Содержание:
100-ММ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА Б-14
Заказ Управления ВМС на разработку проекта, рабочих чертежей и опытного образца 102-мм зенитной пушки длиной в 45 калибров с углом возвышения +75° был выдан заводу «Большевик» 26 декабря 1930 года. Срок изготовления опытного образца по заказу – 1 апреля 1932 года, но почти сразу завод «Большевик» «выторговал» 5 месяцев, то есть к 1 сентября 1932 года.
Проект был представлен заводом на утверждение Управлению ВМС 6 апреля 1931 года. Утверждение проекта последовало в мае 1931 года, но при этом угол возвышения был увеличен с +75° до +85°.
16 июня 1931 года Управлением ВМС было внесено вторичное изменение угла возвышения с +85° на +85° – +90°, что потребовало новой переработки проекта.
В сентябре 1931 года Управление ВМС телеграммой изменило калибр 102 мм на 100 мм.
В мае 1931 года последовало распоряжение об изготовлении заводом второго образца системы для Главного артиллерийского управления.
Опытный образец для Управления ВМС получил индекс Б-14М, а для ГАУ – Б-14С.
Первым был изготовлен опытный образец Б-14С, который прибыл на НИАП 26 августа 1933 года.
Первая стрельба была проведена 7 сентября 1933 года. [Табл. 40]
Таблица 40. Шрапнель черт. 4765
Вес снаряда, кг | 15,4 |
Заряд | 3,0 кг 25/1 |
Начальная скорость, м/с | 482 |
Длина отката, мм | 245 |
В результате двух выстрелов 7 и 8 сентября 1933 года снарядом чертежа 4765 весом 15,4 кг (заряд 1/2 и 3/4 нормальных) произошло повреждение буферных деталей между казенником и дном люльки вследствие резких откатов. Расчетная длина отката составляла 680 мм, а было 200-250 мм. После ремонта давление в накатнике снизили, и 14-15 сентября 1933 г. испытания продолжились.
Работа досылателя и полуавтоматики не была отлажена. Противооткатные устройства работали неудовлетворительно, по-прежнему происходил резкий накат. До 20 сентября 1933 года система разбиралась заводом на НИАПе с целью исправления выявленных недостатков. Кроме того, на системы поставили прицел от 3К.
Затем заводские испытания возобновились, и с 20 ноября по 15 декабря 1933 года было сделано 13 выстрелов (всего с начала испытаний 25) лафетопробным снарядом чертежа 4472 весом 15,6 кг. При этом были получены: начальная скорость – 875-882 м/с и длина отката 570-620 мм.
На испытаниях подъемный механизм сдавал при угле возвышения 0° на 13°-16° и при угле +45° – +60° на 5°-7°.
Вновь отмечалась плохая работа полуавтоматики и противооткатных устройств.
Досылатель переделывали два раза, но удовлетворительной его работы достигнуть так и не удалось.
После этих испытаний Б-14 была отправлена на завод «Большевик» для исправления дефектов.
Вторично система поступила на НИАП 28 октября 1934 года для продолжения заводских испытаний, а также для испытания второго опытного ствола с лейнером № 2390.
8-9 декабря 1934 года сделано 12 выстрелов снарядом весом 15,6-15,7 кг. Всего в декабре сделано 15 выстрелов. Вынимался лейнер без затруднений. Система сильно сдавала в вертикальном наведении (на 2°-8°) и давала укороченные откаты. [Табл. 41]
Таблица 41
Заряд | нормальный | усиленный |
Вес, кг | 5,3 | 5,5—5,6 |
Начальная скорость, м/с | 901—907 | 930—946 |
Длина отката, мм | 465—485 | 490—505 |
При усиленном заряде происходил резкий накат.
Заряжание при стрельбе производилось только вручную.
После испытаний систему опять отправили на «Большевик» для доработок.
В очередной раз система поступила на НИАП в июне 1936 года для заводских испытаний и двух новых специальных лейнеров.
Так как завод уже явно не хотел дорабатывать Б-14С, то пребывание ее на НИАПе затянулось, и стрельбы начались лишь в августе 1937 года.
17 июня 1937 года Артуправление РККА окончательно передало Б-14С в распоряжение НИАПа, который продолжал использовать ее для испытания снарядов, зарядов, гильз, взрывателей и т. д.
По договоренности завода с НКВД 31 августа 1937 года на НИАП был направлен конструктор этой системы Кудряшов, который дал НИАПу все разъяснения.
Комиссия НИАПа пришла к заключению:
«Сейчас к стрельбе Б-14 не пригодна. Требуется ремонт противооткатных устройств, подъемного механизма и т. п.».
Таблица 42. Данные 100-мм зенитной пушки Б-14
Ствол | |
Калибр, мм | 100 |
Длина ствола полная, мм/клб. | 5195/52 |
Число нарезов | 32 |
Лафет | |
Угол вертикального наведения | -5°; +86° |
Угол горизонтального наведения | 360° |
Скорость вертикального наведения, град/с | 8° |
Скорость горизонтального наведения, град/с | 8° |
Вес системы в боевом положении, кг | 6800 |
Скорострельность, выстр./мин | 10 |
14 июня 1938 года Артуправление направило на НИАП письмо, в котором говорилось:
«Артуправление в настоящее время производить ремонт не предполагает. Система останется на НИАПе и должна быть приведена в состояние, годное для хранения».
Для ВМФ заводом «Большевик» был изготовлен второй образец Б-14М (М – морской), который испытывался на морском полигоне в 1935- 1936 гг. Довести его также не удалось.
На 1935 год заводу «Большевик» было заказано 5 систем Б-14. Валовое производство Б-14 планировалось вести на заводе № 92.
Но в 1935 году «Большевик» не сдал ни одной Б-14 из-за недоработанности системы и новых требований к ней заказчика (щит, ночной прицел и др.).
Кончилось дело тем, что в октябре 1935 года было решено проектировать новую 100-мм пушку.
Устройство 100-мм зенитной пушки Б-14
Для Б-14 первоначально предполагались скрепленные стволы, но позже стали изготавливать лейнированные стволы.
Затвор клиновой горизонтальный. Полуавтоматика пневматического типа (подобно Б-24 первых выпусков). Досылатель гидропневматический, работает за счет энергии отката.
Приводы механизмов вертикального и горизонтального наведения ручные. Подъемный механизм имел один зубчатый сектор. Накатник гидропневматический.
Лафет тумбового типа.
Опытный образец Б-14М отличался от первого образца Б-14С прицельными устройствами, учитывающими качку, а также новой конструкцией досылателя. В остальном Б-14М и Б-14С были одинаковы. [Табл. 42,43]
Таблица 43. Расчетные баллистические данные снаряда
Граната | Стержневая шрапнель черт. 4765 | |
Вес, кг | 13,75 | 15,6 |
Заряд | 6,5 кг 25/1 | |
Начальная скорость, м/с | 940 | 865 |
Дальность, м | 16 000 |
Боеприпасы
Стержневая шрапнель чертежа 4765 (системы Розенберга) имела 72 стержня.
Кроме того, имелся еще один вариант 100-мм стержневой шрапнели Розенберга с 90-92 стержнями (меньших размеров).
Использовали гранаты весом 15,6 кг чертежа 4383.
Гильзы взяты от морской пушки, длина гильзы 695 мм, вес 6,785 кг. Вес патрона 28,145 кг.
Деревянный макет зенитной пушки Б-14
100-ММ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА Л-6
Испытания опытного образца
Разработка 100-мм «стратосферной» пушки Л-6 была начата в 1934 году КБ Кировского завода под руководством Маханова. Ему же принадлежала и инициатива в проектировании подобной системы (письмо № 1997 от 20 ноября 1934 года). Первоначально предполагалось создать подобие 76,2-мм универсальной пушки Л-3 с начальной скоростью 750 м/с. Пушка должна была иметь механизм автоматического заряжания. Работа механизма происходила за счет действия силы отдачи.
9 апреля 1935 года Артуправление утвердило тактико-технические требования на 100-мм пушку Кировского завода с весом снаряда 15,6 кг, начальной скоростью 820 м/с и потолком 15 км. В дальнейшем, в соответствии с экспертизой АНИИ от 14 июня 1935 года конструирование пушки шло под начальную скорость 900 м/с и вес снаряда 15,6 кг.
Опытный образец пушки Л-6 был изготовлен и подан на НИАП в октябре 1937 года. Первая стрельба проведена 19 октября 1937 года – сделано 6 выстрелов с целью опробования системы и подбора зарядов. Заряжание производилось вручную, а затвор работал без полуавтоматики. Стрельба прекратилась из-за заедания буфера полуавтоматики и невозможности из-за этого работать затвором. После устранения неисправностей стрельбы возобновились 20 октября 1937 года.
При стрельбе 10 июня 1938 года сорвало буфер клина затвора, появилась трещина на собачке досылателя. На этом испытания Л-6 на НИАПе закончились и система была взята заводом для доработки.
Всего в ходе заводских испытаний на НИАПе сделано 86 выстрелов (из них 69 нормальным зарядом и 17 уменьшенным).
После исправления, 12 августа 1938 года, опытный образец Л-6 был подан на НИЗАП (Научно-исследовательский зенитно-артиллерийский полигон). При этом решили совместить приемные испытания с полигонными, так как на АНИОПе производить стрельбу под большими углами было невозможно. Испытания Л-6 проводились с 15 августа по 2 ноября 1938 года. На них были представлены два ствола: первый с крутизной нарезки в 25 калибров и второй – в 30 калибров.
29 ноября 1938 года на 13-ом выстреле произошел отрыв щек казенника при стрельбе усиленным зарядом. Два человека было ранено.
Пробег был ограничен 239 км вследствие порчи колес и невозможности дальнейшего движения.
Для Л-6 был подобран заряд весом 5,6 кг марки 100/50 для снаряда чертежа 2-1676 весом 15,6 кг и начальной скоростью 902 м/с, давление в канале 2675 кг/ см². Вес патрона 32 кг.
Всего на НИЗАП с 1 сентября по 20 сентября 1938 года было сделано 245 выстрелов, а до того система сделала 81 выстрел.
Согласно отчету НИЗАПа от 21 декабря 1938 года Л-6 полигонные испытания не выдержала.
Отмечены недостатки:
1) Неудовлетворительная прочность казенника.
2) Малая живучесть ствола – 150 выстрелов при начальной скорости 900 м/с для первого ствола с крутизной 25 калибров, а живучесть второго ствола в 30 калибров при начальной скорости 810 м/с – 350-400 выстрелов. Тут заметна натяжка комиссии для первого ствола, так как сначала 86 выстрелов на НИАПе были сделаны нитроглицериновым порохом, то есть если подобрать марку пороха, то живучесть превысит 150 выстрелов.
3) Полуавтоматика не отлажена.
4) Механизм заряжения состоит из подающего механизма (лотка) и досылателя. Лоток из первых 79 выстрелов дал 29 отказов, а после исправления работал безотказно. Досылатель работал неудовлетворительно и его исключили из испытаний из-за жестких ударов, приводящих к поломкам и деформации деталей.
5) Неудовлетворительно работал уравновешивающий механизм.
6) Усилия на маховике горизонтального наведения доходят до 65 кг (вместо нормального 5 кг).
7) Недостаточная прочность соединения верхнего станка с нижним.
8) Нет прицела прямой наводки.
9) Ходовая часть слаба для этой системы.
10) Ширина хода 3 метра – велика.
11) Приведение системы из боевого положения в походное силами одного расчета практически невозможна.
Система на двух колесах весьма зависима от дорог.
Испытания опытной батареи Л-6
Артуправление письмом № 229294 от 2 февраля 1939 года предложило Кировскому заводу все же доработать Л-6 и изготовить опытную серию из четырех пушек к 1 августа 1939 года. Кроме того, завод должен был отремонтировать к 1 апреля 1939 года поврежденный первый экземпляр Л-6.
С 11 ноября по 16 ноября 1939 года на АНИОПе проводились малые контрольные испытания 4-х пушек Л-6 (№№ 2-5). Все стволы имели углубленную нарезку по чертежами НИИ-13.
Стрельба велась снарядами чертежа 233а и чертежа 1081. Вес обоих снарядов 15,5 кг. В ходе испытаний не удалось установить нормальный заряд для начальной скорости 850 м/с и давления в канале 2400 кг/см² и усиленный заряд для начальной скорости 884 м/с и давления в канале 2640 кг/см². Поэтому пришлось остановиться на заряде 5,17 кг марки 100/50, дающем начальную скорость 853,5 м/с и давление в канале 2575 кг/см² – этот заряд был принят в качестве усиленного, и в дальнейшем на нем производились испытания всех остальных систем Л-6.
У пушки № 5 механизм переменной длины отката действовал плохо, и длина отката была 1450-1500 мм при угле +45°, после чего пушка № 5 с испытаний была снята.
У других пушек неважно работала автоматика. После выстрела часто не открывался затвор.
Заключение АНИОПа по опытной серии Л-6:
«Недостаточная прочность нижнего станка и станин. Противооткатные устройства приварены к люльке и снятие их связано с разборкой всей качающейся части. Велика ширина хода – 3060 мм, а железнодорожные габариты – не более 3000 м».
21 и 22 ноября 1939 года на АНИОПе был проведен повторной отстрел двух Л-6 № 3/3 и № 5/5 (ствол/лафет).
С 28 мая по 15 июля 1940 года на НИЗАПе проводились испытания опытной батареи из 4-х Л-6. Всего было сделано 72 выстрела. [Табл. 44]
Таблица 44
Вес снаряда, кг | 15,5 |
Вес заряда | 4,9 кг 100/50 |
Вес патрона, кг | 28,78 |
Начальная скорость, м/с | 820 |
Давление в канале, кг/см² | 2400 |
При стрельбе снарядом чертежа 2-975 весом 15,6 кг с взрывателем Т-5 при усиленном заряде весом 5,04 кг – начальная скорость 840 м/с и давление в канале 2568 кг/см².
Основные выводы комиссии: Л-6 полигонные испытания не выдержала и к принятию на вооружение не рекомендуется.
Л 6 опытной серии прибыла на НИЗАП на испытания в мае 1940 года. Она отличалась от образца, испытанного в 1938 году:
1. Ствол имел углубленную нарезку. Нарезов 40. Камора изменилась.
2. Вес откатных частей уменьшился на 200 кг.
3. Улучшен механизм заряжания. Поставлен пневматический досылатель вместо пружинного.
4. Верхний станок представлен в сварном исполнении.
5. Поставлен новый поворотный механизм.
6. Добавлено четыре колеса. Колеса поставлены новые от двухэтажного троллейбуса.
7. Поставлено новое подрессоривание.
Недостатки:
1. Неудобное расположение механизмов наведения.
2. Система не приспособлена для стрельбы прямой наводкой.
3. Большая ширина хода.
4. Снятие противооткатных устройств связано с разборкой всей качающейся части.
Устройство установки
Ствол состоит из свободной трубы, кожуха и казенника.
Затвор вертикальный клиновой. Полуавтоматика механическою типа. Досылатель в обр. 1937 г. пружинный, а в обр. 1939 г. пневматический.
Уравновешивающий механизм пружинный.
Лафет состоит из верхнего и нижнего станков. Нижний станок опирается на три опоры, которые при стрельбе усиливаются четвертой, расположенной под центром системы.
Для похода две опоры (лапы, станины) сводятся вместе, а третья складывается. Вдвижение и выдвижение станков осуществляется гидропневматическим устройством. [Табл. 45, 46]
Таблица 45. Данные пушки Л-6
Опытн. обр. (11.38 г.) | Опыт. серия (лето 40 г.) | |
Ствол с затвором | ||
Калибр, мм | 100 | 100 |
Длина ствола, мм/клб | 5620/55 | 5500/55 |
Число нарезов | 32 | 40 |
Конструктивные данные лафета | ||
Угол вертикального наведения | -2°, +84° | -2°, +84° |
Угол горизонтального наведения | 360° | 360° |
Скорость вертикального наведения за 1 оборот от электродвигателя, град/оборот | 3°13’/1°16’ | 3° |
от электродвигателя, град/оборот | 15° | 12,5° |
Скорость горизонтального наведения за 1 оборот от электродвигателя, град/оборот | 5° | 3° |
от электродвигателя, град/оборот | 30° | 30° |
Длина отката, мм: при 0° | переменная | 1500 |
при 85° | от 850 до 1700 | 700 |
Длина системы в боевом положении, мм: | ||
при 0° | 6195 | 6195 |
при 85° | – | 5900 |
Высота системы в боевом положении, мм: | ||
при 0° | – | 2150 |
при 85° | – | 7160 |
Ширина системы в боевом положении, мм: | ||
при 0° | – | 6195 |
при 85° | – | 5900 |
Походное положение, мм: | ||
длина системы по крайним точкам | – | 8000 |
высота системы | – | 2450 |
ширина системы по крайним точкам | 3000 | 3100 |
Весовая сводка, кг: | ||
в боевом положении | 8500 | – |
в походном положении | ок. 10 500 | |
Эксплуатационные данные: | ||
Скорость возки, км/ч: средняя | – | до 20 |
максимальная | до 30 | до 30 |
Время перехода из походного в боевое положение, час. | около 1 | – |
Таблица 46. Зенитные гранаты
Номер чертежа | 2-965 | 1676 | 2-340 |
Вес гранаты, кг | 15,6 | 15,6 | 15,6 |
Вес ВВ, кг | 1,396 | 1,234 | 0,734 |
100-ММ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА 73-К
Проектирование, заводские и полигонные испытания на АНИОПе
100-мм зенитная пушка 73-К была спроектирована в 1938 году на заводе №8.
Повозка ЗУ-9 для пушки 73-К разработана на заводе № 13. Технический проект ЗУ-9 рассматривался на заводе № 8 в августе 1938 года. Наряд на производство повозок был выдан заводу № 13 25 марта 1939 года. Первый образец повозки был изготовлен 10 декабря, а второй – 26 декабря 1939 года. Затем оба образца отправили на завод № 8.
Опытный образец пушки 73-К с января 1940 года проходил заводские испытания на заводе № 8, а 7 апреля 1940 года прибыл на АНИОП. 23-28 апреля 1940 года проводились стрельбы снарядами чертежа 2-1675 с взрывателем Т-5.
Всего за заводские и полигонные испытания (на АНИОПе) был сделан 151 выстрел и пройдено 1400 км. По результатам полигонных испытаний была осуществлена отладка полуавтоматики и переделка клина затвора.
Испытания на НИЗАПе
25 мая 1940 года пушка 73-К была отправлена с завода № 8 на НИЗАП. Вместе с орудием дополнительно прибыли две свободные трубы: № 5-18272 (с мелкой нарезкой) и № 2-18273 (с углубленной нарезкой). Система не имела принимающих приборов, моторов ССП и АУТ.
Испытания на НИЗАПе проводились с 7 июня по 29 июля 1940 года. За это время сделано 885 выстрелов из трубы с мелкой нарезкой и 60 – из трубы с глубокой нарезкой, система прошла 1000 км.
По заводскому расчету начальная скорость 73-К была 850 м/с или 875 м/с, а в результате испытаний была определена 820 м/с.
Для испытаний 73-К (трубы с нормальными нарезами) было представлено три чертежа снарядов:
- чертеж 2-965, специально спроектированный для данной системы;
- чертеж 1767 – принят на вооружение в ВМФ для Б-34;
- чертеж 2-349, сконструированный и изготовленный в 1938 году. [Табл. 47]
В ночь с 29 на 30 июня 1940 года у пушки разорвался дульный тормоз, а через 6 выстрелов разорвался второй.
Досылатель и затвор действовали без отказов. [Табл. 48]
Система буксировалась автомобилем ЗиС-5, ЯГ- 4 и тракторами СТЗ, НАТИ. Лучшие результаты достигнуты при буксировке ЗИС-5.
Фактический темп стрельбы составил 15-17 выстр./мин без применения АУТ.
Таблица 47. Данные снарядов
Чертеж | 1676 | 2-965 |
Вес снаряда, кг | 15.6 | 15.6 |
Число осколков свыше 5 г, шт | 298 | 288 |
Дальность горизонтальная при угле +45º, км | ||
с Т-5 | 19,2 | 19 |
с ТМ-2 | 19,6 | |
с ВМ-40 | 19,8 |
Таблица 48
Скорости наведения за один оборот штурвала: | Первая скорость | Вторая скорость |
вертикального наведения | 45° | 1°30′ |
горизонтальн. наведения | 3° | 6° |
Время перехода из походного в боевое положение | — | 1’51» |
Обратно | — | 2’6″ |
Таблица 49. Данные пушки
С нормальной нарезкой | С углубленной нарезкой | |
Ствол с затвором | ||
Калибр, мм | 100 | 100 |
Число нарезов | 40 | 40 |
Вес ствола с затвором, кг | 1682 | 1682 |
Конструктивные данные лафета | ||
Угол вертикального наведения | -3°; +85° | |
Угол горизонтального наведения | 360° | |
Скорость вертикального наведения за 1 оборот (максимальная) | 1,5° | |
Скорость горизонтального наведения за 1 оборот (максимальная) | 6° | |
Усилие на маховике вертикального наведения, кг | 10° | |
Усилия на маховике горизонтального наведения, кг | 5° | |
Длина отката, мм: при 0° | 870 | |
при +85° | 940 | |
Высота линии огня, мм | 1520 | |
Габариты в боевом положении, мм: | ||
длина при 0° | 9100 | |
длина при +85° | 7700 | |
высота при 0° | ||
высота при +85° | 6900 | |
ширина при 0° | 5600 | |
Габариты в походном положении, мм: | ||
длина по крайним точкам | 9100 | |
высота | 2320 | |
ширина по крайним точкам | 2340 | |
Вес всей системы, кг: | ||
в боевом/походном положении | 7850/7850 | |
Эксплуатационные данные | ||
Скорострельность, выстр./мин: нормальная/предельная | 12-15/15-17 | |
Расчет, чел. | 6 | |
Скорость возки, км/ч: по шоссе | 30 | |
по булыжнику | 20 | |
по грунтовой дороге | 15 |
Таблица 50. Баллистические данные
Вес снаряда, кг 15,6
Вес заряда, кг 4,45
Вес патрона, кг 27,1
Начальная скорость, м/с 875
Дальность, м 19 700
Потолок, м 14 000
Давление в канале, кг/см² 2890
Б. По данным НИЗАПа | ||
Вес снаряда, кг | 15,6 | 15,6 |
Вес заряда, кг | 4,1 НФ 16/1 | 4,58 НФ 16/1 |
Вес патрона, кг | 27,82 | 28,3 |
Начальная скорость, м/с | 820 | 820 |
Дальность, м | ок.19 000 | ок.18 000 |
Потолок, м | ок.13 000 | — |
Давление в канале, кг/см2 | 2850 | 2850 |
100-мм зенитная пушка 73-К в походном положении
Баллистические данные испытаний приведены в таблице тактико-технических данных.
По результатам испытаний пушка 73-К была рекомендована к принятию на вооружение Красной Армии после устранения дефектов.
17 октября 1940 года вышел приказ Наркома вооружений о доработке 73-К, подразумевавший изготовление к 15 ноября 1940 года доработанной системы для заводских испытаний.
Устройство пушки
Тело орудия состоит из свободной трубы, кожуха, казенника и дульного тормоза. Первые две трубы были с мелкой, а третья с глубокой нарезкой. Смена трубы производилась без свинчивания казенника.
Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического типа.
Досылатель механического типа.
Тормоз отката гидравлический. Накатник гидропневматический.
Проектом были предусмотрены ССП и АУТ, но на испытания они не поступали. Пушка испытывалась только с ручными приводами, имевшими по две скорости наведения. По заводским данным скорость вертикального наведения 3 и 5 град./сек, а горизонтального – 6 и 12 град./сек при двух оборотах штурвала в минуту.
Таблица 51. Данные системы
Калибр, мм 100
Длина ствола, клб 55
Угол вертикального наведения -5°; +85°
Угол горизонтального наведения 360°
Вес установки, кг 18 000
Скорострельность, залпов/мин 20
Таблица 52. Баллистические данные
Вес снаряда, кг 15,6
Нчальная скорость, м/с 900
Дальность, м 21 000
Дальность по высоте, м 12 000
Подъемный механизм имел один зубчатый сектор.
Уравновешивающий механизм пружинного типа. [Табл. 49, 50]
В первом случае стреляли из трубы с обычной нарезкой, а во втором – с углубленной нарезкой.
Потолок по трубкам ВМ-2 и Т-3 – 12 км.
100-ММ СПАРЕННАЯ ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БЛ-140
100-мм спаренная зенитная установка БЛ-140 была спроектирована в конце 1939 года в ОТБ У НКВД (ОКБ-1782).
Установка предназначалась для ПВО и береговой обороны (в документации ОКБ-172 БЛ-140 в списках сухопутных систем).
Механизмы наведения БЛ-140 имели электропривод.
27 января 1940 года Артуправление вернуло ОТБ проект 107-мм зенитной спаренной пушки. Артуправление потребовало переработать проект под калибр 100 мм и рекомендовало принять внутреннюю баллистику, нарезную часть и боеприпасы от 100-мм зенитной пушки 73-К.
6 мая 1940 года Артуправление предложило заказать два опытных образца 100-мм спаренных пушек Кировскому заводу по чертежам ОТБ. Первый образец должен быть изготовлен не позже 1 февраля 1941 года.
Изготовление опытного образца было начато в начале 1941 года на Кировском заводе. В июле 1941 года изготовление его прекратилось. Больше к этой системе не возвращались. [Табл. 51, 52]
Зенитная пушка KC-19
100-ММ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА КС-19
История создания
В ноябре 1947 года опытный образец КС-19 на повозке ЗУ-17 проходил испытания стрельбой и возкой на НИЗАПе. После внесения некоторых изменений в ЗУ-17 ей присвоили индекс КЗУ-16.
Опытная серия в четыре КС-19 была изготовлена на заводе № 8 в сентябре 1947 года и в том же месяце прошла заводские испытания. Повозка КЗУ-16 была разработана на заводе № 13. В декабре 1947 года батарея прошла войсковые испытания в объеме 3653 выстрела и 1506 км пробега (обкатывалась одна система). Отмечались небольшие дефекты в КЗУ-16. По результатам войсковых испытаний КС-19 была рекомендована к принятию на вооружение.
На вооружение Советской Армии 100-мм пушка обр. 1947 г. (КС-19) была принята постановлением Совета министров №2886-1184 от 2 марта 1948 года и приказом Министерства оборонной промышленности от 22 марта 1948 г.
В 1948 году завод № 8 переделал опытную батарею после войсковых испытаний, сдал заказчику, и 1 сентября 1948 года батарея была отправлена на НИЗАП.
Модернизация пушки КС-19М
По решению Министерства вооружений и Главного артиллерийского управления завод № 8 в 1950 году провел модернизацию 100-мм зенитной пушки обр. 1947 г. с целью улучшения ее боевых и эксплуатационных характеристик.
В период январь-июнь 1951 г. на НИАПе были проведены полигонные испытания КС-19М в объеме 520 выстрелов (из них 216 усиленным зарядом), возкой 1500 км за «Студебеккером» по гравийному шоссе.
Стрельба на скорострельность проводилась с темпом 14-16 выстрелов в минуту.
КС-19 обеспечивала борьбу с воздушными целями, имевшими скорость до 1200 км/час и высоту до 15 км. Все элементы комплекса на боевой позиции были связаны между собой электропроводной связью.
Наведение пушки в упреждающую точку производилось гидросиловым приводом ГСП-100 от ПУАЗО. Но возможно наведение вручную.
В пушке КС-19 механизированы: установка взрывателя; досылание патрона; закрытие затвора; производство выстрела; открытие затвора и экстракция гильзы.
Подготовка очередного выстрела начинается с нажатия на пусковую рукоятку автомата устанорки взрывателя. Режимы ведения огня: 13 выстрелов за 1 минуту; 45 выстрелов за 5 минут; 110 выстрелов за 60 минут; 160 выстрелов за 120 минут. Обстрел следующей цели возможен не менее, чем через 2,5 минуты.
Система ГСП-100М, предназначенная для автоматической дистанционной наводки по азимуту и углу возвышения восьми или менее пушек КС-19М2 и автоматического ввода в АУВ значений для установки взрывателя по данным ПУАЗО.
Система ГСП-100М обеспечивает возможность ручного наведения по всем трем каналам с помощью индикаторной синхронной передачи и включает орудийные комплекты ГСП-100М (по числу пушек), центральный распределительный ящик (ЦРЯ), комплект соединительных кабелей и батарейный дающий прибор.
Источником электроснабжения для ГСП-100М является штатная станция питания СПО-30, вырабатывающая трехфазный ток напряжением 23-/133 В и частотой 50 Гц.
Все орудия, СПО-30 и ПУАЗО располагаются в радиусе не свыше 75 м (100 м) от ЦРЯ.
Платформа пушки КС-19
Модернизации платформы
В 1947 году на заводе № 8 был разработан эскизный проект самодвижущейся платформы для 100-мм пушки КС-19 (КС-32),
В процессе эксплуатации платформы КЗУ-16 (52-У-415) был выявлен ряд недостатков, устранение которых путем модернизации платформы оказалось невозможным. Поэтому в 1953 году заводу № 13 было поручено разработать новую повозку взамен КЗУ-16. Предполагалось заменить ручной привод перевода из походного положения и обратно (время не более 5 минут), устранить перегрузку колес (особенно задних), довести скорость движения по шоссе до 40 км/час, увеличить остойчивость пушки и т. д.
В 1954 году завод № 13 представил технический проект платформы КЗУ-26, главный конструктор Плотников И.И. Однако этот техпроект был отклонен Министерством оборонной промышленности и ГАУ.
В начале января 1955 года ГАУ был представлен техпроект новой платформы КЗУ-28 завода № 13.19 февраля 1955 года техпроект одобрили с небольшими замечаниями и было решено изготовить опытный образец. [Табл. 53]
Таблица 53. Данные платформ
КЗУ-28 | КЗУ-16 | |
Вес. кг | 4220 | 376642% |
База м | 4320 | 42S0 |
Ширина платформы, м | 2400 | 2зс; |
Длина платформы со стрелой механической тяги, мм | 6970 | 6795 ±40 |
Число номеров, обеспечивающих перевод платформы, чел. | 4 | 8 |
Примечание. Данные приведены для работы двух сменных домкратов.
Опытный образец платформы КЗУ-28 за № 111 прошел полигонные испытания в объеме 1667 выстрелов и возкой 2000 км. Согласно заключению комиссии платформа полигонные испытания выдержала. КЗУ-28 имела ряд преимуществ по сравнению с КЗУ-16, которые значительно улучшали эксплуатационные свойства пушки КС-19М2, и должна быть рекомендована для серийного производства. [Табл. 54]
Таблица 54 Производство КС-19
Год | Завод | План | Факт |
1948 | 8 | 64 | —* |
1949 | 8 | 300 | 302** |
1950 | 8 | 700 50 | 739 20 |
235 | |||
1951 | 8 | 1020 180 | 1020** 180 |
235 | |||
1953 | 8 | 1400 500 | 1400 400 |
235 | |||
1954 | 8 | 1400 600 | 1406 672 |
235 | |||
1955 | 8 | 1500 700 | 1520 716 |
235 |
ИТОГО: до 1 января 1956 г. изготовлено КС-19 – 10151 + 9 для полигона.
* кроме того, шесть ед. сдано полигону;
** три ед. для полигона
Устройство системы
Ствол пушки состоит из трубы, казенника, муфты, накладки с наметкой, дульного тормоза и гайки.
Затвор вертикальный клиновой полуавтоматический.
Люлька литая, спереди имеет обойму с тремя отверстиями: одно в качестве цилиндра тормоза отката – накатника, два для цилиндров тормоза наката.
Механизм изменения длины отката собран с правой стороны люльки.
Лоток предназначен для удержания патрона во время установки взрывателя, для подачи патрона на линию заряжания и для направления его при заряжании. Лоток собран на кронштейне, приваренном к левой стенке люльки.
Досылатель гидропневматический. Перед первым выстрелом досылатель взводится вручную при помощи лебедки, далее досылка производится за счет энергии отката.
Подъемный механизм имеет один зубчатый сектор, закрепленный на люльке. Подъемный механизм действует от гидропривода и вручную.
Поворотный механизм включает в себя коренную шестерню, сцепленную с зубчатым венцом.
Уравновешивающий механизм пружинный.
Станок представляет собой сварную конструкцию, состоящую из литого основания, правой и левой щек, усиленных ребром жесткости, передней и задней связи.
Платформа КЗУ-16 четырехосная, подрессоривание торсионное. Колеса троллейбусного типа с шиной ГК.
Радиолокационная станция СОН-4
Радиолокационная станция орудийной наводки комплекса ПВО КС-19 разработана по заданию ГАУ при активном участии А.А. Форштера и М.Л. Слиозберга.
Государственные полигонные испытания прошли в 1947 году с высокими результатами, после чего станция была принята на вооружение.
СОН-4 представляет собой двухосный буксируемый фургон, на крыше которого установлена вращающаяся антенна в виде круглого параболического отражателя диаметром 1,8 м с несимметричным вращением излучателя. Имела три режима работы: круговой обзор для обнаружения целей и наблюдения за воздушной обстановкой по индикатору кругового обзора; ручное управление антенной для обнаружения целей в секторе перед переходом на автоматическое сопровождение и для грубого определения координат; автоматическое сопровождение цели по угловым координатам для точного определения азимута и угла вместе в автоматическом режиме и наклонной дальности ручным Или полуавтоматическим способом. [Табл. 55, 56]
Гильзы с О 415 и СМ 15Р латунные или стальные, у выстрелов от 100мм пушки 44 гильзы только латунные. [Табл. 57, 58]
Таблица 55. Данные установки СОН-4
Дальность обнаружения бомбардировщика при полете на выcоте 4000 м не менее 60 км
Дальность автоматического сопровождения на высоте 4000 м не менее 40 км
Минимальная дальность определения координат, м 1000
Точность определения координат
по дальности, м 20
по азимуту и углу места 0-0.16 д.у.
Диапазон волн сантиметровые
Мощность в импульсе. кВт 250
Длина диаграммы направленности 3,5-4,6°
Разрешающая способность по дальности, м. 120
Таблица 56. Данные КО-19
Ствол
Калибр, мм 100
Длина ствола с казенником и дульным тормозом, мм/клб 6037/60.7
Число нарезов 40
Вес ствола с затвором, кг около 1500
Лафет
Утоп вертикального наведения -3; +85°
Угол горизонтального наведения 360°(±270) с ВКУ)
Скорость вертикального наведения, град/с:
от ГСП-100 1°
вручную за один оборот маховика 1°27′
Скорость горизонтального наведения, град/с:
от ГСП-100 18°
вручную за один оборот маховика 5°
Длина огката нормальная, мм:
при угле 0° 900-1050
при угле +85° 611-800
Высота.пинии огня при угле 0°, мм 1365
Высота пушки при угле +85°, мм 7810
Высота пушки в походном положении, мм 2300
Ширина пушки по колпакам колес, мм 2350
Длина пушки в походном положении, мм 9230
Вес системы, кг в боевом положении 9350
в походном положении 9460+2%
Эксплуатационные данные
Скорострельность с АВУ, выстр./мин .. 14-15
Расчет, чел 7
Время перехода из походного положения в боевое без забивки сошников, мин 5
Время перехода в боевое положение батареи, мин:
с ПУАЗО 5-7
с СОН 10-15
Время сворачивания батареи, мии 8-10
Скорость возки, км/ч: по шоссе до 35
по булыжнику до 20
по бездорожью до 10
Боеприпасы и баллистические данные
Заряд марки НДТ-3 18/1 весом 5,5 кг.
Таблица 57. Зенитные осколочно-дистанцнонные гранаты
Индекс снаряда Индекс выстрела | О—415 УО-115 | О—415Р УО-415Р |
Вес снаряда, кг | 15.6 | 15,88 |
Взрыватели | ВМ-30, 30Л, 30Л1, ВМ-45,45Л | 62,68 АР-21 |
Таблица 58. Таблица стрельбы
Снаряд | О—415 | О—415Р |
Начальная скорость, м/с | 900 | 900 |
Дальность, м | 21 000 | ок 21 000 |
Досягаемость по высоте с взрывателем
ВМ-45,45Л | 14 900 | — |
ВМ-30, 30Л,30Л1 | 12700 | — |
АР-21 | — | 15400 |
Снаряды О-415 имеют механические дистанционные взрыватели:
а) ВМ-30, ВМ-30Л, ВМ-30Л1 со временем действия 28,5 сек.
б) ВМ-45 и ВМ-45Л со временем действия 43,5 сек.
Снаряды О-415 имеют радиолокационные взрыватели 62, 68 и АР-21. Стрельба снарядами с АР-21 запрещена при углах возвышения, меньших +33°.
Все перечисленные механические и радиолокационные взрыватели ударного действия не имеют. [Табл. 59]
Таблица 55. Выстрелы от БС-3 и ДК
Снаряд | Выстрел | Вес снаряда, кг | Взрыватели |
ОФ—412 | УОФ-412 | 15,88 | В—429, РГМ-6 РГМ |
БР—412Б | УБР—412Б | 15,88 | МД-8 |
БР—412 | УБР-412 | 15,88 | МД-8 |
БР—412Д | УБР—412Д | 15,88 | ДБР-2, МД-8 |
Примечание. По наземным целям КС-19 могла стрелять выстрелами от 100-мм пушек БС-3 и Д- 10 (гильзы только латунные).
130-ММ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА КС-30
История создания
В 1947 году на заводе № 8 был разработан технический проект по теме «31410»-«130-мм подвижная пушка с ССП». По проекту: [Табл. 60]
В том же 1947 году проект был утвержден ГАУ и Министерством вооружений. Пушка получила индекс КС-30.
В 1948 году на заводе № 8 был изготовлен опытный образец КС-30 подвижного типа. Он прошел в ноябре 1948 года малые заводские испытания и был сдан заказчику 25 декабря 1948 года, а 28 декабря отправлен на НИЗАП.
Таблица 60
Вес снаряда, кг 33.4
Начальная скорость, м/с 970
Потолок, м 20 000
В 1948 году завод им. Кирова изготовил опытную платформу КС-30П. В 1949 году проводилась доработка чертежей и опытного образца платформы. Еще четыре платформы были изготовлены и сданы заказчику в декабре 1949 года.
С 5 по 17 апреля 1950 года опытная батарея КС-30 в составе четырех орудий с ГСП-130 прошла заводские испытания без стрельбы на заводе № 8. Но военная приемка отказалась их принимать, так как ряд механизмов к ним еще не был изготовлен. Кроме того, отмечен ряд неполадок: на системе № 3 неправильно качался лоток, отказывали досылатели и др.
Вторая сдача батареи был? намечена на июнь 1950 года. К пому времени предполагалась сдача двух агрегатов питания АДД-100-2 поставки Минэлектропрома. Агрегаты изготовлены заводом № 686.
Головным заводом-производителем КС-30 был назначен завод № 172. Качающиеся части для КС-30 изготовлял завод № 232.
Модификации
В 1953 году завод № 232 приступил к изготовлению опытных стволов с измененной нарезной частью.
20 апреля 1956 года завод № 172 отправил в ГАУ письмо с предложением улучшить характеристики КС-30:
а) Увеличить начальную скорость с 970 до 1100 м/с.
б) Увеличить скорость приводов наведения: вертикального с 9 град/сек до 20 град/сек, и горизонтального – с 25 град/сек до 40 град/сек.
в) Ввести механизм автоматического внесения поправок на углы вертикального и горизонтального наведения орудия, учитывающие наклон оси цапф люльки.
Для этого завод № 172 предложил ввести дульный тормоз, частичное лейнирование ствола или применение составной трубы, увеличить мощность ГСП, а также ввести механизм заряжания.
Механизация подачи боекомплекта от погреба к пушке могла быть унифицирована с КМ-52. Цель сокращение времени переснаряжсния и облегчение работы расчета. [Табл. 61]
Таблица 61. Данные новой пушки
Калибр, мм 130
Скорость вертикального
наведения, град/с 20
Скорость горизонтального
наведения, град/с 40
Вес снаряда, кг 33
Начальная скорость, м/с 1100
Скорострельность, выстр./мин 25
130-мм зенитная пушка КС-30
Схема перевода пушки в боевое положение
Данную систему предполагалось создать на базе штатной пушки КС-30 с максимальной унификацией ее узлов и агрегатов.
Основанием для предложений была НИР «Механизация заряжания 130-мм зенитной пушки КС-30», выполненная заводом № 172 в 1956 году.
Производство пушки
В IV квартале 1951 года завод № 172 по плану должен был сдать 8 пушек, но не сдал ни одной. [Табл. 62]
Всего, включая опытные, было изготовлено 738 пушек (до 1 января 1958 года).
Устройство пушки
Ствол состоит из грубы, казенника и муфты. Трубы ранних выпусков имели 40 нарезов, а позднейшего изготовления – 28 нарезов. Крутизна нарезов во всех трубах постоянная.
Затвор горизонтальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.
Закрывание затвора после заряжания производится автоматически закрывающимся механизмом. Ударный механизм затвора приводится в действие автоматически через механическое реле времени спускового механизма.
Люлька представляет собой литой корпус.
Досылатель гидропневматический.
Противооткатные устройства состоят из гидропневматического тормоза отката и двух тормозов наката пружинно-гидравлического типа.
Таблица 62. Изготовление пушек КС-30 на заводе № 172
Год | План | Факт |
1952 | 16 | — |
1953 | — | — |
1954 | 32 | 24 |
1955 | 120 | 120 |
1956 | 250 | 255 |
1957 | 328 | 333* |
* – плюс еще одна для полигона.
Станок сварной с литым основанием, вращается на двухрядном шаровом погоне.
Подъемный механизм имеет один сектор.
Механизмы наведения имеют механическую передачу от гидроприводов, при помощи которых осуществляется автоматическая наводка. Кроме автоматической наводки при помощи приводов ГСП-130 может осуществляться также полуавтоматическая и ручная наводка по данным ПУАЗО при помощи индикаторных приборов.
Для переднего и заднего ходов используются колеса от автомобиля ЯАЗ-200, они имеют шины ГК размера 12,00×20 дюймов.
Пушка перевозится артиллерийским тяжелым тягачом (АТТ).
Комплекс включает в себя:
- 8 орудий или менее;
- орудийные станции электропитания ЭСД-50 ВСА, размещенные на двухосных прицепах;
- ПУАЗО;
- систему ГСП-130, обеспечивающую ввод данных в исполнительные агрегаты на орудия и обеспечивающую действие не более 8 орудий;
- СОН-30;
- кабельную сеть, соединяющую все элементы комплекса, при этом ЦРЯ – центральный распределительный ящик, соединяется с каждым орудием и ПУАЗО линией длиной 300 м, состоящей из четырех отрезков кабеля по 75 м. [Табл. 63]
Тиблица 63. Данные 130-мм пушки КС-30
Ствол
Калибр, мм 130
Длина ствола с казенником, мм/клб 8266/63,6
Число нарезов 28 (40)*
Вес ствола с затвором, кг около 4170
Лафет
Угол вертикального наведения -3; +88°
Угол горизонтального наведения 360°
Скорость наводки от ГСП-130, град/о:
вертикальной 9°
горизонтальной 25°
Скорость наводки вручную:
вертикальной, град, за один оборот маховика 0,5°
горизонтальной, град, за один оборот маховика 3,6°
Длина отката, мм: при угле 0° 1450-1650 при угле +88° 1300-1500
Высота линии огня, мм 1960
Габариты в боевом положении, мм:
высота при угле 0° 2690
высота при угле +88°… 10 510
Габариты а походном положении, мм:
длина 11 650
ширина 3075
высота 3250
Вес всей системы. кг:
в боевом положении 23 500
в походном положении 29 000
Эксплуатационные данные:
Скорострельность. выстр./мин 12
Время перевода орудия, мин:
из походного положения в боевое 60
из боевого положения в походное 60
Орудийный расчет, чел. 10
Скорость возки, км/ч:
по шоссе до 20
по бездорожью . до 10
* – данные для стволов с 40 нарезами на пушках ранних выпусков
Боеприпасы и баллистика
Для стрельбы по воздушным целям предназначена осколочная дистанционная стальная граната О-481:
Вес гранаты 33 кг.
Вес взрывчатого вещества – 3,634 кг тротила (кроме того, имеется шашка дымоусилителя весом 0,155 кг).
Взрыватель ВМ-45 (полное время действия взрывателя при установке на 181 деление – около 44,3 сек, ударного действия взрыватель не имеет).
Боевой заряд – 14,3 кг нитроглицеринового пороха НДТ-2 21/1 или нитрогликолевого ДГ-2 21/1 или нитроксилитанового КС-2 21/1).
Гильза (снаряженная) весом 27,9 кг.
Заряжание раздельно-гильзовое. [Табл. 64]
Таблица 64. Таблица стрельбы (по «Руководству службы»)
Снаряд О-481
Начальная скорость, м/с 970
Дальность, м 27 000
Досягаемость по высоте:
с BM-45 19500
теоретическая 20 600
По таблице стрельбы 1961 года гранатой О-81 с взрывателем ВМ-5 и ВМ-45Л максимальная досягаемость (табличная) – 19 453 м (при угле +88°) и 18 278 м (при угле +75°). У стволов с 40 нарезами начальная скорость снаряда +0,7% (то есть 6,8 м/с).
Осколочная дистанционная граната
152-ММ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА КМ-52
История и устройство
Проектирование 152-мм зенитной пушки КС-52 было начато на заводе № 8 в 1948 году. По первоначальному проекту: начальная скорость 1030 м/с, вес снаряда 49 кг, вес системы 45 т.
В 1949 году ОКБ-8 закончило технический проект «152-мм подвижная зенитная пушка с ССП», начальная скорость – 1030 м/с, вес снаряда – 49 кг, скорострельность- 10 выстр/мин., вес системы в походном положении – 46 т. После рассмотрения техпроекта решением Арткома и Министерства вооружений работы по КС-52 были прекращены в 1949 году.
Постановлением Совета министров № 2966-1127 от 26 ноября 1951 года была утверждена тема «Создание 152-мм зенитной пушки на базе КС-30». Работы по теме велись ОКБ-8 и КБ завода № 172. Главный конструктор – Цырульников.
Технический проект новой пушки, получившей название КМ-52, был окончательно доработан лишь в июне 1954 года. 28-29 января 1955 года Техсовет Министерства оборонной промышленности рассмотрел проект КМ-52 и одобрил его.
Головным заводом по производству КМ-52 был назначен завод № 172. Завод № 232 изготовлял стволы пушек по чертежам завода № 8 и поставлял их на завод № 172. Приводы ГСП-152 создавались в ЦНИИ-173 (главный конструктор Монастырский Г. Б.), а серийно изготавливались на заводе № 710. Снаряды разрабатывались в НИИ-24, а изготавливались заводом № 73. Гильзы разрабатывались в НИИ-147.
Изготовление элементов выстрела для КМ-52 велось по чертежам выстрела пушки СМ-27.
Пушка имела дульный тормоз с эффективностью 35 %. Затвор горизонтальный клиновой, отпирание и запирание происходило за счет энергии наката. Тормоз отката и накатник гидропневматического типа.
Повозка и лафет КМ-52 были взяты от КС-30 с небольшими изменениями.
Заряжание раздельно-гильзовое. Питание и подача каждого из элементов выстрела осуществлялась самостоятельно механизмами, расположенными по обе стороны ствола – слева для снарядов и справа для гильз. Все приводы механизмов питания и подачи работали от электродвигателей. Магазин представлял собой горизонтально расположенный транспортер с бесконечной цепью. Снаряд и гильза располагались в магазинах перпендикулярно плоскости стрельбы. После срабатывания автоматического установщика взрывателя подающий лоток механизма подачи снарядов перемещал очередной снаряд на линию досылания, а подающий лоток механизма подачи гильз перемещал очередную гильзу на линию досылания позади снаряда. Компоновка выстрела происходила на линии досылания. Досылание собранного выстрела производилось гидропневматическим досылателем, взводящимся при накате. Закрывание затвора производилось автоматически.
В начале 1955 года завод № 221 изготовил и поставил два ствола заводу № 172. В декабре 1955 года опытный образец пушки КМ-52 прошел заводские испытания и 28 декабря 1955 года был сдан заказчику.
В ходе испытаний опытного образца КМ-52 получена скорострельность 16-17 выстрелов в минуту. В ходе испытаний была проведена непрерывная стрельба очередью в 72 выстрела.
В 1957 году была изготовлена партия из 16 пушек КМ-52. Из них сформировали две батареи, отправленные в район Баку. [Табл. 65]
Таблица 65
Снаряд | черт. 5655 | Вариант №3 |
Длина,клб | 4,85 | 4.82 |
Дальность, м | 30 327 | 29 500 |
Отклонение: | ||
по дальности | 205 | 118 |
боковое | 1/148 | 1/250 |
В 1957 г. 152-мм пушка КМ-52 была рекомендована к принятию на вооружение, но официально так и не была принята.
Постановлением Совета министров, выпущенным в июне 1958 года, прекращены работы и по активно-реактивным снарядам для КМ-52. [Табл. 66]
152-мм зенитное орудие СМ-27
Таблица 66. Баллистические данные
Вес снаряда, кг 48,5
Начальная скорость, м/с 1000
152-ММ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА СМ-27
В 1947 году в ЦКБ-34 были начаты работы над 152 мм полустационарной зенитной пушкой СМ-27.
Изготовлением системы занимался завод № 221. Приводы наведения ГСП-152 проектировал ЦНИИ-173.
Пушка монтировалась на универсальной платформе для установки на грунте или фундаменте для ПВО особо важных объектов.
Орудие не имело дульного тормоза. Затвор горизонтальный клиновой. Заряжание пушки раздельно- гильзовое. Схема питания и подачи элементов выстрела та же, что и у КМ-52, за исключением того, что в СМ-27 компоновка гильзы и снаряда осуществлялась в механизме питания сразу же после выхода элементов выстрела из своих магазинов. Механизмы питания и подачи в СМ-27 размещались с одной стороны, слева от ствола. Досылатель пружинно-гидравлический.
Повозка от 152-мм зенитной пушки СМ-27 с закрепленным стволом
Возка пушки раздельная на двух повозках – ствольной и лафетной, с помощью двух тягачей АТТ. Максимальная скорость буксировки по шоссе – 35 км/час.
По постановлению СМ № 598-265 от 2.04.1954 г. завод № 221 в мае 1954 года изготовил баллистический ствол СМ-27 и 21.10.1954 г. отправил его на испытания. На полигонных испытаниях ствол был наложен на полигонный станок Б-128.
Первый опытный образец артустановки с гидравлическими следящими приводами и агрегатом питания был собран в декабре 1954 года и в том же году сдан ГАУ.
Испытания опытного образца проводились в Прудбое с 21 по 30 ноября 1955 года.
По ряду причин в серийное производство пушка СМ-27 не поступила. В июне 1958 года вышло постановление СМ о прекращении работ над СМ-27. [Табл. 67]
Таблица 87. Данные 152-мм зенитных пушек
СМ-27 | КМ-52 | |
Калибр, мм | 152,4 | 152,4 |
Длина ствола с казенником. мм/клб | 9740/64 | 8763/57,5 |
Число нарезов | 40 | 40 |
Угол ВН | -3°: +88° | — |
Угол ГH | 360° | 360° |
Вес системы в боевом положении, кг | 36 000 | 33 500 |
Скорострельность, выстр/мин | 11-12 | 12-17 |
Время перехода из походного положения в боевое, мин | — | 60 |
Расчет, чел. | — | 12 |
Баллистические данные
Вес снаряда, кг | 49 | 49 |
Вес заряда, кг | 23,9 | 23,9 |
Вес выстрела, кг | 93,5 | 93,5 |
Начальная скорость, м/с | 1042 | 1000 |
Дальность стрельбы горизонтальная. м | 33 400 | ок. 33 000 |
Баллистический потолок при угле возвышения 65°, м | 24 900 | ок. 23 000 |
100-ММ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА С-106А
В 1955 г. в НИИ-58 был разработан технический проект 100-мм автоматической пушки С-106А и колесной повозки к ней С-113.
Ствол пушки имел дульный тормоз с эффективностью 40%. Затвор вертикальный клиновой. Впервые в отечественных сухопутных орудиях применено непрерывное водяное охлаждение ствола. Заряжание унитарное. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический.
Питание пушки патронами осуществлялось с помощью магазина, установленного в районе цапф пушки над стволом. Магазин состоял из трех частей: приемника, транспортера и барабана. Приемник вмещал в себя только два патрона и был размещен справа от ствола. Механизм подачи патронов из приемника взводился при откате. Первый патрон выносился на линию досылки, а второй в это время продвигался на место первого. Подпитка приемника патронами осуществлялась с помощью транспортера и барабана. На транспортере помещалось 8, а в барабане 11 патронов. Транспортер имел привод от электродвигателя, установленного на лафете орудия.
152-мм зенитная пушка СМ-27. Вид спереди
Стрельба из пушки велась снарядами весом 15 кг с начальной скоростью 1118 м/с, то есть пушка имела лучшую баллистику, чем любые другие отечественные сухопутные и морские 100-мм пушки. Досягаемость по высоте была не менее 18 км. Темп стрельбы составлял 60 выстр/мин для снарядов с ударным взрывателем и 45 выстр./мин с дистанционным взрывателем. Вес автомата 4500 кг.
Работы над С-106А были прекращены по тем же причинам, что и над остальными сухопутными зенитными орудиями.
100-ММ ГЛАДКОСТВОЛЬНАЯ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА КС-37
Постановлением Совета министров № 2366-1127 от 26 ноября 1954 года была утверждена тема «100-мм зенитная пушка с гладкостенным стволом и осколочно-трассирующий оперенный подкалиберный выстрел».
Исполнители: по пушке – завод № 8, главный конструктор Люльев; по выстрелу – НИИ-24, главный конструктор Яровский.
В 1955 году был разработан технический проект наложения 100-мм гладкого ствола на штатный лафет КС-19. Этот техпроект был утвержден ГАУ в декабре 1955 года.
В 1955 году были изготовлены вторая и третья баллистические установки КС-37. Вторая установка была отправлена на Павлоградский полигон.
28 апреля 1956 года завод № 8 отправил в ГАУ письмо, в котором утверждал:
«Завод считает эту работу законченной, так как стрельба оперенным снарядом из 100-мм полуавтоматической пушки не может быть эффективной. Для эффективной стрельбы по самолетам необходимо стремиться к увеличению веса и объема снаряда, а не наоборот». [Табл. 88]
Таблица 88. Данные проекта зенитной пушки
Калибр, мм 100
Вес системы в походном положении, кг не более 9 000
Скорострельность, выстр./мин 20
Вес снаряда, кг около 5
Вес взрывчатого вещества, кг около 0,4
Начальная скорость. м/с 1200-1300
Потолок, м около 20 000
Дальность трассирования, м около 7000
ОПЫТНЫЕ ЗЕНИТНЫЕ ПУШКИ С КОНИЧЕСКИМ СТВОЛОМ
В 1947 году на заводе № 8 велись работы по созданию 85/57-мм зенитной пушки КС-29 с цилиндроконическим стволом. Начальная скорость снаряда – 1500 м/с.
В августе 1947 года был закончен технический проект, который позже был утвержден ГАУ и Министерством вооружений. Заводу № 8 было поручено изготовить четыре опытных образца КС-29.
В 1947 году завод № 8 вел работы по созданию 103/76-мм зенитной пушки КС-24 с цилиндроконическим стволом.
Первый ствол КС-24 сдан в июле 1947 года, второй – в декабре 1947 года. Были проведены заводские испытания, выявившие недостаточную живучесть ствола.
В 1948 году ОКБ завода № 8 вело работы по теме РГ-19 «103/76-мм ствол КС-24 с начальной скоростью 1300 м/с и повышение живучести ствола за счет специального устройства снаряда». В апреле 1948 года был изготовлен опытный ствол.
НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ 100-ММ – 130-ММ ЗЕНИТНЫХ ПУШЕК ОКБ-8
КС-11 – 100-мм зенитная пушка с электрическим следящим приводом на базе КС-19. Технический проект был выполнен в марте 1954 года, а рабочие чертежи к этому времени были выполнены на 8 %.
В конце 1954 года дальнейшая работа по решению ГАУ и Министерства оборонной промышленности была прекращена.
КС-13 – 100-мм зенитная пушка с механизированным заряжанием. Проектировалась на базе КС-19. Проект выполнен на 10%. Работы прекращены.
КС-14 – 130-мм зенитная пушка с механизированным заряжанием на базе КС-30. Проект выполнен на 10%. Работы прекращены.
КС-35 – 100-мм зенитная пушка повышенной мощности (по сравнению с КС-19). Были варианты КС-35 и КС- 35Э с гидро- и электроприводами. Предполагаемая скорострельность – 20 выстр./мин. Срок сдачи техпроекта – 1 квартал 1956 года.
180-ММ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА
Согласно приказу Министерства оборонной промышленности от 10 января 1955 года ЦКБ-34 начало работы по теме «Исследование возможности создания 180-мм зенитной пушки с максимальным использованием узлов и механизмов от 152-мм зенитной пушки СМ-27».
Аванпроект должен был быть закончен в IV квартале 1955 года.
100-мм зенитная пушка КС-19
130-мм зенитная пушка КС-30
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1998_08/p2.php