Пассажирский самолёт Junkers Ju 86. Германия
Данный материал, переведенный уважаемым коллегой NF и немного доработанный мной, выкладывается на сайт в продолжение темы пассажирской авиации.
Предисловие
В выпуске №3 журнала «Luftfahrt International» была размещена статья с краткой информацией об Ju 86 модификаций A-1 и D-1. В этой статье было указано, что Ju 86 первоначально разрабатывался и производился как пассажирский самолёт. Ниже речь будет идти о гражданском варианте Ju 86.
В середине 30-х годов Ju 86 представлял собой современный и достаточно комфортный пассажирский самолёт для осуществления перелётов на маршрутах средней протяженности.
Рис. 1 Ju 86 V4, D-AREV, «Brocken» компании Lufthansa
Разница между вариантами Ju 86 A-1 и D-1 была минимальной и касалась в основном салона. Мы очень коротко напомним об этом различии.
Разработка и описание прототипа
По заказу компании «Lufthansa» дипломированный инженер Эрнст Циндель (Ernst Zindel) разработал скоростной пассажирский самолет Ju 86. Его конкурентом был He 111, который разработала фирма Heinkel.
4 апреля 1935 года прототип пассажирского самолёта Ju 86 V2 с нанесенным на борта номером гражданской регистрации D-ABUK и с заводским номером Nr. 4902 выполнил свой первый полёт.
Рис. 2 Ju 86 V4 и Ju 86 B-06, D-AZAH, «Feldberg» во время эксплуатации
В том же 1935 году совершил свой первый полёт Ju 86 V4 с номером гражданской регистрации D-AREV, получивший в компании «Lufthansa» название «Dresden». Этот самолёт получил двигатели BMW 132 De и стал прототипом для серии Ju 86 B.
Серия Ju 86 Z-3 началась с Ju 86 V7, который представлял собой переделанный Ju 86 C-1. Первый полёт этот вариант совершил в 1936 году. Ju 86 V8 был переделан из Ju-86 D-0 и послужил в качестве протoтипа для Ju 86 Z-7.
Рис. 3 Ju 86 V4 при торможении с помощью двигателей
Ju 86 V24 представлял собой переделанный Ju 86 A-1.Серия Ju 86 Z предназначалась для поставки в Чили и Манджурию. Ju 86 V24 получил номер гражданской регистрации D-AUME и название «Annaberg».
Производившиеся самолёты этой серии отличались друг от друга в основном двигателями, что было отмечено в описании самолёта.
Ju 86 принимал участие во многих соревнованиях и после выполнения многих успешных перелётов большой протяженности стал популярным у авиаперевозчиков в ряде стран мира. Так Ju-86 B-01, D-AXEQ, «Bückeburg» 22-23 августа 1939 года за двадцать часов совершил перелёт по маршруту Дессау (Dessau) – Батёрст (Bathurst).
Рис. 4 Победители состязания «Oasen-Flug» на фоне Ju 86 A, D-AKOP; февраль 1937 года
Другая машина этого типа Ju 86 с номером гражданской регистрации D-AKOP стала победителем в проходившем в феврале 1937 года соревновании «Oasen-Flug». Аэроклуб Египта (Aero Club of Egypt) пригласил всех желающих принять участие в третьем международном состязании в полётах по замкнутому маршруту из Каира через Луксор и многочисленные оазисы Африки в конечную точку маршрута Каир. Так же в ходе выполнения перелётов на международных авиалиниях Ju 86 зарекомендовали себя как хорошие пассажирские самолёты. На этом самолёте фирма Junkers окончательно отказалась от использования гофрированной обшивки, которая была известна всему миру по Ju 52.
Краткое описание конструкции
1 Фюзеляж
Общая конструкция соответствует Ju 86 A и D. Так же он является переделкой опытных (V – Versuchmuster) машин варианта Ju 86 A. Фюзеляж овальной формы спереди переходил в круглую носовую оконечность. Задняя часть фюзеляжа соответствовала Ju 86 D.
Рис. 5 Ju 86 B-07, D-ANUV, «Wasserkuppe» выполнял полёты с двигателями BMW 132 De вместо обычных дизельных Jumo 205. Новое обозначение самолета Ju 86 Z-2
Выше центроплана крыла с обеих сторон фюзеляжа расположены по пять прямоугольных иллюминаторов.
Рис. 6 Ju 86 B, D-AHST, в полёте
Вход в пассажирский салон и багажный отсек осуществлялся через дверь высотой 1150 мм и шириной 1200 мм. Доступ в багажный отсек расположенный в задней части фюзеляжа осуществляется через расположенную по правому борту дверь высотой 600 мм и шириной 750 мм.
Рис. 7 Ju 86, D-AKOP, в полёте
Доступ в еще один багажный отсек, расположенный в передней части фюзеляжа и имевший диаметр 800 мм, осуществлялся за счет отсоединения передней оконечности.
Рис. 8 Ju 86 Z-3 ZS-AGF «Richard King» и ZS-AGG «Ryk Tulbagh» в совместном полёте
В случае использования самолёта в качестве грузового в его салоне отсутствовали пассажирские кресла. Крупногабаритные грузы в данном варианте могли быть загружены в самолёт через распложенный на верхней части фюзеляжа люк длиной 1600 мм и шириной 750 мм. В этом случае объём грузового отсека составляет 12,2 м³.
Рис. 9 Ju 86 B-02 HB-IXI авиакомпании Swiss Air Lines
При входе через расположенную по левому борту самолёта дверь входящий сначала попадал в небольшой отсек наподобие тамбура, служивший одновременно в качестве умывальной комнаты. Справа в направлении кормы самолёта была расположена уборная. K ней примыкал багажный отсек. Слева от внешнего входа в тамбур был расположен вход в пассажирский салон. В середине пассажирского салона по его длине проходил сквозной проход. В передней части пассажирского салона находилась разделительная перегородка, отделявшая пассажирский салон от кабины пилотов.
Рис. 10 Пассажиры для того чтобы войти в такой невысокий самолёт использовали маленькие по высоте трапы
Максимальная ширина пассажирского салона составляла 1450 мм. Общая длина тамбура на вxоде в самолёт и пассажирского салона составляла 6700 мм, задний багажный отсек имел длину 1800 мм, высоту 1350 мм и среднюю ширину 1250 мм.
Рис. 11 HB-IXI авиакомпании Swiss Air Lines во время очередного полета
Высота пассажирского салона составляет всего 1600 мм, что вынуждало входивших в салон пассажиров нагибаться.
1а Пассажирский салон
В пассажирском салоне у каждого борта размещались по 5 удобных кожаных кресел немного развёрнутых к центру фюзеляжа. Кресла монтировались группами. Стены салона имели звукоизоляцию. Имелось хорошее освещение салона при помощи утопленных на его потолке ламп.
Рис. 12 Ju 86 Z-3, ZS-AGH, «David Lindley»
Каждое из установленных в пассажирском салоне кресел имел свой плафон.
Рис. 13 Ju 86 Z-7, ZS-ALN «Sir Hercules Robinso» готовится к старту
Салон был оборудован принудительной системой вентиляции подававшей и удалявшей воздух из салона. Каждое из кресел было оборудовано ремнём безопасности.
Рис. 14 Внутренний вид пассажирского салона Ju86 V4
Переоборудование пассажирского самолёта в грузовой можно было быстро провести сняв поперечную перегородку и обшивку с потолка салона.
1b Кабина пилотов
Кабина пилотов располагалась в передней части фюзеляжа. Вход в неё осуществлялся через дверной проём из пассажирского салона. Остекление салона было выполнено как на военных самолётах асимметричным и его в случае необходимости можно было сбросить.
В кабине размещался полный комплект навигационного оборудования позволяющего выполнять полёты в условиях плохой видимости. Средства связи входили в стандартный комплект оборудования.
2 Шасси
Шасси имело ту же конструкцию, что и Ju-86A и D. Перед хвостовым колесом дополнительно был смонтирован неподвижный дополнительный костыль, который служил для подъёма и удержания вверху хвостовой части самолёта при ремонте.
3 Хвостовое оперение
Хвостовое оперение было выполнено аналогично установленному на Ju 86 D.
4 Несущие поверхности
В отличие от Ju 86 A и D пассажирский вариант имеет крыло с несколькими большими люками, которые служили для доступа к топливным бакам, поскольку у гражданских самолётов Ju 86 топливные баки были расположены в несущей поверхности. В каждой из консолей крыла находились по два алюминиевых топливных бака ёмкостью 320 и 240 литров. Была предусмотрена возможность установки еще двух топливных баков ёмкостью по 180 литров в каждую консоль крыла.
Маслобаки емкостью по 70 литров каждый размещались в передней части крыла.
Охлаждение масла осуществлялось при помощи разработанных фирмой Junkers трубчатых радиаторов.
В моторных гондолах и в пассажирском салоне смонтированы системы пожаротушения.
5 Силовая установка
Для различных прототипов гражданского самолёта Ju 86 было решено использовать различные немецкие и зарубежные силовые установки.
Варианты Ju 86 B и С получили известные дизельные двигатели Jumo 205 C.
Ju 86 Z-1 и Z-2 так же получили Jumo 205 C. Ju 86 Z-3 были оборудованы английскими Rolls Royce Kestrel 3. Ju 86 Z-7 получили американские двишателт Pratt & Whitney Hornet.
Силовая установка крепилась к моторным рамам при помощи болтовых соединений. В случае монтажа на самолёте иной силовой установки с другим типом двигателей Ju 86 получал другое обозначение.
Производство Junkers Ju 86
Прототип | Номер регистрации и название | Заводской № | Силовая установка | Примечания. | ||
Ju86 b, V2 | D-ABUK | 4902 | 2×Jumo 205 C | Первый полёт выполнен 4.04.1935 года. | ||
Ju 86 V4 | D-AREV «Dresden», «Brocken» | 4904 | 2×Jumo 205 C | Первый полёт выполнен в мае 1935 года, прототип пассажирского самолёта Ju 86 B с BMW 132 De. | ||
Ju 86 V7 (ex Ju 86 C-1) = Ju 86 Z-3 |
|
| 2×Rolls Royce Kestrel XVI | 1936 год. Самолёт C-1-серии, прототип Z-серии с двигателями Rolls Royce, позднее был переоборудован и получил Pratt & Whitney Hörnet (Z-7 серия). Поставлен авиакомпании South African Airways | ||
Ju 86 V8 |
|
| 2×Pratt & Whitney Hörnet S1 E-G | 1937 год. Ju 86 D-0 Пбыл переоборудован в качестве прототипа серии Ju 86 C-7 с двигателями Pratt & Whitney Hörnet S1 E-G | ||
Ju86 A-1, V24 | D-AUME «Annaberg» | 860246 | 2×BMW 132 De | Прототип Z-серии | ||
Ju 86 B-01 | D-AXEQ «Böckeberg» | 860007 | 2×Jumo 205 C | 1936 год. 20-ти часовой перелёт по маршруту Дессау–Батёрст, 22-23.08.1936 года | ||
J u 86 B-02 | HB-IXI | 860008 | 2×Jumo 205 C | 1936 год. В конце 1937 года разбит во Франкфурте-на-Майне | ||
Ju 86 B-03 | D-AHYP «Schneekoppe» | 860009 | 2×Jumo 205 C |
| ||
Ju 86 B-04 | D-ALOZ «Zugspitze» | 860010 | 2×Jumo 205 C |
| ||
Ju 86 B-05 | D-AQER «Inselberg» | 860011 | 2×Jumo 205 C |
| ||
Ju 86 B-06 | D-AZAH «Feldberg» | 860012 | 2×Jumo 205 C |
| ||
Ju 86 B-07 | D-ANUV «Wasserkuppe» | 860016 | 2×Jumo 205 C | Экспортный вариант Ju 86 Z-7 получивший двигатели BMW 132 HA | ||
Ju 86 B-08 |
| 860022 | 2×Jumo 205 C-3 | Бывший бомбардировщик варианта A-0 переделанный в трaнспортный самолёт | ||
Ju 86 B-09 | D-AFAF «Watzmann» | 860014 | 2×Jumo 205 C-3 | 1936 год, Силовые установки заменены на 2×BMW 132 De. | ||
Ju86 B-010 | HB-IXE | 860951 | 2×Jumo 205 C | Гражданский вариант Z-1. В 1937 году силовые установки наменены на 2×BMW 132 De. 19 июля 1939 года упал в районе Констанца (Konstanz). Номер гражданской регистрации HB-IXA (= Ju86 Z-2) | ||
Ju86 B-11 | D-AGEY | 860952 | 2×Jumo 205 C | 1937 год. C номерами гражданской регистрации VH-UYA авиакомпании Lawrence Hargrave. В августе 1937 года машина была возвращена фирме Junkers. | ||
Ju 86 C-1 | D-AKOI «Kaiserstuhl» | 860972 | 2×Jumo 205 C-3 | 1937 год | ||
Ju 86 C-1 | D-AQEA «Schauinsland» | 860973 | 2×Jumo 205 C-3 | 1937 год | ||
Ju 86 C-1 | D-ASOE «Hisselberg» | 860974 | 2×Jumo 205 C-3 | 1937 год | ||
Ju 86 C-1 | D-AVOE «Obersalzberg» | 860975 | 2×Jumo 205 C-3 | 1937 год | ||
Ju 86 C-1 | D-AMYO «Melibokus» | 860976 | 2×Jumo 205 C-3 | 1937 год | ||
Ju 86 C-1 | D-AJUU Vogelsberg | 860977 | 2×Jumo 205 C-3 | 1937 год | ||
Ju 86 Z-2 | D-ANUV «Wasserkuppe» | 860016 | 2×BMW 132 C | 1936 год. Бывший Ju 86 B-07. Соответствует B-0-серии. Двигатели заменены на 2×BMW 132 HA | ||
Ju 86 Z-2 | M-210 |
| 2×Jumo 205 C | Поставлен авиакомпании South Manchurian Railway
| ||
Ju 86 Z-2 | M-211 |
| 2×Jumo 205 C | Поставлен авиакомпании South Manchurian Railway | ||
Ju 86 Z-2 | M-212 |
| 2×Jumo 205 C | Поставлен авиакомпании South Manchurian Railway | ||
Ju 86 Z-2 | M-213 |
| 2×Jumo 205 C | Поставлен авиакомпании South Manchurian Railway | ||
Ju 86 Z-2 | M-214 |
| 2×Jumo 205 С | Поставлен авиакомпании South Manchurian Railway | ||
Ju 86 Z-3 | ZS-AGE «Louis Trichardt» |
| 2×Rolls Royce Kestrel | 1937 год. Получил двигатели Pratt & Whitney Hornet | ||
Ju 86 Z-3 | ZS-AGF «Richard King» |
| 2×Rolls Royce Kestrel | 1937 год. Получил двигатели Pratt & Whitney Hornet | ||
Ju 86 Z-3 | ZS-AGG «Ryk Tulbagh» |
| 2×Rolls Royce Kestrel | 1937 год. Получил двигатели Pratt & Whitney Hornet | ||
Ju 86 Z-3 | ZS-AGH «David Lindley» |
| 2×Rolls Royce Kestrel | 1937 год. Получил двигатели Pratt & Whitney Hornet | ||
Ju 86 Z-3 | ZS-AGI «Sir John Cradock» |
| 2×Rolls Royce Kestrel | 1937 год. Получил двигатели Pratt & Whitney Hornet | ||
Ju 86 Z-7 | ZS-AGJ «General David Baird» |
| 2×Pratt & Whitney Hörnet |
| ||
Ju 86 Z-7 | ZS-AJE «Gert Maritz» |
| 2×Pratt & Whitney Hörnet |
| ||
Ju 86 Z-7 | ZS-AJK «Hendrik Swellengrebel» |
| 2×Pratt & Whitney Hörnet |
| ||
Ju 86 Z-7 | ZS-AJL «Cecil John Rhodes» |
| 2×Pratt & Whitney Hörnet |
| ||
Ju 86 Z-7 | ZS-ALN «Sir Hercules Robinson» |
| 2×Pratt & Whitney Hörnet |
| ||
Ju 86 Z-7 | ZS-ALV «President Steyn» |
| 2×Pratt & Whitney Hörnet |
| ||
Ju 86 Z-7 | ZS-ANA «Sir J. Gordon» | 0862071 | 2×Pratt & Whitney Hörnet |
| ||
Ju 86 Z-7 | ZS-ANB «Hendrik Potgieter» | 0862018 | 2×Pratt & Whitney Hörnet |
| ||
Ju 86 Z-7 | ZS-ANC «Sir Benjamin d'Urban» | 0862019 | 2×Pratt & Whitney Hörnet |
| ||
Ju 86 Z-7 | ZS-AND «Lord Charles Somerset» | 0862020 | 2×Pratt & Whitney Hörnet |
| ||
Ju 86 Z-7 | ZS-ANE «Simon van der Stel» | 0862021 | 2×Pratt & Whitney Hörnet |
| ||
| ZS-ANF «Jan van Riebeeck» | 0862022 | 2×Pratt & Whitney Hörnet |
| ||
Ju 86 Z-7 | SE-BAE «Svalan» | 860959 | 2×Pratt & Whitney Hörnet S 1 E-G | 1938 год. 2 бомбардировщика Typ 9 Nr. 911 | ||
Ju 86 Z-7 | Illimani |
| 2×Pratt & Whitney Hörnet S 1 E-G | 2 самолёта поставлены в 1937 году в Боливи | ||
JU 86 Z-7 | Illimani |
| 2×Pratt & Whitney Hörnet S 1 E-G | 2 самолёта поставлены в 1937 году в Боливию. |
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ju 86 B
Компания производитель: Junkers
Прототип: Ju 86 B
Тип конструкции: свободнонесущий низкоплан
Назначение: пассажирский и почтовый самолёт
Силовая установка: 2×Jumo 205 C, 2×600 лс. = 1200 л.с.
Экипаж: 1-2 пилота, радист, 10 пассажиров
Размеры:
размах крыла 22,5 м
максимальная длина 17,6 м
максимальная высота 4,7 м
колея шасси 3,0 м
тип колес шасси – со средним давлением
размеры колёс основных стоек 950×350мм
привод тормозной системы шасси – гидравлический
ёмкость топливных баков 1500 л
ёмкость масляных баков 140 л
Площади:
крыло с элеронами 82,0 м²
элероны 4,52 м²
закрылки 8,16 м²
горизонтальное оперение 9,96 м²
шайбы вертикального оперения 6,34 м²
вид крыла в плане – трапецевидный
поперечное V крыла 8,5°
стреловидность крыла 5,5°
коэффициент прочности 5,9
хорда крыла в корневой части 5,3 м
хорда крыла в средней части 3,64 м
хорда крыла у законцовок 1,47 м
Относительное удлинение крыла 6,17
сужение крыла 3,61
Вес:
пустого 5200 кг
снаряженного самолёта 5790 кг
полезной нагрузки 1000 кг
дополнительной нагрузки 2060 кг
полной нагрузки 2650 кг
взлётный 7850 кг
соотношение нагрузки к весу снаряженного самолёта 0,36
Воздушные винты:
Конструкция – с изменяемым шагом
привод – понижающей редуктор
диаметр 3,3 м
число лопастей 3
материал – металл
направление вращения – правое
площадь ометаемая винтами 2×8,55 = 17,1 м²
Полезный объём/габариты:
площадь пола пассажирского салона 10,2 м²
площадь пола отсека для багажа 3,5 м²
Материалы:
несущие плоскости – цельнометаллические
фюзеляж – цельнометаллический.
хвостовое оперение – цельнометаллическое
Летные характеристики:
продолжительность полёта до 5,3 ч
нормальная дальность полёта 1500 км
максимальная дальность полёта со всеми полностью заполненными топливными баками 2500 км
расход топлива 70 л/100 км полёта
расход масла 4,5 л/100 км полёта
максимальная скорость 310 км/ч
экономическая скорость 280 км/ч
посадочная скорость 98 км/ч
длина разбега при взлёте 335 м
длина пробега при посадке 260 м
практический потолок с двумя работающими двигателями 5900 м
практический потолок полёта с одним работающим двигателем 1100 м
время набора высоты
1000 метров 4,0 мин
2000 метров 8,8 мин
3000 метров 15,0 мин
5900 метров 32,0 мин
скороподъёмность на уровне моря 4,17 м/с
удельная нагрузка на крыло 95,75 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 6,54 кг/л.с.
удельная мощность на несущую поверхность 14,65 л.с./м²
удельная мощность на площадь ометаемую винтом 70,25 л.с./м²
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ju 86 Z-2
Компания производитель: Junkers
Прототип: Ju 86 Z-2
Тип конструкции: свободнонесущий низкоплан
Назначение: пассажирский и почтовый самолёт
Силовая установка: 2×BMW 132 De, 2×845 л.с. = 1690 л.с. на высоте 2600 м
Экипаж: 1-2 пилота,1 радист,10 пассажиров
Размеры:
размах крыла 22,5 м
максимальная длина 17,6 м
максимальная высота 4,7 м
колея шасси 3,0 м
тип колес шасси – со средним давлением
размеры колёс основных стоек 950×350мм
привод тормозной системы шасси – гидравлический
ёмкость топливных баков 1500 л
ёмкость масляных баков 140 л
Площади:
крыло с элеронами 82,0 м²
элероны 4,52 м²
закрылки 8,16 м²
горизонтальное оперение 9,96 м²
шайбы вертикального оперения 6,34 м²
вид крыла в плане – трапецевидный
поперечное V крыла 8,5°
стреловидность крыла 5,5°
коэффициент прочности 5,9
хорда крыла в корневой части 5,3 м
хорда крыла в средней части 3,64 м
хорда крыла у законцовок 1,47 м
Относительное удлинение крыла 6,17
сужение крыла 3,61
Вес:
пустого 5200 кг
снаряженного самолёта 5900 кг
полезной нагрузки 1280 кг
дополнительной нагрузки 2300 кг
полной нагрузки 3000 кг
взлётный 8200 кг
соотношение нагрузки к весу снаряженного самолёта 0,39
Воздушные винты:
Конструкция – с изменяемым шагом
привод – понижающей редуктор
диаметр 3,3 м
число лопастей 3
материал – металл
направление вращения – правое
площадь ометаемая винтами 2×8,55 = 17,1 м²
Полезный объём/габариты:
площадь пола пассажирского салона 10,2 м²
площадь пола отсека для багажа 3,5 м²
Материалы:
несущие плоскости – цельнометаллические
фюзеляж – цельнометаллический.
хвостовое оперение – цельнометаллическое
Летные характеристики:
продолжительность полёта до 3,25 ч
нормальная дальность полёта 1000 км
максимальная дальность полёта со всеми полностью заполненными топливными баками 1500 км
расход топлива 100 л/100 км полёта
расход масла 6,5 л/100 км полёта
максимальная скорость 375 км/ч
экономическая скорость 315 км/ч
максимальная экономическая скорость 350 км/ч
посадочная скорость 101 км/ч
длина разбега при взлёте 290 м
длина пробега при посадке 285 м
практический потолок с двумя работающими двигателями 6900 м
практический потолок полёта с одним работающим двигателем 3000 м
время набора высоты
1000 метров 3,1 мин
2000 метров 6,0 мин
3000 метров 9,1 мин
практический потолок при двух работающих двигателях 27,0 мин
скороподъёмность на уровне моря 5,4 м/с
удельная нагрузка на крыло 100,0 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 4,86 кг/л.с.
удельная мощность на несущую поверхность 20,61 л.с./м²
удельная мощность на площадь ометаемую винтом 98,95 л.с./м²
источник: "Junkers Ju 86 Verkehrsflugzeuge" LUFTFAHRT international 8