннего действия были заменены на элероны двухстороннего действия.

Силовая установка состояла из одного 12-цилиндрового рядного V-образного двигателя жидкостного охлаждения Rolls-Royce Mk.II, развивавшего мощность 275 л.с. (202 кВт). Двигатель, установленный в передней оконечности фюзеляжа, закрывался капотом из листов металла, остальная часть фюзеляжа имела обшивку из фанеры (центральная часть) и полотна (задняя часть).

Ударное вооружение состояло из двух 45-килограммовых бомб и двух 50-килограммовых бомб; также гидросамолет мог нести четыре 45-кг бомбы или четыре 50-кг бомбы. Оборонительное вооружение состояло из одного 7,7-мм пулемета Lewis, размещенного на кольцевой установке Скраффа.

Адмиралтейство одобрило проект и заказало 50 поплавковых гидросамолетов, получивших обозначение Wight Converted Seaplane. Во время производства образовался дефицит двигателей Rolls-Royce Mk.II (позднее машины получали 322-сильные [237 кВт] двигатели Rolls-Royce Eagle VI), которые были заменены на восьмицилиндровые рядные двигатели Sunbeam Maori мощностью 265 л.с. (195 кВт). Однако смеша силовой установки потребовала изменения угла установки киля (на одной машине киль был отклонен на 3 градуса). В отчетах конца 1917 года говорилось, что Wight Converted Seaplane с двигателем Sunbeam Maori был не очень устойчивым; управление этим гидросамолетом было утомительным и, следовательно, машины с моторами Maori не подходили для выполнения патрулирования, которое было основной задачей гидросамолетов Wight Converted Seaplane. Впрочем, машины с двигателями Maori отличала более аккуратная компоновка силовой установки, поскольку они получили лобовые радиаторы (у машин с двигателями Rolls-Royce радиатор устанавливался вертикально над авиамотором в продольном направлении. В заключение краткого технического описания следует сказать, что один гидросамолет с двигателем получил вспомогательные поплавки значительно больших размеров.

Поплавковые гидросамолеты Wight Converted Seaplane поступили на вооружение в 1917 году и, базируясь в Калшоте, Шербуре и Портленде, выполняли патрулирование прибрежных районов. 18 августа 1917 года во время одного из патрулирований в Ла-Манше базировавшийся в Шербуре гидросамолет Wight Converted Seaplane (№ 9860; экипаж младший лейтенант авиации К. С. Моссопа и авиамеханик А.Э. Ингледью), попаданием 45-кг бомбы прямо перед перископом утопил немецкую подводную лодку UB-32. Это была первая подводная лодка, уничтоженная британской авиацией в Ла-Манше. За этот подвиг младший лейтенант Моссоп был награжден Крестом «За выдающиеся летные заслуги».

Эта же машина 4 сентября в 16:19 атаковала другую немецкую подводную лодку, но безрезультатно. Затем гидросамолет полетел в Шербур за тремя новыми 45-килограммовыми бомбами, вернулся к подводной лодке и в 18:18 снова бомбил ее.

Помимо этого, две машины из Портленда 18 октября и 11 ноября в бурном море застали врасплох на поверхности немецкие подводные лодки и сбросили на них по четыре бомбы.

6 декабря 1917 года, всего через полчаса после того, как были сброшены две бомбы, у гидросамолета Wight Converted Seaplane (№ 9860) отказал двигатель, и младшему лейтенанту Моссопу пришлось совершить посадку на воду. Он попытался добраться до острова Уайт, но западный ветер и бурное море помешали ему это сделать. Наступила темнота, но сигнал SOS, переданный лампой Олдиса (сигнальный прожектор), был обнаружен эскортным судном P.32, которое в 21:15 взяло на борт экипаж гидросамолета. Самолет пришлось бросить на произвол судьбы.

Производство Wight Converted Seaplane было прекращено после изготовления 37 экземпляров, поскольку компания White получила от Адмиралтейства заказ на лицензионное производство поплавковых гидросамолетов Short 184. Возможно, это было сделано в рамках унификации авиационной службы Королевского флота (Royal Naval Air Service – RNAS), поскольку Short 184 хорошо себя зарекомендовали в бою. После того как 1 апреля 1918 года были сформированы Королевские ВВС (Royal Air Force – RAF) все подразделения RNAS, вооруженные гидросамолетами Wight Converted Seaplane, были сведены в 241-ю и 243-ю эскадрильи RAF. Об активной эксплуатации машин данного типа говорит тот факт, что к концу войны в хорошем состоянии осталось всего пять экземпляров: два с двигателями Rolls-Royce в 243-й эскадрилье в Шербуре и три с двигателями Sunbeam Maori в 210-й учебной эскадрилье и базе хранения в Калшоте. В ноябре 1918 года поплавковые гидросамолеты Wight Converted Seaplane были объявлены устаревшими и были списаны.

схема стандартного поплавкового гидросамолета Wight Converted Seaplane с двигателем Rolls-Royce Mk II (airwar.ru)

схема стандартного поплавкового гидросамолета Wight Converted Seaplane с двигателем Rolls-Royce Mk II (airwar.ru)

стандартный поплавковый гидросамолет Wight Converted Seaplane с двигателем Rolls-Royce Mk II на базе (airwar.ru)

стандартный поплавковый гидросамолет Wight Converted Seaplane с двигателем Rolls-Royce Mk II на базе (airwar.ru)

стандартный поплавковый гидросамолет Wight Converted Seaplane с двигателем Rolls-Royce Mk II в полете (airwar.ru)

стандартный поплавковый гидросамолет Wight Converted Seaplane с двигателем Rolls-Royce Mk II в полете (airwar.ru)

стандартный поплавковый гидросамолет Wight Converted Seaplane с двигателем Rolls-Royce Mk II совершает посадку у моста Бем, остров Уайт. Обратите внимание на высокий блок радиатора, установленный над двигателем. Снимок К. Х. Барнса (C. H. Barnes)

стандартный поплавковый гидросамолет Wight Converted Seaplane с двигателем Rolls-Royce Mk II совершает посадку у моста Бем, остров Уайт. Обратите внимание на высокий блок радиатора, установленный над двигателем. Снимок К. Х. Барнса (C. H. Barnes)

поплавковый гидросамолет Wight Converted Seaplane (военный номер 9853) с двигателем Sunbeam Maori. Благодаря лобовому радиатору установка этого двигателя была более чистой с точки зрения аэродинамики. Снимок Имперского военного музея, негатив №MH2892

поплавковый гидросамолет Wight Converted Seaplane (военный номер 9853) с двигателем Sunbeam Maori. Благодаря лобовому радиатору установка этого двигателя была более чистой с точки зрения аэродинамики. Снимок Имперского военного музея, негатив №MH2892

британский поплавковый гидросамолет-биплан Wight Converted Seaplane (№9847) с двигателем Rolls-Royce Eagle летал в 1917 году с выкрашенными в коричневый цвет верхними и боковыми поверхностями и нижними поверхностями, окрашенными бесцветным аэролаком. Капот двигателя оставался в цвете неокрашенного металла. Поплавки и межкрыльевые стойки оставались в цвете неокрашенного красного дерева. Стойки поплавкового шасси были выкрашены в черный цвет. В самолетах данного типа часто края фюзеляжа имели окантовку из неокрашенного полотна

британский поплавковый гидросамолет-биплан Wight Converted Seaplane (№9847) с двигателем Rolls-Royce Eagle летал в 1917 году с выкрашенными в коричневый цвет верхними и боковыми поверхностями и нижними поверхностями, окрашенными бесцветным аэролаком. Капот двигателя оставался в цвете неокрашенного металла. Поплавки и межкрыльевые стойки оставались в цвете неокрашенного красного дерева. Стойки поплавкового шасси были выкрашены в черный цвет. В самолетах данного типа часто края фюзеляжа имели окантовку из неокрашенного полотна

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Wight Converted Seaplane

Назначение: патрульный бомбардировщик-поплавковый гидросамолет

Статус: серийное производство

Компания-производитель: John Samuel White & Co., Ист-Каус, остров Уайт

Экипаж: 2 человека

Силовая установка:

• один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce Mk.II, развивавший мощность 275 л.с. и вращавший деревянный двухлопастный винт
• один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce Eagle VI, развивавший мощность 322 л.с. и вращавший деревянный двухлопастный винт
• один 8-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Sunbeam Maori, развивавший мощность 265 л.с. и вращавший деревянный двухлопастный винт

Размеры:

размах крыльев 19,96 м
длина 13,61 м
высота 4,88 м
площадь крыльев 73,06 м²

Масса:

пустого 1703 кг (1794 кг)
взлетная 2518 кг (2445 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость
• на высоте 610 метров 136 км/ч (136 км/ч)
• на высоте 1980 метров 133 км/ч
время набора высоты
• 610 метров – 4,33 мин (8,8 мин)
• 3050 метров – 42,5 мин
практический потолок 2925 м
продолжительность полета 3,5 часа (3,5 часа)

Примечание: данные приведены для гидросамолета с двигателем Rolls-Royce Mk.II, в скобках – с двигателем Sunbeam Maori

источник: Text Jiří Hornát Výkres Petr Kolmann «Letadla 14-18. Wight Converted Seaplane» «L+K» 20/95 17/1589

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-gidrosamolety-wight-converted-seaplane-velikobritaniya

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account