ПАК ТА — тяжёлый транспортный самолёт с фюзеляжем овального сечения

18

Минобороны РФ определилось с ключевыми тактико-техническими требованиями для перспективного авиационного комплекса транспортной авиации (ПАК ТА). В настоящее время открыта научно-исследовательская работа (НИР) по определению его характеристик. Создание аванпроекта поручено вести ПАО «Ил». По плану подготовить его необходимо к декабрю 2020 года. С 2021-го планируется начать следующий этап — опытно-конструкторские работы (ОКР). Об этом пишут «Известия».

ПАК ТА — тяжёлый транспортный самолёт с фюзеляжем овального сечения

По информации издания, техническое задание требует учесть при создании аванпроекта ПАК ТА предыдущие опытно-конструкторские работы «Ильюшина» как головного КБ Дивизиона транспортной авиации, а именно: ОКР по созданию военно-транспортного самолёта М-60, воздушного танкера Ил-78М-90А, а также наработки, полученные при модернизации Ан-124.

Презентация семейства пассажирских и грузовых самолётов под общим наименованием М-60 демонстрировалась в 2017 году на МАКС в павильоне ОАК, а также на аэрокосмическом салоне в Ле Бурже.

Макет концепции самолётов М-60 с овальным фюзеляжемПавильон ОАК, Ле Бурже, 2017 год

Макет концепции самолётов М-60 с овальным фюзеляжемПавильон ОАК, Ле Бурже, 2017 год

Особенность концепции семейства самолётов М-60, разработанной в ОКБ Мясищева (АО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева»), заключается в несущем фюзеляже овальной формы в поперечном сечении с прямым крылом большого удлинения и V-образным хвостовым оперением, консоли которого установлены по обеим сторонам от силовой установки, размещённой в верхней хвостовой части фюзеляжа. В ОКБ Мясищева рассказали, что такая компоновка обеспечивает универсальность схемы и позволяет применить её к воздушным судам различного назначения и размерности, и кроме того, даёт возможность самолёту базироваться как на аэродромах с искусственными ВПП, так и на грунтовых площадках.

У версии М-60ВТ (2007-2009 гг.) в конструкцию закладывалось верхнее расположение крыла и размещение двигателей не сверху хвостовой части фюзеляжа, а под крылом. В качестве силовой установки предполагалось использовать четыре двигателя НК-93 тягой 18000 кгс или ПС-90 тягой по 16000 кгс каждый. Расчётная дальность полёта с двигателями НК-93 — 5050 км, с двигателями ПС-90 — 4200 км. Взлётный вес машины — 190 тонн, максимальная полезная нагрузка — 60 тонн.

М-60ВТ - тяжёлый военно-транспортный самолёт грузоподъёмностью 60 т. с несущим овальным в поперечном сечении фюзеляжем

М-60ВТ — тяжёлый военно-транспортный самолёт грузоподъёмностью 60 т. с несущим овальным в поперечном сечении фюзеляжем

В 2014 году инженеры «Мясищева» проработали ещё одну версию — М-60ВТМ. Здесь планировалось использовать два двигателя ПД-30 тягой 32560 кгс в верхней хвостовой части фюзеляжа. Взлётный вес воздушного судна — 230 тонн, максимальная полезная нагрузка — 80 тонн, максимальная дальность полёта — 4000 км.

Транспортный самолёт двойного назначения М-60ВТМ.Полезная нагрузка 80 т, дальность 4000 км.

Транспортный самолёт двойного назначения М-60ВТМ.Полезная нагрузка 80 т, дальность 4000 км.

В результате проведённых исследований, в ОКБ Мясищева пришли к выводу, что несущий фюзеляж овальной формы воспринимает на расчётных режимах 20-25% аэродинамической нагрузки крыла большого удлинения (12-12,2). Для самолёта М-60ВТМ был доказан высокий коэффициент использования полезного объёма грузовой кабины, что приводит к уменьшению потребных габаритов фюзеляжа и снижению аэродинамического сопротивления.

Что касается наработок по модернизации «Руслана» до версии Ан-124-100М, то ещё в 2018 году сообщалось, что переоборудование строевого самолёта на ульяновском «Авиастар-СП» и проведение испытаний обойдётся примерно в 3,5 млрд рублей. Эти работы планируется завершить к 2022 году.

В техническом задании указано, что лётно-технические характеристики модернизированного Ан-124, скорость и высота полёта, а также геометрические размеры самолёта останутся прежними. При этом Ан-124-100М получит новое бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), включая прицельно-навигационный пилотажный комплекс, бортовой комплекс связи, бортовую информационную систему. Также модернизации подлежат десантно-транспортное оборудование, система электроснабжения, светотехническое, кислородное, бытовое оборудование и рабочие места членов экипажа. Дополнительно на самолёте будет установлен бортовой комплекс обороны, предназначенный «для индивидуальной защиты самолёта от поражения переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК) с оптико-электронными и радиолокационными головками самонаведения ракет».

В техническом задании на модернизацию говорится, что бортовой комплекс обороны должен в автоматическом режиме обеспечивать защиту самолёта от поражения в одной атаке с вероятностью не ниже 0,9 следующими ПЗРК: «Стингер», «Мистраль», «Игла». В ходе модернизации «должны быть реализованы меры по снижению оптической, радиолокационной, лазерной, акустической заметности, а также радиозаметности. Там же указано: «Созданный научно-технический задел должен быть использован для создания перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации (ПАК ТА)».

По информации «Известий», с технической комплектацией ПАК ТА военное ведомство и промышленность определятся к концу года, но уже известно, что по грузоподъёмности и дальности машина будет немного уступать Ан-124. На определение параметров перспективного самолёта и создание его аванпроекта «Ильюшиным» уже потрачено не менее 250 млн рублей.

В тактико-технических требованиях к НИР указаны обязательные требования, которые выдвинуло к новому самолёту Минобороны. Одно из них — возможность дозаправки топливом в полёте от воздушных танкеров Ил-78. Ранее подобная технология для больших военно-транспортных самолётов в нашей стране не применялась. Грузоподъёмность ПАК ТА должна быть не менее 80 т, дальность полёта 5 тыс. км. Длина его грузового отсека будет не менее 27,5 м. Ширина и высота — 5,8 и 4,4 м соответственно, что говорит о поперечном сечении фюзеляжа в форме эллипса у будущего самолёта.

ПАК ТА оснастят четырьмя турбореактивными двигателями тягой в 20–25 тыс. кгс. Они дадут самолёту возможность летать на высотах до 12 км и крейсерской скорости 850 км/ч. Однако о проектировании подобного двигателя (ПД-23?) никакой информации пока не было, его ещё только предстоит создать. В качестве претендента в документации указывается перспективный ПД-35, который сейчас разрабатывается.

Аванпроект также требует учесть возможность базирования ПАК ТА на грунтовых и снеговых аэродромах. На это способны все современные самолеты отечественной военно-транспортной авиации. Минобороны поставило задачу разработать машину, способную перевозить все возможные виды вооружения и технику, которые вообще предназначены для переброски авиацией. В техническом задании указана не только техника сухопутных войск, ПАК ТА должен брать на борт вертолёты и самолёты, включая истребители МиГ-31БМ, комплексы ПВО и радары радиотехнических войск, а также обеспечивать выброску воздушного десанта.

«Известия» сообщают, что по данным справочника The Military Balance 2020, в составе российских ВКС остается 11 действующих Ан-124 и четыре турбовинтовых Ан-22. Оба этих типа самолёта активно применяют для снабжения российской военной операции в Сирии. Часть тяжёлой военной техники может быть доставлена только этими бортами. Наиболее массовые Ил-76 не используют, например, для перевозки современных танков.

Таким образом можно утверждать, что ПАК ТА получит аэродинамическую компоновку во многом схожую с концепцией М-60, в частности овальный в поперечном сечении фюзеляж. Самолётные системы, бортовое РЭО и системы радиоэлектронной борьбы самолёт получит из наработок по модернизации Ан-124.

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account