Откуда у чеха испанская грусть? Чешские и польские самолеты и летчики — участники гражданской войны в Испании

0

Аннотация автора: Как известно, гражданская война в Испании 1936-39 годов имела интернациональный характер. Это выражалось в участии военспецов, добровольцев и «солдат удачи» из разных стран, а также в поставках вооружений со всех концов земли, в том числе и боевых самолетов. Вскоре после начала конфликта Лига Наций наложила эмбарго на поставку оружия обеим сторонам. Поэтому как правительство, так и мятежники были вынуждены прибегнуть к нелегальным и полулегальным закупкам. А лучшим местом для этого тогда, впрочем, как и сейчас, оказалась Восточная Европа.

Чехословакия в 30-е годы была одним из крупнейших в Европе продавцов оружия и боеприпасов. Естественно, что гражданская война за Пиренеями не оставила равнодушными чехословацких «торговцев смертью». В Испанию по различным каналам «потекли» чешские винтовки, пулеметы, боеприпасы, ну и, конечно же, самолеты.

В конце 1936 года правительство Испании начало переговоры о продаже истребителей «Летов» S-231 и легких бомбардировщиков «Аэро» А-101. Уже существовавшее на тот момент эмбарго решили обойти старым, как мир, способом — продажей через посредника. В качестве такового выступала Эстония. 23 января 1937 года в Таллине было подписано торговое соглашение, по которому чехи обязались поставить 24 экземпляра S-231, 17 двигателей «Вальтер Mepкюp»VS2, 28 штук А-101, 22 двигателя «Прага Ассо», а также 152 авиапулемета «Виккерс» и «Льюис» и 6 млн. патронов к ним. Позже в дополнение к этому контракту приобрели еще 3 млн. патронов.

Надо заметить, что в дальнейшем условия сделки неоднократно изменялись. Так, по непонятным причинам количество истребителей сократилось до 18. Возможно, это было вызвано, мягко говоря, своеобразной позицией чехов. К примеру, под наименованием S-231 они решили отправить два опытных самолета-S-131.2 и S-331.1, причем на первом стоял двигатель «Хорнет», а на втором — Гном-Рон «Мистраль». Зато значительно увеличилось количество закупленных пулеметов.

Тем временем, на заводской аэродром фирмы «Летов» прилетели первые два истребителя S-231, переданные из 3-й эскадрильи 2-го авиаполка чехословацких ВВС. Вскоре сюда же перегнали и остальные машины из «эстонского» заказа. Тут специалисты провели капитальный ремонт. Аналогичные работы по «Аэро» выполнялись на аэродроме в Градце Краловом.

Откуда у чеха испанская грусть? Чешские и польские самолеты и летчики - участники гражданской войны в Испании

Кроме самолетов «Летов» и «Аэро», испанская миссия в Чехословакии закупила три транспортно-десантных «Авиа-51». Первоначально их тоже хотели «прокачать» через Эстонию, но потом возникли проблемы и официально машины были проданы частному лицу — Эдгару Сом-меру. Для маскировки самолеты перекрасили в «гражданские» цвета и демонтировали сиденья для парашютистов.

Потом транспортники разобрали и морем отправили в Страну Басков. В республиканской системе обозначений им присвоили коды «ТА», но нарисовать их на бортах не успели. Два самолета ушли на дно вместе с потопленным франкистами транспортом, а третья машина, хотя и добралась до Басконии, но наступление противника было настолько стремительным, что тяжелый трехмоторный самолет просто не успели собрать. В таком (разобранном) виде он и достался победителям. Дальнейшая его судьба неизвестна, так как никаких упоминаний о его использовании франкистами найти не удалось.

Еще один самолет чехословацкого производства попал к республиканцам совсем уж экзотическим способом. Еще в 1929 году фирма «Авиа» продала в Бельгию три прототипа нового истребителя ВН-33. Местная компания SABCA собиралась наладить лицензионное производство, но потом, как это нередко бывает, что-то «не сложилось». Самолеты передали ВВС, и время от времени бельгийские летчики отрабатывали на них высший пилотаж.

Откуда у чеха испанская грусть? Чешские и польские самолеты и летчики - участники гражданской войны в Испании

Летом 1936 года их разоружили и продали брюссельской авиакомпании «Mulot-Ertas». Но сразу после начала мятежа в Испании республиканские агенты начали скупать по всей Европе любые более-менее пригодные для боевого применения машины. Этот период был настоящим «Клондайком» для авантюристов и «гешефтмахеров» — правительство Испании еще имело средства и не скупилось, порой платя немалые деньги за совершенно негодные использования аэропланы. В Бельгии один самолет купил некто Р.Вандельвельде и продал испанскому правительству. Самолет окрасили в белый цвет, причем на киле сохранялась надпись S.A.B.C.A.3.

26 августа 1936 года французский военный летчик Андрэ Атрикэ (формально уволенный из ВВС) нелегально перегнал машину почти через всю Францию. Два раза ему пришлось садиться на заранее подготовленные площадки в сельской местности, где его ждали агенты с запасом топлива. Однако уже вблизи испанской границы он потерял ориентировку, сел на луг и попал в руки властей. Начавшийся было скандал сразу был замят после личного вмешательства военного министра. Летчика отпустили и 27 августа ВН-33 благополучно приземлился в Барселоне.

По прибытии оказалось, что без оригинальных синхронизаторов вооружить самолет невозможно. Некоторое время бывший истребитель использовался как учебный, потом его следы теряются. А летчик записался добровольцем в испанские ВВС и сражался с франкистами на И-15. Впрочем, наш рассказ не о нем.

Потом транспортники разобрали и морем отправили в Страну Басков. В республиканской системе обозначений им присвоили коды «ТА», но нарисовать их на бортах не успели. Два самолета ушли на дно вместе с потопленным франкистами транспортом, а третья машина, хотя и добралась до Басконии, но наступление противника было настолько стремительным, что тяжелый трехмоторный самолет просто не успели собрать. В таком (разобранном) виде он и достался победителям. Дальнейшая его судьба неизвестна, так как никаких упоминаний о его использовании франкистами найти не удалось.

Еще один самолет чехословацкого производства попал к республиканцам совсем уж экзотическим способом. Еще в 1929 году фирма «Авиа» продала в Бельгию три прототипа нового истребителя ВН-33. Местная компания SABCA собиралась наладить лицензионное производство, но потом, как это нередко бывает, что-то «не сложилось». Самолеты передали ВВС, и время от времени бельгийские летчики отрабатывали на них высший пилотаж.

Летом 1936 года их разоружили и продали брюссельской авиакомпании «Mulot-Ertas». Но сразу после начала мятежа в Испании республиканские агенты начали скупать по всей Европе любые более-менее пригодные для боевого применения машины. Этот период был настоящим «Клондайком» для авантюристов и «гешефтмахеров» — правительство Испании еще имело средства и не скупилось, порой платя немалые деньги за совершенно негодные использования аэропланы. В Бельгии один самолет купил некто Р.Вандельвельде и продал испанскому правительству. Самолет окрасили в белый цвет, причем на киле сохранялась надпись S.A.B.C.A.3.

26 августа 1936 года французский военный летчик Ан-дрэ Атрикэ (формально уволенный из ВВС) нелегально перегнал машину почти через всю Францию. Два раза ему пришлось садиться на заранее подготовленные площадки в сельской местности, где его ждали агенты с запасом топлива. Однако уже вблизи испанской границы он потерял ориентировку, сел на луг и попал в руки властей. Начавшийся было скандал сразу был замят после личного вмешательства военного министра. Летчика отпустили и 27 августа ВН-33 благополучно приземлился в Барселоне.

По прибытии оказалось, что без оригинальных синхронизаторов вооружить самолет невозможно. Некоторое время бывший истребитель использовался как учебный, потом его следы теряются. А летчик записался добровольцем в испанские ВВС и сражался с франкистами на И-15. Впрочем, наш рассказ не о нем.

Вернемся к чешским закупкам. Через польский порт Гдыня чешские самолеты морем отправили в Испанию. Правда, не обошлось без накладок. 15 апреля 1937 года крейсер мятежников «Альмиранте Сервера» перехватил шедший под панамским флагом транспорт «Гордена». На его борту была обнаружена «контрабанда» — 22 «эстонских» А-101. Формально они принадлежали французской фирме «Скотье Корпорасьон», которая на самом деле контролировалась Коминтерном.

Откуда у чеха испанская грусть? Чешские и польские самолеты и летчики - участники гражданской войны в Испании

Откуда у чеха испанская грусть? Чешские и польские самолеты и летчики - участники гражданской войны в Испании

Естественно, мятежники без церемоний конфисковали ценный груз. Самолеты были выгружены и собраны в Леоне. Легкие бомбардировщики облетали и приняли на вооружение франкистских ВВС. Они поступили на вооружение эскадры 3-G-10 (аэродром «Витория») и 4-G-10 («Гранада»). Аппараты получили официальное название «Прага» (по названию двигателя) и неофициальное прозвище «оча» («гусь» в переводе с испанского). Летчикам машины понравились.

Боевой дебют «Праги» состоялся 5 июня 1937 года в Астурии, вовремя боев за Бильбао. Вскоре был сбит первый бомбардировщик — экипаж в составе Хосе Веласа Медрано и Энрике Карденаса погиб.

Однако на севере «гуси» задержались недолго — главные события того периода войны разворачивались под Мадридом — у городка Брунете. Именно туда была стянута практически вся авиация сторон. Бомбардировщики использовались очень интенсивно — экипажи делали по три вылета в день. Их постоянно сопровождали истребители — преимущественно «Фиаты» из Группы 3-G-3.

По окончании битвы за Брунете «гусей» вернули на Север. После взятия Сантандера они стали базироваться на местном аэродроме.

Из-за потерь две эскадрильи свели в одну, присвоив ей код 5-G-17. В июне 1938 года она принимала участие в боях в провинции Эстремадура. Тогда же эскадрилью «гусей» пополнили двумя немецкими «Хеншелями» Hs 123. Рядом с ней воевала не менее интересная эскадрилья 4-Е-14, в которой совместно летали «Хейнкели» Не 70Е, пара «Юнкерсов» Ju 86Е и даже трофейный СБ!

Данные о боевых потерях за этот период отсутствуют, доступные мне источники сообщают только о гибели двух машин (бортовые коды «17-11» и «17-18») от взрыва на аэродроме кислородного баллона.

После окончания гражданской войны уцелевшие «Праги» передали в школу наблюдателей в Эль Ромпе-дизо, а эскадрилью перевооружили трофейными Р-5.

Оставшиеся шесть «Аэро» из «эстонского» контракта республиканцы все же получили в марте 1938 года. Эти легкие бомбардировщики передали 4-й эскадрильи 71-й группы Берегового командования. Самолеты предназначались для патрулирования побережья, но после окончания войны никаких следов этих машин найти не удалось.

21 марта 1937 года в порту Сантандер с борта транспорта «Сарканы» выгрузили восемь истребителей S-231. Их применение в боях на севере Испании было подробно описано в статье «Яростное небо Эускади».

Оставшиеся 10 машин попали в Испанию в начале 1938-го. Транспорт с ними разгрузился в Барселоне. Машины собрали, облетали и отдали в 71-ю группу Берегового командования, так как для фронтового применения эти машины считались уже безнадежно устаревшими. До конца войны истребители совершали рутинные облеты побережья.

Единственное упоминание о них в хронике испанской войны свидетельствует о том, как 10 октября 1938 года на французском аэродроме «Перпиньян» совершил аварийную посадку S-231 с бортовым номером CL-104. Летчик, получивший легкие травмы, заявил, что сбился с курса. Пилот вскоре вернулся на родину, а самолет по одной версии решили не восстанавливать и оставить во Франции, а подругой — вернули в Испанию, причем уже там его добили франкисты при бомбежке аэродрома.

Три «Летова» пережили войну и вскоре были переданы в гражданский регистр. Правда, запчастей к ним все равно не было, и последний чешский истребитель списали 1 марта 1940 года.

Откуда у чеха испанская грусть? Чешские и польские самолеты и летчики - участники гражданской войны в Испании

Немного стоит сказать о вооружении этих машин. Дело в том, что аппараты поступали невооруженными, и пулеметами их оснащали на месте. Машины с северного фронта были оборудованы двумя подкрыльевыми пулеметами «Виккерс», а вот на самолетах, использовавшихся в Береговом командовании, ставили один синхронный пулемет в фюзеляже.

В октябре 1938 года в Праге велись переговоры о новой закупке через Эстонию крупной партии чехословацких самолетов. Речь шла о 71 бомбардировщике МВ-200, 40 истребителях В-534 и 30-40 тренировочных S-328, но «мюнхенский сговор», решивший дальнейшую судьбу Чехословакии, положил конец этим попыткам.

Еще одним поставщиком авиатехники в Испанию стала Польша, однако поляки, в отличие от своих южных соседей, сделали ставку на мятежников. Большая часть поставок авиатехники шла через Португалию.

Эмиссары Франко прибыли в Польшу осенью 1936 года с заданием срочно купить партию истребителей. Новые PZL Р.7а получить было нереально, так как они требовались местным ВВС. Зато продавцы предложили устаревшие машины «второй линии» — PWS-10.

Этот истребитель смешанной конструкции был разработан в 1930 году и строился на фирме Podlaska Wytwornia Samolotow в Бяла Подляске. Самолет был вооружен двумя пулеметами «Виккерс» wz. 09/18 калибра 7,7 мм и оснащен двигателем «Лоррэн-Дитрих» Ld 12ЕЬ мощностью 450 л.с, выпускавшимся по лицензии в Чехословакии.

Всего было выпущено 80 машин, но строевые летчики их не жаловали, отмечая тяжелое управление. Уже в 1933 году на смену PWS-10 пришел новый цельнометаллический PZL Р-7а. Самолеты передали в школу высшего пилотажа и деблинский центр подготовки летчиков.

Откуда у чеха испанская грусть? Чешские и польские самолеты и летчики - участники гражданской войны в Испании

У франкистов же выбора не было, и они заключили договор на поставку 20 PWS-10. Контракт подписали от имени подставной португальской фирмы SEPEWE, конечным пунктом также указывалась Португалия. Кроме самих самолетов, поставлялись 12 двигателей и 10 комплектов запасных частей.

Поставки разделили надве партии. Первая в количестве 15 машин в декабре 1936-го прибыла в Лиссабон. А уже оттуда железной дорогой ее переправили на аэродром «ЛаТаблада» недалеко от Севильи. Тут их собрали польские механики. Существует, впрочем, и другая версия, согласно которой машины прибыли в Виго в ноябре 1936 года.

Оставшиеся пять машин поступили в январе 1937-го. По системе обозначений националистов PWS-10 получил код «4» и, соответственно, бортовые номера от «4-1» до «4-20». А пилоты прозвали истребитель pavipollo («индюк»).

Откуда у чеха испанская грусть? Чешские и польские самолеты и летчики - участники гражданской войны в Испании

В феврале 1937 года самолеты зачислили в истребительную группу Grupo de Caza №4. Тут из них сформировали эскадрилью, которой стал командовать капитан Анхель Салас Ларразабаль (впоследствии известный ас, «отметившийся» даже в 1941 году на Восточном фронте).

Истребители базировались на аэродроме «Леон» и участвовали в боях на этом участке фронта. Однако, если при встречах со старыми «Ньюпор-Деляжами» NiD 52 у мятежников еще были какие-то шансы, поединок с И-15, а тем более — с И-16 мог окончиться для них весьма плачевно.

Поэтому уже в апреле 1937 года «ПВСы» вывели из боевого состава и передали в различные летные школы. Здесь самолет очень пригодился, так как оказалось, что по управлению он во многом напоминает основной истребитель франкистов «Фиат» CR.32. В ходе обучения испанские курсанты разбили в авариях за год четыре машины.

Окончательно самолеты выведели из состава ВВС в середине 1938 года (в Польше его карьера продолжалась ненамного дольше — до начала 1939-го).

Кроме партии истребителей, мятежникам удалось закупить еще несколько польских машин. Уже к концу 1936 года через Португалию прибыли четыре легких связных самолета RWD.13. Им присвоили кодовый номер «30».

Один из них был передан группе 6-G-15. Во время посещения этого подразделения в августе 1937 года на нем летал лучший франкистский ас Хоакин Гарсия Морато. Самолеты №№30-3 и 30-4 пережили войну и только в 1942 году были переданы аэроклубу Сарагосы. Там они использовались для подготовки летчиков еще шесть лет.

Кроме того, есть неподтвержденные данные, что из Польши националисты получили, по крайней мере, 20 учебных машин PWS-16, но к сожалению, на данный момент автор не располагает фотографиями, подтверждающими этот факт.

Откуда у чеха испанская грусть? Чешские и польские самолеты и летчики - участники гражданской войны в Испании

Откуда у чеха испанская грусть? Чешские и польские самолеты и летчики - участники гражданской войны в Испании

Единственными польскими машинами в составе республиканских ВВС были два связных RWD-9, которые в начале войны реквизировали у частных лиц. Один из них — EM-W46 — был разбит при вынужденной посадке во Франции 31 октября 1936 года. При каких обстоятельствах он оказался за границей и что там делал его экипаж, — неизвестно.

В заключении хотелось бы сказать и об участии в войне польских и чехословацких летчиков. В правительственных ВВС летало около полусотни чехословацких добровольцев, однако информации по ним очень мало.

Наиболее известным из чехословаков, сражавшихся в республиканских ВВС был Ян Ферак. В многочисленных исследованиях по испанской войне (причем как на Западе, так и на Востоке) ему приписывается семь побед в воздушных боях. Но «сермяжная правда жизни» состоит в том, что на самом деле он никогда не летал на истребителях и никаких побед за ним не числилось.

Ян отбыл на Пиренеи в конце ноября 1936 года вместе с двумя товарищами (к сожалению, автору известно имя только одного — Ярослава Ухлира). Уже 1 декабря они подписали контракт с испанским правительством и были определены сначала в интернациональную эскадрилью «Эспанья», а потом переведен в «Групо 11» (или, как ее называли по типу используемых самолетов — «Групо «Потез»). Здесь на одном из французских бомбардировщиков «Потез 54» чехословаки составили единый экипаж.

Они совершили несколько успешных боевых вылетов, но 31 мая 1937 года фортуна от них отвернулась. Вовремя очередного налета на Мальорку их «Потез» был сбит. Ферак попал в плен, бортстрелок Зденек Талас и бомбардир Ян Соучек погибли. В плену чех пробыл недолго и вскоре его отпустили домой.

Однако эта история имела неожиданное продолжение в виде одного из многочисленных мифов испанской войны. В 1938 году популярный чешский журнал «Ахой» опубликовал большую статью о приключениях Ферака в Испании. Кроме того, в социалистической Чехословакии уже в 60-х — 70-х годах вышли две книги о его боевой биографии — «V desti bomb» и «Kde olivy dozravaji».

Стоит отметить, что вся «фактология» этих книг была взята именно с той довоенной журнальной публикации. Оттуда и пошла гулять сказка о семи воздушных победах чехословацкого летчика. Дело в том, что его биографами была ошибочно переведена и интерпретирована фраза: 

«Капитан Ферак бомбил Мальорку ночью семь раз. Во время последнего вылета он был сбит».

Чехи настолько уверовали в легенду про истребительные подвиги Яна Ферака, что в различных авиационных журналах неоднократно публиковали изображение истребителя «Девуатин» D-510 в песочной окраске с номером CW-15, на котором он якобы воевал, и даже выпускали соответствующий набор декалей к сборной модели этого самолета!

Кроме уже упоминавшихся чехов, в Испании побывали еще несколько их соплеменников, но информация о них крайне отрывочна.

Один из них — Рудольф Больфик. В чехословацких ВВС служил техником в 5-м авиаполку. В Испании воевал как пехотинец в составе 129-й интернациональной бригады. После оккупации Чехословакии эмигрировал в Великобританию, где вступил в RAF. Летал стрелком на «Веллингтоне». Погиб 16 января 1941 года в боевом вылете над Северным морем.

В испанских бомбардировочных подразделениях летали еще, по крайней мере, три чехословака. Один из них — Карел Габула-Криз освоил Р-5, потом пересел на СБ. Погиб 7 декабря 1937 года. Пилотом Р-5 и СБ был также Карел Вейвода. В марте 1938 года он заболел тифом, был комиссован и вернулся на родину. В годы Второй Мировой войны сражался в составе чехословацких частей в СССР. Последние данные о нем — освобождал Киев как капитан-танкист.

Стрелком на Р-5 (а возможно и на СБ) служил Карел Краль, погибший в бою 4 сентября 1937 года в Медиане.

В мемуарах советских добровольцев также часто упоминается стрелок СБ некто «Мирек», однако более конкретных данных о нем найти не удалось.

Польских летчиков, летавших на Пиренеях в годы войны, было гораздо меньше. В основном они имели гражданские лицензии и перегоняли самолеты, закупленные правительством в различных европейских странах. Самым известным был случай перегона трехмоторного «Фоккера» F-XII (гражданское обозначение G-ADZK), в экипаж которого входили Тадеуш Чарковский, Казимир Лазоцкий, Адам Шарек и Казимир Зимбинский. Был ли это единичный случай — опять таки неизвестно.

Кроме того, по крайней мере один польский еврей — Пикар Хацкель летал бортстрелком на «Потезе-54» в эскадрилье «Эспанья».

Кроме того, есть смутные данные о неких загадочных летчиках польской национальности, вроде бы, числившихся в составе республиканских ВВС, но от них остались только прозвища — «Бенгольд», «Абуш» и «Гедалия».

Автору также известен один поляк, летавший на стороне франкистов — Тадеуш Стричек. Но никаких других сведений об этом человеке не сохранилось.

источник: Михаил ЖИРОХОВ "ОТКУДА У ЧЕХА ИСПАНСКАЯ ГРУСТЬ?" Авиамастер 2003-08

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account