Пассажирские самолеты Savoia-Marchetti S-71. Италия
Небольшая, но интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
SAVOIA-MARCHETTI S-71
Итальянский трехмоторный коммерческий моноплан с высокорасположенным крылом
Свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом – тип, который несколько лет назад был представлен компанией Fokker, – в последнее время приобрел значительную популярность во многих странах, особенно в отношении многомоторных моделей. Совсем недавно известная итальянская авиастроительная компания Savoia-Marchetti выпустила коммерческую машину данного типа S-71, о которой мы ниже можем привести некоторые краткие сведения.
S-71 является машиной с силовой установкой средней мощности, предназначенной для авиационных линий с довольно плотным трафиком. Утверждается, что этот тип машины, наряду с ее индивидуальными особенностями и аэродинамическими качествами, представляет собой нечто совершенно отличное от других машин, используемых в настоящее время для почтовых и пассажирских перевозок в Италии.
Как видно из сопровождающих статью иллюстраций, S-71 имеет довольно толстое свободнонесущее крыло, установленное на верхней части фюзеляжа и сужающееся по хорде и толщине от корневых частей к законцовкам. Самолет оснащен тремя двигателями: один установлен в носовой части фюзеляжа, а два других на консолях крыла по обе стороны от фюзеляжа.
Консоли крыла самолета аналогичны тем, которые используются на гидросамолете S-55 и на моноплане S-64bis, который установил мировой рекорд продолжительности и дальности полета по замкнутому маршруту. Крыло имеет цельнодеревянную конструкцию с тремя коробчатыми лонжеронами и фанерной обшивкой. Внутри крыла размещены четыре дюралюминиевых топливных бака.
Основу конструкции фюзеляжа составляют сваренные стальные трубы, и моторная рама центрального двигателя, которую мы считаем съемным, позволяет устанавливать различные типы авиационных моторов. За моторной рамой непосредственно у передней кромки крыла находится кабина пилотов. В кабине, в которой два сиденья размещены бок о бок, предусмотрена установка двойного управления. Кабина полностью закрыта стеклянными окнами и аккуратно вписана в обтекаемую форму фюзеляжа и крыла.
Пассажирский салон расположен сразу за кабиной пилота и ниже нее; объем салона составляет 424 куб. фута (12 м³), и он вмещает в себя восемь пассажиров, которые могут располагаться в салоне с максимально возможными свободой и комфортом: высота салона составляет 6 футов (1,83 м). По бортам салона расположены удобные кресла, между рядами которых находится центральный проход. Раздвижные окна в бортах салона, простирающиеся на всю длину салона, обеспечивают пассажирам отличный обзор вниз. Утверждается, что в открытом состоянии эти окна достаточно велики, чтобы позволить пассажирам при необходимости выпрыгнуть из них со своими парашютами.
В задней части пассажирского салона находятся туалет и багажное отделение. Большая дверь, расположенная на левой стороне фюзеляжа позади пассажирского салона, обеспечивает легкий вход и выход.
Хвостовое оперение монопланного типа, угол установки стабилизатора является регулируемым в полете, в то время как угол отклонения киля можно отрегулировать на земле. Хвостовое оперение имеет цельнодеревянный силовой набор и фанерную обшивку. Рули высоты и направления, так же как и элероны, имеют роговую компенсацию.
Основные стойки шасси без межколесной оси; колеса соединены с фюзеляжем при помощи стальных V-образных конструкций. Во время посадки ударные нагрузки гасятся посредством стоек, которые оснащены масляно-пневматическими амортизаторами и которые простираются от колес до гондол крыльевых двигателей. Колеса основных стоек шасси оснащены масляно-пневматическими тормозами, которые имеют дифференциальное управление. В задней части фюзеляжа установлен подпружиненный прочный хвостовой костыль.
Как указывалось ранее, силовая установка состоит из трех двигателей, один из которых установлен в носовой части фюзеляжа, а другие – на консолях крыла. Крыльевые двигатели крепятся к стальным моторным рамам, которые в свою очередь присоединены к передним лонжеронам консолей. Двигатели и моторные гондолы аккуратно закрыты капотами, изготовленными из листов металла.
На снимках, приведенных в данной статье, самолет оснащен радиальными двигателями воздушного охлаждения Walter Castor, развивающими мощность 240 л.с. и оснащенными двухлопастными регулируемыми металлическими воздушными винтами. Запуск осуществляется сжатым воздухом, с помощью компрессора со встроенным электродвигателем Garelli.
Были опубликованы следующие показатели летных характеристик пассажирского самолета S-71. С двумя работающими двигателями и массой при полной нагрузке 3748,5 фунтов (1700 кг) машина выполняет взлет за 30 секунд с длиной разбега 416 ярдов (380 м). Высоту 3281 фут (1000 м) самолет набирает за 10 минут, 6500 футов (1980 м) – за 22 минуты и 9800 футов (2987 м) – за 51 минуту. Максимальная скорость горизонтального полета составляет 130,5 миль в час (210 км/ч). С одним работающим двигателем и 2205 фунтами (1000 кг) нагрузки машина способна поддерживать горизонтальный полет, а с полной нагрузкой будет снижение под наклоном 4%. Один из этих монопланов недавно перелетел из Милана в Рим за 2 часа 45 минут; машина, пилотируемая Алессандро Пассалева (Alessandro Passaleva), установила рекорд высоты, набрав с нагрузкой 2000 кг высоту 6540 метров (21 457,7 футов).
Основные характеристики S-71 следующие:
- размах крыла 69 футов 6 дюймов (21,2 м);
- общая длина 45 футов (14 м);
- высота 13 футов 6 дюймов (4,1 м);
- площадь крыла 645,6 кв. футов (60 м²);
- масса пустого 6174 фунтов (2800 кг);
- масса с полной нагрузкой 9922 фунта (4500 кг);
- масса полезной нагрузки 1874,25 фунтов (850 кг);
- диапазон скоростей 62–146 миль в час (100–235 км/ч);
- крейсерская скорость, 124 мили в час (200 км/ч);
- время набора высоты 3281 фут (1000 м) – 3 минуты,
- 9800 футов (3000 м) – 14 минут,
- 19 686 футов (6000 м) – 54 минуты;
- продолжительность полета 8 часов.
источник: «The Savoia-Marchetti S-71» // Flight, May 29, 1931, pages 476-477