Оружие украинской армии. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)

0

С самого начала боевых действий на Украине, единственным видом вооружения в котором Украина имела преимущество и которое оно сохраняет его до сих пор, являются беспилотные летательные аппараты.

Что интересно, на вооружении Украины стоят не только БПЛА западных партнёров, но и аппараты собственной разработки. Обо всё этом рассказано в серии из двух статей, выложенных Сергеем Линником, которые я собрал в один материал, опубликованный ниже.

Обращаю внимание почтенной публики, что в связи с текущими событиями, все комментарии в которых будет хоть малейший политический подтекст будут удалятся, а комментарии под статьёй будут закрыты. Так же, если кто-то заметить в тексте статьи какие-то скользкие моменты, которые я пропустил, обращайте моё внимание, буду их редактировать. Собственно, в комментариях можно обсуждать исключительно техническую часть – заклёпки.

Беспилотные летательные аппараты уже давно используются в военном деле для наблюдения, разведки, корректировки артиллерии и нанесения ударов по наземным целям. Однако в вооруженном конфликте в Украине применение БПЛА приняло беспрецедентно массовый характер. Помимо специализированных военных дронов, в ходе боевых действий очень активно применяются аппараты гражданского назначения. В бою задействуются как мини-версии весом от 300 г, так и многотонные реактивные аппараты. Гражданские модели активно используются как в городских боях, так и в окопных. Нередко информация, полученная при помощи беспилотных аппаратов, являлась критически важной при подготовке засад на бронетехнику. Часто БПЛА работают в связке с танком или расчётом артиллерии. Для уничтожения целей на поле боя или в прифронтовой полосе противоборствующие стороны применяют барражирующие «дроны-камикадзе». Беспилотники среднего класса, вооруженные управляемыми боеприпасами, способны вести охоту за бронетехникой и лёгкими плавсредствами. Также имеются примеры того, как украинская сторона применяла тяжелые разведывательные реактивные БПЛА советского производства в роли крылатых ракет.

В связи с тем, что спектр коммерческих моделей, имеющихся в распоряжении ВСУ, очень широк, в данной публикации будут рассмотрены наиболее массовые беспилотники, а также аппараты, применение которых вызвало наибольший резонанс. Сегодня мы поговорим о моделях, изначально предназначенных для использования в гражданском секторе, и о военных БПЛА лёгкого класса, имевшихся в ВСУ по состоянию на середину 2022 года. Во второй части обзора речь пойдёт о барражирующих боеприпасах, вооруженных беспилотниках среднего класса и реактивных разведывательных БПЛА, переделанных в крылатые ракеты.

Содержание:

Использование в боевых действиях коптеров гражданского назначения

Согласно западным источникам, на сегодняшний день украинские вооруженные силы эксплуатируют около 7000 дронов. Большая часть этих беспилотников являются гражданскими моделями, как правило, доработанными для использования на фронте. Самые распространённые «квадрики» обычно способны провести в воздухе не более 40 минут и имеют дальность 5-7 км от места запуска. Минимальная стоимость моделей, пригодных для использования на фронте, находится в пределах $1500. Ценным качеством лёгких гражданских дронов является то, что в походном кофре они могут легко переноситься одним человеком.

Чаще всего в боевых действиях применяются китайские аппараты DJI. Хотя нередко встречаются коптеры китайской компании Yuneec International, американской Autel Robotics и немецкой XDynamics.

В связи с тем, что в ходе вооруженного конфликта ограничения, заложенные производителями для обеспечения безопасности полёта коммерческих дронов (избегать опасных маневров, столкновений, закрытых зон), оказываются лишними и зачастую сильно ограничивают боевой потенциал, в большинстве случаев программное обеспечение беспилотников подвергается перепрошивке. Ещё одним поводом «покопаться в мозгах» квадрокоптера является активное использование противоборствующими сторонами станций обнаружения чужих дронов DJI AeroScope. В носимом варианте эта аппаратура способна обнаружить в воздухе более 30 беспилотников на дистанции до 5 км. Дальность обнаружения возимого варианта составляет 30-35 км, а количество воздушных объектов увеличена до полусотни. Станция определяет и записывает следующие параметры: местоположение коптера, направление полёта, скорость, высоту, маршрут, координаты и дистанцию до оператора, ID коптера. Понятно, что, имея в своём распоряжении такие данные, организовать противодействие вражескому беспилотнику и нанести точный артиллерийский удар по позиции украинского оператора становится намного легче.

Тактика применения перепрошитых гражданских беспилотников очень проста. Оператор, группа поддержки и сам аппарат чаще всего доставляются к линии фронта на внедорожнике. Беспилотники обнаруживают цели и в режиме реального времени передают их координаты артиллерийским батареям. Также они применяются для корректировки огня и бомбардировки.

Для ударов по наземным объектам подходят коптеры, которые помимо своего оборудования могут поднять дополнительный вес. Например, минимальная грузоподъёмность для доставки гранаты РГД-5 должна быть не менее 500 г.

Сама граната весит 310 г, плюс вес устройства сброса. Также очень часто для ударов по земле используются доработанные 30-мм гранаты ВОГ-17 со стабилизатором, напечатанным на 3-D принтере.

Масса боеприпаса, полученного из переделанной ВОГ-17, составляет 285 г. Такая граната с высокой вероятностью поражает открыто расположенную живую силу в радиусе до 5 м.

На крупных квадрокоптерах предпринимались попытки монтажа американских одноразовых реактивных противотанковых гранатомётов М72, а также подвешивались 82-мм и даже 120-мм миномётные мины.

Беспилотники с такой нагрузкой способны создать большие проблемы бойцам в окопах и на поле боя, а также разрушать лёгкие полевые укрепления и бороться с бронетехникой. Так, 66-мм кумулятивная граната М72 может пробить 350-мм гомогенную броню. 82-мм мина весит 3,31 кг и снаряжена 400 г тротила и эффективно поражает ростовые цели в радиусе 30 м. Особенно опасны 120-мм осколочно-фугасные мины массой 16 кг, снаряжённые 3,9 кг тротила. При разрыве такой мины, радиус поражения осколками не укрытой живой силы достигает 60 м. 120-мм мина с взрывателем, поставленным на срабатывание с замедлением, в рыхлом грунте создаёт воронку диаметром в 3 м и глубиной около 1 м. Эта мина хорошо разрушает окопы и легкие блиндажи, а при прямом попадании способна вывести из строя танк.

Более грузоподъёмными по сравнению с «квадриками» являются аппараты с шестью (гексакоптер) и восемью (октокоптер) пропеллерами. Например, украинская компания «Aerorozvidka» из импортных комплектующих собирает октокоптеры R18, которые стоят около $20 000.

Октокоптер R18


Октокоптер R18

Точные характеристики R18 не разглашаются, но известно, что он способен находиться в воздухе 40 минут. Согласно имеющейся в открытом доступе информации, стандартной нагрузкой являются две противотанковые кумулятивные бомбы РКГ-1600, созданные путём переделки ручных противотанковых гранат РКГ-3ЕМ.

Этому кумулятивному боеприпасу по силам пробить относительно тонкую верхнюю броню современного танка. Кумулятивная граната массой немногим более 1 кг содержит 600 г взрывчатки и при попадании под прямым углом преодолевает гомогенную броню толщиной более 250 мм.

Большой популярностью пользуется китайский DJI Matrice 30T. Хотя для гражданского дрона эта модель весьма не дёшева (AliExpress просит за неё $14 000), она обладает расширенными возможностями.

Квадрокоптер DJI Matrice 30T


Квадрокоптер DJI Matrice 30T

На этом квадрокоптере, помимо стандартных опций, имеется тепловизионная камера и лазерный дальномер. Данный аппарат может работать в плохих погодных условиях и при достаточно сильном ветре – до 15 м/с. Так как аккумуляторные батареи быстрее разряжаются в холодную погоду, Matrice 30T имеет автоматический подогрев АКБ при работе или зарядке. Рабочий температурный диапазон находится в пределах от -20 до +50 °C. Взлётная масса – 3770 г. Габариты в сложенном состоянии – 365х215х195 мм. Полётное время – 40 мин. Максимальная скорость полёта – 82 км/ч.

Беспилотные аппараты лёгкого класса, имевшиеся в ВСУ до 24 февраля 2022 года

Одним из наиболее распространённых беспилотных комплексов ВСУ до начала полномасштабного конфликта являлся А1-СМ «Фурия». Сам дрон и аппаратура управления разработаны киевским НПП «Атлон Авиа» в 2014 году, и на конец 2021 года ВСУ было поставлено более 100 комплексов. Стоимость одного комплекта оценивалась в $150 000. Большая часть деталей данного комплекса произведена за пределами Украины.

В состав комплекса входят три беспилотника, три дневных и два ночных сменных разведывательных модуля, наземная станция управления и обработки информации, антенны и дополнительное оборудование. В распоряжении оператора имеется два монитора. Один нужен для отслеживания курса, скорости и текущего положения, с привязкой координат через систему GPS-позиционирования. Второй монитор предназначен для ведения наблюдения через оптическую камеру в режиме реального времени. Для навигации дрона используется GPS-модуль и инерциальная система. Управление и передача информации осуществляется по помехозащищённым цифровым каналам. Определение координат целей происходит с точностью до 20 м, с возможностью автосопровождения. Возможна корректировка огня нескольких артиллерийских батарей.

Питание наземной станции и заряд аккумуляторных батарей осуществляется от бензинового энергогенератора мощностью 3 кВт. Всё оборудование комплекса находится в ударопрочных чемоданах, перевозится на автотранспорте и разворачивается примерно за 15 минут.

Сам БПЛА выполнен по схеме «летающее крыло», планер из стеклопластика. Взлётная масса аппарата – 6 кг. Размах крыла – 2 м. Дальность полёта – до 200 км, при этом «Фурия» может удаляться от пункта управления на 50 км. Крейсерская скорость – 65 км/ч. Максимальная – до 130 км/ч.

В 2019 году на вооружение ВСУ поступил беспилотный комплекс МП-1 «Spectator». Комплекс разрабатывали в Киевском политехническом институте, а производство велось в ОАО «Меридиан» имени С. П. Королева. К февралю 2022 года заказчику было поставлено более 30 комплексов. Комплекс состоит из трёх БПЛА и комплекта наземной аппаратуры.

Крыло размахом 3 м и две аккумуляторные батареи ёмкостью по 16 А/ч обеспечивают продолжительность полёта 2 ч. Длина аппарата – 1,295 м. Взлётная масса – 5,5 кг. Электрическая силовая установка может разогнать аппарат до 140 км/ч. Радиус действия от станции управления – до 30 км. Потолок – до 3000 м.

Улучшенная модификация «Spectator-M1» дополнительно к дневной оснащена ночной тепловизионной камерой. Заменены контроллеры управления передачей видеосигнала – они теперь кодированы в цифровом виде. Добавлены дополнительные частоты управления аппаратом и трансляции видеосигнала, с переключением по заданному алгоритму, что повышает устойчивость к средствам РЭБ. В «Spectator-M1» интегрирована система автоматического определения координат цели. Дальность трансляции картинки – до 35 км.

Модернизированный вариант беспилотника оснащён батареями большей ёмкости, что увеличило продолжительность нахождения в воздухе до 3 ч. Максимальная дальность полёта – 200 км.

Одним из наиболее современных дронов ВСУ является «Лелека-100», созданный украинской компанией DeViRo. Принятие этого беспилотника на вооружение произошло в мае 2021 года.

БПЛА «Лелека-100» оснащён толкающим винтом, который вращает электродвигатель. Корпус и крыло сделаны из стеклопластика и углеволокна. Длина аппарата – 1,135 м. Размах крыла – 1980 мм. Масса – около 5 кг. Максимальная скорость – 120 км/ч, крейсерская – 60 км/ч. Время нахождения в воздухе – до 2,5 ч. Гарантированная протяжённость маршрута – 100 км. Потолок – 1500 м. В зависимости от времени суток и конкретной задачи дрон оснащается камерами различного типа. Дальность трансляции сигнала – до 50 км.

Управление БПЛА «Лелека-100» происходит по шифрованному цифровому радиоканалу, позволяющему получать данные телеметрии на протяжении всего полёта. Оператор может отслеживать по спутниковым картам местонахождение беспилотника, корректировать маршрут, подавать команду на экстренный возврат в точку взлёта или при необходимости запрограммировать другое место приземления. Даже при подавлении радиоканала обмена данными, аппарат способен продолжить автономный полёт, вернуться и осуществить приземление в заранее запрограммированной точке.

Трансляция видеосигнала с борта БПЛА осуществляется в кодированном виде, что затрудняет его перехват. Заявлено, что комплекс приспособлен для работы в условиях сложной помеховой обстановки и может работать при блокировке систем спутниковой навигации.

В 2018 году на параде в Киеве был продемонстрирован комплекс беспилотной авиационной разведки PD-1.

БПЛА PD-1 на автомобиле HMMWV


БПЛА PD-1 на автомобиле HMMWV

Комплекс, созданный компанией UkrSpecSystems, включает в себя беспилотник с двигателем внутреннего сгорания, оснащённый гиростабилизированной платформой USG-212 с телевизионной камерой высокого разрешения и тепловизором, автомобиль для передвижения по местности и переносную станцию управления. Дистанционное управление беспилотником происходит на дистанции до 85 км. Телевизионное изображение можно принимать при удалении от станции до 50 км.

Гиростабилизированная платформа USG-212


Гиростабилизированная платформа USG-212

Хотя комплекс не блещет высокой помехозащищённостью, при подавлении каналов управления, трансляции данных и систем спутниковой навигации аппарат продолжает выполнять полёт по заранее заданному маршруту. При этом используется инерциальная навигационная аппаратура, а запись изображения ведётся на съёмный носитель.

Беспилотник с размахом крыла 3 м в снаряжённом состоянии весит 33 кг. Максимальная скорость – 140 км/ч. Крейсерская скорость – 90 км/ч. Потолок – 2000 м. Продолжительность полёта – 5 ч.

Иностранные эксперты отмечают, что уже на момент своего появления БПЛА PD-1 нельзя было считать современным, но в то же время он вполне в состоянии решать поставленные задачи. Крупным недостатком является высокая заметность в тепловом диапазоне, что обусловлено использованием бензинового двигателя. По этой причине данный украинский беспилотный разведывательный аппарат уязвим для ПЗРК.

В связи с острой потребностью в БПЛА военного назначения ещё до начала российско-украинского конфликта осуществлялись закупки БПЛА FlyEye и аппаратуры управления. Данный беспилотник совершил первый полёт в 2010 году и производится польской фирмой WB Electronics.

Запуск БПЛА FlyEye


Запуск БПЛА FlyEye

БПЛА FlyEye изготовлен из композитных материалов по схеме высокоплана. Летательный аппарат стартует с руки и не требует дополнительных устройств запуска. Его снаряжённая масса составляет 11 кг. Размах крыла – более 3 м. Максимальная скорость – 160 км/ч. Дальность действия станции управления – до 50 км.

Первые четыре аппарата FlyEye были использованы ВСУ на востоке страны в 2014 году. Сколько Украина получила беспилотников этого типа, неизвестно. По всей видимости, речь может идти о десятках единиц. Право на осуществление гарантийного и послегарантийного обслуживания БПЛА «Fly Eye» в Украине на основании соответствующих соглашений с производителем получило черниговское ПАО «ЧеЗаРа». Сообщается, что польские беспилотники хорошо себя зарекомендовали, и они достаточно устойчивы к воздействию средств РЭБ.

Лёгкие БПЛА разведки и наблюдения, полученные в 2022 году

В ходе масштабных боевых действий украинские вооруженные силы потеряли большую часть имевшихся до февраля 2022 года специализированных БПЛА, предназначенных для разведки, наблюдения за полем боя и корректировки артиллерийского огня.

Дефицит специально разработанных дронов, способных действовать на удалении в несколько десятком километров от станции управления, отчасти компенсировался массовым использованием на передовой гражданских коптеров. Но уже в мае 2022 года ВСУ заключили ряд контрактов на поставку БПЛА военного образца общей стоимостью более $8 млн. По состоянию на август 2022 года на эти цели было собрано уже $20 млн. Договоры на поставку ВСУ беспилотников были заключены с компаниями «Skyeton», «SKIF» и «Укрджет».

БПЛА UJ-22 AIRBORNE от компании «Укрджет» является одним из самых крупных дронов, созданных в Украине. Он позиционируется как многоцелевая платформа, способная действовать круглосуточно и нести различную нагрузку, такую как средства разведки и наблюдения, а также осколочные и кумулятивные боеприпасы.

БПЛА UJ-22 AIRBORNE


БПЛА UJ-22 AIRBORNE

Беспилотник с взлётной массой 86 кг оснащён двухтактным бензиновым двигателем. Длина – 3300 мм, размах крыльев – 4600 мм. Максимальная скорость – 180 км/ч, крейсерская – 120 км/ч. Продолжительность полёта – более 8 часов. Практический потолок – 6000 м.

Управление БПЛА и полезной нагрузкой осуществляется в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах. Связь между наземным пунктом управления и летательным аппаратом осуществляется по цифровым шифрованным двусторонним каналам.

Рабочие места операторов БПЛА UJ-22 Airborne


Рабочие места операторов БПЛА UJ-22 Airborne

Аппаратура управления, антенно-мачтовое устройство и энергогенератор размещаются на автомобиле повышенной проходимости.

БПЛА UJ-22 AIRBORNE может поддерживать связь с наземной станцией на дистанции до 120 км. В автономном программируемом режиме аппарат способен вести разведку, углубляясь за линию фронта на несколько сотен километров.

На выставке «Оружие и безопасность – 2021» был представлен БПЛА UJ-22 Airborne с двумя подвешенными 82-мм миномётными минами. Рядом экспонировались сбрасываемые кумулятивные боеприпасы, созданные путём переделки реактивных противотанковых гранат ПГ-7.

Сообщается, что управляемый оператором дрон может осуществлять поиск подвижных целей и наносить по ним прицельные удары. При бомбардировке стационарных объектов с известными координатами, находящимися на значительном удалении от станции управления, используется программируемый режим, а навигация ведётся по сигналам спутниковой системы позиционирования. Если возвращение аппарата не предусмотрено, дальность его действия в ударном варианте составляет 800 км.

Военная модернизированная версия БПЛА Raybird-3 от компании «Skyeton» известна как ACS-3. Весь комплекс перевозится в четырех контейнерах. Для запуска требуется менее 20 мин.

БПЛА ACS-3


БПЛА ACS-3

Силовая установка БПЛА ACS-3 представляет собой одноцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель объёмом 40 см³ и мощностью 3,8 л. с. Аппарат со снаряжённой массой 23 кг несёт до 5 кг полезной нагрузки. Размах крыльев – 2960 мм. Высота полёта – до 3500 м. Максимальная скорость – 140 км/ч, крейсерская – 120 км/ч. Продолжительность полёта – 18 ч. Дальность полёта под контролем наземной станции – до 220 км, но при этом сигнал ретранслируется другим летательным аппаратом. Без ретрансляции дальность дистанционного управления не превышает 160 км. При большем удалении от станции аппарат следует по заранее запрограммированному маршруту. Максимальная дальность действия – 1000 км.

Компания Culver Aviation поставляет беспилотники SKIF. Базовая модель, выполненная по схеме «летающее крыло», имеет размах крыла 1,5 м и взлётный вес 3,8 кг. Дальность полёта – 130 км. Этот электрический беспилотник способен находиться в воздухе 2 ч и развивать скорость до 70 км/ч. Максимальная высота полёта – 1500 м.

БПЛА SKIF


БПЛА SKIF

Первоначально SKIF разрабатывался для мониторинга поверхности земли и картографирования в интересах аграриев, коммерческих компаний и государственных организаций. Но в связи с тем, что данный аппарат оказался пригоден для ведения наблюдения за полем боя и ближней разведки, в настоящее время он используется ВСУ. В августе 2022 года было объявлено о закупке 80 БПЛА этого типа.

Аппарат, доработанный для использования военных задач, при подавлении канала управления в условиях активного радиоэлектронного противодействия переходит в режим радиомолчания и ведёт сбор разведывательной информации в автономном режиме. Возвращение в точку запуска происходит по сигналам спутниковой навигационной системы.

Среди дронов, используемых украинской армией, отдельного упоминания заслуживает БПЛА H10 Poseidon II, который выпускается зарегистрированной на Кипре компанией Swarmly. Помимо уникальной схемы, он также выделяется ценой. Стоимость одного аппарата с комплектом наземного оборудования превышает €300 000.

БПЛА H10 Poseidon II


БПЛА H10 Poseidon II

Максимальный взлётный вес H10 Poseidon II составляет 22 кг. Беспилотный летательный аппарат может нести полезную нагрузку массой до 3 кг. «Посейдон» оснащён камерой с 40-кратным зумом, что позволяет вести наблюдение с большой высоты и корректировать артиллерию.

Максимальная взлётная масса «Посейдона» составляет 22 кг. Длина — 1,9 м. Размах крыла – 3,5 м. Полезная нагрузка – 3 кг. Максимальная скорость – 100 км/ч, крейсерская – 75 км/ч. Дальность связи с базовой станцией – до 150 км. Высота полёта – до 4000 м. Продолжительность полёта – 2 ч. Максимальное время зависания – 15 мин. Дрон может взлетать и приземляться вертикально и благодаря наличию резервных каналов обладает защитой от вражеских станций радиоэлектронной борьбы.

Барражирующие боеприпасы

Барражирующий боеприпас Switchblade 300


Барражирующий боеприпас Switchblade 300

С 2014 года украинские разработчики БПЛА вели работы по созданию дистанционно управляемых одноразовых дронов, несущих осколочно-фугасную или кумулятивную боевую часть. Однако по состоянию на февраль 2022 года в ВСУ не было официально принятых на вооружение барражирующих боеприпасов.

В мае 2022 года появилась информация об использовании в боевых действиях на территории Украины американских дистанционно управляемых «летающих бомб» семейства Switchblade. До сих пор американцы поставляли их только Великобритании.

Известно, что украинская армия использует барражирующие боеприпасы двух типов: Switchblade 300 и Switchblade 600.

Барражирующий боеприпас Switchblade 300


Барражирующий боеприпас Switchblade 300

Дрон-камикадзе Switchblade 300 создан компанией AeroVironment в 2011 году в рамках контракта, заключённого с МО США. Американские военные, дислоцированные в Афганистане, желали получить компактное и относительно недорогое управляемое средство поражения, пригодное для переноски военнослужащими, действующими в пешем порядке, которое могло бы точечно уничтожать вражескую живую силу, укрывшуюся в складках местности, на дистанциях, недостижимых для стрелкового оружия, гранатомётов и миномётов.

Специалистам компании AeroVironment удалось создать неплохой одноразовый аппарат с электрическим двигателем, который востребован и через 12 лет после начала производства. По состоянию на 2021 год стоимость одного беспилотника Switchblade 300 составляла около 6 000 долларов. К середине лета 2022 года ВСУ получили не менее 100 таких дронов. Сейчас Украине передано не менее 700 легких барражирующих боеприпасов Switchblade 300.

Switchblade 300 имеет небольшие размеры и вес. При длине 610 мм, его снаряженная масса составляет 2,5 кг. Гораздо больше весит комплект оборудования для запуска и наведения: электрический компрессор, предназначенный для выброса из пусковой трубы, и аппаратура дистанционного управления. В носовой части дрона расположены дневная и ночная камеры. Боевая часть по осколочному действию сравнима с ручной гранатой.

Хотя компания-производитель утверждает, что всё необходимое для применения барражирующего боеприпаса Switchblade 300 легко переносят пехотинцы, обычно дроны в пусковых трубах, компрессор и терминал управления перевозятся автотранспортом. Помимо переносного варианта, существует многозарядная установка, смонтированная на автомобиле HMMWV.

Запуск Switchblade 300


Запуск Switchblade 300

После выброса дрона сжатым воздухом из пусковой трубы, похожей на лёгкий миномёт, происходит раскрытие крыльев, хвостового оперения и включение электрического двигателя. Максимальная скорость полёта может достигать 160 км/ч. Крейсерская – 100 км/ч. Дальность – 10 км. Дрон способен держаться в воздухе 15 минут, за это время оператор должен обнаружить и поразить цель, либо подать команду на безопасный подрыв боевого заряда в воздухе.

Оператор БПЛА Switchblade 300


Оператор БПЛА Switchblade 300

Точность наведения БПЛА Switchblade 300 высокая, в условиях хорошей видимости тренированный оператор попадает в круг диаметром 1 м, при этом сплошная зона поражения осколками составляет 6 м. Также заявлено, что этот дистанционно управляемый аппарат может применяться для перехвата беспилотников.

В марте 2021 года командование специальных операций США заключило контракт стоимостью 26 млн долларов на поставку тактических беспилотных ударных комплексов Switchblade 600. В сентябре 2022 года стало известно, что Пентагон выделил 2,2 млн долларов для закупки и последующей передачи Украине беспилотников-камикадзе Switchblade 600. Стоимость одного аппарата и их количество не разглашаются, но эксперты пишут, что Switchblade 600 в 8–10 раз дороже, чем Switchblade 300.

Барражирующий боеприпас Switchblade 600


Барражирующий боеприпас Switchblade 600

Барражирующий боеприпас Switchblade 600 похож на Switchblade 300, но при этом гораздо крупнее и тяжелее. В отличие от ранней модели, дрон Switchblade 600 способен эффективно поражать сильно защищённые бронированные цели, для чего его снабдили боевой частью ПТРК Javelin, и он имеет гораздо большую дальность и продолжительность полёта. Платой за улучшенные характеристики стал многократный рост стартовой массы. Снаряженный вес «летающей бомбы» составляет 22,7 кг. Комплект аппаратуры управления с источником питания весит 54,4 кг.

После запуска Switchblade 600 способен барражировать более 40 мин. Дальность удаления от управляющей станции достигает 40 км. При атаке дрон разгоняется до 185 км/ч. Крейсерская скорость – 112 км/ч. В Switchblade 600 использована технология прерывания задачи с повторным выходом на цель, которая позволяет операторам при необходимости приостановить миссию, а затем повторно атаковать предыдущие или новые цели.

В октябре 2022 года появилась информация об использовании ВСУ в Запорожской области барражирующих боеприпасов польского производства Warmate.

Барражирующий боеприпас Warmate


Барражирующий боеприпас Warmate

Хотя этот польский дрон-камикадзе в техническом отношении не столь продвинут, как аппараты семейства Switchblade, он тоже представляет реальную опасность для российских солдат.

Warmate интересен тем, что может использоваться в качестве тактического разведывательного БПЛА – производить разведку, вести наблюдение и распознавание различных объектов, а при установке осколочной, термобарической или кумулятивной боевой части, способен поражать живую силу, транспортные средства, лёгкие инженерные сооружения и бронированную технику. Осколочно-фугасная БЧ массой 1 350 г содержит 530 г взрывчатки и по поражающему эффекту сравнима с 82-мм миной. Кумулятивная БЧ по нормали пробивает 220-мм гомогенную броню.

Компоненты системы Warmate


Компоненты системы Warmate

Старт аппарата осуществляется с помощью пневматического запуска из контейнерной пусковой установки, после чего раскладываются крылья и запускается электрический двигатель.

Размах крыла БПЛА Warmate составляет 1,4 м, а длина – 1,1 м. Максимальная взлётная масса – 4 кг. Радиус действия комплекса – 10 км, продолжительность барражирования – 30 минут, максимальная скорость – 150 км/ч, максимальная высота полёта – 500 м.

Ещё в 2016 году было анонсировано, что черниговское предприятие «Чезара» приобрело лицензию на БПЛА Warmate и намерено осуществлять его выпуск под наименованием «Сокол». Однако данных о производстве таких беспилотников на территории Украины не имеется.

В конце прошлого года стало известно, что «Укроборонпром» готовится к выпуску дронов-камикадзе большой дальности. Есть основания полагать, что украинский Shahed – это БПЛА E300 Enterprise спроектированный компанией AeroDrone. Как заявил министр обороны Украины Алексей Резников, аппарат имеет дальность полёта свыше 3 000 км и способен нести боевую часть массой до 300 кг. Но при полёте на максимальную дальность вес боевой нагрузки будет многократно меньше. В прошлом фирма AeroDrone занималась сборкой из импортных комплектующих беспилотников сельскохозяйственного назначения.

Разведывательно-ударный БПЛА Bayraktar TB2

Согласно данным The Military Balance, в начале 2022 года Украина имела 12 беспилотников Bayraktar TB2 (по 6 единиц в Воздушных силах и в Морской авиации). Первые шесть «Байрактаров» и наземные станции управления украинские военные получили в январе 2019 года. Стоимость одного беспилотника составила 3,4 млн долларов. По результатам успешного применения «Байрактаров» азербайджанской армией в Нагорном Карабахе официальные лица Украины выразили желание дополнительно закупить ещё 48 дронов и наладить их сборку на территории страны. После начала российско-украинского вооруженного противостояния Турция поставила ещё не менее 30 «Байрактаров», часть их передана безвозмездно.

Украинский БПЛА Bayraktar TB2


Украинский БПЛА Bayraktar TB2

Появление БПЛА Bayraktar TB2 во многом связано с нежеланием США продавать Турции современные беспилотники среднего класса. Столкнувшись с острой потребностью в таких БПЛА, турецкое правительство в 2009 году заключило с компанией Baykar Makina соглашение на поставку разведывательно-ударных дронов.

В 2014 году Bayraktar TB2 побил мировой рекорд среди беспилотных летательных аппаратов в своём классе по продолжительности полёта: на высоте 8 км он находился 24 часа 34 минуты.

Беспилотник с максимальным взлётным весом 650 кг оснащён поршневым двигателем Rotax 912, который вращает толкающий винт изменяемого шага. Длина аппарата – 6,5 м. Размах крыла – 12 м. Топливные баки вмещают 300 л бензина. В горизонтальном полёте «Байрактар» может разогнаться до 222 км/ч. Крейсерская скорость – 130 км/ч. Практический потолок составляет 8 200 м, рабочая высота – 5 500 м. Дальность управления беспилотником с наземной станции Mobile GCS Baykar, размещаемой в универсальном контейнере на шасси грузовика повышенной проходимости – до 150 км.

Станции управления Mobile GCS Baykar


Станции управления Mobile GCS Baykar

В состав авиационного беспилотного комплекса в стандартной комплектации входят: две мобильные наземные станции управления, два дизель-генератора, средства наземного обслуживания и поддержки, комплект ЗИП и дополнительный автотранспорт, шесть БПЛА. Стоимость комплекса составляет 70 млн долларов, что сравнимо с ценой двух истребителей F-16С Block 52.

Глазами «Байрактара» является гиростабилизированная оптико-электронная платформа Wescam MX-15D, разработанная американской компанией L3Harris Technologies Inc. Данная платформа включает в себя модуль электрооптических камер видеонаблюдения, модуль инфракрасной камеры наблюдения и лазерный дальномер-целеуказатель совмещённый с GPS-приемником.

Оптико-электронная платформа Wescam MX-15D


Оптико-электронная платформа Wescam MX-15D

В составе аппаратуры Wescam MX-15D имеется две цветных ТВ-камеры. Одна из них предназначена для ведения обзорной разведки. Другая – для дальнего обнаружения целей. Вторая камера оснащена объективом точного наведения большой кратности и имеет четыре фиксированных степени увеличения. Эта камера даёт возможность идентифицировать наземную технику на удалении 50–70 км, а на дистанции 20 км можно хорошо рассмотреть отдельного вооруженного пехотинца. Наличие во вращающемся блоке лазерного дальномера-целеуказателя позволяет осуществлять целеуказание на дистанции до 20 км.

БПЛА Bayraktar TB2 также может комплектоваться мини-РЛС с АФАР, что в условиях плохой видимости позволяет обнаруживать замаскированную технику, или станцией радиотехнической разведки, выявляющей работу и фиксирующей координаты наземных радиолокаторов.

Для уничтожения наземных целей используются две ПТУР с лазерным наведением L-UMTAS. Длина ракеты – 1,75 м. Диаметр – 160-мм. Масса – 37,5 кг. Дальность стрельбы – до 8 км. Но гораздо чаще на четырёх подкрыльевых узлах «Байрактара» подвешивают малогабаритные корректируемые авиационные бомбы MAM-L и MAM-C.

КАБ MAM-L и MAM-C на подкрыльевых узлах подвески БПЛА Bayraktar TB2


КАБ MAM-L и MAM-C на подкрыльевых узлах подвески БПЛА Bayraktar TB2

Малогабаритные управляемые бомбы с лазерным наведением разработаны и производятся турецкой компанией Roketsan Roket Sanayii ve Ticaret A. S. Они могут быть снаряжены различными боевыми частями и является высокоточным оружием с КВО не более 1 м.

Характеристики корректируемых авиационных бомб MAM-L и MAM-C


Характеристики корректируемых авиационных бомб MAM-L и MAM-C

Компания Baykar Makina заявляет, что фюзеляж беспилотника, изготовленный из углеродного волокна, кевлара и гибридных композитов, имеет ЭПР не более 0,3 м2. Такой показатель примерно соответствует радиолокационной заметности истребителя 5-го поколения F-35 Lightning II, в связи с чем делается вывод, что «Байрактар» является малозаметным для РЛС противника летательным аппаратом. Однако на практике, в ходе боевых действий в Ливии и Нагорном Карабахе беспилотники турецкого производства в большинстве случаев успешно обнаруживались современными российскими радарами. В то же время, если БПЛА Bayraktar TB2 летел на большой высоте, он был не уязвим для ПЗРК, ЗРПК и ЗРК малой дальности. Современные ЗРК средней и большой дальности уничтожают его легко.

С первых дней российско-украинского конфликта БПЛА Bayraktar TB2 активно использовались для ведения разведки и нанесения ударов. Хотя боевые порядки российских войск в достаточной степени были насыщены средствами ПВО, украинским дронам удалось достичь определённых успехов. На их счету имеются: уничтоженная бронетехника, артиллерийские системы, РСЗО, мобильные ЗРК малой и средней дальности, командно-штабные и машины связи.

Потери Российских сил от средств воздушного нападения в первую очередь вызваны утратой управления армейской ПВО на марше, плохим уровнем взаимодействия различных родов войск, непониманием личным составом целей и задач. Основной же причиной болезненных потерь стал низкий уровень профессионализма и информированности командования, что привело к критическим ошибкам в планировании операции.

Также «Байрактары» сыграли заметную роль в событиях вокруг острова Змеиный, что стало одним из факторов, приведших к «жесту доброй воли».

Вооруженные силы Украины на определённом этапе пытались применять турецкие беспилотники для нанесения ударов по российской территории. Согласно открытым источникам, три «Байрактара» были сбиты силами ПВО 26 и 27 апреля в Курской и Белгородской областях и ещё один – 1 мая в Курской области. По состоянию на сентябрь 2022 года потери украинских БПЛА Bayraktar TB2 составляли не менее 10 единиц.

После того, как линия вооруженного противостояния стабилизировалась, информации о применении украинских «Байрактаров» для ударов по наземным целям нет. Это объясняется высокой уязвимостью тихоходных и маломанёвренных дронов к дальнобойным средствам ПВО и истребительной авиации.

В настоящее время беспилотники турецкого производства эпизодически используются ВСУ для выполнения патрульных и разведывательных полётов над районами, где риск их перехвата минимален.

Дальние реактивные беспилотные разведчики Ту-141 и Ту-143, переделанные в крылатые ракеты

В наследство от Советской Армии украинским вооруженным силам досталось несколько десятков беспилотных реактивных разведчиков Ту-141 и Ту-143. Эти БПЛА создавались для ведения разведки в районах с сильной ПВО, в основном развёртывались на западных границах СССР и выпускались на Харьковском авиационном заводе, в связи с чем большая часть Ту-141 и Ту-143 осталась в Украине.

Беспилотные разведчики Ту-141 и Ту-143 имели много общего внешне, но отличались геометрическими размерами, массой, дальностью полёта, составом и возможностями бортовой разведывательной аппаратуры. Оба аппарата были построены по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом со стреловидностью по передней кромке 58°, с небольшими наплывами в корневых частях. В передней части фюзеляжа имеется неподвижный дестабилизатор трапециевидной формы, обеспечивавший необходимый запас устойчивости. ПГО – переставляемое на земле в пределах от 0° до 8° в зависимости от центровки самолета, с углом стреловидности по передней кромке 41,3°.

Украинский БПЛА Ту-141 на пусковой установке в музейной экспозиции


Украинский БПЛА Ту-141 на пусковой установке в музейной экспозиции

Воздухозаборник двигателя расположен над фюзеляжем, ближе к хвостовой части. Такая компоновка позволила не только упростить устройство стартового комплекса, но и снизила радиолокационную заметность беспилотного разведчика. Для уменьшения размаха крыла при транспортировке консоли крыла Ту-141 отклонялись в вертикальное положение. Длина Ту-141 составляет 14,33 м, а Ту-143 – 8,6 м. Размах крыльев: 3,88 метра и 2,24 метра соответственно.

Подготовка к запуску украинского БПЛА Ту-141


Подготовка к запуску украинского БПЛА Ту-141

Ту-141 использовался в составе разведывательного комплекса ВР-2 «Стриж». В его состав, помимо беспилотника, входили машины, предназначенные для заправки и подготовки БПЛА к запуску, буксируемая стартовая установка, контрольно-проверочные стенды и аппаратные для работы с разведывательной техникой. Все элементы комплекса размещались на мобильных шасси и могли передвигаться по дорогам общего пользования.

Запуск Ту-141 производился с помощью твердотопливного стартового ускорителя, монтировавшегося в нижней части фюзеляжа. Приземление беспилотного разведчика после выполнения задания осуществлялась с помощью парашютной системы, расположенной в обтекателе в хвостовой части фюзеляжа над соплом турбореактивного двигателя.

Беспилотные разведчики Ту-141 поздних серий оснащались турбореактивным двигателем КР-17А с тягой 2 000 кгс. Реактивный летательный аппарат с взлётной массой 5 370 кг, на высоте 2 000 м развивал скорость 1 110 км/ч и имел дальность полёта 1 000 км. Минимальная высота полёта на маршруте составляла 50 м, потолок – 6 000 м.

БПЛА Ту-141 был оборудован совершенной для своего времени навигационной аппаратурой, аэрофотоаппаратами, инфракрасной разведывательной системой, средствами, позволяющими определять типы и координаты работающих радиолокаторов и производить радиационную разведку местности. На маршруте беспилотный разведчик управлялся автопилотом, манёвры и включение-выключение разведывательного оборудования происходили по заранее заданной программе.

Всего с 1979 по 1989 год в Харькове было построено 152 разведчика Ту-141. Согласно справочным данным, Украина располагала примерно 50 беспилотниками этого типа.

По компоновочной схеме и техническим решениям беспилотный разведчик Ту-143 являлся как бы уменьшенной копией Ту-141. Первый успешный полёт Ту-143 состоялся в декабре 1970 года. Официальное принятие на вооружение Ту-143 произошло в 1976 году.

БПЛА Ту-143 в музейной экспозиции


БПЛА Ту-143 в музейной экспозиции

Беспилотный разведчик со стартовой массой 1 230 кг запускался с мобильной пусковой установки на базе колёсного тягача БАЗ-135МБ. Погрузка Ту-143 в пусковую установку и эвакуация с места посадки осуществлялась с помощью транспортно-заряжающей машины.

Погрузка разведчика Ту-143 на транспортно-пусковую установку СПУ-143 с помощью транспортно-заряжающей машины ТЗМ-143


Погрузка разведчика Ту-143 на транспортно-пусковую установку СПУ-143 с помощью транспортно-заряжающей машины ТЗМ-143

Техническое обслуживание БПЛА и подготовка к запуску производились с использованием контрольно-проверочного комплекса, автозаправщика, автокрана, пожарных и грузовых автомобилей. Предстартовая подготовка занимала около 15 минут. Непосредственно перед стартом запускался турбореактивный маршевый двигатель ТРЗ-117 с максимальной тягой 640 кгс, после чего беспилотный разведчик стартовал с помощью твердотопливного ускорителя.

Полет Ту-143 выполнялся по запрограммированному маршруту с помощью автоматической системы управления, в состав которой входил автопилот, радиовысотомер и измеритель скорости. Разведывательный БПЛА был способен выполнять полет на малой высоте со скоростью до 950 км/ч, в том числе и в местности со сложным ландшафтом. Комплекс ВР-3 «Рейс» с БПЛА Ту-143 обеспечивал ведение тактической воздушной разведки в светлое время суток на глубину 60–70 км от линии фронта с использованием фото, телевизионной техники и аппаратуры разведки радиационного фона. Прием телевизионного изображения был возможен на удалении 30–40 км от наземной аппаратной.

Перед посадкой в заданном районе Ту-143 одновременно с остановкой двигателя производил горку, после чего осуществлялся выпуск двухкаскадной парашютно-реактивной системы и шасси. Поиск места посадки беспилотного разведчика производился по сигналам бортового радиомаяка. Далее производилось изъятие контейнера с разведывательной информацией и доставка БПЛА на техническую позицию для подготовки к повторному использованию. Обработка фотоматериалов происходила в мобильном пункте приема и дешифрования разведывательной информации, после чего обеспечивалась оперативная передача полученных данных по каналам связи.

Согласно сведениям, опубликованным в открытых источниках, с учетом прототипов, предназначенных для испытаний, в период с 1973 по 1989 годы было построено более 950 Ту-143. По состоянию на 2014 год в распоряжении ВСУ имелось 66 Ту-143 (большая часть на хранении).

Украинские разведывательные БПЛА Ту-141 и Ту-143 использовались ВСУ в ходе боевых действий на востоке страны в 2014–2015 гг. Их эксплуатация была возложена на 321-ю отдельную эскадрилью беспилотных самолётов-разведчиков, дислоцированную в посёлке Рауховка Березовского района Одесской области.

Беспилотные аппараты использовались для фотографирования позиций ополченцев, проведя разведку территории площадью более 250 000 га. Зафиксировать удалось около 200 объектов, включая 48 блокпостов и более 150 объектов инфраструктуры (мостов, дамб, перекрёстков, участков дорог). Однако в связи с моральным и физическим устареванием приборного оборудования советского производства разведка в реальном масштабе времени была невозможна. Временной промежуток от момента съемки до дешифровки и использования данных мог быть значительным, что во многом обесценивало результат разведывательного вылета. Несколько украинских разведывательных беспилотников в ходе этих миссий было потеряно.

Однако на этом использование, казалось бы, безнадёжно устаревших БПЛА украинскими вооруженными силами не прекратилось. Последние учения с использованием Ту-141 и Ту-143 состоялись в июне 2021 года, когда они выступали в роли тренировочных целей для расчётов ПВО.

Ещё на этапе проектирования Ту-141 и Ту-143 рассматривался вариант создания на их базе крылатых ракет, но в СССР это реализовано не было. Однако к данной идее вернулись в Украине. В декабре 2022 года украинские реактивные беспилотные разведчики, оснащённые боевой частью, атаковали аэродромы российских дальних бомбардировщиков. Показательно, что от авиабазы Дягилево до подконтрольной Украине территории около 500 км, а до авиабазы в Энгельсе – около 700 км. В результате атаки несколько самолётов получили повреждения, пострадала наземная инфраструктура, имелись убитые и раненные.

С учётом того, что дальность полёта Ту-143 составляет около 200 км, скорее всего, для ударов по авиабазам использовались тяжелые БПЛА Ту-141 с дальностью полёта около 1 000 км.

Совершенно очевидно, что для переоборудования в крылатую ракету Ту-141 подвергся серьёзной доработке. Громоздкая и тяжелая советская разведывательно-навигационная аппаратура была заменена современной системой навигации, корректирующей маршрут полёта по сигналам спутниковой системы позиционирования. Судя по всему, беспилотник также оснастили высокоточным лазерным или радиолокационным высотомером, что позволило осуществлять полёт на предельно малой высоте. Место, освободившееся в отсеке разведывательного оборудования, использовано для размещения заряда взрывчатки, который, по неподтверждённым данным, составлял 80–120 кг.

С учётом того, что максимальная дальность полёта Ту-141 была меньше, чем он мог пролететь до полного израсходования топлива, на борту импровизированной крылатой ракеты ещё имелось изрядное количество авиационного керосина, и это могло существенно повысить поражающий эффект.

Возможные меры противодействия украинским ударным БПЛА

Российские ЗРК средней и большой дальности при нормальной организации боевой работы в состоянии успешно бороться с БПЛА Bayraktar TB2, и в настоящее время аппараты этого типа очень редко появляются в зоне боевых действий.

Однако ситуация может измениться, если ВСУ получат американские БПЛА MQ-1C Gray Eagle или MQ-9 Reaper, о чём в настоящее время ведутся переговоры.

Боевой дрон MQ-1C Gray существенно превосходит турецкий «Байрактар» и способен нести ракеты AGM-114 Hellfire и управляемые бомбы GBU-44/B Viper Strike. Ещё более высоким ударным потенциалом обладает турбовинтовой MQ-9 Reaper.

Под крылья «Жнеца» можно подвесить 225-кг корректируемые авиабомбы JDAM с дальностью планирования более 20 км. Беспилотник с таким оружием может наносить удары, не входя в зону действия войсковой ПВО.

В этой ситуации могут помочь истребители Су-35С с дальнобойными ракетами. Но для этого необходимо организовать дежурство в воздухе, что с учётом численности истребителей этого типа и протяженности линии боевого соприкосновения не реально.

Кроме того, истребителям неизбежно потребуется поддержка самолётов ДРЛО, а с этим у ВКС РФ дело обстоит не очень хорошо. Также стоит отметить, что где-то с мая 2022 года наши пилотируемые боевые самолёты действуют в основном над передовой, особо не углубляясь на территорию, занятую противником.

Теоретически против дронов с управляемыми ракетами и планирующими бомбами действенным методом борьбы является подавление помехами каналов управления БПЛА и сигналов спутниковой навигационной системы GPS. Однако стоит признать, что наша активно распиаренная «всемогущая» РЭБ на практике оказалась не столь эффективна, как хотелось бы.

В реальных боевых условиях, при столкновении с современным западным вооружением выяснилось, что действительно работающей аппаратуры не очень много. К тому же после ряда крайне неприятных инцидентов российское командование стало избегать размещения станций постановки помех в прифронтовой полосе. Подтверждением этого является тот факт, что уже в течение длительного времени нам не удаётся оказать по-настоящему реальное противодействие дронам-камикадзе и управляемым реактивным снарядам GMLRS, которыми ведут огонь установки M270 MLRS, M142 HIMARS и MARS II.

В случае если противник начнёт массово использовать собственные аналоги «Шахидов», а наладить производство такого оружия при западной поддержке можно достаточно быстро, российская объектовая ПВО может оказаться в очень сложном положении. Как показывает украинский опыт, в экономическом отношении является крайне нерациональным тратить на дрон стоимостью около 20 000 долларов зенитную ракету, цена которой больше 1 млн долларов.

Уже сейчас едва ли не ежедневно появляется информация о работе систем ПВО в Крыму, в Белгородской и Курской областях. Конечно, крупные российские города от «летающих бомб» можно прикрыть «Торами», «Панцирями», «Тунгусками» и прочими мобильными войсковыми комплексами малой дальности, у которых стоимость средств поражения по сравнению с «Буком», С-300П/В и С-400 не столь велика. Но в этом случае придётся снять большую часть войсковой ПВО с фронта.

Очень показательной являются пощечины в виде неоднократных атак аэродромов в глубине российской территории.

Устаревшие громоздкие беспилотники Ту-141 сумели преодолеть сотни километров, не будучи обнаруженными и перехваченными. Страшно представить, что может случиться, если целью удара вражеских тяжелых БПЛА станет не аэродром «стратегов», а АЭС, плотина крупной ГЭС или химическое производство, где используются токсичные вещества.

В это самое время, когда украинские «Стрижи» свободно летают над центральной частью России, имеющиеся С-300П используются для обстрела наземных целей.

Совершенно очевидно, что в сложившейся ситуации, помимо укрепления системы ПВО вокруг критически важных объектов, необходимо искать пути для скорейшего прекращения боевых действий.

Источники:
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account