Часть 1
«Гранит»
Первоначально предусматривалось вписать новую ракету в габариты пусковой установки комплекса «Малахит», что открывало перспективу перевооружения этим комплексом лодок пр. 670М либо оснащения им очередной модификации лодок сормовской постройки. Но этим планам помешали, с одной стороны, свойство практически всех летательных аппаратов «грузнеть» в процессе разработки, а с другой — выявившаяся неперспективность лодок семейства пр. 670 как носителей противоавианосного ракетного комплекса. С конца 1960-х гг. в США началась разработка нового авиационно-ракетного комплекса на базе истребителя F-14 и ракеты «Феникс». Истребитель F-14 оснащался РЛС, способной обеспечить одновременный обстрел до шести воздушных целей (в том числе и в нижней полусфере, на фоне водной поверхности), а дальность ракет класса «воздух— воздух» составила более 140 км.
Как показали расчеты боевой эффективности, в этих условиях поражение авианосца могло быть достигнуто только массированным залпом не менее чем двух десятков крылатых ракет с высокими летно-тактическими характеристиками, при условии применения на этих ракетах наиболее современных достижений в области радиоэлектронной борьбы. Напротив, бесполезность использования малочисленных противокорабельных ракет наглядно подтверждалась практикой учебных зенитных стрельб наших кораблей. Используя далеко не самые совершенные зенитные ракетные комплексы, они уверенно сбивали переделанные в мишени собственные противокорабельные ракеты. Таким образом, разработка нового комплекса должна была вестись для вооружения подводных атомоходов уже следующего, третьего, поколения с большим боекомплектом ракет, а задача обеспечения высокой боевой эффективности получила явный приоритет по сравнению с унификацией по пусковой установке с ранее разработанной ракетой.
Решением ВПК от 8 апреля 1966 г. ОКБ-52 предлагалось в I кв. следующего года представить аванпроект противокорабельной крылатой ракеты «Гранит» с дальностью полета 700—800 км при скорости полета 3500—4000 км/ч на высоте 20—24 км. При пуске по маловысотной траектории допускалось снижение максимальной дальности до 200 км. Как уже упоминалось, ракета должна была размещаться в пусковых контейнерах комплекса «Малахит». Работы по новой теме в реутовской организации возглавил В.И. Патрушев, затем — В.А. Вишняков.
При выполнении аванпроекта выявилась несовместимость заданных летно-технических характеристик с установленными габаритными ограничениями. Проведенные проектные проработки показали, что длина ракеты составит 13 м, что в 1,8 раз превышало соответствующий показатель «Малахита». Кроме того, обеспечение заданных скоростных и высотных характеристик требовало реализации ряда принципиально новых технических решений. В частности, достижение заданных высоких летно-технических характеристик исключало использование твердотопливного двигателя в качестве маршевого.
На стадии разработки аванпроекта в конце 1960-х гг. рассматривалось применение прямоточного воздушно-реактивного двигателя, создававшегося в НПО «Красный Октябрь» (бывшее ОКБ-670) М.М. Бондарюка. К достоинствам этого двигателя относилась быстрота запуска и выхода на режим, так как в нем отсутствовали обладавшие большой инерционностью турбина и компрессор — непременная принадлежность широко применявшихся в авиации и на первыхчеломеевских противокорабельных ракетах турбореактивных двигателей (ТРД). Однако по топливной экономичности он уступал турбореактивным двигателям, особенно в маловысотном полете. Кроме того, устойчивая работа прямоточного двигателя обеспечивалась только на больших скоростях, что требовало применения мощной стартово-разгонной ступени: значительная доля объема и массы ракеты уходила под энергетически неэкономичные твердотопливные двигатели.
В целом, для создания ракеты «Гранит» с заданными летно-техническими характеристиками потребовалось бы проведение многочисленных НИР и ОКР, что удлинило бы продолжительность разработки до 8—10 лет. Поэтому после представления и рассмотрения аванпроекта решением ВПК от 21 октября 1968 г. было предложено дальнейшие работы вести исходя из более скромных требований по дальности (до 500 км) и скорости полета (2500—3000 км/ч) применительно к ракете, вписывающейся в контейнер «Малахита». Данные характеристики были приняты за основу постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 июля 1969 г., задавшего опытно-конструкторскую работу по созданию комплекса «Гранит» со сроком начала совместных летных испытаний во II кв. 1973 г.
При разработке «Гранита» предстояло решить две основные задачи — обеспечение для ракеты подводного старта дальности около 500 км (вчетверо большей, чем было достигнуто в «Малахите») при скорости, более чем вдвое превышающей звуковую, и достижение высокой вероятности правильного выбора главной цели в ордере без информационного взаимодействия стреляющего корабля с ракетой после ее старта. К такому решению пришли не сразу. На ранней стадии разработки рассматривалась возможность реализации отработанной на П-6 и П-35 схемы с трансляцией изображения от радиолокационного визира на находящуюся на перископной глубине подводную лодку и участием оператора в выборе цели. Для этого антенные устройства размещались на выдвижном антенно-мачтовом устройстве.
Дальнейшие работы велись применительно к варианту с оснащением ракеты «Гранит» турбореактивным двигателем. Давний смежник Челомея — главный конструктор С.А. Гаврилов — определил возможность использования в новом двигателе КР-21-300 турбокомпрессора, отработанного в двигателе КР-17-300 ракеты «Базальт». Впервые в нашей стране был создан специальный электронный регулятор режима работы двигателя — ЭРРД-21, не допускавший нагружения сверх уровня, соответствующего прочности уже внедренных в производство агрегатов.
Для обеспечения быстрого запуска и выхода на режим турбореактивного двигателя (за время не более 10 с) его впервые в мировой практике снабдили твердотопливным стартером, газогенератор которого удалось вписать в конус центрального тела сопла ТРД.
Исходя из стремления уменьшить поперечные габариты ракеты при размещении в пусковой установке, маршевую и стартово-разгоннную ступень скомпоновали по тандемнной схеме. Для обеспечения запуска ТРД во время работы твердотопливной стартово-разгонной ступени, корпус последней выполнили в виде кольцевой тороцилиндрической оболочки. Продукты сгорания запускаемого турбореактивного двигателя свободно истекали через центральное отверстие в ее корпусе. При продолжительном стартово-разгонном участке потребовалось оснащение твердотопливного двигателя эффективными органами управления. Расходно-тяговые характеристики стартово-разгонной ступени обеспечивали старт как из подводного, так и из надводного положения корабля-носителя. Однако для достижения приемлемой газодинамики старта и допустимого уровня силового и теплового воздействий на ракету и пусковую установку, вне зависимости от типа старта, последняя перед пуском ракеты предварительно заполнялась водой. Если проведение старта по «мокрой схеме» со всплывшей подводной лодки представлялось более или менее естественным, то при пуске с надводного корабля предварительная закачка воды в высоко расположенные ракетные контейнеры воспринималась как нечто весьма сомнительное.
Крылатая ракета «Гранит» в предстартовой конфигурации.
Крылатая ракета «Гранит».
Для предотвращения проникновения воды в двигатель при движении ракеты под водой ее передняя часть прикрывалась колпаком обтекаемой формы, отстреливаемым после выхода изделия на поверхность. Жесткие габаритные ограничения (вспомним первоначальное стремление вписать «Гранит» в пусковой контейнер «Малахита») заставили отказаться от идущей еще от П-5 компоновки с подфюзеляжным расположением воздухозаборника, перейдя к его лобовому расположению по типу истребителя МиГ-21. Да и общая компоновка маршевой ступени ракеты напоминала этот знаменитый самолет, разумеется, не без некоторых отличий. Так, хвостовое оперение было выполнено с крестообразным расположением плоскостей, которые имели в плане треугольную, а не стреловидную форму. Все аэродинамические поверхности при размещении в пусковой установке складывались.
Основная радиолокационная антенна «Гранита», как и на МиГ-21, размещалась в центральном теле сверхзвукового воздухозаборника. В стремлении увеличить размеры антенны головки самонаведения рассматривался и вариант ракеты с выдвижным воздухозаборником, но он был отвергнут из-за трудностей с обеспечением герметизации при подводном старте.
Ленинградским ЦНИИ «Гранит» (бывший НИИ-49) для одноименной ракеты была создана наиболее совершенная аппаратура управления и самонаведения из когда-либо разработанных в Советском Союзе. Применительно к ней можно без всяких натяжек употреблять понятие «искусственный интеллект». Классификация главной цели и распределение ракет залпа осуществлялись с применением алгоритмов теории игр.
Атомная подводная лодка пр. 949.
В целях наиболее достоверного определения главной цели и эффективного преодоления ПВО противника в полной мере использовались возможности массированного залпа «гранитов» и объединения радиолокационной информации ракет залпа. Для повышения вероятности прорыва к цели наряду с маневром предусматривалось построение оптимального боевого порядка ракет и задействование станций активных помех.
Разработку системы управления в «Граните» возглавил В.Б. Голованов, которого с 1973 г. сменил Н.М. Мозжухин. Бортовая аппаратура создавалась под руководством Л.М. Камаевского, корабельная для подводной лодки — Б.Н. Степанова, для надводных кораблей — Е.П. Михеева.
Эскизный проект был выпущен в 1969 г., а спустя шесть лет начались первые пуски ракет в нештатных комплектациях. Первый пуск из-под воды провели 26 февраля 1976 г., в том же году завершились автономные испытания у мыса Фиолент. При испытаниях в Неноксе выявились многократные сбои в работе бортовой аппаратуры производства серийных заводов. Для наведения порядка организовали ЛНПО «Гранит», включив в него, помимо головной организации, ленинградские «Завод им. А.К. Кулакова» и «Северный пресс», а также завод «Омега» в Казахстане. Основной объем испытаний был проведен в 1979—1980 гг. с применением стенда ЦСК. Испытания в Неноксе завершились после проведения 17 пусков в сентябре 1979 г. Вскоре начались и пуски ракет с основных кораблей-носителей — подводной лодки пр. 949 и атомного крейсера пр. 1144.
В ходе государственных испытаний крейсера «Киров», проводившихся с сентября по декабрь 1980 г., были осуществлены четыре фактических пуска ракет «Гранит», в том числе двухракетным залпом на дальность, близкую к максимальной. Мишенная обстановка включала судно-цель пр. 1784 в окружении нескольких корабельных щитов. При одиночных пусках на среднюю и минимальную дальность обе ракеты навелись на главную цель. Ее же поразила и одна из ракет при залповой стрельбе, а вторая ракета ушла на один из щитов.
Головная подводная лодка пр. 949 К-525 провела первый пуск «Гранита» в начале декабря 1980 г. Вопреки программе пуска, ракета ушла на большую высоту и не спикировала на цель. Казус списали на случайный сбой бортового вычислительного комплекса, но через пару дней очередное испытание прошло аналогично. Анализ выявил ошибку в алгоритме управления, которую весьма оперативно устранили. Двухракетный залп и одиночный пуск в середине декабря завершились успешно.
После проведения 20 пусков с подводной лодки и восьми — с крейсера совместные испытания завершились в августе 1981 г., а 19 июля 1983 г. комплекс официально приняли на вооружение.
Проекты 949 и 949А
Картика в большом размере здесь : http://atrinaflot.narod.ru/1_submarines/02_plark_949/949_02.jpg
Атомная подводная лодка пр. 949 «Гранит», как и все наиболее крупные субмарины советского флота, разрабатывалась в ленинградском ЦКБМТ «Рубин» (бывшее ЦКБ-18). Главным конструктором стал П.П. Пустынцев — создатель семейства пр. 675, а после его смерти в 1977 г. — И.Л. Баранов. Схема размещения контейнерных пусковых установок соответствовала реализованной в пр. 670 — побортно, в междукорпусном пространстве. Но имелись и существенные отличия. При большом числе пусковых установок (на 24 ракеты) они занимали примерно половину длины лодки. Усложненное исполнение прочного корпуса на столь протяженном участке в виде простой или тройной «восьмерки» по типу лодок пр. 670 или 661 привело бык значительному его перетяжелению, тем более что глубина погружения лодок третьего поколения значительно увеличилась. Поэтому прочный корпус пр. 949 выполнили в простых цилиндрических и конических формах, а легкий корпус приобрел овальное приплюснутое поперечное сечение. По оценкам зарубежных экспертов, значительный зазор между прочным и легким корпусами служит эффективной защитой от воздействия взрывов боевых частей противолодочного оружия. Отметим, что за рубежом были предприняты большие усилия для обеспечения миниатюризации этого оружия, что не могло отрицательно не сказаться и на мощности его боевого снаряжения.
Атомная подводная лодка пр. 949.
Как и все подводные корабли третьего поколения, лодки пр. 949 оснащались атомной энергетической установкой на базе реактора ОК-650, гидроакустическим комплексом семейства «Скат», современнейшими средствами навигации, управления и связи. По сравнению с лодками предыдущего поколения повысилась комфортность размещения личного состава. При длине 144 м и надводном водоизмещении 12500 т (не уступающем артиллерийскому крейсеру пр. 68К) лодка пр. 949 развивала скорость подводного хода 32 узла и могла погружаться на предельную глубину 600 м.
Характерной особенностью спроектированных КБСМ пусковых установок СМ-225 стало размещение ракет в пусковых стаканах с направляющими на их внутренней поверхности. Амортизационные устройства располагались в пространстве между корпусом пусковой установки и стаканом. Коррозионное воздействие исключалось за счет резино-кордового соединения, препятствующего попаданию воды к амортизации. В процессе пуска ракет и при проведении погрузочно-разгрузочных работ стакан заштыривался.СМ-225 обеспечивали хорошую защиту ракет, что подтвердилось в ходе катастрофы с подводной лодкой «Курск»: при мощнейшем взрыве торпедного боезапаса ракеты не получили заметных повреждений.
ПУ СМ-225 (СМ-225А) и заряжание ПКР П-700 «Гранит» в неё.
Головная лодка К-525 (строительный номер 601) была заложена в Северодвинске 25 июля 1975 г., спущена 3 мая 1980 г., а 30 декабря того же года вступила в строй. Вторая лодка К-206 (заводской номер 602) вступила в строй 30 ноября 1983 г. С 14 апреля 1987 г., помимо буквенно-цифрового тактического номера, она носила наименование «Минский комсомолец». С изменением идеологических приоритетов в 1992—1993 гг. К-525 и К-206 получили названия «Архангельск» и «Мурманск» соответственно.
В ходе строительства атомоходов пр. 949 выявилась некоторая стесненность их помещений из-за роста габаритов нового оборудования в процессе его отработки. Поэтому заложенная 22 июля К-148 (заводской номер 617), получившая в 1990-е гг. наименование «Краснодар», строилась уже по модернизированному пр. 949А «Антей» — с введением дополнительного отсека, что увеличило длину до 155 м, а водоизмещение — до 14600 т (что примерно соответствовало водоизмещению вертолетоносца «Москва»). К-148 вступила в строй 30 сентября 1986 г. За ней последовали К-173 («Красноярск»), К-132 («Иркутск»), К-119 («Воронеж»), К-410 («Смоленск»), К-442 («Челябинск»), К-456 («Касатка», с 1996 г. — «Вилючинск»), К-266 («Северодвинск», с 1993 г. — «Орел»), К-186(«Омск»), К-141 («Курск»), К-526 («Томск»), К-139 «Белгород», строившиеся под заводскими номерами 618, 619, с 636 по 638, с 649 по 651, с 662 по 664 соответственно. Два корабля, К-135 («Волгоград») и К-100 («Барнаул») с заводскими номерами 675 и 676, остались недостроенными.
В процессе постройки серии происходило совершенствование устанавливаемого на корабли оборудования, улучшались характеристики скрытности. По результатам расчетов эффективности залп одного атомохода с высокой вероятностью обеспечивал вывод из строя главной цели. Однако для успешного применения с большой дальности требовалось соответствующее целеуказание. После распада СССР как авиационная, так и космическая морские системы разведки целей начали приходить в упадок. Без информационного обеспечения реальная ценность подводных ракетоносцев также резко снизилась. Обе лодки исходного пр. 949 вывели из состава флота. К концу 2008 г. в строю оставались девять атомоходов пр. 949А (в том числе пять в ремонте или на консервации).
Атомные подводные лодки пр. 949А
Проект 1144
История формирования технического облика надводного носителя «Гранита» — тяжелого атомного ракетного крейсера пр. 1144 «Орлан» (главный конструктор — Б.И. Купенский) — носит сложный и противоречивый характер. После нереализованных проектов конца 1950-х гг. работы по атомным надводным ракетоносцам продолжались и в следующие десятилетия (пр. 61Б и др.). Проектировавшийся с 1965 г. атомный ракетный крейсер пр. 1165 «Фугас» (пост про данный проект на ресурсе есть — прим. doktorkurgan), первоначально рассчитанный на вооружение комплексом «Базальт», а на более поздней стадии работ — 32—48 ракетами «Гранит», к 1971 г. «слился» с атомным «сторожевым кораблем» пр. 1144, ранее прорабатывавшимся исходя из оснащения ракетами «Малахит».
Атомный ракетный крейсер пр. 1165 «Фугас» (проект). Схема А.Н. Соколова.
В результате получился корабль, по водоизмещению (24100 т) и размерам (длина 251 м, ширина 28,5 м) превзошедший линкоры царской постройки, оснащенный богатейшей коллекцией наиболее мощных радиолокационных и гидроакустических комплексов (включая мощнейший ГАК «Полином»), противокорабельного, противолодочного и зенитного ракетного и артиллерийского оружия, а также парой вертолетов. По ударной мощи, располагая 20 ракетами «Гранит» (на проектной стадии — только 16), крейсер приближался к подводной лодке пр. 949, при этом мощное оборонительное вооружение давало шансы если не на выживание, то хотя бы на своевременное применение комплекса «Гранит». Корабль был оснащен совершенной конструктивной защитой ракет, включая специальные крышки пусковых установок СМ-233 (выполненных на базе лодочных ПУ СМ-225).
Пусковая установка СМ—233 комплекса «Гранит»
Все эти достоинства, к сожалению, ставились под сомнение уникальным статусом подобного корабля в составе флота. Темп постройки не превышал одного крейсера в пятилетку. Несомненно, при ухудшении международной обстановки противник взял бы этот корабль под непрерывный контроль и не пожалел бы сил и средств для его скорейшего уничтожения сразу после начала боевых действий.
Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144 «Киров». 1983 г.
Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144 «Киров». 1980-е гг.
Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144 «Киров» (с 22 апреля 1992 г. — «Адмирал Ушаков»).
Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 11442 «Фрунзе» (с 27 мая 1992 г.- «Адмирал Лазарев»).
Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 11442 «Калинин» (с 27 мая 1992 г. — «Адмирал Нахимов»).
Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 11442 «Петр Великий» (до 27 мая 1992 г. — «Юрий Андропов»)
Головной корабль пр. 1144 (заводской номер 800) был заложен в соответствии с постановлением от 2 августа 1971 г. на ленинградском Балтийском заводе 27 марта 1974 г. и спущен на воду 27 декабря 1977 г. Само название тяжелого атомного ракетного крейсера — «Киров» (в 1992 г. его переименовали в «Адмирал Ушаков») — указывало на значимость нового этапа развития отечественного кораблестроения, не уступавшего по важности постройке одноименного первого советского крейсера. Корабль вошел в строй только 30 декабря 1980 г., вопреки плановому сроку — 1977 г. Помешали различные обстоятельства, включая даже очередное наводнение на Неве в 1977 г. За «Кировым» в октябре 1984 г. последовал «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»), а в декабре 1988 г. — «Калинин» («Адмирал Нахимов»). Эти крейсера строились уже по модернизированному пр. 11442. При таком низком темпе постройки естественное стремление к совершенству определило то, что каждый последующий корабль отличался от предыдущего. Уже на «Фрунзе» две 100-мм пушки сменились спаренной 130-мм установкой, а 10 противолодочных «Метелей» — тремя десятками «Водопадов». На «Калинине» шестиствольные 30-мм автоматы заменили четырьмя «Кортиками» с боекомплектом в 196 ракет. На «Петре Великом» (см. ниже) зенитные комплексы самообороны «Оса-М» заменили на «Кинжал», а один из ЗРК «Форт» — на «Форт-М».
Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 11442 «Фрунзе». Вторая половина 1980-х гг.
«Киров» единственный раз нес боевую службу в Средиземном море в 1984 г. Потом дважды выходил для оказания помощи терпящим бедствие подводным лодкам. Второй и последний раз крейсер отправился в дальний поход 1 декабря 1989 г. Но через два месяца на корабле вышел из строя носовой реактор. По приказу командующего Северным флотом 17 февраля 1990 г. он возвратился в Североморск, а в сентябре был отбуксирован к специально сооруженному причалу завода «Звездочка» в г. Северодвинске. Не лучше сложилась и судьба первых двух крейсеров пр. 11442, загнанных на гибельный для сложных больших кораблей Тихоокеанский флот.
Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 11442 «Фрунзе». Индийский океан, 1985 г.
Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 11442 «Калинин».
К настоящему времени относительно боеспособным остается только последний надводный атомоход, заложенный 25 апреля 1986 г. как «Юрий Андропов», спущенный на воду через три года и мучительно долго достраивавшийся в 1990-е гг. под новым, бесспорным наименованием «Петр Великий». В ходе испытаний 27 октября 1996 г. произошел разрыв трубки паропровода в носовом котельном отделении, погубивший пять человек. Корабль вступил в строй 18 апреля 1998 г. Даже внешний вид крейсера свидетельствует о предельном напряжении сил для достройки корабля: носовой и кормовой антенные посты зенитного комплекса С-300Ф имеют принципиально разные схемы.
Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 11442 «Петр Великий». Североморск, 2008 г.
Пуск ракеты «Гранит» с тяжелого атомного ракетного крейсера пр. 11442 «Петр Великий».
Помимо построенных ракетных крейсеров, прорабатывалось и размещение комплекса «Гранит» с 16 пусковыми установками и на атомном крейсере пр. 1293 (водоизмещением 14000 т) — варианте проектировавшегося атомного БПК пр. 11990 «Анчар».
Рисунок в большом размере здесь: http://atrinaflot.narod.ru/2_mainclassships/02_rkr_1293/1239_draw2.jpg
Однако уменьшение стоимости на 25% не оправдывало снижение эффективности из-за резкого ослабления средств ПВО (довольно спорное утверждение, снижение ПВО-возможностей предполагалось за счет отказа от ЗРАК «Кортик», при этом ПВО должно было осуществляться за счет ЗРК «Фал» (модернизированная версия «Форта») и ЗРК «Кортик», сведенных в единый контур ПВО — прим. doktorkurgan). Единственный в стране стапель для надводных атомных кораблей на Балтийской заводе оставили за проектом 11442.
Тяжелый авианесущий крейсер пр. 11435 «Адмирал Кузнецов».
Не обошелся без комплекса «Гранит» и единственный корабль отечественного флота, который, пусть и с некоторой натяжкой, можно отнести к настоящим авианосцам — пр. 11435. Это крупнейший за всю историю отечественного флота военный корабль полным водоизмещением 61390 т имеет длину 305 м при ширине около 72 м и способен нести до 50 самолетов и вертолетов, в том числе 26 истребителей Су-33 с высокими тактико-техническими характеристиками. Кроме дюжины «Гранитов», ракетное вооружение включает четыре модуля ЗРК «Кинжал» со 196 ракетами и восемь «Кортиков» с 256 ракетами.
Несмотря на оснащение этого корабля, сменившего за время строительства на Черноморском заводе в Николаеве (бывший номер 444) и достройки четыре наименования («Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси», «Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов»), самолетами трамплинного взлета и горизонтально посадки (что требовало расчистки верхней палубы от всех лишних предметов), советские адмиралы никак не могли отказаться от противокорабельного ракетного комплекса в составе вооружения. Выход нашли в применении вместо свехдальнобойного «Вулкана» созданного в более ранние сроки комплекса «Гранит», поскольку его пусковые установки можно было убрать под палубу корабля. Несколько утрируя ситуацию, можно сказать, что Су-33 взлетают, гремя колесами по крышкам люков пусковых установок «Гранита».
Кроме того, «Гранит» был «прописан» также на начавших строиться авианосцах пр. 11436 «Рига» (позднее — «Варяг») и пр. 11437 «Ульяновск». Видимо, задача «отделить мух от котлет», т.е. определиться с основным оперативно-тактическим предназначением крупнейшего из построенных отечественных военных кораблей флота оказалась не по силам ни С.Г. Горшкову, ни сменившему его В.Н. Чернавину. А ведь применение ракетного или авиационного оружия, помимо прочего, связано с выбором различного удаления от корабельного соединения противника! В какой-то мере эту парадоксальную ситуацию объясняет сугубо истребительное вооружение фактически созданных отечественных палубных самолетов, что и определило передачу ударных функций корабельному ракетному оружию. С носителем комплекса «Гранит» — подводной лодкой «Курск» — связана и крупнейшая за последние десятилетия катастрофа на флоте. Сразу оговоримся, что ни по одной из версий сам этот комплекс ни в малейшей мере не спровоцировал трагическое происшествие. По официальной версии, первопричиной катастрофы стала неисправность практической 650-мм торпеды («толстушки»), к стрельбе которой готовилась лодка. Это — тактическое оружие, предназначенное для применения по надводным кораблям на дальности до 50 км. Как показал анализ боевых возможностей проектировавшейся более 40 лет назад подводной лодки пр. 688, сочетание на одном носителе ударного оружия (ракет «Малахит» и «Базальт»), многократно отличающегося по максимальной дальности действия, бессмысленно. Его не применишь ни одновременно, ни последовательно. Наверное, не было и особой необходимости в размещении торпедных аппаратов калибра 650 мм на лодке пр. 949А. Конструкторов и заказчиков-моряков могла спровоцировать особо крупная размерность их корабля, определенная исходя из необходимости размещения большого боезапаса основного ракетного оружия. Как не вспомнить трагедию вековой давности — гибель броненосца «Петропавловск». Японская мина послужила лишь первопричиной, а гибель множества людей, включая надежду нашего флота — адмирала СО. Макарова и талантливого художника В.В. Верещагина, определила детонация своих же, русских мин, совершенно не нужных на таком корабле!
К сожалению, из-за губительных экономических и политических обстоятельств флот лишился значительной части носителей комплекса «Гранит». К настоящему времени этот комплекс, ставший вершиной развития советского противокорабельного ракетного оружия, состоит на вооружении до десяти подводных атомоходов и пары надводных кораблей, каждый поход которых становится уникальным событием в жизни флота. Кроме того, несмотря на все достоинства, без поддержки соответствующих разведывательно-информационных систем он не может быть применен с полной реализацией своих боевых возможностей.