Содержание:
История создания
Впервые русская паровая бронелохань была продемонстрирована на всемирной выставке в Париже в 1889 году. Собственно, она и была специально изготовлена для этой выставки в качестве экспоната. Первоначально оргкомитет российской секции выставки планировал выставлять паровой трактор Блинова. Иногда говорят, что это первый в мире трактор, но это не так. Первый гусеничный трактор был построен в 1837 году. А новизна трактора Блинова, как пишет Вики: «заключается в независимом движении гусениц, это решило проблему поворота гусеничного транспорта». Приоритет Блинова заключается в способе поворота гусеничной повозки. На каждой гусенице была своя паровая машина, а управление осуществлялось регулировкой подачи пара.
Конструкция в целом удачная, но для Парижа надо было показать что-то особенное.
Было решено построить боевую бронированную машину с паровым двигателем.
В конструкции бронелохани прослеживаются многие технические решения трактора Блинова. Как-то: четыре опорных колеса с каждой стороны, наличие 2-х паровых машин, расположенных справа и слева от котла. Соответственно – независимый привод гусениц. Котел расположен по центру, что делит обитаемые помещения на переднее и заднее. Спереди находятся командир и водитель (по совместительству выполняют функции заряжающего и наводчика 63,5 мм орудия), сзади – два кочегара (по совместительству – стрелки из картечниц). Совмещение обязанностей экипажа оправдано тем, что стрельба должна вестись с коротких остановок, но в целом, решение не самое удачное. Связь между отсеками – через переговорную трубу и при помощи машинного телеграфа. Для внешней связи используется паровой гудок. Внешний вид и расположение экипажа бронелохани показаны на рисунке.
В носовой части машины находятся два водяных бака, еще два бака – по бокам, а угольный бункер – в корме. Силовая установка не показана, чтобы не загромождать рисунок. Основным элементом силовой установки является котел системы Бельвиля-Блинова. См. рис
Котел изготавливался на Балаковском заводе насосов методом чугунного литья и был достаточно технологичен. К недостаткам котла можно отнести сравнительно невысокое давление (до 10 атмосфер) и отсутствие перегрева пара. Но это компенсировалось простотой и высокой ремонтопригодностью конструкции. А также высокой удельной мощностью: при массе силовой установке (включая котел, машины, сепараторы, конденсаторы, трубопроводы и насосы) всего в одну тонну, ее мощность была до 50 лс.
Скорость в 15 км/ч является теоретически максимальной. Практически скорость была в два-три раза ниже. При этом конденсаторы не справлялись с полной конденсацией отработанного пара, и часть пара выводилась в трубу. Что, конечно, приводило к большому расходу воды. Большая длина гусеничного обвода служит для преодоления легких полевых укреплений конца 19-го века (Гласис-ров-бруствер-траншея).
В целом, несмотря на не самую удачную компоновку и архаичный тип двигателя, русская паровая бронелохань является, говоря нашим современным языком, первым или одним из первых действующих образцов танка.
Целью статьи было описание конструкции и визуализация паровой бронелохани. Что, собственно, уже и сделано, и статью на этом можно было бы закончить. Но хорошим тоном на сайте считается непременное описание истории службы той или иной конструкции. Что и будет сделано далее.
Оценка проекта современниками.
Всемирная выставка проводилась с размахом, а одним из основных направлений была тема промышленной революции вообще и паровых машин в частности. Так что бронелохань удачно вписалась в общее настроение выставки.
Для экспонатов подобного рода был построен «Дворец Машин», сам по себе тоже являющийся экспонатом (как и Эйфелева башня). Немудрено, что бронелохань затерялась среди прочих чудес стимпанка. А в двух словах впечатление посетителей выставки можно выразить так – “Не оценили”.
В самом деле, назначение этого устройства было непонятно. Чем этот самодвижущийся редут лучше обычного земляного редута, который может быть построен в любом месте в течении часа или двух, причем намного дешевле? Картечницы и орудие можно перевозить на конных упряжках быстрее и опять-же дешевле. Лохань ля рюс можно использовать для контратаки и последующего преследования противника. Хотя, какое там преследование со скоростью пешехода? А снабжение углем и водой? Возможно, в будущем, когда армии обзаведутся целыми флотами подобных сухопутных кораблей, тогда боевые действия будут выглядеть совсем по-другому. А пока что это все из области чистой фантастики, господа.
По окончании выставки бронелохань выкупила Николаевская академия Генерального штаба. Эта чудо-машина стала действующим учебным пособием по краткому ознакомительному курсу “Оружие будущего”.
Первое боевое применение
Возможность испытать бронелохань в боевых условиях предоставилась через пятнадцать лет. С началом Русско-японской войны лохань была направлена в действующую армию, где была включена в состав мобильного бронеотряда. Кроме лохани в отряд входили пять-шесть пароконных тачанок с картечницами, десяток подвод для подвоза угля и воды, пара 87-мм пушек и драгунский эскадрон.
Предполагалось, что отряд будет перебрасываться на атакуемый участок фронта для усиления войск. Не самая удачная тактика, так как предоставляет инициативу противнику. А кроме того, при такой тактике бронелохань с угольными подводами постоянно отставала от конных упряжек и поэтому не могла принять участие в сражении.
Ситуация изменилась, когда фронт стабилизировался. Когда авиаразведке удавалось вскрыть участок, на котором готовится наступление противника, то бронелохань выдвигалась туда заранее. И тогда бронелохань показала себя весьма грозным оружием – она одна могла остановить атаку батальона противника, а то и целого полка. А будь она не одна, а, скажем, штук пятьдесят лоханей… Или сто… Идея заманчивая, но пока что был только получен первый опыт боевого применения.
Участие в Первой Мировой войне
При подготовке к возможной большой войне опыт применения бронелохани был учтен.
В Генеральном штабе подсчитали, что в случае большой войны снарядов хватит на три месяца. Увеличить запасы или резко нарастить производство снарядов было невозможно. Значит, нужно найти способ уменьшить их расход. А именно – придать пехотным частям бронелохани. Это позволит с самого начала войны вести активные боевые действия и разбить противника до того, как кончатся боеприпасы. Такой своеобразный “план Шлиффена” по-русски.
Первый бронелоханный дивизион был сформирован сразу после РЯВ. Он включал в себя взвод управления, два бронеэскадрона (всего 20 лоханей), пехотную роту, ремонтную роту, роту снабжения и запасную роту. Она-же – учебная, так как для разворачивания бронесил требовалось подготовить много экипажей.
Требуемое количество экипажей и машин было впечатляющим. Так как каждому армейскому корпусу нужно было придать как минимум один бронедивизион, а это в сумме 800 (восемьсот) машин. И еще кавалерийским корпусам, которых как известно было три, надо придать по полку бронелоханей. Это еше почти двести машин.
Причем для кавкорпусов больше подходят не бронелохани, а бронеходы. То – есть машины аналогичного назначения, но с двигателями внутреннего сгорания. Более подвижные, более современные, но и более сложные в производстве. А паровые бронелохани можно было производить серийно гораздо проще, больше и дешевле.
Итак, требовалось в мирное время построить тысячу боевых машин. В реальной истории в СССР при подготовке к 2-й и возможной 3-й мировым войнам танков было построено гораздо больше. Так что тысяча лоханей – это вполне выполнимо. Тем более, что бронелохань технологически намного проще, чем танки 40-х или 70-х годов.
С началом боевых действий применение бронелоханей позволило остановить наступление противника на германском фронте. А на австрийском фронте в кротчайшие сроки был проведен Брусиловский прорыв. В результате чего Австрия была полностью разбита и захвачена русскими и сербскими войсками. Сербская армия, кстати, стала второй армией в мире, получившей на вооружение бронелохани. Турция, Румыния и Италия сочли за благо остаться нейтральными. Германия получила войну на три фронта – Восточный, Южный и Западный.
Чудо на Марне
На Западном фронте бронелохани впервые были применены в составе Русского экспедиционного корпуса 7-го сентября 1914 года. Русский экспедиционный корпус во Франции появился в результате договора о сердечном согласии. Согласно этому договору, в случае войны Россия и Франция должны будут обменяться парой элитных частей, направив их на фронт союзника. Франция прислала в Россию истребительную эскадрилью “Нормандия-Неман”, оснащенную современными бензиновыми самолетами. Россия отправила во Францию пластунскую бригаду, усиленную ротой минометов и эскадроном бронелоханей.
Эта бригада прибыла в Париж очень вовремя чтобы остановить продвижение 1-й германской армии в 40-ка километрах от Парижа. Фактически, десяток бронелоханей остановили наступление немцев и, тем самым, спасли Париж. Фронт стабилизировался. Война приняла позиционный характер.
Первые танки
Изменившийся характер войны потребовал применения новых боевых машин (танков). Такие машины разрабатывались, и в скором будущем должны были поступить в армии Франции и Британии. Но нужны были эти машины прямо сейчас и много. Франция разместила заказ на несколько сотен лохань-ля рюсс в России, и в течении двух лет постоянно увеличивала объемы закупок. Под этот заказ в Одессе была построена лоханосборочная фабрика.
Паровая бронелохань под Верденом.
Небольшую часть паровой бронетехники французы передали британской армии. Именно тогда и появилось современное слово “танк”. Это слово появилось в результате двойного перевода. Лохань по-французски будет “baquet”, то-есть “бак”. Естественно, что по-английски эти машины стали называться “tank”, и это слово дало название всему классу машин.
Итак, первые “танки” появились в Британской армии, и были это русские паровые бронелохани одесской сборки, которые Франция передала своему союзнику.
Справедливости ради надо заметить, что паровые бронемашины уже не соответствовали современным требованиям, и их широкое использование было мерой вынужденной.
В России на смену лоханям шли бронеходы, во Франции разрабатывались машины под названием “char”, что по смыслу соответствует бронеходу. В Англии вся гусеничная бронетехника, паровая и бензиновая, называлась танками. Но паровые танки переводились в разряд учебных, а в качестве боевых разрабатывались собственные конструкции.
Первый танк английской постройки имел широкие гусеницы, охватывающие корпус. В корпусе находилась весьма совершенная (и поэтому дорогая) паросиловая установка и четыре члена экипажа – командир, водитель, механик и кочегар. Еще четыре пулеметчика располагались в бортовых спонсонах. Фактически, это был первый и единственный британский паровой “ромб”. Все последующие танки выпускались с бензиновыми двигателями мощностью 100…150 лс.
Viva la revolución!
В 1917 году и во Франции наладили собственный выпуск бронетехники с ДВС. В результате одесская лоханосборочная фабрика не набрала заказов, и партия в сотню лоханей “подвисла”. Русская армия также не готова была принять дополнительные лохани, так как потребность в бронетехнике по плану обеспечивали Путиловский, Сормовский и Балаковский тракторный заводы. Кризис перепроизводства!
Но покупатель на лохани быстро нашелся, причем за океаном. Мексиканский Конвент решил приобрести партию лоханей для революции. На тот момент Мексика была мировым лидером по добыче серебра, а мексиканский доллар котировался во всем мире. Так что сделка состоялась.
Применялись бронелохани в революционной армии довольно своеобразно. Каждый отряд численностью примерно в батальон, получил по паре лоханей. То есть, имело место злостное распыление бронетехники. Но зато в пределах батальона было налажено очень хорошее взаимодействие танков и пехоты. Кроме того, снабжать углем и водой две лохани намного проще, чем десять или двадцать. Так что схема оказалась удачной.
Революция победила!
Вообще-то, революция бы так и так победила, но есть разница. Потому что победа революции означает не только разгром контрас, но и поражение армии США, которая их поддерживала.
А теперь на южной границе США образовалось государство, имеющее крупнейшие в Новом Свете бронетанковые силы. При этом приграничные с Мексикой штаты – это бывшая мексиканская территория, и их неплохо бы вернуть. Калифорния, Колорадо, Техас, ну и там по мелочи.
Конечно, очень маловероятно, что лос кампаньерос сядут на свои бронелохани и поедут на север забирать назад свою территорию у США. Это маловероятно по многим причинам – политическим, экономическим, техническим итд. Но и совсем исключать такую возможность тоже нельзя, и в США это понимают. Поэтому Госдепартамент на текущий момент сильно озабочен безопасностью своих южных границ и США не принимают участие в Первой Мировой Войне. Да здравствует революция!
Первые танки в России
Как известно, Временное правительство было предупреждено о готовящемся восстании. Но, одно дело – знать, а другое – предотвратить надвигающиеся события. Так как к тому времени правящая верхушка имела очень слабую опору в массах. Лозунг “Долой министров – капиталистов” был популярен даже среди фронтовых офицеров. Что уж говорить про рабочих и крестьян. Фактически, Временное правительство могло полагаться только на отдельные казачьи части и юнкеров. Этих сил было явно недостаточно даже для удержания власти в столице.
Тогда был разработан хитрый план. Во Владимирском военном училище был организован Бронетанковый факультет. Якобы для изучения матчасти британских танков, каковые должны были иметься на факультете в количестве 10…15 “учебных” машин. А в решающую минуту эти танки выйдут на улицы Петрограда, и октябрьский переворот будет сорван.
Танки для учебных целей выписали из Британии. Естественно, британцы отправили в Россию учебные ПАРОВЫЕ танки. Десяток лоханей и паровой ромб. То-есть, технику, от которой британская армия отказалась.
На фотографии – паровой ромб заезжает на ж/д платформу для отправки в Россию.
Так и получилось, что первые ТАНКИ, появившиеся в России – это реэкспортные паровые бронелохани, изготовленные для Франции, а впоследствии переданные Британии, а впоследствии – России. В Россию эти машины прибыли уже под иностранным названием.
Но в Петроград они не попали. Так как сразу после прибытия танков в Россию власть в Архангельске захватили большевики. Бронелохани пошли на вооружение красных рабочих отрядов, а тяжелый паровой ромб был оставлен в распоряжении городского ревкома.
В настоящее время паровой ромб установлен в Архангельске в качестве памятника (см.фото)
Бронелохань в степях Монголии
В 1921 году все паровые танки русской армии были сняты с вооружения. Паровые тягачи на шасси “Лохани” еще довольно долго использовались для буксировки старых артсистем 9 и 11 дюймового калибра. Но танки были отправлены на склады или на переплавку.
По времени это совпало с образованием бронетанковых войск МНР, что было подробно описано в статье “Альтернативные бронетанковые войска МНР 30-х”
Значительная часть устаревшей российской бронетехники была снята с консервации и отправлена в Монголию. Особенно удачным приобретением для монголов оказались паровые бронелохани. Техобслуживание для них требуется минимальное, а топить их можно кизяком. Скорость хода при этом снижается, но это не так важно, поскольку предполагалось использовать лохани как полу-стационарные огневые точки.
В боях на Халхин-Голе лохани не применялись, так как боевые действия происходили слишком далеко от места дислокации. Переброску лоханей на такое расстояние с учетом снабжения топливом и водой сочли нецелесообразной. В результате многие машины сохранилась до наших дней.
Зимняя Война
Армия Финляндии располагала тремя паровыми лоханями и двумя БРЭМ на их базе. В конце 30-х все пять машин прошли капитальный ремонт в Варкаусе. В кабинах был установлен подбой из вагонки, а горловины баков были расширены для возможности загрузки снега. Котлы были доработаны под дровяное отопление.
В боевых действиях, однако, паровые бронелохани не участвовали. С одной стороны сказались слабое бронирование и недостаток 4,2 линейных патронов. С другой – все машины были полностью задействованы в тыловом обеспечении боевых действий. Лохани использовались в качестве самоходных котлов для полевой бани. Благодаря дополнительным трубопроводам и насосам, такой котел мог обеспечить до ста ведер горячей воды в час. Так что имеющиеся машины теоретически покрывали банные потребности всей финской группировки. А практически им пришлось довольно много ездить между частями финской армии в соответствии с графиками банных дней.
Снова Париж!
1968 год. Студенческие волнения в Сорбонне. Группа студентов залезла в “Лохань”, установленную у Дома инвалидов еще в 1918 году в качестве памятника. Им удалось развести пары и запустить двигатель. После чего они поехали кататься по городу.
Неплохой показатель надежности “Лохани” – машина пятьдесят лет стояла под открытым небом безо всякого ТО, и все-таки осталась на ходу. Это, вероятно, был последний случай применения “Лохани” в боевых условиях.
После этого случая все памятники “Лохани” были убраны с постаментов. От греха подальше.