Пассажирская летающая лодка Short S.8 Calcutta в Белфасте

1

 

Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за неоценимую помощь в редак­тировании данной статьи.

Предисловие редакции: В конце лета 1928 года авиакомпания Imperial Airways пополнила свой флот летающих лодок великолепным самолетом – трехмоторной лодкой Short Calcutta. Одной из первых ее задач стало экспериментальное грузовое и пассажирское сообщение между Ливерпулем и Белфастом – городами, имевшими естественное преимущество в качестве баз летающих лодок.

В субботу 25 августа 1928 года в выходившей в Белфасте – недавно провозглашенной столице Северной Ирландии – утренней газете «Belfast News-Letter» была опубликована заметка такого содержания:

«Вполне вероятно, что к концу следующего месяца жители Белфаста будут иметь возможность не только видеть летающую лодку Calcutta, но и путешествовать на ней. Посетив Белфаст в прошлые выходные, начальник управления гражданской авиации (Director of Civil Aviation) сэр Сефтон Бранкер (Sir Sefton Brancker) и известный летчик сэр Алан Кобхэм (Sir Alan Cobham) выполнили тщательный осмотр гавани и отметили, что ее определенная часть станет отличной базой для летающих лодок».

Далее в статье говорилось, что авиакомпания Imperial Airways подготовила проект программы, в соответствии с которым 22-23 сентября самолет будет летать вдоль побережий Ланкашира и Чешира, а в понедельник 24 сентября начнется экспериментальное коммерческое сообщение по маршруту Ливерпуль – Белфаст.

«Каждое утро летающая лодка будет вылетать из Ливерпуля в 10:00 и прибывать в Белфаст в 11:45. Из Белфаста она вылетит в 15:00 и вернется в Ливерпуль в 16:45».

Величественная Calcutta

Первая летающая лодка Short Calcutta (номер гражданской регистрации G-EBVG, зав. номер S.712) была спущена на воду 13 февраля 1928 года и на следующий день под управлением шеф-пилота компании Джона Ланкастера Паркера (John Lankester Parker) совершила свой первый полет с реки Медуэй, графство Кент. Лодка отлично зарекомендовала себя в ходе заводских испытаний, последовавших за ними официальных испытаний в Феликстоу и приемо-сдаточных испытаний компании Imperial Airways. 27 июля 1928 года самолет получил сертификат летной годности.

1 августа 1928 года директор авиационной службы (Air Superintendent) компании Imperial Airways майор Х. Дж. Брэкли (Major H.G. Brackley) вылетел на G-EBVG в Лондон для пятидневного визита и посадил машину на поверхность Темзы в Вестминстере. В течение оставшейся части месяца были выполнены полеты в Гернси, Джерси и Шербур. Это были пробные полеты и полеты для подготовки экипажей. Корпоративное издание «Imperial Airways Gazette» так описывало достоинства летающей лодки:

«Пассажирский салон отделан ярко-синим и белым, потолок выложен фетром, создавая эффект мягкости и комфорта и предотвращая удары по металлу. Даже в полете внутри салона можно разговаривать без каких-либо усилий и проблем на расстоянии даже нескольких футов».

Второй экземпляр Short Calcutta (G-EBVH, зав. номер S.713) совершил свой первый полет 3 мая 1928 года и 12 сентября – после оценочных испытаний Королевских ВВС – был доставлен из Рочестера в Саутгемптон. Два дня спустя G-EBVH, взяв на борт председателя компании Imperial Airways сэра Эрика Геддеса (Sir Eric Geddes), покинула Саутгемптон, чтобы совершить воздушный круиз. Летающая лодка держала курс в сторону шотландского города Странрар (Stranraer). Посадка была сделана в заливе Холи-Лох (Holy Loch); остров Эйлса-Крейг (Ailsa Craig), залив Лох-Ланг (Loch Lang) и озеро Лох-Ломонд (Loch Lomond) наблюдались с воздуха. 18 сентября газета «Liverpool Echo» приветствовала прибытие летающей лодки Calcutta заголовком на всю полосу:

«Летающие рыцари прибывают!» (The Flying Knights Arrive)

В последующие несколько дней самолет выполнял прогулочные полеты за плату в размере 1 фунт с человека.

Совет сотрудничества

Городские власти Белфаста и Ливерпуля совместно оплачивали аренду у Imperial Airways летающей лодки G-EBVH; пилотировали летающую лодку капитаны Ф. Дж. Бейли (Captain F.J. Bailey) и Дональд Дрю (Captain Donald Drew). В рамках ливерпульской общественной недели (Liverpool Civil Week) с расположенного на реке Мерси (Mersey) ливерпульского морского аэродрома была выполнена серия полетов. Этот аэродром размещался между пирсом Рок-Ферри (Rock Ferry Pier) и доками Гарстон (Garston Docks) и находился в ведении совета доков и гавани реки Мерси (Mersey Docks & Harbour Board).

Посадки в Белфасте выполнялись на водную поверхность канала Масгрэйв (Musgrave Channel), расположенного между островом Королевы (Queen's Island) и Сиденгамом (Sydenham). Билет в одну сторону стоил 3 фунта 10 шиллингов (£3 10s 0d), билет в обе стороны – 6 фунтов 10 шиллингов (£6 10s 0d). 21 сентября 1928 года Calcutta под управлением майора Х. Дж. Брэкли и с сэром Сефтоном Бранкером на борту в качестве пассажира выполнила пробный полет. 24 сентября лорд-мэр Белфаста сэр Уильям Тернер (Sir William Turner), являвшийся самым восторженным энтузиастом летательных аппаратов, вместе с другими гостями был приглашен майором Брэкли для полета над заливом Белфаст-Лох (Belfast Lough) и самим городом.

Полеты по маршрутам Ливерпуль – Белфаст и Белфаст – Ливерпуль выполнялись с 24 по 27 сентября и с 29 сентября по 4 октября. 28 сентября вылет не состоялся из-за непогоды в Ливерпуле. 29 сентября газета «Belfast News-Letter» отметила, что один из пассажиров прибыл к самолету

«с маленьким плоским чемоданчиком для выходных и набором клюшек для гольфа. Он намеревался провести день недалеко от Ливерпуля за игрой в гольф. Другой пассажир имел одну ногу, но он манипулировал костылем с такой замечательной ловкостью, что без труда перебрался из моторного катера на борт летающей лодки».

В первом из серии полетов груз включал в себя первую поставку ирландских яиц в Ливерпуль, причем в тот же день, в который они были снесены. Газета «Liverpool Echo» так писала об этом:

«На этой неделе стало возможным, что яйцо, снесенное в Ирландии сегодня утром, в этот же день будет продано в Ливерпуле в магазине, закрывающемся в 6 часов вечера».

Почта в виде писем и открыток также являлась частью перевозимого летающей лодкой груза. Большая часть почты перевозилась в специально помеченных конвертах. Стоимость перевозки составляла 1 пенс за 2 унции.

Инструкции, напечатанные по этому поводу, гласили:

«Корреспонденция с пометкой «летающей лодкой», зарегистрированная в главной конторе в Белфасте до 9:00 утра, а также доставленная из-за пределов Белфаста почтовыми поездами, прибывающими до 8:30 утра, будет отправлена в Ливерпуль ежедневным утренним рейсом летающей лодки Calcutta. Корреспонденция, пришедшая с почтовыми поездами из Ливерпуля, будет доставлена в 7:15 утра следующего дня по прибытии, кроме воскресенья. В случае внесения платы за экспресс-доставку она будет произведена сразу же по прибытии почты».

Для последнего полета этой серии по железной дороге из Дублина было отправлено 35 писем.

Развлечение сотрудников газеты «News-Letter»

В субботу 29 сентября газета «News-Letter» зафрахтовала в Белфасте летающую лодку Calcutta для специального получасового полета с пятнадцатью пассажирами; начало полета было назначено на 14:00.

Специально приглашенные гости собрались на улице Донегал-стрит (Donegall Street) у офиса газеты, сели в автобус, предоставленный местной компанией Catherwoods и имевший по такому случаю обозначения компании Imperial Airways. После погрузки пассажиров автобус повез их через весь Белфаст в восточную часть города, относящуюся к графству Даун (County Down), где их ждал моторный катер. Катер доставил газетчиков на борт летающей лодки Calcutta, пришвартованной в канале Масгрейв. После того как пассажиры были доставлены на борт самолета, состоялся получасовой полет.

Оценка интерьера

Один из пассажиров так описал интерьер летающей лодки:

«Внутри были удобные сиденья, оснащенные складными чайными подносами. У меня был большой иллюминатор с правой стороны. Заняв места в самолете, все пассажиры на секунду-другую замолкали, как бы оценивая обстановку».

Газета «News-Letter» во время полета включила в свою группу двух фотографов, один из которых находился в салоне, а другой в отделении швартовки в носовой части лодки.

Один из сотрудников газеты описал данный полет следующим образом:

«Я посмотрел в иллюминатор и увидел, как мы мчались все дальше от канала. Затем все три двигателя, отдавая дань своей природе, взревели, и мы помчались по воде со скоростью сто миль в час. Брызги яростно хлестали в иллюминаторы. Как мне кажется, примерно в это время мы оторвались от воды. Я еще раз взглянул в иллюминатор. О, боги! Залив был гораздо ниже нас и корабли выглядели забавными маленькими вещицами.

Вода напоминала лист тонированного стекла. Мы летели вдоль залива на высоте примерно 1000–1500 футов (~300–450 м) в сторону замка Кэррикфергюс (Carrickfergus), зубцы которого походили на песочный замок ребенка, пролетев по пути над станцией Уайтабби (Whiteabbey) и деревней Гринайленд (Greenisland). Над Кэррикфергюсом мы повернули на юго-запад и стали возвращаться у Грей-Поинт (Grey Point) и Холливуду (Holywood).

В течение десяти минут или около того мы получили уникальные впечатления, видя наш город в качестве гигантского куска какого-то барельефа. Улицы, известные здания и достопримечательности были видны и легко узнавались:

«Там мэрия. Посмотрите на площадь Шафтсбери – она похожа на марку стоимостью в один пенни. Там Донегал-стрит и офис «News-Letter», а рядом кафедральный собор Святой Анны. О, смотрите: Антрим-роуд (Antrim Road), Клифтонвилл (Cliftonville), Фолс-роуд (Falls Road) и парк Виктория (Victoria Park)».

Спуск не сопровождался острыми ощущениями, которые характерны для тех, кто впервые поднялся в воздух – во время первого этапа ощущения были сравнимы с поездкой на лифте. Затем я привык к этому состоянию и вдруг увидел, что машина находится в нескольких футах над водой. Мы даже не заметили момент, когда коснулись воды. Пилот сделал идеальную посадку, и веселый голос через люк спросил: «Ну как вам, понравилось?» Когда моторный катер отошел от машины, в ее сторону раздалось: «Трижды ура «Калькутте»!», что придало изюминку рассказу».

Конец экспериментов

По окончании экспериментов летающая лодка G-EBVH была отправлена на юг, чтобы присоединиться к однотипной G-EBVG в совместной службе на Нормандских островах. В феврале 1929 года обе летающие лодки Calcutta были переведены на службу в Средиземном море. К большому сожалению G-EBVH была отправлена на слом в 1937 году – и десяти лет не прошло с тех пор, как она показала жителям Белфаста потрясающие виды их города, которые они никогда не смогут забыть.

Пассажирская летающая лодка Short S.8 Calcutta в Белфасте


Пассажирская летающая лодка Short S.8 Calcutta в Белфасте

Летающая лодка Short S.8 Calcutta (G-EBVH) с полностью выпущенными предкрылками совершает рулежку на реке Медвей, 3 мая 1928 года. Компания Imperial Airways первоначально присвоила этому самолету имя собственное “City of Athens”, затем незадолго перед передачей в июне 1937 года центру подготовки пилотов он был переименован в “City of Stonehaven”. Вскоре после передачи машина была разобрана на запчасти

Пассажирская летающая лодка Short S.8 Calcutta в Белфасте

Short S.8 Calcutta (G-EBVH) пришвартован в гавани Белфаста во время пробной эксплуатации на маршруте Белфаст – Ливерпуль, осень

Пассажирская летающая лодка Short S.8 Calcutta в Белфасте
Пассажирский салон летающей лодки Calcutta имел длину 17 футов (5,2 м), ширину 6 футов 6 дюймов (2 м) и высоту 6 футов 3 дюйма (1,9 м) и обеспечивал высокий уровень комфорта и объем пространства. Топливные баки были расположены в верхнем крыле, что позволило пассажирам курить во время полета

Пассажирская летающая лодка Short S.8 Calcutta в Белфасте

Трехмоторная пассажирская летающая лодка Calcutta являлась развитием двухмоторной военной летающей лодки S.5 Singapore I, имея в сравнении с ней бóльшую площадь крыльев при одинаковом размахе. Обратите внимание на предкрылки на верхнем крыле G-EBVH, которые отсутствовали на первом прототипе G-EBVG

Пассажирская летающая лодка Short S.8 Calcutta в Белфасте

На базе представленных журналом AEROPLANS оригинальных габаритных чертежей компании Short была создана данная иллюстрация, показывающая вариант окраски второй летающей лодки Short S.8 Calcutta (G-EBVH) во время ее службы в компании Imperial Airways. Рисунок выполнен Хуанитой Франци (Juanita Franzi), «Aero illustrations» 2012

Пассажирская летающая лодка Short S.8 Calcutta в Белфасте

Первый прототип летающей лодки Calcutta (G-EBVG), получивший в компании Imperial Airways наименование “City of Alexandria” и после пребывания в центре подготовки пилотов, Хэмбл, перевернувшейся во время шторма в Мирабелле (Mirabella), Крит, 28 декабря 1936 года
Пассажирская летающая лодка Short S.8 Calcutta в Белфасте

Пара специально помеченных конвертов, перевезенных G-EBVH во время пробных рейсов между Ливерпулем и Белфастом

Пассажирская летающая лодка Short S.8 Calcutta в Белфасте
Пассажирская летающая лодка Short S.8 Calcutta в Белфасте

29 сентября 1928 года летающая лодка Calcutta (G-EBVH) была специально зафрахтовала газетой «Belfast News-Letter» для полета над городом. Во время полета в летающей лодке находились два фотографа (один в салоне, другой в носовой части корпуса), сделавшие серию снимков Белфаста, включая и эти две прекрасные фотографии городской гавани. На верхнем снимке показаны доки Йорк, Барнетт и Поллок (York, Barnett and Pollock Docks), в то время как снимок ниже показывает превосходный вид на остров Королевы с дока Йорк

Пассажирская летающая лодка Short S.8 Calcutta в Белфасте

Опубликованный 1 октября 1928 года в газете «Belfast News-Letter» и занявший весь разворот фоторепортаж о полете. В данном репортаже были представлены виды с воздуха замка Кэррикфергюс, портовой электростанции, поля для гольфа Крейгавад (Craigavad) и центра Белфаста. Снимки были сделаны с борта летающей лодки Calcutta 29 сентября

ПРИЛОЖЕНИЕ

Летающая лодка Short S.8 Calcutta – жемчужина в короне авиакомпании Imperial Airways

В 1928 году построенная в Рочестере, графство Кент, летающая лодка Short S.8 Calcutta стала жемчужиной в короне авиакомпании Imperial Airways. Являвшаяся развитием Short Singapore – лодки данного типа были приняты на вооружение Королевских ВВС – летающая лодка S.8 Calcutta была примечательна как первая лодка, корпус которой имел работающую металлическую обшивку. Летающая лодка Calcutta строилась в основном из дюралюминия с применением нержавеющей стали в узлах, воспринимающих большие нагрузки. Силовая установка летающей лодки состояла из установленных между крыльями трех 540-сильных радиальных двигателей воздушного охлаждения Bristol Jupiter XIF. Управляли самолетом два пилота, сидевшие бок о бок в открытой кабине. Перед ними в носовой части лодки находился швартовочный отсек. В выпущенной компанией брошюре величественная Calcutta описывается следующим образом:

«Это прекрасно оборудованный, хорошо вентилируемый для тропического климата и адекватно обогреваемый для холодных районов самолет. Сиденья могут быть легко сняты со своих гнезд, в результате чего в корпусе окажется достаточно места для перевозки грузов. Внутренняя обивка салона полностью пневматическая, что формирует жизненно важное приспособление для использования в чрезвычайной ситуации».

Сиденье стюарда, камбуз и туалет были расположены в задней части фюзеляжа; буфет и работавшая на масле плита обеспечивали высокое качество блюд во время полета. Ближе к корме находились отсек для багажа пассажиров и укладка для

«необходимых предметов судового оборудования, таких как буи, якоря, веревки, подъемник для замены двигателей во время нахождения лодки на плаву и т.д.».

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Short S.8 Calcutta

Назначение: пассажирская летающая лодка

Экипаж: 3 человека + 15 пассажиров

Силовая установка: три девятицилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Bristol Jupiter XIF, развивавших мощность 540 л.с. и вращавших четырехлопастные винты

Размеры:

размах 93 фт (28,4 м)
длина 66 фт (20,1 м)
площадь крыльев 1825 фт² (169 м²)

Вес:

пустого 13 845 фнт (6285 кг)
с полной нагрузкой 22 500 фнт (10 200 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость 118 миль/ч (190 км/ч)
практический потолок 13 500 фт (4100 м)
дальность полета 650 миль (1050 км)


источник: GUY WARNER «To Belfast via Calcutta» // The Aviation Historian, Issue No. 01, с. 214-221

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account