22

Паровой “Тигр”

С технической точки зрения танк являлся типичным представителем немецкой школы танкостроения с рядом оригинальных решений, применённых в его конструкции

В предыдущей статье (Паровые танки блицкрига) говорилось, что немецкие танки делились на четыре типа – легкие, разведчики, средние и тяжелые. Соответственно, имели нумерацию I…IV. Это танки, поступающие на вооружение танковых дивизий.

Имелся и пятый тип – сверхтяжелый, или позиционный танк прорыва Pz-V “Тигр”.

Содержание:

Предпосылки для создания танка

Разработка сверхтяжелого танка была начата в 1937 году. Имелись две веские причины для скорейшей разработки и запуска в серию этого танка — строительство линии Мажино и наличие у потенциального противника тяжелых танков Char 2C.

Паровой “Тигр”

Применение парового двигателя создает хорошие предпосылки для создания тяжелых и сверхтяжелых танков, так как мощность и тяга паровой машины практически неограниченны. Значит, неограниченна и масса танка. В разумных пределах, конечно. Масса машины тон 300…500 технически вполне допустима. Но ограничения по массе и габаритам жестко накладываются из-за требования возможности перевозки танка по железной дороге. И тут возникают проблемы. Например, реально-исторический “Тигр” в транспортные ограничения уже немного не вписывался. Пришлось использовать специальные ж/д платформы и сменные гусеницы. Все это очень неудобно, но и выбора у конструкторов бензинового “Тигра” не было. Получилось то, что получилось.
В случае применения парового привода возникает более удачный вариант компоновки сверхтяжелого танка – сочлененный гусеничный вездеход.

Паровой “Тигр”

Танк состоит из двух гусеничных модулей. Передний – артиллерийский с 8,8 см орудием в башне. В заднем модуле располагаются паропроизводящая и пароконденсационная установки. Габариты обоих модулей 5х3,2х2,7 м (без орудия и дымовой трубы), масса по 35 т. Что позволяет перевозить их на двух стандартных ж/д платформах.
Очень удобно и логично. В реальной истории сочлененные вездеходы не получили большого распространения из-за сложности согласования движения гусениц. Механическая передача получается очень сложная и дорогая, электрическая передача тоже дорогая (и тяжелая). Здесь таких проблем нет – на каждой гусенице стоит свой двигатель. Причем автомобильный от грузовика Оппель Дампфблиц, форсированный до 90 л/с (ППУ позволяет). Передача на ведущее колесо выполнена через демультипликатор и планетарный БР. Редуктор расположен в ступице ведущего колеса, довольно типичное решение для тяжелой гусеничной техники.
В результате обеспечиваются прекрасные тяговые характеристики и скорость по шоссе в 15 км/ч.
Управление танком осуществляется за счет регулировки подачи пара на двигатели и/или принудительным разворотом в узле сочленения. Гидравлическая тяга позволяет разворачивать модули в пределах ±5º, что дает радиус поворота 50 м.
Управление осуществляется как с места водителя переднего модуля, так и с постов управления заднего модуля. Связь между постами – по телефону, по радио, голосовая и флажковая.

ОШС и ТТХ

Предполагалось, что сверхтяжелые танки следует использовать массированно, для чего все машины сводились в один отдельный тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung).
Так как каждый сочлененный вездеход фактически состоит из двух машин, то для удобства обозначения передняя и задняя машина получили собственные названия “Тигр” и “Пантера”.

Паровой “Тигр”

Такое разделение вызвано тем, что в некоторых ситуациях модули должны действовать отдельно друг от друга. При транспортировке по ж/д. При прохождении мостов, грузоподъемностью менее 70т. Передний модуль может также использоваться как малоподвижная огневая точка, а задний как БРЭМ или сверхмощный тягач. В штате батальона положено иметь 45 передних и 47 задних модулей. Два задних – запасные.
Разумеется, основное положение – когда модули действуют в сцепке. Получившуюся сочлененную машину также называют “Тигром”, как в названии статьи.
Интересно отметить, что здесь кроме технического разделения просматриваются и тактические разделения функций. Как у первых британских “самцов” и “самок” или как у современных ОБТ и БМПТ. Передний модуль обеспечивает лобовое прикрытие броней и орудием, а задний модуль — защиту с флангов.
ТТХ модулей приведены в таблице.

Паровой “Тигр”

Сравнение с зарубежными аналогами

По всей видимости, британский A1E1 и советский Т-35 относятся к другому классу бронетехники. Поэтому тут сравнения неуместны.
Единственный близкий зарубежный аналог (и наиболее вероятный противник) это французский Char 2C

Паровой “Тигр”

Такое сравнение тем более интересно потому, что многие характеристики этих танков в точности совпадают.
Масса обоих – 70 т. Мощность двигателей – 2х180 л/с бензогенератора или 4х90 л/с паровые машины – совпадает. Скорость по шоссе – 15 км/ч у обоих, запас хода 150 км. Даже боезапас орудия практически совпадает – 128 и 120 снарядов. Угол горизонтального наведения орудия также совпадает — 320º

Паровой “Тигр”

При этом ”Тигр” значительно ниже и на метр длинней.
Char 2С превосходит ”Тигр” (и вообще все танки в мире) по ширине преодолеваемого рва и высоте преодолеваемой стенки.
Во всем остальном французский танк решительно проигрывает.
Он дороже. Трансмиссия ненадежна.
75 мм пушка 1897 года намного слабее, чем 88 мм пушка 1936 года.
Лобовая броня в 45 мм не идет ни в какое сравнение со 100-мм броней ”Тигра”.
Транспортируется французский тяжеловес по железной дороге на специальных подкатных тележках, что не всегда удобно.
Забегая вперед, скажем, что и по успешности боевого применения французский танк проигрывает немецкому вчистую.

Операция ”Тигр”

Это операция по прорыву линии Мажино на саарском (самом укрепленном) участке.
Операция началась 14 июня 1940 года с мощной артподготовки. Артподготовка не нанесла существенных повреждений фортификационным сооружениям, но выбила пехотное заполнение.
На следующий день в атаку пошли ”Тигры” из тяжелотанкового батальона. Тактика применения была проста. Машины выдвигались на позиции и с дистанции 1 км расстреливали французские бронеколпаки. Снарядов не жалели, в среднем каждый танк отстрелял по паре боекомплектов. А это почти 10 тысяч снарядов. К вечеру полоса обороны была прорвана.

Паровой “Тигр”

Битва гигантов

В прорыв пошла механизированная группа. В это время штурмовые отряды принимали капитуляцию французских гарнизонов, а ”Тигры” стягивались на сборный пункт для марша на тыловую ж/д станцию. Так как свою задачу они выполнили.
Однако, французское командование бросило на закрытие прорыва свои сверхтяжелые танки. Это задержало продвижение немецких войск ровно на одни сутки. Так как батальон ”Тигров” был, так сказать, под рукой, то его решили перебросить навстречу французским сверхтяжам.
За ночь немецкие танки прошли более 100 км, и на следующее утро, 18-го числа состоялось встречное сражение французских и немецких тяжелых танков. Понятно, что у французов шансов не было никаких.

Паровой “Тигр”

На фотографии – семь выстрелов с километровой дистанции – шесть пробитий.
Это был полный разгром.
Через три дня Франция капитулировала.
По результатам этого боя были внесены изменения в ОШС панцерваффен. Теперь в каждой танковой дивизии полагалось иметь взвод сверхтяжелых танков. Чисто на подобный случай встречи с мощным противником. Во взводе полагалось иметь пять ”Тигров” и шесть ”Пантер”, одна запасная.
Паровой “Тигр”

Продолжение следует.

 

Дмитрий Желонкин
Подписаться
Уведомить о
guest

45 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account