Предупреждение от автора: я не владею турецким, и поэтому, к сожалению, могу допустить ошибки с названиями кораблей. Заранее прошу прощения.
Содержание:
Истории флота Османской Империи в 1880-1900-ых обычно уделяют довольно мало внимания. Обычно просто ограничиваются упоминанием, что «новый султан флот не любил и тот пришел в упадок». И в общем-то… в этом упрощении есть изрядная доля истины. Но только доля.
Проигранная война 1877-1878 года окончательно убедила османских политиков и адмиралов, что Турция более не может самостоятельно противостоять могуществу Российской Империи и надеяться сохранить господство на Черном Море. Против других же потенциальных противников (вроде Греции), с лихвой хватало и имеющихся сил. Во время очередного восстания на Крите в 1878 году, османской блокады оказалось вполне достаточно, чтобы греческий флот — имевший в строю лишь два маленьких броненосца — даже не попытался вмешаться.
Отсутствие прямой необходимости в немедленных мерах и критическое отношение к флоту в целом в условиях острой нехватки финансирования привели к быстрому падению боеспособности османского флота. Прекратились ежегодные маневры флота в Мраморном Море: вообще, выходы османских броненосцев в море в 1880-1890-ых можно было пересчитать по пальцам. Прекратилось пополнение флота новыми кораблями: единственным новым броненосцем, вошедшим в этот период в состав османского флота стал “Гамидие”, заложенный в 1874, спущенный на воду в 1885, и вошедший в строй в 1894 (!), будучи уже безнадежно устаревшим. Армада, некогда насчитывавшая шестнадцать современных броненосцев – больше, чем многие морские державы! – превратилась в дряхлеющий музей безнадежно устаревших кораблей, ржавеющих без движения в бухте Золотой Рог.
И все же нельзя при этом сказать, что Османская Империя вообще ничего не делала. На собственном опыте выяснив разрушительную мощь торпеды, турки в 1880-ых создали достаточно впечатляющий флот миноносцев и торпедно-канонерских лодок, и даже экспериментировали с субмаринами Норденфельда. Да и крупные корабли не были совсем уж забыты: их перевооружали, и даже пытались модернизировать… с переменным успехом.
О таких модернизациях я и хочу поговорить.
ПЕРВЫЕ ШАГИ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ТИПА “ОСМАНИЕ”
Первыми на модернизацию встали четыре батарейных броненосца типа “Османие”. Первенцы турецкого броненосного флота, эти достаточно большие (6.400 тонн) броненосцы были построены в Великобритании, и долгое время составляли основу османских морских сил. Они не принимали участия в русско-турецкой войне 1877-1878 года, так как османское командование считало их слишком большими и ценными для действий на Черном Море. В результате, всю войну эти четыре броненосца простояли на Крите – как предосторожность на случай, если Российская Империя-таки пошлет военные корабли в Средиземное Море
В ходе модернизации, корабли перестроили из батарейных в барбетные. Их основное вооружение было усилено установкой двух современных 240-мм/35-калиберных орудий Круппа (модель 24 cm SK L/35, 1888 года) в носовой и кормовой барбетных установках. Для этого верхнюю палубу броненосца срезали в носовой и кормовой части до крыши броневого каземата, тем самым обеспечив орудиям необходимые сектора обстрела.
Правда по часто встречающимся данным, барбетные установки броненосцев типа “Османие” были… деревянными. То есть изготовленными не из толстых броневых плит, а из 250 мм деревянных брусьев, снаружи обшитых 13 мм стальными листами.
Я могу дать два возможных объяснения такому парадоксу:
* Произошла ошибка, и речь все-таки шла о 250-мм железных плитах с деревянной подкладкой. Первоисточником информации о деревянных барбетах, похоже, является “Convay’s All the World’s Fighting Ships 1860-1905”, и это издание все-таки не безошибочно. Например, в нем упоминается, что орудия “Османие” имели 25-мм защитные щиты – но на фотографиях броненосца они отсутствуют.
* Весовые соображения не позволяли установить нормальные барбеты, и османские инженеры были вынуждены ограничиться минимальной защитой– рассудив, что поставить броню достаточной толщины нет возможности, броня недостаточной толщины все равно не спасет от прямого попадания закаленной стальной болванки, а остановить шрапнель и осколки чугунных бомб сумеет и толстое дерево.
Заменили и бортовую батарею броненосцев. На место старых дульнозарядных пушек британского производства пришли более современные орудия Круппа двух калибров. Восемь 149-мм орудий (модель 15 cm K L/25) установили в бронированной батарее по четыре с каждого борта; лишние орудийные порты заделали. Еще шесть 105-мм орудий расположили на верхней палубе, в выступающих за борт спонсонах. Наконец, на крыше надстройки поставили два 47-мм орудия Гочкисса и семь четырехствольных 25-мм орудий Норденфельда, для защиты от миноносцев.
Силовую установку кораблей капитально перебрали, однако данные относительно масштаба модернизации сильно разнятся и противоречат друг другу. По одним данным, на них просто заменили котлы – шесть старых коробчатых на шесть новых цилиндрических “шотландских” – оставив все остальное неизменным. По другим, силовая установка была полностью перестроена, корабли стали двухвинтовыми с паровыми машинами тройного расширения. Такая модернизация представляется излишне капитальной. Наиболее вероятным представляется, что корабли все же остались одновинтовыми, но получили новые котлы и по две паровые машины тройного расширения, работающие на один вал.
Ходовые качества броненосцев, впрочем, все равно не впечатляли. На мерной миле, модернизированные “Османие” показали очень умеренные 10 узлов – кроме “Махмудие”, который сумел разогнаться до 12,5 узлов. По меркам времени этого было уже откровенно мало, и значительно снижало ценность модернизации.
Наконец, броненосцы получили бронированную командную рубку и полноценную палубную надстройку в центре корпуса, что значительно улучшило как управляемость, так и обитаемость кораблей. Три старые мачты сняли, заменив их двумя боевыми мачтами с широкими марсами.
В целом, модернизация броненосцев типа “Османие” существенно улучшила боевые качества этих устаревших кораблей. И по крайней мере, на бумаге, четверка модернизированных “Османие” смотрелась вполне эквивалентной трем греческим броненосцам типа “Гидра”, вступившим в строй в 1891-1892 году.
Но, к сожалению, только и исключительно на бумаге. Озаботившись модернизацией кораблей, османское правительство не озаботилось выделять адекватные средства на их содержание и комплектование экипажей. Модернизированные броненосцы по-прежнему простаивали на якорях в бухте Золотой Рог, крайне редко выбираясь в море с командами, укомплектованными в лучшем случае на треть. В результате, когда между Грецией и Османской Империей в 1897 году вспыхнул конфликт, османский флот “внезапно” оказался… полностью небоеспособен.
Проведенная по просьбе султана британскими и немецкими офицерами инспекция османского флота в апреле 1897 была совершенно катастрофической. Ни один корабль нельзя было признать полностью боеспособным – а значительная часть вообще не имела боевой ценности. Корпуса даже недавно модернизированных “Османие” обслуживались плохо, и сильно текли. Орудия были в плохом состоянии, откатные системы заклинены или повреждены неумелым обращением. На броненосце “Азизие”, сами орудия, впрочем, оказались работоспособны, но… не имели затворов, причем и капитан и старшие офицеры в один голос уверяли, что их на корабле не было изначально. Пропажу искали долго и упорно, и в итоге отыскали на складах арсенала – откуда их попросту не выдали в свое время “для пущей сохранности, а то еще сломают”. Какая-либо артиллерийская подготовка, разумеется, тоже отсутствовала: на маневрах флагманскому броненосцу потребовалось два часа, чтобы просто изготовить орудия к бою по тревоге. Силовые установки, всем на удивление, были, в общем и целом, работоспособны (заслуга турецких механиков!), но поломки и протечки были практически регулярным явлением.
Все это привело к тому, что османский флот хоть и выходил несколько раз в море, но исключительно ради обучения и даже не пытался искать боя с греческим. Такой обескураживающий результат, наконец, убедил султана, что ситуация критическая, и надо срочно восстанавливать флот.
В числе прочего, запланировали и вторую капитальную модернизацию кораблей типа “Османие”. Ее предполагалось осуществить на немецких верфях. Корабли должны были получить новую силовую установку и современное стальное бронирование – пояс толщиной 254 мм, барбеты толщиной 127 мм и плоскую броневую палубу толщиной 38 мм. Новое вооружение должно было состоять из одной 210-мм пушки Круппа в носовой барбетной установке и девяти скорострельных 150-мм орудий.
Контракты на модернизацию должны были получить фирмы “Krupp”, “Schichau-Werke” и “AG Vulcan Stettin”, но ознакомившись с состоянием кораблей, немцы отказались от работ. По мнению немецких инженеров, корабли были в слишком плохом состоянии, а финансы Османской Империи слишком расстроены, чтобы такой проект имел смысл. После долгих переговоров (и определенного выкручивания рук) “Крупп” в 1900 году согласился-таки начать работы над “Османие”, но в 1902 году расторг контракт.
В 1909 году все четыре броненосца типа “Османие” вывели из состава флота. Некоторое время они служили во вспомогательной роли плавучих казарм и складов. “Орхание” и “Махмудие” продали на слом в 1913 году, “Османие” и “Азизие” только в 1923.
РЕШИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ: “АССАР-И ТЕВФИК”
С трудом вытянув короткую войну с Грецией, турки, наконец, пришли к выводу, что дальше так дела идти не могут. Удручающее состояние флота было не просто позором для империи — но и слабостью, угрожающей самому ее существованию. Если раньше Османская Империя опасалась только конфликтов с великими державами (в первую очередь с Россией), то теперь возникал неслабый риск, что уже не столь блистательную Порту могут попросту растерзать ее куда более скромные балканские соседи.
В конце 1890-ых османский флот запланировал масштабную программу обновления корабельного состава, предусматривающую постройку — с иностранной помощью, разумеется — флота из новых крейсеров и броненосцев. Удручающая финансовая реальность, впрочем, заставила изрядно поумерить аппетиты: денег не хватало даже на достройку тех кораблей, что были уже заложены ранее. Поэтому решили начать с более дешевого шага, а именно — модернизации на иностранных верфях имеющихся старых броненосцев.
Наиболее масштабной реконструкции подвергся барбетно-казематный броненосец французской постройки “Ассар-и Тевфик”, водоизмещением в 4687 тонн. Контракт на его модернизацию сначала получила итальянская фирма “Ансальдо”, но затем турки вдруг решили передать его немецкой фирме “Крупп”.
В 1900 году, броненосец прибыл в Киль, где его разоружили и поставили на верфь в ожидании первого османского транша… которого все не было да не было. В таком виде “Ассар-и Тевфик” простоял два года, пока его команда жила за немецкий счет (что было прописано в контракте) и в ус не дула. В попытке выпихать их домой, немцы дошли аж до кайзера Вильгельма II, но османы оказались не промах, и в ответ на требования оплатить долги начинали грозить, что обсуждавшийся большой контракт на поставки оружия и снаряжения “Круппу” не достанется. Бедный индустриальный гигант, искусно поставленный османами между двух жадностей, в итоге был вынужден оплатить турецким морякам обратный путь из своего кармана.
Но на этом дело не закончилось. В 1904 году, турки начали новый раунд переговоров с уже изрядно выбитым из равновесия “Круппом”, заявив, что оговоренная цена – 282.000 лир – это грабеж среди бела дня, и потребовав сбросить цену до 65.000 лир. Пока агенты “Круппа” отходили от такой сверхнаглости, турки сдобрили свою хупцу предложением заказать у “Круппа” в счет этой скидки пару минных крейсеров.
В конечном итоге, опасаясь разозлить капризного (и очень-очень хитроумного) заказчика – и потерять при этом выгодные армейские контракты – “Крупп” уступил по всем позициям, и согласился модернизировать “Ассар-и Тевфик” за сумму, вчетверо меньшую предполагавшейся. При этом в стоимость работ ушлые турки не включили приготовительные мероприятия, уже проведенные верфью, то есть в итоге получилось, что концерн “Крупп” модернизировал броненосец полностью себе в убыток.
Модернизация, тем не менее, была проделана на совесть. С броненосца сняли все старое вооружение и машины. Корпус за пределами каземата разобрали до броневого пояса, и настелили поверх него стальную броневую палубу толщиной 76 миллиметров. Демонтировали три мачты (заменив их одной сигнальной в центре корпуса), сняли барбеты и построили в носовой части броневую рубку с командным мостиком над ней.
Новое вооружение броненосца состояло из трех 149-мм/40-калиберных орудий Круппа (модель 15 cm SK L/40, 1898 года), установленных за броневыми щитами на верхней палубе. Одно орудие стояло на баке броненосца, и еще два – в спонсонах по бокам от трубы. Орудия эти имели раздельное заряжание, но считались скорострельными, поскольку использовали медные пороховые гильзы. В казематированной батарее корабля установили шесть 120-мм/37-калиберных скорострельных орудий (модель 12 cm SK L/40, 1897 года). Наконец, на верхней палубе смонтировали шесть 57-мм и два 37-мм противоминных орудия Круппа.
Новая силовая установка состояла из вертикальной паровой машины тройного расширения и шести котлов Никлосса. Скорость корабля возросла до вполне приличных 15 узлов.
В общем и целом, модернизация основательно пошла на пользу “Ассар-и Тевфик”, превратив безнадежно устаревший броненосец во вспомогательный, но вполне боеспособный корабль.
Старый броненосец вполне оправдал расходы на свою модернизацию, приняв активное участие в морских сражениях Первой Балканской Войны 1912-1913 года. В битве при Эли (16 декабря 1912 года) “Ассар-и Тевфик” составлял часть турецкой боевой линии и прикрывал отступление поврежденных кораблей. Во время рейда на Имброс 10 января 1913 года, старый броненосец патрулировал Дарданеллы, и вступил в перестрелку с греческими эсминцами, не добившись попаданий, но заставив греков отступить.
“Ассар-и Тевфик” погиб в феврале 1913 года. Посланный на Черное Море для поддержки фланга турецкой армии, броненосец 7 февраля налетел на не отмеченную на карте отмель и застрял вблизи контролируемого болгарами берега. Пытаясь спасти корабль, турки сняли с него вооружение и уголь, но начавшийся сильный шторм и непрерывные обстрелы болгарской артиллерии вынудили прекратить работы.
СОМНИТЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ: МОДЕРНИЗАЦИИ “АНВИЛЛА”, “МУНИН-И ЗАФЕР” И “ФЕТХ-И БУЛЕНД”
В 1903-1906 году модернизацию прошли небольшие броненосных корветы – “Анвилла”, “Мунин-и Зафер” и “Фетх-и Буленд”. Маленькие казематные броненосцы британской постройки, водоизмещением всего в 2360 тонн (“Фетх-и Буленд” был чуть больше, 2760 тонн), они не имели особой боевой ценности даже на момент постройки – но, по всей видимости, находились в достаточно неплохом состоянии, чтобы оправдать их дальнейшее использование. Контракт на их переделку должна была получить фирма Круппа, но немцы, уже наученные горьким опытом работы с турками, предпочли от него самоустраниться, мотивировав его явной бесперспективностью столь старых кораблей. В итоге за модернизацию всех трех взялась итальянская фирма “Ансальдо”.
На итальянской верфи в Генуе броненосцы отремонтировали, заменили четыре старых коробчатых котла двумя новыми “Шотландскими” водотрубными. Машины, впрочем, остались прежними, так что скорость броненосцев не превышала 9-10 узлов. Сняли парусный рангоут, и поставили одну боевую мачту посередине корпуса. Также на кораблях установили бронированные боевые рубки, защищенные 152 мм стальной броней.
Вооружение кораблей полностью заменили – старые дульнозарядные 8-дюймовки в центральном каземате поменяли на 152-мм скорострельные орудия Круппа (модель 149/37 SK L/40 C/06). На верхней палубе также установили противоминную артиллерию в количестве шести 75-мм, десяти 57-мм и двух 47-мм орудий Круппа.
Броненосцы вернулись в строй в 1906-1907 году, в довольно невнятной роли бронированных канонерок. Сами турки, видимо, тоже пришли к выводу, что Крупп был прав, и модернизация этих маленьких броненосцев стала пустой тратой денег. Уже в 1910 году, “Анвилла” был практически полностью разоружен (на нем оставили только четыре 57-мм орудия) и назначен сторожевым кораблем в береговой обороне Бейрута.
“Анвилла” погиб в 1912 году, во время итало-турецкой войны. 24 февраля 1912 года, итальянская эскадра в составе двух современных броненосных крейсеров атаковала Бейрут, стремясь нейтрализовать стоящие там турецкие корабли (представлявшие потенциальную угрозу для итальянского судоходства). Маленький древний броненосец ответил итальянцам огнем своих почти бесполезных пушек, но в ходе получасовой перестрелки получил тяжелые повреждения и, охваченный пожаром вынужден был спустить флаг. После эвакуации выжившего экипажа (потери составили 2 офицера и 49 матросов убитыми и 19 раненными), пылающий “Анвилла” был добит итальянскими торпедами.
“Мунин-и Зафер” пережил войну в Порт-Саиде, где с него сняли орудия и передали в береговую оборону. После войны он перешел в Измир, где переделан в учебное судно для торпедистов. Разобран на лом в 1932 году.
“Фетх-и Буленд” был разоружен в начале итало-турецкой войны в Салонике, и его орудия переданы на береговые батареи. Сам корабль стал плавучей казармой. 31 октября 1912 года, во время Первой Балканской Войны, он был потоплен торпедой греческого миноносца No.11, ночью прокравшегося в гавань. При этом погибли семь моряков.
ФИНАЛ: МОДЕРНИЗАЦИЯ “МЕСУДИЕ”
Последней – и самым масштабной! – стала модернизация большого казематного броненосца “Месудие”. Построенный в Великобритании в 1875 году, этот крупный 9000-тонный броненосец стал самым большим в мире кораблем с центральной казематированной батареей. В годы русско-турецкой войны, “Месудие” служил флагманом османского Черноморского Флота (хотя участия в боевых операциях не принимал) и в дальнейшем считался самой ценной и мощной турецкой боевой единицей. Но, как и остальные турецкие броненосцы, к концу XIX века “Месудие” был в плохом состоянии и фактически небоеспособен.
Взявшись за реконструкцию флота после греко-турецкой войны 1897 года, турки особое внимание уделяли именно “Месудие”. Его большой железный корпус находился в хорошем состоянии, и, по мнению османских адмиралов, его модернизация была наиболее предпочтительна. Запросы на разработку планов модернизации броненосца были направлены европейским верфям. Осенью 1898 года итальянская фирма “Ансальдо” запросила разрешения детально изучить корабль, и “Месудие” был в 1899 году отправлен в Геную. Тщательно осмотрев старый броненосец, итальянцы решили, что с этим материалом вполне можно работать.
Модернизация “Месудие” была намного более масштабной, чем переделки остальных кораблей – даже “Ассар-и Тефвик”. По сути дела, речь шла о полной конверсии древнего казематированного корабля в современный (относительно) эскадренный броненосец. К чести итальянцев, они с этой работой справились превосходно.
На верфи в Генуе, верхняя палуба “Месудие” была срезана, чтобы уменьшить верхний вес корабля. Спереди и сзади от каземата, итальянские конструкторы установили две вращающиеся броневые башни для новых орудий главного калибра. В центре корпуса возвели развитую надстройку. Три старые мачты с парусным рангоутом заменили единственной боевой мачтой.
Силовая установка броненосца была полностью перестроена. На место старой горизонтальной машины, работавшей на единственный вал, пришли две новые вертикальные машины тройного расширения, работавшие на два вала. Теперь “Месудие” стал двухвинтовым: правда, так как обводы подводной части не полностью для этого подходили, то винты стояли в “шахматном порядке”, левый чуть позади правого. Шестнадцать современных котлов Никлосса обеспечили броненосцу максимальную мощность в 11.135 л.с. (на 2/3 больше прежней). На мерной миле, модернизированный “Мессудие” развил 17 узлов.
Основное вооружение “Месудие” теперь составляли два 234-мм (9,2 дюйма)/47-калиберных орудия Виккерса, модели Mark A. Эти вполне современные орудия образца 1895 года представляли собой экспортную версию стандартного британского орудия 9.2”/47 Vickers Mark X, широко применявшегося на британских броненосцах и броненосных крейсерах. Экспортные орудия имели несколько упрощенную конструкцию затвора, что вынуждало использовать меньшие пороховые заряды и ограничивало начальную скорость 780 м/с (против 840 у Mark X): однако последующие испытания показали, что орудия Mark A могут выдержать полноразмерные заряды. При максимальном угле возвышения в 15 градусов, орудия могли запустить 172-кг бронебойный снаряд на дистанцию в 14.000 метров.
С подобной артиллерией главного калибра, “Месудие” смотрелся бы вполне себе впечатляюще… если бы она на самом деле была на него установлена. Согласно часто встречающимся данным, 234-мм пушек турки так и не получили. Источники расходятся, почему именно сложилась такая ситуация – то ли у турок не хватило денег, то ли британцы расторгли контракт по политическим причинам – но в итоге башни броненосца пришлось “вооружить” деревянными макетами.
Вспомогательная батарея броненосца, впрочем, была установлена и выглядела весьма внушительно. “Месудие” получил двенадцать новых 152-мм/45-калиберных скорострельных орудий Виккерса образца 1899 года (Mark D, экспортная версия британской Mark VII). По шесть орудий размещались на каждом борту в каземате броненосца, при этом концевые пары могли стрелять в нос и корму за счет срезов борта.
В надстройке броненосца в небронированных казематах установили противоминную артиллерию – четырнадцать 76-мм орудий Виккерса. Ее дополняли десять 57-мм орудий Гочкисса на крыше надстройки и два 47-мм орудия Гочкисса на марсе боевой мачты. Торпедного вооружения “Месудие”, по всей видимости, не получил.
Вертикальное бронирование “Месудие” не меняли: его 305 миллиметровый броневой пояс из кованого железа был вполне достаточно прочным, хоть и избыточно тяжелым. На корабле установили тонкую 20 мм стальную броневую палубу поверх верхней кромки пояса. Башни главного калибра защищались 229 мм закаленными стальными плитами спереди и 152 мм плитами сзади и с боков. Барбеты под башнями были изготовлены из 76 мм стали.
Вошедший в строй в 1909 году, “Месудие” был практически во всех отношениях новым кораблем. За исключением нелепой ситуации с отсутствием орудий главного калибра, устаревший казематный броненосец превратился во вполне современную – пускай и весьма скромную по характеристикам – единицу. По крайней мере на бумаге, он значительно превосходил греческие броненосцы типа “Гидра”. Считается, что модернизация “Месудие” была одним из ключевых факторов, способствовавших покупке греками знаменитого броненосного крейсера “Авероф”.
Вернувшийся в состав османского флота в 1909 году, “Месудие” стал одним из немногих его полностью современных кораблей, вместе с купленными в 1910 году эскадренными броненосцами “Торгут Реис” и “Хайреддин Барбаросса” (бывшие немецкие “Вейсенбург” и “Курфюрст Фридрих Вильгельм”, типа “Бранденбург”). К началу итало-турецкой войны, эта троица, дополненная “Ассар-и Тефвик”, составляла основу боевой линии османского флота. Поскольку невозможность противостоять семикратно превосходящему количественно итальянскому флоту была для турок очевидна, броненосцы простояли всю войну в Дарданеллах под защитой береговых укреплений.
Броненосец принял участие в сражениях с греческим флотом во время Первой Балканской Войны. В битве при Эли 16 декабря 1912 года, “Месудие” вместе с “Торгут Реисом” и “Хайреддином Барбароссой” составлял основу турецкой боевой длиной. Он вел перестрелку с греческими броненосцами, и получил несколько попаданий, не нанесших, впрочем, особых повреждений. В конце сражения, “Месудие” вместе с “Ассар-и Тефвик” прикрывал отступление османского флота в проливы.
В неудачной для османского флота битве при Лемносе (январь 1913), “Месудие” вновь составлял часть боевой линии. Но на этот раз уйти с минимумом потерь ему не удалось. Корабль получил несколько серьезных попаданий 274-мм снарядами греческих броненосцев “Гидра” и “Псара”. Один 274-мм снаряд пробил броню каземата “Месудие”, и вывел из строя сразу три 152-мм орудия. Испытывая также проблемы с котлами, “Месудие” был вынужден покинуть боевую линию и отступить в порт. В феврале 1913, “Мессудие” действовал в Мраморном Море, бомбардируя болгарские войска на подступах к Стамбулу.
К началу Первой Мировой Войны, “Месудие” все еще оставался одним из трех относительно современных броненосцев османского флота. В сентябре 1914, на фоне непрерывно ухудшающихся отношений между формально еще нейтральной Турцией и воюющей Британской Империей, броненосец перешел в Нару, откуда прикрывал действия турецких минных заградителей, выставляющих минные поля в Дарданеллах. Там он и встретил начало войны. Турецкое командование понимало, что старый броненосец имеет лишь очень ограниченную боевую ценность, и поэтому “Месудие” был поставлен на якорь в Чанаккале, позади минных полей.
В ночь с 13 на 14 декабря 1914 года, британская субмарина HMS B11 предприняла отважную попытку проникнуть в Дарданеллы. С большим трудом двигаясь против сильного течения, субмарина преодолела пять рядов минных полей, и, подняв перископ, заметила на фоне городских огней силуэт крупного двухтрубного корабля. С дистанции около 800 метров, B11 выпустила торпеду, поразившую “Месудие” в корму. Броненосец открыл огонь по перископу субмарины, но из-за постоянно усиливающегося крена, капитан был вынужден приказать оставить корабль, который вскоре опрокинулся и затонул. Потери составили 10 офицеров и 27 матросов.
Впоследствии турецкие водолазы сняли с лежащего на мелководье “Месудие” 152-мм и 76-мм орудия, которые были установлены в береговой обороне Дарданелл. Батарея “Месудие” – названная в честь погибшего броненосца – сыграла свою роль в Дарданелльской Операции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как можно видеть из изложенного материала, османский флот в 1890-1900-ых вовсе не «сидел на месте», а довольно активно пытался восстановить боеспособность. Камнем преткновения — как обычно! — стали финансы. Не имея средств для заказа кораблей за границей (и толком не имея возможности строить их самим), османы были вынуждены «выжимать» максимум из имеющегося, отправляя на радикальную модернизацию в буквальном смысле древние броненосцы.
Результаты этой программы представляют достаточный интерес. Так, в случае с броненосцами типа «Османие», туркам удалось превратить архаичные батарейники во вполне адекватные концу XIX века барбетные корабли. Противостоять современным броненосцам они, конечно, были уже не способны, но вполне могли обеспечить паритет с небольшими греческими кораблями (если бы турки сумели поддерживать их в адекватном состоянии…). Достаточно удачной была и модернизация «Ассар-и Тевфик», особенно с учетом, что туркам де-факто удалось заставить Круппа сделать ее задаром, да еще и «спасибо» говорить. К вопросу о том, как «рулили миром» всемогущие европейские магнаты 1900-ых, угумс)
Модернизации малых броненосных корветов в общем и целом были пустой тратой денег. Турки получили, по сути дела, мореходные броненосные канонерки, пригодные разве что для поддержания порядка в колониях — но не для реальных боевых действий. Но модернизация «Месудие», вне всякого сомнения, была впечатляющим инженерным проектом! Итальянским судостроителям удалось превратить анахроничный казематный броненосец в скромный, но полностью боеспособный эскадренный броненосец додредноутного типа. Скорость, вооружение, и защита «Месудие» были вполне в рамках допустимого для 1900-ых, и более чем активная боевая карьера корабля это наглядно вполне доказала.
В общем и целом, опыт османского флота конца XIX — начала XX века продемонстрировал, что даже устаревшие броненосцы вполне себе имели реальный модернизационный потенциал. И в умелых руках не слишком требовательного клиента, вполне могли быть адекватным (хотя и не самым лучшим) средством.