РИ: осенью 1948 года был изготовлен первый образец НАМИ-012. После было построено еще несколько образцов, было проведено много испытаний. Вердикт комиссии в 1954 году: «Паровой автомобиль НАМИ-018 отвечает всем параметрам лесной промышленности, но может быть использован только в районах, куда доставка жидкого топлива затруднена или высока по стоимости».
АИ: Непосредственно после первых испытаний, именно осенью 1948 года высшие чины государства в лице Сталина и Берии очень заинтересовались этим проектом. И приложили немалые усилия для массового внедрения данной техники. В первую очередь для МТС (сельского хозяйства). Ну и дальше по списку – лесное хозяйство, угольная отрасль ну и дальше в город. Почему? Прежде всего данные руководители (в отличии от недоумка Хрущева, к примеру) были весьма грамотные и толковые люди. И ничто им не мешало заинтересоваться паровизацией транспорта и не только.
Почему? Причин может быть множество.
1. Экономические. Дело в том, что… паровые автомобили рентабельнее дизельных и тем более бензиновых движков! К примеру, был произведено испытание парового 6-тонного грузовика «Jorkshire Patent Steam Wagon C» выполнивший пробег 106.5 км под грузом в 6 т по профилю с подъемами до 17% [1 стр.25]. Результаты:
Первые 3 строки – данные, ниже – расчет для современных условий. Неплохо, расход (по деньгам) как у скутера, а перевозит как КАМАЗ-5350, причем тот расходует целых 27 л на 100 км, причем он дизельный… Существенный недостаток – очень большое потребление воды, на 1 кг угля 8 кг воды идет в атмосферу. Весьма трудно в любом месте найти такое количество воды. Но в НАМИ этот недостаток преодолен – вода через конденсатор возвращается в систему. Потери есть, но они уже далеко не так велики. Так же средняя скорость вроде весьма невелика. Но вернемся к НАМИ.
НАМИ потреблял швырки с влажностью до 35%. Теплотворность этого топлива – 10.9 МДж/кг.
Ниже топлива, которые мог бы потреблять НАМИ. Изначально – только швырки. Но никто не мешает дополнительно сделать топку из кузова (на тот случай, если в кузове люди и есть кому топить). Так же должна быть предусмотрена возможность присоединения аппаратуры для сжигания любого жидкого топлива (мазут, нефть). То есть НАМИ должно использовать то, что наиболее выгодно в данной местности. Если снабжение только издалека, то используем мазут. Если есть возможность использовать местное топливо – используем его.
Первые три строки – из 50-х годов, нижние две – из современности. Расход в рублях – то же по современным данным. Видно, что НАМИ даже на мазуте по себестоимости вполне на уровне «Газели». А на дровах и соломе – вполне себе бесплатно. Разумеется, сотни кг топлива – это проблема. Но не настолько уж и большая. С учетом того, что грузовик перевозит 6 тонн, то уж загрузить 350 кг швырок – тоже не проблема. Особенно если использовать различные способы механизации загрузки.
- Современные паровые автомобили и тракторы. В. Н. Добровольский, 1936 г.