Пассажирские и патрульные летающие лодки Lioré et Olivier (SNCASE) LeO H-246.1. Франция
Судьбы самолетов, построенных во второй половине 1930-х годов для использования в гражданских целях и попавших в жернова войны, обычно очень интересны. Это относится и к четырехмоторной пассажирской летающей лодке, созданной французской авиастроительной компанией Lioré et Olivier. Данная компания была известна относительно успешными гражданскими самолетами, которые авиакомпания Air France использовала для полетов на дальних пассажирских и почтовых авиалиниях.
В первой половине 1930-х годов летающие лодки LeO H-242 выполняли полеты через Средиземное море. В начале 1935 года руководство авиакомпании Air France сочло эти гидросамолеты устаревшими и заказало у компании Lioré et Olivier, Аржантёй (Argenteuil), создание современной 26-местной летающей лодки. Эти гидросамолеты предназначались для полетов на основной транссредиземноморской трассе Мариньян (неподалеку от Марселя) – Алжир. Инженеры компании использовали проверенные технологии и проектировали летающую лодку LeO H-246 как свободнонесущий высокоплан с цельнодеревянным крылом системы Fokker. Корпус лодки был цельнометаллическим.
К передней кромке крыла крепились моторные рамы, на которых были установлены четыре 12-цилиндровых рядных двигателя жидкостного охлаждения Hispano Suiza 12Xirsl и 12Xjrsl мощностью по 720 л.с. (530 кВт) каждый. Двигатели 12Xirsl имели вращение против часовой стрелки и располагались на правой стороне крыла, в то время как двигатели 12Xjrsl имели вращение по часовой стрелке и устанавливались на левой стороне крыла. Использование двигателей с винтами противоположного вращения с целью компенсации разворачивающего момента было особенностью французских многомоторных самолетов. Радиаторы охлаждающей жидкости размещались под моторными гондолами в виде веретенообразных тел.
В феврале 1935 года авиакомпания Air France выдала компании Lioré et Olivier спецификацию, и уже 30 сентября 1937 года первый прототип, который получил номер гражданской регистрации F-AOUJ. После испытаний авиакомпания Air France заказала шесть серийных самолетов LeO H-246.1. Самолеты были изготовлены на заводе Национального общества самолётостроения юго-восточной Франции» (Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Est – SNCASE) и за ними были зарезервированы номера гражданской регистрации от F-AREI до F-AREN.
К моменту начала Второй Мировой войны прототип и первая серийная машина начали совершать полеты на важной транссредиземноморской линии, для которой они и создавались. Однако командование авиации ВМС Франции настояло на реквизиции всех шести серийных машин и переоборудовании их в дальние морские самолеты-разведчики. В свою очередь руководство авиакомпании Air France защищало свой маршрут в Алжир как стратегически важный и сумело «скостить» заявку французских ВМС до четырех машин.
Таким образом третий серийный самолет LeO H-246.1 (F-AREK) был оснащен оборудованием для ведения морской разведки и получил остекленную переднюю оконечность лодочного корпуса, предназначенную для размещения наблюдателей и ведения разведки. Экипаж состоял из восьми человек и имел в своем распоряжении четыре 7,5-мм пулемета Darne; пулеметы размещались в бортовых оборонительных позициях по два на каждом борту корпуса лодки. Под крылом были установлены держатели для подвески четырех 150 кг бомб.
Свой первый полет этот прототип дальнего морского разведчика совершил лишь 21 июня 1940 года – накануне подписания Францией перемирия. Самолет получил вооружение и был передан в состав 9-й эскадрильи дальней разведки, озеро Берр, хотя участия в боевых действиях машина не принимала. По условиям перемирия немцы разрешили эксплуатацию этой машины в составе авиации правительства Виши в качестве средства борьбы с британским флотом. Однако в качестве боевого самолета машина действовала недолго и в декабре 1940 года эта летающая лодка была признана устаревшей и была предназначена для списания.
Тем временем авиакомпания Air France получила оставшиеся заказанные машины, названные в честь тогдашних французских колоний. Первый прототип F-AOUJ летал по маршруту Мариньян – Алжир до апреля 1941 года. Другие машины эксплуатировались до ноября 1942 года, когда нацисты, вторгшиеся в неоккупированную часть Франции, прекратили деятельность авиакомпании Air France. В общей сложности немцы конфисковали четыре летающие лодки, одну из которых в 1940 году планировали переделать в морской самолет-разведчик. В 1944 году эта машина была уничтожена в Лионе бомбардировщиками союзников. Три самолета были перевезены в Германию. Там летающие лодки были вооружены и переданы эскадрилье для выполнения специальных операций KG-200, которая была оснащена летательными аппаратами негерманского происхождения.
Согласно ряду источников, немецкие ВВС не нашли применения этим летающим лодкам и передали хи военно-воздушным силам Финляндии, которые включили LeO H-246.1 в специальную транспортную группу Osasto Jauri. Одна из машин использовалась для полетов между Германией и Финляндией, перевозя либо раненых (14 лежачих на носилках), либо солдат (21 сидячих в полной экипировке). Двое других совершили четыре или пять разведывательных полетов над Карелией, 12 августа 1944 года во время одного из таких полетов одна машина была атакована советскими истребителями. Командование финских ВВС сочло эти летающие лодки подходящими для местных условий, особенно это касалось длины разбега и пробега при действии с карельских озер. При отступлении из Финляндии немецкие ВВС вероятно отозвали летающие лодки LeO H-246.1, и в дальнейшем их следы теряются.
После захвата немцами южной Франции в Алжире оставались две летающие лодки с номерами гражданской регистрации F-AREL и F-AREJ. После освобождения страны эти машины возобновили свои полеты по маршруту Марсель – Алжир; F-AREL начал летать в сентябре 1944 года, а F-AREJ – в феврале 1946 года. На тот момент во Франции была нехватка подходящих самолетов, и такие древние машины власти вполне устраивали, однако в марте-сентябре 1946 года их пришлось вывести из эксплуатации.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Lioré et Olivier (SNCASE) LeO H-246.1
Назначение: пассажирские и патрульные летающие лодки
Статус: единичное производство
Компания-производитель: Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Est (SNCASE), Витроль (Vitrolles)
Силовая установка: четыре 12-цилиндровых рядных двигателя жидкостного охлаждения Hispano Suiza 12Xirsl и 12Xjrsl мощностью по 720 л.с. (530 кВт) каждый
Размеры:
размах крыла 31,72 м
длина 21,71 м
высота 7,27 м
площадь крыла 132,00 м²
Масса:
пустого самолёта 10525 кг
взлетная 19840 кг
Летные характеристики (военная версия):
максимальная скорость 330 км/ч
крейсерская скорость 250 км/ч
время набора высоты 2600 метров 15 мин
практический потолок 7000 м
дальность полета 3780 км
Количество изготовленных: 7 экземпляров (1 прототип + 6 серийных)
источники:
-
- текст — TEXT VÁCLAV NĚMEČEK VÝKRES STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 LIORÉ-et-OLIVIER LeO H-246.1» «L+K» 1/83, str.31
- часть фотографий — http://www.airwar.ru/enc/sww2/h246.html