Ожидание президента Бальмаседы. Бронепалубный крейсер «Пресиденте Пинто». Чили
К концу 80-х годов 19-го века Чили утвердилось в качестве регионального гегемона на западе Южноамериканского континента. В 1885 году чилийский крейсер «Эсмеральда» предотвратил аннексию Панамы американцами, в 1883 году победоносно завершилась Вторая Тихоокеанская война, Чили приросло богатыми селитрой, гуано и медью провинциями Арика, Такна, Антофагаста и Тарапака. До сих пор Чили владеет 180 тысячами кв. километров этих богатейших земель (Такна в 1929 году перуанцам все-таки вернули). Оставались, конечно, еще спорные с Аргентиной границы в Патагонии и обе стороны вели напряженную гонку морских вооружений.
Разумеется, причина чилийских успехов не только в самой Чили. За Сантьяго цинично стояла Англия. Природные богатства отняли у Боливии и Перу, которые начали ущемлять интересы британских компаний. Большая часть завоеванных чилийцами месторождений отошла к англичанам, которые владели почти всем в новых северных провинциях.
Однако подъем национального самосознания и развитие национального капитала привели к власти в Чили президента Хосе Мануэля Бальмаседу (1838-1891). Бальмаседа , будучи послом в Аргентине в 1878 году, добился секретного соглашения о нейтралитете Аргентины во Второй Тихоокеанской войне. Чили избежала войны на два фронта.
Выдающаяся дипломатическая победа привела его к президентскому креслу в 1886 году. Его программа заключалась в избавлении страны от британского протектората, развитии национальной экономики и инфраструктуры. Он расширил избирательное право, активно инвестировал в строительство школ и железных дорог.
Шло дальнейшее увеличение мощи чилийского флота, так удачно показавшего себя в ходе войны. Были укреплены базы в Талькауано, Вальпараисо, Икике. Во Франции в 1887 году были заказаны броненосец «Капитан Прат» и два бронепалубных крейсера.
Бальмаседа разработал широкую программу, предложив национализировать железные дороги, ликвидировать селитряную монополию английских капиталистов и создать национальные селитряные компании, акции которых не разрешалось бы передавать иностранцам. Он утверждал, что «нам следует инвестировать» поступления от разработки селитряных месторождений «в производственные предприятия, с тем чтобы после утраты селитрой своего значения в связи с открытием новых природных месторождений или успехами науки создать на основе национальной промышленности и государственных железных дорог новый источник доходов.
Но он затронул интересы денежных мешков в Лондоне. Он сломал кредитную монополию англичан, договорившись с немцами о кредитовании железной дороги в Тарапаке. Это был единственный кредит, который в 19-м веке чилийцы взяли не у англичан. Такое не прощается.
На английские деньги были куплены парламентарии. Бальмаседу начали валить. Естественно обвинили в коррупции и диктатуре. А в январе 1891 года руководство Сената на борту одного из кораблей флота объявило Бальмаседу вне закона.
На сторону мятежников-конгрессистов перешел почти весь флот, зато практически вся армия встала за президента.
О том, что конгрессисты-лишь марионетки британского капитала, знали уже тогда. В основном благодаря позиции США, которые были заинтересованы в устранении британских конкурентов.
«Я могу упомянуть в качестве факта, представляющего особый интерес, то, что многие чилийцы относятся к Революции с симпатией, и во многих случаях, это происходит при активной поддержке англичан, находящихся в стране… Известно, что английские компании внесли значительные финансовые взносы в дело Революции. В частности, лидеры оппозиции открыто признали, что господин Джон Томас Норт выделил им сумму в 100 000 фунтов стерлингов на вооруженную борьбу с правительством» (доклад посла США в Сантьяго).
Британский флот блокировал побережье, поддерживая мятежников. Британская пресса называла Бальмаседу «самым мерзким в истории человечества диктатором и палачом» (знакомый пафос, не так ли?).
При поддержке англичан Конгрессисты (Хунта Икике) создали базу на севере, куда чилийская армия без флота не могла пробиться, на британские деньги и деньги от продажи сырья, они наняли и вооружили новую армию под руководством прусского подполковника Кёрнера, которую, благодаря господству на море, высаживали в нужных местах центра страны, полностью владея инициативой.
Ситуацию могли изменить корабли из Франции, которые практически были готовы. Но Конгресс потребовал не отдавать корабли до завершения войны.
Помимо броненосца «Капитан Прат» там стояли два бронепалубных крейсера, получивших имена в честь чилийских президентов-Фредерико Эрразуриса (1825-1877) и Анибала Пинто (1825-1884).
Анибал Пинто Гармендиа ( 15 марта 1825 — 9 июня 1884) был чилийским политическим деятелем. Он был президентом Чили с 1876 по 1881 год.
Федерико Маркос дель Росарио Эррасурис Саньярту ( Federico Marcos del Rosario Errázuriz Zañartu; 25 апреля 1825 Сантьяго, Чили — 20 июля 1877) — чилийский юрист и политический деятель. Президент Чили (1871—1876)
«Пресиденте Пинто» и «Пресиденте Эррасурис» по морскому закону от 22 августа 1887 года были построены на верфи Societe des Forges et Chantiers de la Mediterranee в Ля-Сейне под руководством адмирала Хуана Хосе Латорре. Адмирал Латорре, кстати, остался верным президенту и после победы Конгресса был уволен.
Проект крейсеров был разработан инженером Лаганем и хотя не обладал прорывными технологиями, но был надежен, эффективен, качественно построен, а стоил недорого.
До начала гражданской войны корабли не успели попасть на Родину. Получение этих кораблей балмаседистами резко изменило бы баланс сил на море.
Адмирал Латорре как лев бился за скорейшую отправку крейсеров. В итоге ему удалось добиться выхода в море кораблей без вооружения летом 1891 года. Артиллерию за пределами национальных вод Франции перегружали с зафрахтованных транспортов. Однако и далее крейсера преследовали интриги и козни конгрессистов и саботаж их сторонников в экипажах.
«Пресиденте Эррасурис» покинул Тулон в июне 1891 года. Переход по маршруту Гавр- Плимут- Лиссабон- Кабо-Верде- Монтевидео. В Чили он прибыл уже после завершения гражданской войны.
«Пресиденте Пинто» перед отправкой «случайно » сел на мель в Тулоне, в итоге отплыл в Чили лишь 5 августа 1891 года, но был вынужден вернуться в Гавр из-за мятежа части разношерстной команды, поддержавшей конгрессистов. Затем возле Копенгагена перегрузил с парохода остаток причитающейся артиллерии.
Бальмаседа так и не дождался прихода новых крейсеров.
Два новых крейсера очень сильно заинтересовали еще одну сторону-США. После «балтиморского инцидента» в Вальпараисо война победившими в Чили конгрессистами была для американцев весьма реальной. Уже в ноябре 1891 года в Буэнос-Айресе, на завершающем этапе перехода, «Пресиденте Эррасурис» посетил некий человек в штатском, который настолько досконально осмотрел корабль, что даже у легкомысленных латиносов появились подозрения. Оправданные, ибо их посещал офицер флота США. Чилийцы выставили любопытного гостя с корабля.
«Пресиденте Эррасурис» первым оказался в Чили и уже в апреле 1892 года участвовал в учениях. «Пресиденте Пинто» прибыл в Вальпараисо лишь в сентябре 1892 года. По прибытии крейсер пришлось сразу ставить на ремонт-механизмы не выдержали неправильного обслуживания.
Тем временем гражданская война в Чили уже закончилась. Вооруженные новейшими магазинными винтовками войска конгрессистов, набранные из всякого сброда, недавно нанявшегося на селитряные шахты, и возглавлявшиеся прусским подполковником, в нескольких сражениях разбили правительственные войска и 31 августа 1891 года вошли в Сантьяго. Захват города сопровождался массовыми грабежами, насилиями и убийствами.
Президент укрылся в аргентинском посольстве, а 18 ноября застрелился из револьвера. В лень завершения своих президентских полномочий.
«Британская община в Чили не скрывает своего удовлетворения в связи с падением Бальмаседы, так как его победа могла бы нанести серьезный ущерб британским коммерческим интересам» (Посол Великобритании в Чили).
«Пресиденте Эррасурис» «Presidente Errazuriz». Societe des Forges et Chantiers de la Mediterranee , Ля-Сейн, Франция. Заказан1887 г. Заложен 1889, спущен на воду 21 июня 1890 г., вошел в строй в 1892 г.
«Пресиденте Пинто» «Presidente Pinto». Societe des Forges et Chantiers de la Mediterranee , Ля-Сейн, Франция. Заказан 1887 г. Заложен 1889, спущен на воду 4 сентября 1890 г.,вошел в строй в 1892 г. Введен в эксплуатацию 1 января 1892 г. Затонул около Келлона 26 мая 1905 г.
Водоизмещение нормальное 2047 т. Длина 81,79 м. Ширина 10,896 м. Осадка 4,39 м
Броня- палуба 25-30 мм, скосы 20- 57 мм, каземат 83 мм, рубка 50 мм
Двигатели-две горизонтальных паровых машины тройного расширения, четыре цилиндрических котла, проектная мощность 3550, максимальная на испытаниях 5400 л.с. Скорость проектная 17 узлов, максимальная 18,35 узлов. Запас угля 200/400 т. Экипаж — 170 офицеров и матросов.
Вооружение- 4 × 5,9-дюймовые 150 мм/36 пушки Канэ, 2 × 4,7-дюймовые 120 мм/36 пушки Канэ, 4 × 57-мм / 40 пушки Гочкиса, 2 × картечницы Гатлинга, 3 × 14-дюймовых (360 мм) торпедных аппарата
Крейсера имели стальной корпус с небольшими полуютом и полубаком, таранным форштевнем, двумя боевыми мачтами и одной дымовой трубой. Корпус был обшит деревом и медными листами. Силовая установка состояла из двух горизонтальных паровых машин тройного расширения и четырех цилиндрических котлов. Проектная мощность машин 3550 л.с. Проектная скорость 17 узлов.
На испытаниях при мощности 5400 л.с. была достигнута скорость 18,35 узлов. Нормальный запас угля 200 тонн, полный 400 тонн.
Стальная бронепалуба плоская-толщиной 25-30 мм с 20-60мм на скосах. Орудия защищались 80 мм стали, рубка-50 мм.
Вооружались крейсера скорострельными орудиями- четырьмя 150 мм Канэ M1884 в бортовых спонсонах, двумя 120 мм Канэ M1884 на баке и юте. Противоминное вооружение-четыре 57 мм Гочкиса. Торпедное вооружение- три надводных 356 мм аппарата.
Оставшийся в строю «Пресиденте Эрразурис» в 1908 году прошел капитальный ремонт с модернизацией, при этом были установлены водотрубные котлы Бельвилля, сняты боевые марсы. Теперь он мог развивать скорость до 19 узлов.
Крейсер получил новую артиллерию- новые 152-мм/45 Армстронг KK и 120-мм/45 орудия системы Канэ M1890 ( по некоторым сведениям тоже Армстронг).
Крейсера попали в Чили уже после завершения гражданской войны. Служба протекала спокойно и без особых потрясений.
«Прибыв в Чили, им не всегда везло, и в некоторых случаях они служили приютом дезертиров и отчаянных людей, зарабатывая столь значимые и очень уничижительные имена, и понятно, что в таких обстоятельствах и с такими кадрами о материальной части, несомненно, плохо заботились «. (Revista de Marina, Vol. 26, N ° 154, апрель 1899 г., стр.2745).
В чилийском флоте критике подвергались котлы крейсеров и и скоростные характеристики. Но проблемы механизмов во многом имели причину в неквалифицированном обслуживании во время перехода в Чили.
Крейсера редко использовали в составе основной эскадры, пожалуй только во время мобилизации против Аргентины 1898 года. В основном же им получались миссии по разведке и наблюдению.
В мае 1905 года крейсера были отправлены на бг для поиска мест установки радиостанций. При возвращении «Пресиденте Пинто» неожиданно сел на мель у Квеллона и 26 мая 1905 года затонул. Командир крейсера капитан де Навио Артуро Уайтсайд организовал эвакуацию экипажа и спасения ценностей и документов. Из экипажа все были спасены. Однако командир, считая себя виновным в гибели крейсера, застрелился. Надежды на подъем крейсера еще оставались, из списков его исключили лишь в 1910 году.
«Президенте Эррасурис» после капремонта служил до 1930 года. С 1919 года он использовался как учебный артиллерийский корабль. С 1921 года на мнем была открыта школа лоцманов и офицеров торгового флота. Местом стоянки стал Пуэрто-Монт. Через 9 лет его сдали на слом.
Как всегда, в других государствах латиноамериканские флоты рассматривали как универсальный резерв на случай войны. В 1894 году крейсера пытался купить Ли Хунчжан для пополнения Бэйянского флота после начала войны с Японией. Не получилось.
В 1902 году, в ходе Тысячедневной гражданской войны в Колумбии, местное правительство пыталось купить «Пресиденте Пинто». Опять же неудачно.
Ситуацией в Южной Америке в 19-м веке рулила Британия. Не зря столько усилий было ею вложено в отделение колоний от Испании.
И во время многочисленных внутренних кровопролитных конфликтов главным было даже не на чьей стороне флот, а кого выбрала Англия. Тот обычно и побеждал. Опутав весь континент своими кредитными и экономическими путами, Англия очень ревниво относилась к нарушению своих прав на монополии. И Парагвай, ни разу не бравший кредитов у англичан, и Бальмаседа, пытавшийся уйти от полной зависимости были демонизированы и уничтожены. Тираны, диктаторы и прочая.
Те же шахтеры и грузчики, составившие армию конгрессистов, когда через несколько лет практически рабского труда осознали свое положение и вышли на забастовку, были подавлены чилийскими войсками. Бастовать на предприятиях английских хозяев нельзя…
Бальмаседа был Сальвадором Альенде 19-го века. Бился до последнего и не сдался врагу. Уважение.