Пассажирские самолеты Curtiss Model 53 Condor CO. США
В 1928 году, после того как Армия США разрешила использовать конструкцию бомбардировщика B-2 компании Curtiss в качестве базовой для самолётов невоенного назначения, была разработана гражданская версия этого самолёта – Model 53 Condor CO, также известная как Condor 18 по количеству пассажирских мест. Шесть таких самолётов были построены в Гарден-Сити (Garden City), штат Канзас, двумя отдельными сериями по три машины, в надежде без проблем их продать – индустрия воздушного транспорта в те годы бурно развивалась. Первый полет пассажирского самолёта Condor 18 состоялся в июне 1929 года.
Первые три самолёта мало чем отличались от B-2. Их фюзеляж был изменен для размещения 18 пассажиров на трех рядах сидений и трех человек экипажа. Кабину пилотов перенесли в самый нос самолёта и сделали закрытой, как и на предыдущем авиалайнере Кертисса – Model 19 Eagle 1919 года. По сравнению с В-2 длина машины была увеличена удлинением фюзеляжа перед и позади крыльев. Гондолы двигателей были такими же, как и на бомбардировщике, отличаясь лишь зашитыми кабинами стрелков.
три самолёта Condor CO первой серии – по существу B-2 с фюзеляжем, измененным для перевозки пассажиров. Крылья и оперение идентичны B-2. На фото самый первый Condor CO (регистрационный номер NC185H) в период опытной эксплуатации в авиакомпании Transcontinental Air Transport (TAT)
Следующие три машины имели заметные отличия: фюзеляж стал короче на 2 фута (0,61 м), оба крыла получили поперечное V (у первой партии – только нижнее), вертикальное оперение сделали выше, а горизонтальное – шире. Мотогондолы переделали полностью: в передней части они приобрели монококовую металлическую конструкцию, а в задней – обтекаемую, почти параболическую форму.
«кондоры» второй серии отличались увеличенным хвостовым оперением, поперечным V обоих крыльев и новыми мотогондолами. Фото Роджера Безеккера (Roger Besecker)
схемы пассажирского самолёта Condor CO (второй серии)
К сожалению, новые гражданские «кондоры» не вызвали большого интереса у авиакомпаний-перевозчиков, большинство из которых использовало хорошо зарекомендовавшие себя трёхмоторные монопланы Ford и Fokker. Единственным преимуществом, которое мог предложить переделанный бомбардировщик, была бóльшая пассажировместимость. Авиакомпания Transcontinental Air Transport (TAT) испытала две машины (NC725K и NC185H) на своих маршрутах, но так и не купила их. Компания Curtiss поставила непроданные «кондоры» на хранение в Гарден-Сити. В конце концов, с января 1931 по июль 1932 года все они были проданы авиакомпании Eastern Air Transport по цене ниже себестоимости. Перед продажей некоторые из них были подвергнуты капитальной реконструкции на заводе в Сент-Луисе.
Curtiss CO Condor (второй серии) авиакомпании Eastern Air Transport (США)
NC185H в ливрее Eastern Air Transport. Видно, что самолёт модернизирован до стандарта второй серии
Самое известное применение «кондоров» случилось уже после того, как в 1934 году Eastern Air Transport сняла их с эксплуатации. Между июлем 1935 года и апрелем 1936 года знаменитый пилот, покоритель Атлантики Кларенс Д. Чемберлен (Clarence D. Chamberlin) купил четыре «кондора», удалил роскошные интерьеры для установки дополнительных мест (максимальное число пассажиров достигло 26) и в течение нескольких лет использовал машины в своих воздушных турне по Соединенным Штатам, за небольшую плату катая на них всех желающих.
Curtiss Condor CO (NC727K) Кларенса Чемберлена
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Curtiss Model 53 Condor CO
Назначение: пассажирский самолет
Силовая установка: два 625-сильных двигателя Curtiss GV-1570
Размеры:
размах крыльев 91 фт 8 дйм (27,93 м)
длина
I серия 57 фт 6 дйм (17,52 м)
II серия 55 фт 7 дйм (16,94 м)
высота 16 фт 3 дйм (4,95 м)
площадь крыльев 1510 фт² (140,2 м²)
Вес:
пустого 12426 фнт (5636 кг)
общий 17900 фнт (8119 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость 145,2 миль/ч (233,67 км/ч)
крейсерская скорость 125 миль/ч (201,16 км/ч)
практический потолок 17000 фт (5182 м)
абсолютный потолок при полете на одним работающем двигателе 3500 фт (1067 м)
Пассажировместимость: 18 чел.
Количество изготовленных: 6 самолетов; серийные номера G-1/G-6, регистрационные номера NC185H, NC725K, NC984H (позднее NC985V), NC726K/NC728K
источник: PETER M. BOWERS «CURTISS AIRCRAFT 1907-1947»